Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 16 июля 1998, стр. 3; ДВ №24 от 23 июля 1998, стр. 3; ДВ №25 от 29 июля 1998, стр. 3; ДВ №27 от 21 августа 1998, стр. 3; ДВ №28 от 28 августа 1998, стр. 3; ДВ №29 от 4 сентября 1998, стр. 3; ДВ №30 от 11 сентября 1998, стр. 3; ДВ №36 от 23 октября 1998, стр. 3; ДВ №37 от 30 октября 1998, стр. 3; ДВ 39 от 13 ноября, стр. 3; ДВ №42 от 27 ноября 1998, стр. 3; ДВ №43 от 11 декабря 1998, стр. 3; ДВ №44 от 18 декабря 1998, стр. 3; ДВ №45 от 25 декабря 1998, стр. 3; ДВ №2 от 15 января 1999, стр. 3; ДВ №3 от 22 января 1999, стр. 3; ДВ №6 от 12 февраля 1999, стр. 3; ДВ №7 от 19 февраля 1999, стр. 3; ДВ №8 от 26 февраля 1999, стр. 3; ДВ №9 от 5 марта 1999, стр. 3

 

Зайцев Г.

 
заведующий музеем Вышневолоцкого драматического театра
     

Купец Демидов – служитель Мельпомены

Дела Общественного собрания шли между тем недурно, и забастовка любителей не так сильно отразилась на финансовом положении потому, что в этом году особенно много было приезжих артистов. От сдачи в аренду сцены Общественное собрание заработало хорошо.
Уехал из города председатель Совета старшин Н.С. Соболев, и натянутые отношения с любителями сразу прекратились.
1913 год начали постановкой комедии Мясницкого “Сыщик” и водевиля “Голодный Дон-Жуан”. А 13, 20, 27 января и 10 февраля были устроены литературно-музыкальные вечера, прошедшие с большим успехом.
17 февраля в пользу Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Мариинской женской гимназии был устроен спектакль-концерт, на котором присутствовал тверской губернатор.
В марте 1913 года артисты-любители сфотографировались группой в составе 22 человек.
8 июля поставили “Майоршу” Шпажинского, которая в 1900 году уже шла в исполнении труппы Чардымского с любителями. В спектакле были заняты И.Ф. Шайкин, Б.В. Пантюшкин, А.А. Максимов, В.Г. Демидов, 3.Г. Карабанова, JI.Г. Соловьева, М.В. Демидова, Д.Н. Истомин, А.Д. Станиславова, А.А. Буянский, В.Г. Хохлов, П.А. Поведский.
18 августа 1913 года в пользу детского приюта по просьбе Е.Э. Колзаковой был поставлен спектакль с участием молодой артистки Е.А. Зябловой, кончившей драматические курсы в Москве. Она выбрала комедию Федотова “Хрущевские помещики”.
Сначала ей предложили и просили сыграть Ларису в “Не было ни гроша, да вдруг алтын” А. Островского. Но она отказалась от этой роли – желала выступить в центральной – и предложила “Хрущевские помещики”. Несмотря на свою молодость, она в этой роли была великолепна. Хороши были и А.Д. Станиславова и В.И. Дидрихсон. А вот М.В. Демидова, ударившись в излишний драматизм, переиграла, нервничала, сердилась за кулисами.
Выступившая в первый раз в спектакле кружка А.М. Есиновская, до этого игравшая в Ефремовском театре, где исполняла комические роли, вполне смогла заменить отсутствовавшую Ф.А. Антонову.
1 сентября 1913 года по просьбе администрации фабрики Рябушинских в третий раз сыграли там “Не было ни гроша, да вдруг алтын”. По окончании спектакля за столом развернулись горячие споры о репертуаре для фабричного театра. В.Г. Демидов и его сторонники отстаивали Островского и других классиков, М.И. Маляревский /заведующий школой/ и Прусов стояли за легкие, веселые комедии. Каждый остался при своем мнении.

18-й театральный сезон открыли миниатюрами А.А. Максимова, пригласившего для этого профессиональную актрису Катрин. Первый спектакль имел успех, но потом зрители не жаловали, и сборы были мизерные. Максимов пытался ставить эти миниатюры на станциях Николаевской железной дороги, в Осташкове, на фабрике, но прогорел.
А вот спектакль “Цена жизни”, который любители поставили в пользу местной Общины Красного Креста, прошел настолько хорошо, что мог бы удовлетворять самым строгим требованиям. В нем принимали участие В.Г. Демидов, М.В. Демидова, Д.Н. Истомин, А.Д. Станиславова, М.В. Земмеринг, В.Г. Хохлов, 3.Г. Карабанова, А.А. Буянский, И.Н. Леонов, Ф.А. Антонова.
В октябре на Совете старшин Общественного собрания решено было отчислять 10% чистого сбора от спектаклей г. г. любителям для возмещения их расходов. Инициатором постановки этого вопроса был А.А. Буянский. Он предлагал использовать эти деньги для совместных поездок любителей в Москву и С.-Петербург для посещения столичных театров.
С декабря 1913 года А.А. Максимов ушел с фабрики, и спектакли с участием любителей кружка там прекратились. На фабрике стали ставить спектакли преподаватели школы, но качество их было на низком уровне.
В апреле 1914 года антрепренер Л.А. Годсон, ставивший в прошлом году в В. Волочке “Трильби” и “Превосходного тестя” с труппой артистов московских театров, решил познакомить вышнево-лочан с мастерством артистов Императорских театров Н.Р. Таировой, Н.В. Панова, A.JI. Желябужского, а также Мартынова, Вербицкой, Петровой, Борисова и П. Годсона. Они показали
“Молодежь” М. Дрейера и “Лабиринт” С. Полякова.
Вспыхнувшая первая мировая война заставила отменить ставившийся спектакль для студентов, и было принято решение организовать кружечный сбор в пользу семей запасных и ратников, призванных на войну. Собрали 1080 рублей. Этот сбор послужил образованию под председательством Е.Э. Колзаковой комитета помощи запасных и ратников.

31 августа 1914 года в зале Общественного Собрания состоялся благотворительный спектакль с концертом в фонд этого комитета. В первом отделении оркестр под управлением А.Г. Чеснокова исполнил увертюру из оперы “Жизнь за царя” Глинки. Арию Сусанина “Чуют правду” из этой же оперы исполнил Ф.Г. Пупин, а хор под управлением Г.А. Станкевича исполнил “Что так печален Сербский народ”. Затем были исполнены Бельгийский, Английский, Сербский, Черногорский и Французский гимны. Во втором отделении любители сыграли “Драматический случай из 1854 года”, соч. А.Ф. Писемского. В спектакле были заняты И.Н. Леонов, А.Д. Станиславова, П.А. Поведский, И. Ф. Шайкин, А.А. Буянский и В.Г. Демидов.
22 октября 1914 года показали пьесу Леонида Андреева “Король” (“Закон и свобода”). Весь сбор от спектакля поступил в Вышневолоцкую Казанскую Общину Красного Креста на приобретение теплых вещей для воинов.
7 декабря 1914 года любители сыграли спектакль “Позор Германии” (“Культурные звери”), драму в 4-х действиях из современной войны, Мамонта-Дальского и П.М. Корсакова. В спектакле играли А.А. Буянский, И.Н. Леонов, В.Г. Демидов, Б.И. Успенский, Ф.В. Сергеев, А.А. Зыбин, А.Д. Станиславова, 3.Г. Карабанова, В.А. Вальковский, М.Ф. Шайкина, И.Ф. Струк, Н.А. Аниханов, Д.С. Щеткин, С.М. Гребенщиков.
Некоторые из участников Драматического кружка были мобилизованы в армию и направлены на фронт. Оставшиеся, выполняя свой гражданский долг, играли в спектаклях и средства, полученные от них, направляли на оказание помощи семьям запасных и ратников города Вышнего Волочка и его уезда.
Вновь стали принимать активное участие в спектаклях кружка И.Н. Леонов, А.И. Мамаев.
В это трудное для России время В.Г. Демидов переключается на активную общественную деятельность. Но эта сторона его жизни требует особого исследования.
Талантливые люди, такие как Василий Григорьевич Демидов, отдавали всю свою жизнь общественному служению, оказывая огромные услуги в той или иной области народной жизни, а уходили из нее чуть ли не безвестными и скоро забывались.

И сказок о них не расскажут,
И песни о них не споют...


Нужно ли говорить о том, как это жестоко и не справедливо...

Вновь и вновь перелистываю уже пожелтевшие драгоценные странички его дневников, сброшюрованные из обычных ученических тетрадей, и восхищаюсь его недюжинным талантом, порядочностью и преданностью тому делу, которому он служил, – искусству театра. Как же надо было любить театр, чтобы после каждого напряженного рабочего дня, а затем играя в спектаклях до поздней ночи, находить еще силы и просиживать ночами, подробнейшим образом анализировать прошедший спектакль, с краткой характеристикой каждой сыгранной роли, и всё это скрупулезно записывать в дневниках. И мы отдаем себе отчет в том, какую огромную роль сыграл Василий Григорьевич Демидов и его единомышленники в создании, становлении и сохранении нашего Вышневолоцкого государственного драматического театра.

Возврат в МЕНЮ

         
13