Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 16 июля 1998, стр. 3; ДВ №24 от 23 июля 1998, стр. 3; ДВ №25 от 29 июля 1998, стр. 3; ДВ №27 от 21 августа 1998, стр. 3; ДВ №28 от 28 августа 1998, стр. 3; ДВ №29 от 4 сентября 1998, стр. 3; ДВ №30 от 11 сентября 1998, стр. 3; ДВ №36 от 23 октября 1998, стр. 3; ДВ №37 от 30 октября 1998, стр. 3; ДВ 39 от 13 ноября, стр. 3; ДВ №42 от 27 ноября 1998, стр. 3; ДВ №43 от 11 декабря 1998, стр. 3; ДВ №44 от 18 декабря 1998, стр. 3; ДВ №45 от 25 декабря 1998, стр. 3; ДВ №2 от 15 января 1999, стр. 3; ДВ №3 от 22 января 1999, стр. 3; ДВ №6 от 12 февраля 1999, стр. 3; ДВ №7 от 19 февраля 1999, стр. 3; ДВ №8 от 26 февраля 1999, стр. 3; ДВ №9 от 5 марта 1999, стр. 3

 

Зайцев Г.

 
заведующий музеем Вышневолоцкого драматического театра
     

Купец Демидов – служитель Мельпомены

В этот счет не вошли многочисленные вечера, концерты и спектакли, устроенные с различными благотворительными целями. Все эти цифры красноречиво говорят о том, что деятельность Драматического кружка не прошла бесследно для горожан.
Увеличение сборов от любительских спектаклей и небольшие доходы от спектаклей заезжих профессионалов показывают, что посетители спектаклей верят в серьезное отношение любителей Драматического кружка к искусству.
Оглядываясь на 11-летнюю деятельность кружка, любители с чувством глубокого нравственного удовлетворения могут похвалиться результатами своей плодотворной деятельности. Поэтому всякие рассуждения о том, что объединение будет якобы препятствовать развалу кружка, не имеют под собой почвы. Спектакли, которые даются регулярно в течение уже 11 лет не могут называться случайными. Ясно, что тут мы имеем дело с прочной организацией, которая может меняться в своем составе, но которая уже никогда не сможет поставить крест над своей деятельностью”.
Далее В. Демидов скрупулезно привел цифровые данные о деятельности Драматического кружка и других общественных организаций и убедительно доказал, что такое объединение может привести к фактическому закрытию Драматического кружка.
Собрание приняло решение о неприемлемости такого объединения, лишающее Драматический кружок своего названия, своей самостоятельности.
Благодаря мудрости и принципиальности Василия Григорьевича Демидова и его сподвижников был сохранен Вышневолоцкий театр для потомков.
После многочисленных маскарадов, проведенных в январе 1908 года, чтобы заинтересовать зрителей, любители решили разыграть веселую, озорную комедию В. Крылова “Сорванец”. Роль бойкого и задорного сорванца великолепно провела М.В. Демидова. Под стать ей были и другие исполнители. Спектакль прошел на ура!
О нем в “Вышневолоцком голосе” была помещена шуточная рецензия К.В. Кудряшова:
“...Все исполнители были очень хороши в своих ролях. Исключение составляет только В. Г. Д., который, как всегда, никуда не годится, хотя и играл на этот раз генерала. Нельзя не похвалить и самой пьесы, а тем самым и тех любителей, которые выбрали ее для постановки. Есть много хороших вещей. Есть у нас “Власть тьмы” Толстого, “Вишневый сад”, “Чайка” Чехова, наконец, “Жизнь человека” Андреева, да мало ли! ... Но такой, как “Сорванец”, я еще не видал и не слыхал. Какая глубина идеи! Какая необыкновенная яркость талантов! А остроумия... да просто не оберешься!
Я заплатил 30 копеек, чтобы посмотреть эту пьесу, и совсем не жалко. Не верите? Честное слово. Когда на нашей сцене еще раз будет поставлен этот “Молодец”, то есть “Сорванец” – обязательно сходите. То-то благодарить меня будете!”
Из рецензии этой видно, как автор, член Драматического кружка, иронически относился к несерьезному репертуару. Понимали это и все члены кружка. Но необходимо было исходить из реальных возможностей. К сожалению, и “Вишневый сад”, и “Чайка” Чехова были еще не по плечу вышневолоцким любителям, но они к этому готовились.
Заканчивая 12-й театральный сезон, по инициативе В.Г. Демидова был подготовлен и проведен большой студенческий вечер. По его совету остановились на “Свадьбе” Чехова, с его же “Лебединой песней” и концертным отделением.
Зрительный зал был переполнен, пришлось даже подставлять дополнительные стулья.
В драматическом этюде в 1-м действии “Лебединая песня” В.Г. Демидов сыграл Светловидова, комика, старика. А в роли суфлера был любимец вышневолоцкой публики вновь вернувшийся в кружок после непродолжительного отлучения Н.М. Красильников. Что творили на сцене два этих талантливых актера, не поддается описанию. В. Демидов и Н. Красильников были в ударе, они сами наслаждались своей игрой. И еще долго в антракте зрители не могли успокоиться, обсуждая блестящее исполнительское мастерство любимых артистов.
В концертном отделении на долю певцов и музыкантов выпало немало аплодисментов, но наибольший успех, как и можно было ожидать, заслужил Л.Э. Ланге, скрипач, артист императорских театров, П.И. Тихонов, бас, артист Киевской оперы, А.И. Тихонова, ученица профессора Зиферта, доставившая публике большое удовольствие своей игрой на виолончели.
Тепло и сердечно принимали зрители выступления Д.Н. Бердовщикова, М.В. Демидовой, И.С. Петрова, В.Н. Губановой и Э.Г. Земмеринг.
В заключение сыграли “Свадьбу” А. Чехова. В составе исполнителей ролей наряду с уже знакомыми Е.А. Вальковской, В.И. Костылевым играли и новички Н.А. Аниханов, А.К. Шумякова, М.Н. Костылева, И.Е. Усинин, Д.Н. Бердовщиков, Н.П. Богданов, Ф.А. Визенберг, Б.А. Образцов, И.Н. Новиков.
Завершили любители сезон постановкой двух отрывков из произведений Льва Николаевича Толстого “Власть тьмы” и “Плоды просвещения”, приурочив их к 80-летнему юбилею великого писателя. От имени всех участников юбилейного вечера была послана телеграмма такого содержания: “Вышневолоцкий Драматический кружок шлет мировому гению почтительнейшие поздравления. Да продлится жизнь славного писателя на многие годы для его великой проповеди любви и истины на благо всему человечеству”.
Обществом вспоможения частному служебному труду летом 1907 года в Ефремовском театре был произведен большой ремонт сцены и зала, и в сентябре того же года состоялось открытие театрального сезона. Под руководством В.Г. Демидова и по его совету был подготовлен и поставлен в этом театре спектакль “Свои люди – сочтемся!” А.Н. Островского, с участием кружковцев Н.М. Красильникова и П.И. Волкова. В комедии, поставленной В.Г. Демидовым, играли: Селянин – Большова, Волков – Подхалюзина, Красильников – Рисположенского, Константинова – Липочку, Антонова – сваху. Пьеса прошла недурно.
После этого спектакля Ефремовский театр как бы получил второе дыхание. Играть в нем стали даже чаще, чем в Драматическом кружке. Руководил постановкой спектаклей в этом театре директор фабрики Рябушинских Буров. Участвовали в спектаклях и другие служащие с фабрики: Д.П. Константинова, И.А. Захаров /Хинь/, Я.М. Печалкин и другие.
Уровень исполнения был не очень высок, играли значительно хуже, чем любители Драматического кружка, но эти спектакли привлекали публику, цены были недорогие. Приказчики и служащие фабрики поддерживали свой театр, шумно аплодировали исполнителям.
Там в первый раз выступала П.Е. Шумилина, сразу заявившая себя на первенствующее положение. Сыграла Полю в “Кручине”, Олю в “Светит, да не греет”, обратила на себя внимание и по приглашению В.Г. Демидова перешла на сцену Драматического кружка.
Обоюдный обмен исполнителями позволил повысить уровень спектаклей в Ефремовском театре, а наиболее способные исполнители переходили затем в Драматический кружок.
В конце 12-го театрального сезона любители – артисты Драматического кружка – затеяли подписку на подарок Марии Васильевне Демидовой, ведущей исполнительнице главных ролей, создавшей в последние годы ряд ярких, значительных образов русских женщин в сыгранных ею спектаклях и получивших высокое признание публики. В.Г. Демидов, узнав об этом и не желая сеять рознь среди любителей, уговорил инициаторов подписки не делать этого.
1 октября 1908 года, открывая 13-й театральный сезон, по предложению А.А. Буянского поставили спектакль по пьесе Евдокимова “Непогребенные”, в котором были задействованы И.Н. Леонов, Ф.А. Антонова, М.В. Демидова, А.А. Буянский, В.А. Вальковский, П.Е. Шумилина, В.Г. Демидов, Н.М. Красильников, А.А. Миронова, А.К. Шумякова, Н.И. Некрасов, Д.Н. Истомин, И.М. Смирнов, К.Н. Никулин.
Роль Туркина сначала репетировал Никулин, но, побоявшись, что не справится с ней, передал ее Демидову. Кстати, это не первый случай, когда Демидову передавали роли, оказавшиеся не по плечу отдельным исполнителям, претендовавшим на них.
Этот спектакль прошел с большим успехом, и его затем повторили 12 октября.
22 октября в пользу Пожарного Общества был поставлен спектакль “Красная мантия”. Такие спектакли в пользу этого общества ставились ежегодно.
Выбор пьесы был сделан по совету И.Н. Леонова. Исполнители главных ролей В Г. Демидов и М.В. Демидова видели эту пьесу в Москве. Благодаря великолепной игре этих исполнителей, а также Ф.А. Антоновой, сестер Шумяковых, И.Е. Усинина и Н.А. Аниханова пьеса смотрелась с большим интересом. Костюмы для спектакля были выписаны из Москвы от Пенягина, который взял за пять костюмов 25 рублей.
И вот во время этого спектакля, в начале второго действия, объявили пожарную тревогу. Из зала кто-то крикнул, что горит дом рядом с домом В.Г. Демидова. Занавес опустили, и исполнители, в гриме и костюмах, бросились на пожар. Горело действительно рядом с задворками дома Демидовых. Пожар быстро потушили: исполнители вернулись на сцену и после 40-минутного перерыва доиграли спектакль.

Возврат в МЕНЮ

         
9