Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 16 июля 1998, стр. 3; ДВ №24 от 23 июля 1998, стр. 3; ДВ №25 от 29 июля 1998, стр. 3; ДВ №27 от 21 августа 1998, стр. 3; ДВ №28 от 28 августа 1998, стр. 3; ДВ №29 от 4 сентября 1998, стр. 3; ДВ №30 от 11 сентября 1998, стр. 3; ДВ №36 от 23 октября 1998, стр. 3; ДВ №37 от 30 октября 1998, стр. 3; ДВ 39 от 13 ноября, стр. 3; ДВ №42 от 27 ноября 1998, стр. 3; ДВ №43 от 11 декабря 1998, стр. 3; ДВ №44 от 18 декабря 1998, стр. 3; ДВ №45 от 25 декабря 1998, стр. 3; ДВ №2 от 15 января 1999, стр. 3; ДВ №3 от 22 января 1999, стр. 3; ДВ №6 от 12 февраля 1999, стр. 3; ДВ №7 от 19 февраля 1999, стр. 3; ДВ №8 от 26 февраля 1999, стр. 3; ДВ №9 от 5 марта 1999, стр. 3

 

Зайцев Г.

 
заведующий музеем Вышневолоцкого драматического театра
     

Купец Демидов – служитель Мельпомены

Комиссия решила активизировать работу литературно-музыкальных вечеров, которые в последнее время проводились редко. К участию в этих вечерах намечали приглашать Е.А. Визенберг, М.И. Милову, В.И. Санина, Е.И. Сулимова, А.П. Бабкина, В.В. Лютина, С.И. Бителева, хор под управлением Г.А. Сганкевича. Решили дополнить в программу этих вечеров выступление артистов-любителей с чтением отрывков из художественных произведений в костюмах и гриме.
Театральная комиссия разрешила отдельным любителям ставить самостоятельные спектакли в Драматическом кружке, чтобы можно было охватить каждого участника занятием в спектаклях.

К открытию 14-го театрального сезона по предложению А.А. Буянского была взята пьеса А.Ф. Писемского “Горькая судьбина”. Для участия в репетициях этого спектакля В.Г. Демидов пригласил из Ефремовского театра П.В. Дмитриева, И.А. Захарова, А.С. Соловьева. После длительной болезни вновь выступал в спектаклях А.        Я. Логунов.
П.В. Дмитриев принимал участие в спектаклях артиста М.П. Ратмирова, которого Общество вспоможения частному служебному труду выписало вместе с женой – артисткой О.М. Голицыной для постановки спектаклей в Ефремовском театре в зимний сезон 1909-1910 гг. Выступление московских артистов широко рекламировалось. Были выпущены красочные программы к спектаклям М.П. Ратмирова. Билеты заблаговременно можно было получить в магазинах М.Я. Раухваргера, А.И. Кобелева, Н.В. Сорокиной. На открытие были приглашены два оркестра. Сезон он открыл “Сыщиком” в первых числах сентября и ставил спектакли еженедельно.
Репертуар был самым разнообразным. Ратмиров брался за фарсовые роли и за героические. Актер он был довольно слабый.
В.Г. Демидов видел его в спектакле “Коварство и любовь” Шиллера, где Ратмиров играл Фердинанда, не имея для этой роли ни темперамента, ни внешних физических, ни голосовых данных. А вот О.М. Голицына блеснула своим мастерством в роли Луизы. Хорош был и любитель П.В. Дмитриев, сыгравший Миллера.
17 ноября 1909 года П.В. Дмитриев осуществил постановку комедии Н. Гоголя “Женитьба”. Состав исполнителей был такой:
Агафья Тихоновна – Л.Г. Соловьева
Арина Понтелеевна – А.К. Шумякова
Фекла Ивановна – Ф.А. Антонова
Подколесин – П.В. Дмитриев
Кочкарев – Г.С. Селянин
Яичница – В.Г. Демидов
Анучкин – И.П. Щеголев
Стариков – А.С. Соловьев
Степан – С.А. Сомихин
Хвостиков – А.И. Лейзерсон
Мурашкина – Е.М. Раухваргер
Ариша – Р. Гинзбург
В роли Жевакина вышневолоцкие зрители увидели своего любимца Н.М. Красильникова, который, отбыв срок наказания за свой проступок по отношению к А.Д. Станиславовой, опять с удовольствием играл в спектаклях.
Доверительные творческие отношения сложились у вышневолоцких артистов-любителей с любителями сценического искусства из Спирова Б.И. Исаевым и М.Е. Бориной. На открытии, после ремонта в училище, Б.И. Исаев поставил “Чайку” А.П. Чехова с приглашенными любителями из Петербурга. Затем он поставил “Цену жизни”. Так как в Спирово было мало любителей, он обратился к В.Г. Демидову, и тот согласился на обоюдных условиях, что отдельные кружковцы будут играть в его спектаклях, а он с М.Е. Бориной – в спектаклях Драматического кружка.
Таким образом В.Г. Демидов нашел полную замену на роли, которые играл В.А. Вальковский, а М.Е. Борина обладала интересной сценической внешностью и оказалась хорошей исполнительницей разноплановых ролей. И если бы они могли чаще бывать в В. Волочке, то уход В.А. Вальковского был бы абсолютно не ощутим. Жаль было только А.Д. Станиславову, отличную исполнительницу многих ролей.
В пятницу, на масленицу 26 февраля 1910 года, любители играли “Правда хорошо, а счастье лучше” А.Н. Островского. Как раз перед началом этого спектакля мимо В. Волочка провозили в С.-Петербург тело скончавшейся В.Ф. Комиссаржевской. Любители почти в полном составе театральной комиссии поехали на станцию и возложили венок на гроб великой русской актрисы с надписью на лентах: “От Вышневолоцкого Драматического кружка”. Вскоре любители получили письмо от матери В.Ф. Комиссаржевской с выражением благодарности за возложение венка.
А в июне в В. Волочек приехала A.Л. Вадий (по сцене Волконская) с артистом А.И. Горским. Оба они участвовали в труппе Орленева по Сибири, и А.Л. Вадий надумала поставить спектакль в своем родном городе.
А.И. Горский, игравший в труппе Орленева в спектакле “Братья Карамазовы” Смердякова, в этом спектакле решил сыграть Митю. А.Л. Волконская (Вадий) играла Грушу, а Федора Павловича Карамазова – В. Г. Демидов. В остальных ролях были заняты Н.М. Красильников, М.И. Костылев, Н.Г. Ястребов, Н.А. Аниханов, Д.Н. Истомин, К.Н. Никулин и другие.
Артист А.И. Горский играл довольно плохо, к тому же Образцов, с которым он торговался за суфлирование, ему почти не подавал или подавал очень неудачно текст. Короче, он не понравился публике и оказался слабее многих любителей.
А.Л. Вадий играла в Драматическом кружке еще в 1900 году, в спектакле “Шутники”, и тогда не обнаружила больших способностей. И хотя она и блеснула своей хорошей внешностью и красивым платьем, мастерства у нее оказалось недостаточно.
25 июля 1910 года сыграли для студентов драму А. Куприна в одном действии “Клоун”. В заглавной роли выступил В.Г. Демидов, а в роли Эммы, после годичного перерыва, по просьбе студентов в этом спектакле играла А.Д. Станиславова.
В течение закончившегося 14-го театрального сезона было поставлено 14 спектаклей, 2 выездных спектакля в Спирово и 3 литературно-музыкальных вечера. Да и на сборы от спектаклей обижаться не следовало. Несмотря на то, что в Ефремовском театре часто шли спектакли в постановке Ратмирова, они не повлияли на сборы в Драматическом кружке.
Ратмиров придерживался трескучего репертуара: “Клуб самоубийц”, “Варфоломеевская ночь” и т. п. Много он ставил костюмных пьес, как “Царская невеста”, “Дмитрий-самозванец”, “Вольная волюшка”. Сборы у него были невысокими, и закончил он скандалом с Обществом вспоможения частному служебному труду. На последнем спектакле он со сцены объявил, что ему не платят денег и поэтому играть спектакль не собирается. В действительности деньги ему были обещаны после спектакля. Возник скандал, публика потребовала вернуть деньги. Их выдали. Завершилась эта неприятная история на страницах “Вышневолоцкого голоса”, где было напечатано, что иск был предъявлен артисту Ратмирову за срыв спектакля и он должен возместить убыток. Но так как у него за душой не было ни гроша, взять было нечего.
22 октября 1910 года состоялся последний спектакль Драматического кружка, имевшего
самостоятельный юридический статус. То, что в течение многих лет добивалось Благородное собрание, а сейчас Общественное собрание, свершилось. Со дня на день ждали из Твери получение утвержденного Устава Общественного собрания, по которому Драматический кружок терял свой статус и переходил в юрисдикцию этой организации.
Решено было ознаменовать этот день совместным ужином всех любителей кружка после спектакля. Разосланы были пригласительные билеты такого содержания: “Дирекция Драматического кружка ввиду предстоящего слияния с Благородным собранием (теперь оно будет именоваться Общественным собранием), принося Вам глубокую благодарность за любезное участие в спектаклях на сцене кружка, покорнейше просим Вас почтить своим присутствием товарищеский ужин г.г. любителей, устраиваемый после спектакля 22 октября 1910 года в помещении кружка в 11.30 часов вечера. Дирекция Вышневолоцкого Драматического кружка”.
Это был 128-й спектакль. Играли “Меблированные комнаты Королева” Крюковского и Урайского и драматический этюд Гр. Ге “Искры пожара”, шедшие еще в 1907 году. Участие в этом знаменательном спектакле принимали В.Г. Демидов, И.Н. Леонов, А.А. Буянский, М.В. Демидова, А.Д. Станиславова, М.И. Костылев, Л.Г. Соловьева, Н.А. Никитина, Д.М. Ворожебский, А.Н. Сомихин, Ф.А. Антонова, Д.Н. Истомин, А.И. Бойцов, М.П. Никифоров, Шикломанова, Кацюбинская.
Спектакль прошел на высоком эмоциональном градусе, исполнители ролей все были в ударе. По окончании спектакля был сервирован ужин, на котором кроме участвовавших в спектакле были В.И. Дидрихсон, А.Е. Сергиевская, А.Я. Логунов, В.И. Костылев и другие. В адрес Драматического кружка поступили приветственные телеграммы.

Возврат в МЕНЮ

         
11