Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 16 июля 1998, стр. 3; ДВ №24 от 23 июля 1998, стр. 3; ДВ №25 от 29 июля 1998, стр. 3; ДВ №27 от 21 августа 1998, стр. 3; ДВ №28 от 28 августа 1998, стр. 3; ДВ №29 от 4 сентября 1998, стр. 3; ДВ №30 от 11 сентября 1998, стр. 3; ДВ №36 от 23 октября 1998, стр. 3; ДВ №37 от 30 октября 1998, стр. 3; ДВ 39 от 13 ноября, стр. 3; ДВ №42 от 27 ноября 1998, стр. 3; ДВ №43 от 11 декабря 1998, стр. 3; ДВ №44 от 18 декабря 1998, стр. 3; ДВ №45 от 25 декабря 1998, стр. 3; ДВ №2 от 15 января 1999, стр. 3; ДВ №3 от 22 января 1999, стр. 3; ДВ №6 от 12 февраля 1999, стр. 3; ДВ №7 от 19 февраля 1999, стр. 3; ДВ №8 от 26 февраля 1999, стр. 3; ДВ №9 от 5 марта 1999, стр. 3

 

Зайцев Г.

 
заведующий музеем Вышневолоцкого драматического театра
     

Купец Демидов – служитель Мельпомены

И в этом большая заслуга тех, кто, вступив в кружок с первого же спектакля, не дрогнул перед трудностями и, выдержав все испытания, остался верным до конца. Они стали тем стержнем, вокруг которого формировались новые исполнители на заложенных ранее традициях.
К концу 11-го театрального сезона среди ветеранов Драматического кружка остались И. Н. Леонов, Н. М. Красильников, 3. А. Энгель-Брехт, А. П. Кудряшов, А. Я. Логунов, Е. В. Буховецкая, М. В. Демидова, Н. В. Никитина во главе со своим лидером – актером и режиссером В. Г. Демидовым. Это благодаря их усилиям, терпению и настойчивости театр в Вышнем Волочке сохранился и здравствовал.
Подводя итоги закончившегося 11-го театрального сезона, В. Демидов назвал его самым удачным из всех доселе бывших как по количеству, так и по качеству показанных спектаклей. Этот сезон укрепил за любителями хорошую репутацию кружка, вполне заменяющего профессиональную труппу и превосходящего по качеству исполнения спектакли большинства приезжавших в город артистов-профессионалов.
Хорошие постановки способствовали увеличению сборов. Со своей стороны и публика, привыкшая к серьезному отношению любителей к постановке спектаклей, становилась более требовательной и взыскательной и уже не удовлетворялась таким исполнением, которое считалось недурным еще пять-шесть лет тому назад.
Помимо ветеранов к концу 11-го сезона прочно обосновались в группе ведущих актеров А.А. Буянский, А.Д. Станиславова, В.А. Вальковский, Е.А. Вальковская, М.И. Костылев, Ф А. Антонова, М.В. Земмеринг.
Интересным нововведением в деятельности Драматического кружка стало проведение литературно-музыкальных вечеров. Инициаторами этого мероприятия стали А.А. Буянский и К.Д. Кудряшов. Они предложили для членов кружка и их близких устраивать семейные вечера-капустники. Эта затея всем понравилась, а сами вечера получили большой резонанс в городе. И тогда решили проводить литературно-музыкальные вечера для широкой публики. Был избран комитет, куда вошли А.А. Буянский, А.Д. Станиславова, В.Г. Демидов, В.А. Вальковский, Д.Н. Истомин, Г.М. Сапожников. Члены комитета весьма деятельно взялись за организацию вечеров и наметили ряд лиц, которых решили привлекать в качестве исполнителей.
Особенно активно работала в комитете А.Д. Станиславова, которая заручилась согласием интересных вокалистов города: Э.Г. Земмеринг (меццо-сопрано), В.А. Ильиной (контральто). Согласились участвовать также врач Каштанаки (виолончель), В.Н. Чубакова (сопрано), В.И. Санин (тенор), Мохин (мандолина и балалайка). Аккомпанировать взялась, за гонорар в 20 рублей в месяц, приехавшая в В. Волочек хорошая пианистка Е.П. Дорошкевич.
Начал вновь организовываться хор под управлением Г.А. Станкевича, совсем уже было распавшийся за последние два года и собиравшийся только в исключительных случаях для участия в таких спектаклях, как “Чародейка” и “Каширская старина”.
Первый вечер состоялся 16 сентября 1907 года, завоевав симпатии зрителей. Особенно радушно встречали зрители выступления В.А. Ильиной, Э.Г. Земмеринг, врача Каштанаки. В.И. Санин был уже известен вышневолоцкой публике: он обладал красивым, приятного тембра голосом и его выступления встречали всегда на бис.
На этих вечерах пробовали свои силы и молодые исполнители, и начинающие артисты-любители в одноактных пьесах и небольших сценках.
Всегда с неизменным успехом выступали В. Демидов, А. Буянский, М. Демидова, А. Логунов, В. Вальковский, А. Станиславова с шутками и юмористическими рассказами, с отрывками из художественных произведений.
Случались, правда, и неудачные выступления. Так, например, чрезвычайно плохо дебютировал малолетний Кобелев, с балалайкой, в крестьянском костюме, с куплетами “Чай заварил” и еще более неподходящими довольно скользкими куплетами. Распорядитель велел опустить занавес, не дожидаясь окончания выступления.
Все последующие литературно-музыкальные вечера пользовались огромным успехом при большом стечении публики.
25 ноября 1907 года на одном из литературно-музыкальных вечеров поставили водевиль Разсокина “Жена напрокат”, который был показан в первый раз еще 6 декабря 1896 года, т. е. в день открытия театра. Сейчас в спектакле играли Д.Н. Истомин в роли Мордашова, А.И. Мамаев в роли его племянника, Н.М. Красильников – Акакий, Н.В. Никитина – вдова, Е.А. Вальковская – горничная.
Ансамбль исполнителей получился на славу. Спектакль прошел на одном дыхании. Во время действия исполнителей неоднократно вызывали на бис. Особенно великолепен был в своей роли Н.М. Красильников, вызывавший в зрительном зале непрекращающийся смех.
А 6 декабря 1907 года, в 11-ю годовщину со дня создания Драматического кружка, повторили “Бедность не порок” А.Н. Островского и уже упомянутую “Жену напрокат”. В этих спектаклях были заняты: И.Н. Леонов, Е.А. Вальковская, М.В. Демидова, В.Г. Демидов, А.А. Буянский, В.А. Вальковский, Г.М. Сапожников, Д.Н. Истомин, А.Д. Станиславова, К.П. Леонова, Ф.А. Антонова, А.И. Мамаев, А.К. Шумякова, П.И. Волков, Н.В. Никитина, Н.М. Красильников.
Настроение у всех было приподнятое, праздничное. За кулисами много шутили, вспоминая о прошлом. Это настроение ощущалось и в зрительном зале. И вот в антракте спектакля “Бедность не порок”, между первым и вторым действиями, произошел инцидент. За кулисы от неизвестных лиц исполнительнице роли молодой вдовы А.Д. Станиславовой был вручен пакет, перевязанный шелковой лентой. Она в присутствии всех раскрыла пакет и в нем обнаружила... ночной горшок с возмутительной надписью. Этот дикий и некультурный поступок на нее сильно подействовал, и исполнительницу роли насилу уговорили доиграть спектакль.
На одном из ближайших общих собраний по предложению одного из членов кружка было принято постановление выразить сожаление по поводу оскорбления А.Д. Станиславовой и объявить порицание хулиганскому поступку. Было произведено дознание с целью раскрытия виновника инцидента. Высказывалось подозрение на Н.М. Красильникова, имевшего личные счеты с А.Д. Станиславовой и ранее допускавшего различного рода розыгрыши и колкости по отношению к отдельным членам кружка. Но он отрицал свое участие в подношении “подарка”, а обвинение против него оказалось недостаточным. Собрание всё же решило воздержаться от поручения ролей Н.М. Красильникову, а А.Д. Станиславовой, в знак сочувствия к ней, поднести адрес с признанием ее заслуг перед Драматическим кружком.
В ноябре 1907 года в состав вновь избранного директората правления Драматического кружка вошли В.Г. Демидов, С.И. Соловьев, И.Н. Леонов, Г.М. Сапожников, А.П. Морозенков, Ф.В. Проскуряков, В.А. Вальковский, Д.Н. Истомин. Из-за отказа Соловьева и Морозенкова в состав директората доизбрали Г.М. Середонина и Г.А. Станкевича.
А 29 ноября 1907 года на собрании членов кружка обсуждался вопрос о соединении Благородного собрания с Драматическим кружком, поднятый по инициативе М.П. Тараткевича и А.А. Кестера. Была избрана комиссия для выработки условий объединения в составе В. Демидова, В. Вальковского, С. Соловьева, А. Морозенкова и И. Метелкина.
30 декабря 1907 года на собрании всех членов Драматического кружка В. Демидов выступил с докладной запиской по вопросу объединения Благородного собрания с Драматическим кружком. Вот краткое изложение его выступления:
“...Драматический кружок с самого начала своей деятельности резко отличался от обычного типа провинциальных клубов, где почти всюду на первом плане стоит картежная игра и тому подобное проведение времени.
Главными же целями Драматического кружка, как это было определено при его учреждении, стали благотворительность и развитие драматического искусства путем устройства спектаклей. За 11 лет было показано 85 спектаклей, давших кроме значительной материальной поддержки самого кружка и благотворительную помощь:
Вышневолоцкому Дому трудолюбия – 5841 руб.
Обществу вспомоществования бедным ученикам городского училища – 1301 руб.
Обществу спасения на водах – 558 руб.
Пожарному Обществу – 386 руб.
Вышневолоцкому Обществу образования – 320 руб.
Местной Общине сестер милосердия Красного Креста на нужды русско-японской войны – 289 руб.
Погорельцам сел Лужниково и Леонтьево – 227 руб.
Обществу пособия частному служебному труду – 200 руб.
Красному Кресту на голодающих – 150 руб.
Общеземской организации – 131 руб.
Семействам запасных нижних чинов Вышневолоцкого уезда и г. В. Волочка, взятых на русско-японскую войну – 120 руб.

Возврат в МЕНЮ

         
8