Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 16 июля 1998, стр. 3; ДВ №24 от 23 июля 1998, стр. 3; ДВ №25 от 29 июля 1998, стр. 3; ДВ №27 от 21 августа 1998, стр. 3; ДВ №28 от 28 августа 1998, стр. 3; ДВ №29 от 4 сентября 1998, стр. 3; ДВ №30 от 11 сентября 1998, стр. 3; ДВ №36 от 23 октября 1998, стр. 3; ДВ №37 от 30 октября 1998, стр. 3; ДВ 39 от 13 ноября, стр. 3; ДВ №42 от 27 ноября 1998, стр. 3; ДВ №43 от 11 декабря 1998, стр. 3; ДВ №44 от 18 декабря 1998, стр. 3; ДВ №45 от 25 декабря 1998, стр. 3; ДВ №2 от 15 января 1999, стр. 3; ДВ №3 от 22 января 1999, стр. 3; ДВ №6 от 12 февраля 1999, стр. 3; ДВ №7 от 19 февраля 1999, стр. 3; ДВ №8 от 26 февраля 1999, стр. 3; ДВ №9 от 5 марта 1999, стр. 3

 

Зайцев Г.

 
заведующий музеем Вышневолоцкого драматического театра
     

Купец Демидов – служитель Мельпомены

Спектаклями 8 и 10 апреля 1903 года любимец драмкружковцев и вышневолоцкой публики Л.П. Дара в последний раз выступал на нашей сцене и переезжал по долгу службы на новое место. К прощальным спектаклям он пригласил своего брата – артиста Дмитрия Павловича Дара-Владимирова с его женой артисткой Елизаветой Рудольфовной Чаровой. Они вместе с вышневолоцкими любителями осуществляли постановку двух спектаклей – “Трильби” по драме Геи, “Идиот” Ф.М. Достоевского.
В этих спектаклях были заняты все участники Драматического кружка. Спектакли прошли с огромным успехом. Зрители были в восторге. На этих спектаклях суфлировала профессиональная актриса М.Д. Марусииа, застрявшая в В. Волочке после спектаклей группы Онегина.
9 февраля на фабрике “Тоболка”, где служил заведующим школой А.А. Буянский, произошло важное событие – открытие большого здания чайной, в которой осенью приступили к устройству сцены и оборудованию ее декорациями. А пока сцена еще не была готова, в чайной устраивались чтения отрывков из художественной литературы с показом живых картин. Любители в костюмах и гриме, в обрамлении рамы, на фоне декоративного оформления изображали в зафиксированном положении знакомые полотна картин известных художников. В устройстве таких вечеров, а затем и спектаклей на фабрике активное участие принимали А.А. Буянский, А.П. Кудряшов и С.А. Горожанский.
Кровавые события в воскресенье 9 января 1905 года, когда на Дворцовой площади была расстреляна мирная демонстрация трудящихся, всколыхнули всю Россию. В этот же вечер на сцене фабрики “Таболка” состоялся спектакль с интригующим названием пьес – “Не так живи как хочется” А.Н. Островского и “Не зная броду, не суйся в воду” Мансфельда. Играли артисты-любители Драматического кружка и служащие фабрики Синьков, Буянский, Миг, Кудряшова, Логунов, Ахумова, Горская, Ахумова 2-я, Кудряшов, Красавинский, Осипов, Викторов.
Играя этот спектакль, исполнители ролей чувствовали душевное напряжение зрительного зала, ожидание чего-то непредсказуемого.
Революционные отголоски докатились и до Вышнего Волочка.
Всероссийскую политическую стачку 23 – 25 октября 1905 года вышневолочане отметили массовой демонстрацией в городе. А в ноябре забастовали рабочие предприятий Рябушинского. Был убит директор фабрики Ганешин. Выступления рабочих были подавлены вооруженной силой.
В этих сложных политических событиях, происходивших в России, В. Демидов и его единомышленники по искусству пытались найти ответы на волнующий всех вопрос – как избежать насилия и произвола, которые смогут ввергнуть русский народ в кровавую бойню между собой. И не случайно в это смутное время в репертуаре Драматического кружка находят свое воплощение пьесы Н. Гоголя, А. Островского, И. Тургенева, А. Чехова. В пьесах этих авторов в образах своих героев артисты-любители призывают к доброте и благоразумию, осуждают всякое беззаконие, самодурство и насилие. Постановкой таких пьес, как “Женитьба”, “Бесприданница”, “Дядя Ваня” и других авторитет вышневолоцкого театра заметно вырос. Артисты-любители почувствовали свою необходимость в духовном развитии горожан.
Важным и значительным событием стал день 6 декабря 1906 г. В этот день отмечался 10-летний юбилей Драматического кружка. Для юбилейного торжества любители подготовили спектакль по произведению Шпажинского “Чародейка” (нижегородское сказание), где был задействован весь состав Драматического кружка, с хором, массовыми сценами и музыкальным оформлением.
Чтобы выразить свою признательность и благодарность основателю Драматического кружка Николаю Никифоровичу Федорову, была поставлена одноактная пьеса, где играли Н.Н. Федоров, М.В. Демидова и В.Г. Демидов (“Победил себя”).
В январе 1907 года был повторно поставлен костюмный спектакль “Каширская старина” Д. Аверкиева. Костюмы были получены из мастерской братьев Лейферт, а грим и парики приготовил театральный гример Ф. Григорьев.
Блеснули в этом спектакле своим мастерством И. Леонов, В. Демидов, А. Станиславова, Н. Красильников, В. Вольковский. Но особенно на высокой ноте провела свою роль, в образе Марьицы, М. Демидова. Она покорила зрителей своим обаянием, душевностью и высоким профессиональным мастерством.
Приглашенный художник М.П. Никифоров создал впечатляющие декорации, вызывавшие у зрителей восхищение и аплодисменты.
Этот спектакль вызвал повышенный зрительский интерес и рецензию в “Вышневолоцком голосе”:
“Любительские спектакли вообще составляются, по большей части, из элементов случайности, где артисты удерживаются в труппах два-три, редко пять-шесть спектаклей. При такой постановке дела от любительской труппы очень трудно ожидать ансамбля, достигаемого долгой совместной работой.
Этого нельзя поставить в упрек здешней любительской труппе. Она создана уже 10 лет тому назад, и большинство ее членов работают на сцене по несколько лет, так что к ним вполне возможно предъявлять требования не меньшие, чем к профессиональным артистам, как в отношении общей целостности впечатления – ансамбля, так и в отношении режиссерской части – привлекательности постановки.
Таким требованиям любители Драматического кружка удовлетворяют в полной мере. В продолжение последних лет нам случалось видеть неоднократно такое исполнение, какое могло бы сделать честь не только любителям, не только маленьким профессиональным труппам, подвизающимся в захолустных городках, но даже и серьезным крупным театрам в больших городах”.
Автор особенно выделяет вполне зрелое профессиональное исполнительское мастерство В. Демидова, Н. Красильникова, И. Леонова, М. Демидовой, А. Станиславовой.
Такая оценка исполнительского уровня любителей вполне закономерна и объективна, ибо и сам В. Демидов, как актер и режиссер, тщательно анализировал и критически оценивал сыгранные любителями роли, да и свои тоже, после каждого спектакля. Принимая участие в спектаклях заезжих артистов, вышневолоцкие любители выглядели в них всегда достойно.
Лестные слова, раздававшиеся всё чаще в их адрес, налагали на любителей и повышенную ответственность за всё то, что они делали на сцене. Им уже не прощались ошибки в выборе репертуара, в исполнительском мастерстве. Зрители стали спрашивать с них по большому счету. В местной прессе нет-нет да и появляются резкие критические заметки. Иногда они бывали довольно спорные. Полемику на тему о любительских спектаклях мы попытаемся воспроизвести.
“...14 мая 1907 года гг. любители в Драматическом кружке в пользу Общества образования поставили пьесу А. Островского “Доходное место”. Несмотря на весьма симпатичную цель, публики собралось очень мало. Пустота в зале подействовала и на артистов. Исполнение было вялое, что отразилось и на зрителях. Во время пятого действия в задних рядах кто-то заснул так крепко, что упал со стула”. Эта рецензия написана А.С. Васильевым.
А вот что пишет в заметке о театре П.С. Мержеевский: “...Только люди преданные делу, любящие искусство могут пережить то равнодушие, больше того, полное непонимание того, что творится на сцене и в зале. Публика смеялась в местах наибольшего развития драмы. Жалко и обидно было за любителей, когда на их слезы толпа отвечала смехом. Чем-то старым, средневековым повеяло из зала. Казалось, вот встанет кто-нибудь из этих довольных, наряженных, пришедших веселиться людей и заявит: “Господа! Эти слезы не настоящие, они проливаются для нашего удовольствия, поэтому будем веселиться. Да здравствует веселье!” Это было в драме. А далее показали комедию Мясницкого “Заяц”. Пьеса выполнена по вкусам вышневолоцкой публики, которая гомерически хохотала и этим еще раз доказала, что театр для нее – балаган”.
Василий Демидов после этой заметки направил письмо в редакцию в защиту вышневолоцких зрителей. Он писал: “... гг. любители поставили драму С. Найденова “№ 13” и не произвели впечатления. Немудрено: эта пьеса сложна в постановочном плане и по плечу только артистам Художественного театра; в исполнении Комиссаржевской и Самойлова она и то не имела успеха.
Публика видела на афише “Зайца”, покупала билеты и шла в театр посмеяться над веселой комедией. И разве за это надо бросать в нее камень? В жизни так много слез и горя, и так мало здорового, оживляющего смеха, что порой мучительно хочется посмеяться, отдохнуть за веселой пьесой.
Театр для нас, для публики, для “толпы”, как вы нас презрительно назвали, не балаган, а место для отдыха. Пусть театр будет всегда для зрителей местом полезного и приятного отдыха, пусть там раздается веселый, неумолкающий смех при исполнении “зайцев”, и пусть не берутся любители за то, что им не по силам”.
С каждым годом Вышневолоцкий драматический кружок мужал, набирался творческих сил. Он по праву стал любимым местом отдыха для многих вышневолочан. Теперь уже даже самые закоренелые скептики поверили в серьезность затей любителей с созданием театра, с постоянно действующей труппой актеров, не уступающей заезжим профессионалам.

Возврат в МЕНЮ

         
7