Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 16 июля 1998, стр. 3; ДВ №24 от 23 июля 1998, стр. 3; ДВ №25 от 29 июля 1998, стр. 3; ДВ №27 от 21 августа 1998, стр. 3; ДВ №28 от 28 августа 1998, стр. 3; ДВ №29 от 4 сентября 1998, стр. 3; ДВ №30 от 11 сентября 1998, стр. 3; ДВ №36 от 23 октября 1998, стр. 3; ДВ №37 от 30 октября 1998, стр. 3; ДВ 39 от 13 ноября, стр. 3; ДВ №42 от 27 ноября 1998, стр. 3; ДВ №43 от 11 декабря 1998, стр. 3; ДВ №44 от 18 декабря 1998, стр. 3; ДВ №45 от 25 декабря 1998, стр. 3; ДВ №2 от 15 января 1999, стр. 3; ДВ №3 от 22 января 1999, стр. 3; ДВ №6 от 12 февраля 1999, стр. 3; ДВ №7 от 19 февраля 1999, стр. 3; ДВ №8 от 26 февраля 1999, стр. 3; ДВ №9 от 5 марта 1999, стр. 3

 

Зайцев Г.

 
заведующий музеем Вышневолоцкого драматического театра
     
Купец Демидов – служитель Мельпомены

История вышневолоцкого края бережно хранит немало славных имен наших предков, кто своим подвижническим трудом и бескорыстием внес большую лепту в экономическое и духовное развитие Вышнего Волочка.
В декабре 1996 года вышневолочане торжественно отметили 100-летний юбилей своего драматического театра. В подготовленном театрализованном представлении, перед глазами зрителей возникли события той далекой поры, образы тех, кто стоял у истоков нашего театра. Шел взволнованный рассказ о пройденном пути, талантливых актерах, режиссерах, художниках, кому подмостки сцены нашего театра дали путевку в большое искусство.
Среди многочисленных гостей был и внук Василия Григорьевича Демидова Сергей Алексеевич Шахов (Демидов). Увидев в актерах-исполнителях образы своего деда и бабушки и услышав на вечере много теплых и хороших слов об их заслугах перед вышневолоцким театром, Сергей Алексеевич, в знак благодарности и признательности коллективу театра за память о его предках, передал в музей театра сохранившуюся в его семейном архиве часть дневников В.Г. Демидова, написанных им в период с 1883 по 1900 год.
Для любителей театрального искусства, да и всех интересующихся историей родного края, дума, они вызовут интерес. Эти заметки написаны на основе дневников В. Г. Демидова.

Тоскливо и неприглядно тянулись длинные зимние вечера. На плохо освещенных улицах Вышнего Волочка, за наглухо закрытыми ставнями окон, дома казались какими-то угрюмыми, загадочными. Вечерняя мгла нарушалась лишь лаем собак да пьяными возгласами загулявших мастеровых, возвращавшихся домой из трактиров. По Екатерининской улице /пр. Ленина/ изредка проезжала бричка, отвозившая господ, приехавших вечерним поездом из Санкт-Петербурга. А затем опять в наступившей тишине слышны были шаги важного городового, двигавшегося по центру улицы. И лишь в отдельных домах богатых людей за ярко освещенными окнами, на вечеринках, бурлила жизнь. Здесь, наряду с танцами и играми, шли нескончаемые споры о том, как обустроить матушку Русь, как сделать жизнь людей более цивилизованной, интересной и радостной. Спорам этим не было конца, иногда они заканчивались семейными ссорами.
Жизнь молодых людей из купеческого сословия протекала однообразно: днем в родительских лавках, по вечерам за картежными играми, изредка – на концертах заезжих артистов. Но главным развлечением, конечно же, были танцевальные вечера, устраиваемые под духовой оркестр Пожарным обществом.
Василий Демидов, окончив школу, как и все его сверстники из купеческих семей, постигал азы жизненной науки за прилавком магазина. Был он впечатлительным, много читал отечественной и иностранной литературы. С раннего возраста увлекался стихами, пытался даже сочинять небольшие рассказы с довольно занятными сюжетами, больше напоминавшими сцены из спектаклей. Был очень обязательным человеком: слов на ветер не бросал. Каждое начатое дело доводил до конца. Очень ценил мужскую дружбу, болезненно переживал возникавшие ссоры и недоразумения с друзьями. Нетерпим к хамству. Был заводилой и принимал самое активное участие в семейных капустниках. Его охотно приглашали в гости.
Василий не пропускал ни одного спектакля приезжих гастролеров. На одном из таких спектаклей малороссов 19 января 1894 года – “Назар Стодоля” – произошел форменный конфуз. Артисты рассорились между собой во время спектакля и не смогли его закончить. Руководитель труппы г-н Миров вышел на авансцену и пытался оправдаться, но возмущенные зрители освистали его и потребовали возврата денег. Вечер был испорчен, и Василий вместе с друзьями – Смирновым и Ваней Воскресенским – возвращались домой. Те между собой спорили и вспоминали прошлый состав этой же труппы с великолепными актрисами, за которыми они ухаживали, и молодцов-актеров, с которыми неоднократно кутили.
Вернувшись домой, Василий сел за книгу, но мысли вновь возвращались к сорванному спектаклю и к тому, как зрители в запальчивости освистывали артистов и их антрепренера. Почему люди так жестоки друг к другу? Ему вдруг вспомнилась его первая учительница Надежда Ивановна, у которой он вместе со своими однокашниками Лешей Морозенковым и Ваней Воскресенским учился. Надежда Ивановна привила ему вкус к литературе и искусству. Научила его ценить человеческое достоинство, любовь и уважение к людям. Этому правилу он следовал всегда в своей короткой, но насыщенной добрыми делами жизни.
Василий убеждался в том, что без духовного возрождения народа жизнь людей не изменится к лучшему. Понимал, что богатство ради богатства – ничто. Оно должно служить людям, на благо людей. Вот почему, когда в воскресенье 15 сентября 1896 года он был приглашен с сестрой Катей к Воскресенским, где были другие молодые люди и где купец Николай Никифорович Федоров заявил, что он во вновь купленном и отделываемом доме устраивает театр и набирает труппу любителей из желающих, Василий Демидов первым согласился с радостью. Записались и Катя, и А. Морозенков, и Воскресенские, и Н. Красильников. Николай Никифорович намечал показать первый спектакль 22 октября 1896 года с участием бологовских любителей, а потом уже одни вышневолочане должны будут отличаться. Предполагалось за сезон подготовить шесть спектаклей.

Н.Н. Федоров был удовлетворен встречей и, получив поддержку своей идеи открытия театра, целиком окунулся в хозяйственные дела по обустройству помещения, оборудованию сцены, подсобных мастерских. Необходимо было решить и ряд юридических вопросов, разработать устав драматического кружка. Кроме того, нужно было определиться с составом труппы, выбрать пьесы и наметить состав исполнителей ролей. Творческий порыв у любителей был так велик, что уже буквально через несколько дней, экспромтом, в доме у Экстровых были подготовлены два водевиля – “Самозванец” и “Удружил”. Василий Демидов играл в обоих, и, по отзывам публики, лучше всех. В этих спектаклях также участвовали Экстровы, Воскресенские и больше пока никого. Леша Морозенков в душе, конечно, очень злился, что обошлись без его участия. Он привык играть среди сверстников всегда первую скрипку, а здесь обошлись без него.
По поручению Н.Н. Федорова Василий Демидов выписал несколько пьес, из которых выбрали “Превосходительного тестя”. Решили пригласить и А. Морозенкова. Изъявил желание участвовать в спектакле и А.С. Бабкин.
А. Морозенкову была поручена большая роль Красова, которую он разучил, но играть не пришлось. У Воскресенских умерла тетка, и они уехали в Рыбинск. Несмотря на это, любители всё же собирались то у Демидова, то у Экстровых и репетировали. Эти встречи их сблизили. Теперь всё было направлено на подготовку к открытию театра в Вышнем Волочке. Весть о том, что в городе хотят открыть театр, и что Н.Н. Федоров набирает труппу из любителей, никого не оставила равнодушным. Многие отнеслись к этой затее скептически, памятуя о том, что такие попытки уже не раз предпринимались, но успеха не имели. Как правило, после первых же спектаклей любители тогда не находили общего языка, ссорились из-за распределения ролей, и на этом всё прекращалось. Другие верили в организаторские способности устроителя театра, известного и уважаемого в городе Н.Н. Федорова, и в серьезность увлечения набранной им труппы господ любителей.
Идея создания в городе Вышнем Волочке театра с постоянно действующей труппой любителей у Н.Н. Федорова зародилась давно. Любитель театрального искусства, он во время своих деловых поездок в Москву и Санкт-Петербург обязательно выбирал время для просмотра спектаклей. Наслышан он был и о том, что в провинциальных городах возникают любительские театральные коллективы: в Осташкове, в Бологом. Он выезжал туда и знакомился с тем, как у них поставлено дело. Установил доверительные отношения с руководителем театрального коллектива в городе Бологое Лаврентьевым. Вот с ним-то Н.Н. Федоров и договорился, что в первом спектакле будут участвовать опытные любители-артисты из Бологого.

Всю осень Н. Федоров занимался обустройством помещения, где ранее размещалось Общественное собрание, под театр. Наибольшую сложность представляло оборудование сцены с поднимающимся занавесом и освещением. Необходимо было переоборудовать и обставить мебелью гримуборные, помещения для костюмерной, реквизита.

Возврат в МЕНЮ

         
1