Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 16 июля 1998, стр. 3; ДВ №24 от 23 июля 1998, стр. 3; ДВ №25 от 29 июля 1998, стр. 3; ДВ №27 от 21 августа 1998, стр. 3; ДВ №28 от 28 августа 1998, стр. 3; ДВ №29 от 4 сентября 1998, стр. 3; ДВ №30 от 11 сентября 1998, стр. 3; ДВ №36 от 23 октября 1998, стр. 3; ДВ №37 от 30 октября 1998, стр. 3; ДВ 39 от 13 ноября, стр. 3; ДВ №42 от 27 ноября 1998, стр. 3; ДВ №43 от 11 декабря 1998, стр. 3; ДВ №44 от 18 декабря 1998, стр. 3; ДВ №45 от 25 декабря 1998, стр. 3; ДВ №2 от 15 января 1999, стр. 3; ДВ №3 от 22 января 1999, стр. 3; ДВ №6 от 12 февраля 1999, стр. 3; ДВ №7 от 19 февраля 1999, стр. 3; ДВ №8 от 26 февраля 1999, стр. 3; ДВ №9 от 5 марта 1999, стр. 3

 

Зайцев Г.

 
заведующий музеем Вышневолоцкого драматического театра
     

Купец Демидов – служитель Мельпомены

Напряжение, с каким все эти годы работал Василий Григорьевич Демидов, сказалось на его здоровье. Работа в магазине отца, а по вечерам допоздна в театре, бессонные ночи вконец измотали его. Иногда ему казалось, что он уже совсем истрепался, состарился – это в его-то возрасте?!! Анализируя свои прожитые годы, он считал, что всё уже испытано, испробовано и славы театральной отведано: и аплодисментов горячих, и огорчений, и счастья угарного – не настоящего, а маргаринового, – и сильных потрясений. Неужели лучшие годы уже прожиты? Что ждет впереди? Как безжалостно быстро идет жизнь. Но довольно сентиментальности. Впереди уже вырисовывались контуры непредсказуемого XX века, где ему предстоит осуществить много добрых и полезных дел во благо нашего города.

Опять наступил перерыв в спектаклях, опять потеря для любительского кружка: уехал П.И. Корженевский, активно выступавший и ставивший спектакли в прошлом сезоне. Своей кипучей творческой энергией, человеческим обаянием он, бесспорно, сделался всеобщим любимцем среди кружковцев и зрителей.
Перерыв был вызван и тем, что Василий Демидов принял важное решение – жениться. Я уже упоминал о том, как на одном из танцевальных вечеров, в феврале 1899 года, он познакомился с Ираидой Никитиной. Вскоре Никитины всей семьей переехали из Москвы в Вышний Волочек. Демидов стал часто бывать у них в доме, где встретился с двумя очаровательными сестричками Ираиды – Марией и Надеждой. Он так увлекательно рассказывал им об искусстве театра, о Драматическом кружке любителей, где он играет, что не оставил их равнодушными. Мария слушала его с затаенным дыханием, она уже жила образами из рассказанных им спектаклей. С каждым днем они понимали друг друга с полуслова и уже не мыслили себя вне искусства театра. Мария окончательно его околдовала своей искренностью, женской теплотой и обаянием. И, как часто это бывает, втюрился молодой Демидов в нее окончательно и бесповоротно. При каждом удобном случае он искал с ней встречи. А когда Мария и Надежда стали участвовать в спектаклях кружка, они уже не расставались ни на минуту.
И, наверное, так было предопределено Всевышним, чтобы соединились две родственные творческие личности, которые пронесут свою безграничную любовь и преданность друг другу и любимому искусству театра через всю свою жизнь.
Единомышленники по Драматическому кружку искренне поздравили их с брачным союзом.
Святки и масленица прошли без спектаклей, и только лишь на Пасху 5 апреля 1901 года любители собрались поставить “Грех да беда на кого не живет” А.Н. Островского.
На роль Бабаева, вместо уехавшего Корженевского, назначили С.А. Морозова, но, как оказалось, не все судебные следователи в равной степени одарены сценическими способностями. Сыграл он эту роль из рук вон плохо.
Татьяну Даниловну сыграла М.В. Никитина, ставшая теперь Демидовой. А сам В.Г. Демидов сыграл в этот вечер сразу три роли: Шишгалева и Афоню, а в одноактном фарсе “По публикации” – Гошечкина. Играла в этом фарсе и младшая сестра Демидова Екатерина.
Как всегда был смешон Н. Красильников в роли Карпа. Уверенно провели свои роли Антонина и Августа Воскресенские, А. Кудряшов, С. Бажанов, и, если бы не откровенный провал С. Морозова в роли Бабаева, спектакль мог бы иметь большой успех у зрителей.
Вообще, распределение ролей для любителей имело первостепенное значение. Происходило это следующим образом. Кто-то из кружковцев предлагал пьесу, с которой каждый из них знакомился. Затем устраивали громкую читку и обсуждение. Каждый высказывал свое мнение о прочитанной пьесе, отмечая ее достоинства и недостатки, естественно с учетом своих личных интересов. Спорили. После чего наступал самый ответственный и небезболезненный момент – распределение ролей. Каждый выступал с претензией на ту или иную роль, и, как правило, все считали, что могут играть главные роли.
Шло обсуждение по каждой кандидатуре, с учетом прежних выступлений в спектаклях. Они затягивались допоздна, а иногда и переносились на следующий день.
И все же решающим было слово Н.Н. Федорова. К сожалению, он тоже делал не совсем удачный выбор исполнителей ролей. Мнение В.Г. Демидова в этом процессе всегда пользовалось уважением, к нему прислушивались. Он никогда не ввязывался в споры, а доказывал свою правоту непосредственно на сцене, играя ту или иную роль. А играл он много разноплановых ролей. Часто ему приходилось срочно заменять исполнителей-неудачников ради спасения спектакля.
Были, правда, и такие любители, кто, обидевшись из-за отказа в предоставлении главной роли, уходили из кружка. Но были и те, кто заваливал одну роль за другой и тем не менее очень стремился играть.

Но главным экзаменатором в оценке игры любителей была вышневолоцкая публика, которая в конце концов и решала кто есть кто на подмостках сцены. В результате уже четко вырисовывался круг исполнителей, которые и определяли состав ведущих актеров-любителей Драматического кружка.
В начале 1900-х годов ими были: В. Демидов, И. Леонов, Н. Красильников, А. Кудряшов, А. Морозенков, В. Вальковский, А. Буянский, Л. Дара, Августа и Антонина Воскресенские, 3. Энгель-Брехт, М. Никитина (Демидова), А. Станиславова, Е. Буховецкая.
Самым сложным в творческом процессе при подготовке спектакля было заучивание в кратчайшие сроки ролей и сыгрывание ансамбля. Великолепным знанием своих ролей всегда отличались М. Демидова, А. Станиславова, И. Леонов, А. Буянский, В. Демидов. А вот Н. Красильников часто был не в ладах с текстом, больше уповая на свою органику и умение импровизировать.
Иногда после первой репетиции происходила замена одних исполнителей другими. Режиссуры, как таковой, не было. Просто Н.Н. Федоров, присутствовавший на репетициях, делал общие замечания по отдельным исполнителям и давал некоторые указания. Исполнители ролей больше прислушивались к советам своих партнеров по сцене. Особенно они ценили мнения о своей игре Василия Демидова, который в корректной форме умел подсказать исполнителям их ошибки.
Со временем Н.Н. Федоров полностью переложил режиссерские обязанности на В.Г. Демидова.
Артисты-любители свое основное время уделяли работе, находясь на государственной службе или в торговле. Занятиям в Драматическом кружке они посвящали свое свободное время в вечерние часы. Поэтому на подготовку спектакля уходило не более пяти – восьми репетиций. При таком незначительном периоде работы на подготовку спектакля большая роль отводилась суфлеру. От профессионализма этого человека во многом зависел и успех спектакля. Необходимо было уметь своевременно, четко и спокойно подать текст артисту-любителю, и так, чтобы это не было слышно зрителям. Такими качествами обладал бессменный суфлер Драматического кружка Образцов.
Была еще одна ключевая фигура в Драматическом кружке – специалист по костюмированию и гримированию Раупах. Работал он по эскизам и фотографиям, используя в практике костюмы и парики из московских и с.-петербургских театров. Отдельные костюмы шили и в Вышнем Волочке.
Театрального художника и других специалистов в постановочной части, за исключением нанимаемых рабочих по сцене, не было. Участники спектакля сами предлагали детали оформления и меблировки сцены, часто используя для этого копии деталей оформления из виденных ими спектаклей в столичных театрах и в журналах по искусству.
И вот этот огромный, напряженный труд артистов-любителей завершался тем, что рожденный ими спектакль шел перед зрителем всего один раз, изредка два-три раза и его сценическая жизнь завершалась. Поэтому каждый новый спектакль ожидался зрителями как праздник, к нему заранее готовились. Продолжительность таких театральных вечеров длилась от трех до пяти часов. Заканчивались эти вечера не раньше двух часов ночи, а иногда и позже.
Вначале зрителям предлагали драму или трагедию в 3 – 5 действиях с продолжительными антрактами. По окончании в фойе устраивались различные конкурсы и разыгрывались призы. Затем зрителей приглашали посмотреть легкую комедию, водевиль или фарс. И в завершение вечера оркестр Пожарного общества зазывал всех на танцы.
Летом 1901 года В. Демидов всё время хворал, и спектакли у любителей не клеились.
В июле артист Д.П. Дара-Владимиров устроил со своей женой, артисткой Е.Р. Чаровой всего один спектакль. Поставлена была пьеса “За чужой грех” с привлечением артистов-любителей. Играли в этом спектакле А.П. Морозенков, А.П. Кудряшов, Ф.А. Тернецкий-Климович, Н.М. Красильников, брат и сестра артиста, устроившего этот спектакль, А.П. Дара и Л.П. Дара.
Впервые выступил в спектакле любитель А.Я. Логунов. Играл и приехавший на неделю в В. Волочек П.И. Корженевский. Участвовал и выздоровевший В.Г. Демидов.
Трескучая мелодрама прошла с большим успехом и понравилась публике. Артисты-профессионалы произвели очень сильное впечатление, остальные способствовали успеху.
12 августа 1901 года в пользу местной Общины сестер милосердия Красного Креста попечительница Общины Е.Э. Корзакова упросила проживавшего рядом с ее имением артиста Д.М. Карамарова устроить спектакль. Он согласился и выбрал “Золотую Еву”, пригласив местных любителей Антонину Воскресенскую, А. Кудряшова, Н. Красильникова, Л. Дара, А. Дара, Д. Старцева. Сам Д. Карамаров играл Петра, а Еву – его жена, артистка Е.Ф. Кутузова. Во втором отделении этого вечера В. Демидов выступил как чтец, и довольно успешно.

Возврат в МЕНЮ

         
5