Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 16 июля 1998, стр. 3; ДВ №24 от 23 июля 1998, стр. 3; ДВ №25 от 29 июля 1998, стр. 3; ДВ №27 от 21 августа 1998, стр. 3; ДВ №28 от 28 августа 1998, стр. 3; ДВ №29 от 4 сентября 1998, стр. 3; ДВ №30 от 11 сентября 1998, стр. 3; ДВ №36 от 23 октября 1998, стр. 3; ДВ №37 от 30 октября 1998, стр. 3; ДВ 39 от 13 ноября, стр. 3; ДВ №42 от 27 ноября 1998, стр. 3; ДВ №43 от 11 декабря 1998, стр. 3; ДВ №44 от 18 декабря 1998, стр. 3; ДВ №45 от 25 декабря 1998, стр. 3; ДВ №2 от 15 января 1999, стр. 3; ДВ №3 от 22 января 1999, стр. 3; ДВ №6 от 12 февраля 1999, стр. 3; ДВ №7 от 19 февраля 1999, стр. 3; ДВ №8 от 26 февраля 1999, стр. 3; ДВ №9 от 5 марта 1999, стр. 3

 

Зайцев Г.

 
заведующий музеем Вышневолоцкого драматического театра
Купец Демидов – служитель Мельпомены

Этим спектаклем закончился 5-й театральный сезон Драматического кружка. В течение этого сезона кружок приобрел и потерял прекрасного артиста-любителя и режиссера П.И. Корженевского, но зато и обогатился опытным и талантливым любителем Л.П. Дара, а также полезным и любящим сцену А.П. Кудряшовым.
Повысились интерес к спектаклям любителей со стороны вышневолоцких зрителей и требование к исполнителям. Успех уже нельзя было купить дешевыми пустяками-однодневками, как прежде.
Подготовка к открытию 6-го театрального сезона проходила без В. Демидова: он долго болел. Все заботы по организации спектаклей взяли на себя Л.П. Дара, А.П. Кудряшов и С.И. Баженов. 4 ноября 1901 года они поставили “Разрушение Помпеи” и “Дорогой поцелуй”.
Сбор от спектаклей шел в пользу Общества вспомоществования нуждающимся ученикам городского училища.
6 декабря 1901 года артисты-любители повторили ранее шедший спектакль “Рвачи” с новым составом исполнителей. В последний раз в этом спектакле в роли Леонида играл А.П. Морозенков, совершенно охладевший к сцене после женитьбы. О нем можно только пожалеть как о довольно способном исполнителе ролей купцов и молодых людей.
Заканчивала в этом спектакле свое участие в Драматическом кружке весьма полезная исполнительница ролей старух Е.И. Суханова.
Вскоре после этого спектакля последовал разрыв с Николаем Никифоровичем Федоровым, и Драматический кружок лишился его покровительства и материальной поддержки.
Дело произошло так. На зимний сезон дирекция Драматического кружка, главным образом по настоянию Н.Н. Федорова и А.Н. Федорова, выписала военный оркестр. И вот на одном из танцевальных вечеров, распорядителем которого был К.А. Федоров, у него произошел скандал с гостями Бекманом и Истоминым. Он сделал им в резкой форме замечание за курение. Они возмутились грубостью распорядителя и обратились в дирекцию. Директора М.И. Вознесенский, А.П. Морозенков и И.А. Суханов стали на сторону обиженных, отстранив К.А. Федорова от обязанностей распорядителя вечера. Со стороны всех Федоровых последовала неожиданная реакция: они возвратили свои членские билеты клубу, дела которого были в общем неважные. Н.Н. Федоров перестал покрывать дефицит.
В.Г. Демидов и все кружковцы болезненно переживали разрыв с Н.Н. Федоровым, пытались уговорить его изменить свое решение, но поправить уже ничего не могли: он был непреклонен в принятом решении.
Собственно, этот инцидент на вечере просто стал удобным поводом для Н.Н. Федорова. Создавая свое детище – театр артистов-любителей, он не мог предполагать, насколько всё это будет для него сложным. Столкнувшись с повседневными проблемами, возникавшими среди любителей, он всё больше и больше убеждался в том, что его благородные и возвышенные помыслы, которыми он грезил в начале создания театра, столкнувшись с реальной действительностью, оказались по сути дела трудно реализуемыми. И не материальная сторона дела его беспокоила. Он оказался перед неразрешимой проблемой: как объединить артистов-любителей в единый творческий коллектив? как подчинить эгоизм и отстаивание своего “я” каждым из них одной общей цели?
Уже на первых репетициях кружка он почувствовал, что его суждения о творческом процессе архаичны и несколько устарели. Всё чаще и чаще, принимая творческие решения, он допускал ошибки, которые отражались на качестве выпускаемых спектаклей. Н.Н. Федоров стал больше доверять организацию творческого процесса при подготовке спектаклей опытному любителю И.Н. Леонову, молодому и одаренному В.Г. Демидову. В истории Вышневолоцкого драматического театра Николай Никифорович Федоров остался яркой личностью, создавшей творческий коллектив артистов-любителей.
Одновременно с театром Н.Н. Федорова в нашем городе работал и Зимний театр Ефремова, который находился на Московской улице. В нем, как правило в осенне-зимний период, находили пристанище небольшие профессиональные труппы заезжих артистов, которые привлекали к участию в своих спектаклях и вышневолоцких любителей.
В спектаклях Ефремовского театра нередко принимали участие и любители из Драматического кружка. Следует, однако, признать, что посещаемость этого театра была низкой. Отдаленность от центра города, частая сменяемость приезжих артистов – всё это накладывало свой отпечаток на посещаемость.
Сведениями о деятельности этого театра, я, к сожалению, не располагаю. Исключение составляют две-три программы из спектаклей этого театра в сезоне 1909-1910 гг. Возможно, кто-то и откликнется на публикуемые заметки и сможет представить в музей нашего театра более подробные сведения.
В 1902 году в Ефремовском театре работала довольно приличная труппа Онегина с профессиональными артистами Орловым, Миловидовым, Розановым, Сокольским и другими. С разрешения дирекции Драматического кружка труппа Онегина в течение января показала несколько спектаклей, так как в Ефремовском театре сборы были плохие.
В эту же зиму в наш город приехала опытная и способная артистка-любительница Е.А. Шидловская, имевшая, к сожалению, неодолимую склонность к ролям, совершенно не подходившим к ее фигуре. Вместо комических и бытовых ролей, которые она играла великолепно, она претендовала на роли инженю и даже... героинь!
Л. П. Дара, игравший первую скрипку в любительском кружке, весьма скептически отнесся к запросам Е.А. Шидловской и наконец прямо заявил, что он с ней играть не будет. Труппа раскололась: одни с Л.П. Дара стали репетировать “Чучело”, другие с Е.А. Шидловской – “На бойком месте”, согласившись показывать спектакли в пользу Общества пособия бедным ученикам городского училища.
В.Г. Демидов, чтобы избежать серьезных разногласий в кружке, возникших из-за этого конфликта и личных амбиций, решил играть в спектакле Е.А. Шидловской, которая ставила его с благотворительными целями. И роль Непутевого ему понравилась. Это задело Л.П. Дара, и он публично дал понять В.Г. Демидову свое неудовольствие.
Василий Григорьевич со свойственной ему деликатностью стал объяснять, что ничего ведь не произошло. Просто господа артисты взяли себе интересные роли, которые будут способствовать общему успеху одного и другого спектаклей. Л.П. Дара остыл, а Е.А. Шидловская играла роль, свойственную ее комплекции и темпераменту.
В спектакле “На бойком месте” Бессудного играл С.И. Бажанов, с которым произошел казус. В конце 4-го акта, наклеенный нос из мастики от пота размок и отвалился. Актер не растерялся, поймал его на лету и после долгих усилий, под неудержимый смех зрителей, водворил его на место.
В этом же спектакле в первый раз выступил в роли Луки Александр Алексеевич Буянский, страстный любитель сценического искусства, талантливый и ответственно относящийся к делу человек. И если представить себе, как часто происходила сменяемость артистов-любителей в кружке, то подобное приобретение для В.Г. Демидова было настоящим подарком.
Подводя итоги закончившегося театрального сезона, любители констатировали, что лишившись материальной поддержки со стороны Н. Н. Федорова, они тем не менее так смогли поставить дело, что сработали в финансовом отношении без убытка. Это их окрыляло и радовало.
Несмотря на то, что окончание сезона и начало 1902 года В.Г. Демидов часто хворал, а затем смерть отца его еще больше подломила, он своими советами и указаниями поддерживал рабочий ритм театрального коллектива, не позволил ему зачахнуть.
Тем не менее он с болью в сердце расставался с Алексеем Морозенковым, сестрами Августой и Антониной Воскресенскими, Е.И. Сухановой, покидавшими Драматический кружок по разным причинам. Ведь все они, вместе с В.Г. Демидовым, были зачинателями этого дела. На смену им пришли новые одаренные исполнители. И в связи с этим хотелось бы упомянуть об одном очень интересном человеке – И.И. Метелкине.
Впервые он выступил в спектакле Драматического кружка “Разрушение Помпеи” 4 ноября 1901 года и выглядел довольно слабо. В последующих спектаклях он непременно претендовал на ведущие роли, ему доверяли, а он их заваливал одну за другой. И тогда на одной из репетиций Августа Воскресенская сделала ему серьезное замечание, относящееся к его исполнительской манере. Тот с апломбом ответил, что не нуждается советах. Всех присутствующих на репетиции возмутила такая самоуверенность. И.И. Метелкин бросил роль и заявил, что покидает кружок. Он обладал средними способностями, и его уход не представлял чувствительной потери. Зато он обладал исключительным умением распознавать талантливых людей и привлекать их в Драматический кружок. И, как правило, приглашенные новые исполнители становились затем гордостью и украшением театрального коллектива: например, А.Д. Станиславова и В.А. Вальковский, его сестра Е.А. Вальковская. Позже И.И. Метелкин возвратится в Драматический кружок и станет полезным администратором.

Возврат в МЕНЮ

         
6