Возврат в МЕНЮ

ДВ №29 от 20 июля 2001, стр. 3, ДВ №30 от 27 июля 2001, стр. 2, 3, ДВ №31 от 03 августа 2001, стр. 2, 3, ДВ №32 от 10 августа 2001, стр. 2, 3, ДВ №33 от 17 августа 2001, стр. 2, 3, ДВ №34 от 24 августа 2001, стр. 2, 3

 

Матюнин Рудий Иванович

 
(02.12.1938-22.11.2002)
основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель,
издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова,
председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов.
     
Таганцевы: две судьбы
Законы надо менять

Нелегко далась роль адвоката, ведь Н.С. Таганцев поставил на карту свою карьеру. Кроме чтения лекций в Императорском училище правоведения, где крайне враждебно относились к народничеству, Николай Степанович читал лекции в Зимнем дворце великому князю, сыну царя Сергею Александровичу. Наверное, простили ему участие в Процессе 193-х в роли защитника только из уважения к его родственным чувствам. Впрочем, полного оправдания Кадьян не получил – был сослан в Симбирск, где стал... семейным врачом И.Н. Ульянова. Завяжем еще один узелок на память.
Знаменитым же Н.С. Таганцева сделала все-таки теория, а не практика. Лекции, публикации в журналах создают ему авторитет высочайшего специалиста по уголовному праву. На прием к Таганцеву идут высокопоставленные лица из Министерства юстиции, Сената, Государственного совета. Он привлекается к разработке новых узаконений, обобщению деятельности правоохранительных органов, составлению разъяснений по применению действующего законодательства, становится консультантом при Министерстве юстиции.
Но наиболее известным стало его имя в связи с разработкой новых уголовных законов. В то время уголовное законодательство не было на высоком уровне. Оно представляло собой феодально-помещичье крепостническое право, замешанное на неравенстве граждан перед законом, где широко применялись пожизненные и телесные наказания. Причем большие права в лишении свободы, определении ссылки и нормах обыкновенной порки имели административные, а не судебные органы, что, кстати, и поныне до конца не изжито.
Высочайшим указом 30 апреля 1881 года образован комитет «для начертания проекта нового Уголовного уложения». Из состава комитета образована редакционная комиссия, в которую вошел и Н.С. Таганцев. Члены комиссии должны были подготовить проект Уголовного уложения и объяснительную записку к нему. Столь серьезное поручение вынудило Николая Степановича ограничить преподавание. Он оставляет стены Александровского лицея и университета, сохраняя лишь кафедру в училище правоведения.
Не считаясь со временем, профессор работает над Уголовным уложением, проделывая гигантскую работу. Как оказалось потом, Николай Степанович создал самый значительный труд своей жизни, вылившийся потом в 8 томов Объяснений к проекту Уголовного уложения. Зачастую предложения Таганцева не вызывали никаких возражений и поправок, что объясняется не только умом и эрудицией составителя, но и его живейшим интересом к практической деятельности органов правосудия.

Мыза Залучье

Работа Н.С. Таганцева над Уголовным уложением нам особенно интересна тем, что многие страницы этого труда, служившего руководством по изучению и применению уголовного права не только в России, но и в Европе, написаны в наших краях, а именно в имении Залучье Вышневолоцкого уезда, недалеко от Коломны.
Это небольшое приобретенное имение, которое Николай Степанович любовно называл «мызой», было скорее источником расходов, чем доходов. Хотя хозяйство велось по всем правилам сельскохозяйственной науки того времени и культуру земледелия Таганцевы пытались привить окрестным крестьянским хозяйствам. Но какой доход, если всё в имении делали несколько рабочих.
Николай Степанович очень любил Залучье, много и плодотворно здесь работал, для чего привез в имение немало книг по юридическим вопросам. Богатая библиотека исчезла после событий 1921 года, о которых речь впереди. Хлопоты же по благоустройству усадьбы, ведению хозяйства лежали на плечах жены.
Уединившись от столичной суеты на своей «мызе», Н.С. Таганцев не чурался местной интеллигенции, уездных юристов, общался с земскими деятелями и был даже избран гласным Вышневолоцкого уездного собрания. И потому, когда он становится сановником высшего класса, получает ордена, его избирают почетным гражданином не только на родине в Пензе, но и в Вышнем Волочке.
Насколько были крепкими узы, связывавшие столичного юриста с его дачной вотчиной, говорит тот факт, что старший сын Николая, пошедший по стопам отца и получивший высшее юридическое образование, поехал служить именно в Вышний Волочек и стал со временем здесь мировым судьей. Отец, имевший неограниченные возможности устроить отпрыска в Петербурге, убедил сына в необходимости практической работы в суде уездного города. Накануне революции Николай Николаевич Таганцев работал товарищем председателя окружного суда в Петрограде, членом юридического общества при университете. Потом стал сенатором при Временном правительстве, а позднее фактически исполнял обязанности министра юстиции в Крыму у Врангеля. Эмигрировал во Францию.
Итак, Таганцев работает над Уголовным уложением, и высокий класс этой работы создает ему непререкаемый авторитет. В 1887 году Николай Степанович становится сенатором, а на эту должность назначались по Высочайшему повелению лица известные заслугами на службе или в общественной деятельности и имеющие высшие чины. У Николая Степановича чин тайного советника, что соответствовало по военному ведомству полному генералу. А было ему в ту пору всего 44 года.

Возврат в МЕНЮ

                   
2