ДВ №4 о 28 января 2004, стр. 3, ДВ №5 от 04 февраля 2004, стр. 3, ДВ №6 от 11 февраля 2004, стр. 3, ДВ №7 от 18 февраля 2004, стр. 3, ДВ №8 от 25 февраля 2004, стр. 3, ДВ №9 от 03 марта 2004, стр. 3, ДВ №10 от 10 марта 2004, стр. 3 |
||
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов. |
||
Посолье |
||||||
В описи 1581 г. сказано: «Монастырь на озере Удомельском, на Песво. А в монастыре церковь Животворной Троицы да теплая Рождества Пресвятой Богородицы. А в церквах образа и свечи, и книги и все церковное строение монастырское. Да церковь была Иван Богослов. А та церковь сгорела. Да в монастыре ж игумен Дионисий, в келье 2 брата, да 6 келий пустых». Принадлежал Борисоглебскому Новоторжскому монастырю. Как видим, это был небольшой, небогатый монастырь – типичное посолье, в котором было всего 3 монаха. До середины XX века о монастыре напоминали сразу два селения – погост Троицкий и Удомельская Слобода. Сегодня от погоста осталась красавица Троицкая церковь да старинное кладбище. Деревеньки Удомельская Слобода давно нет – осталось урочище Слобода.
В 1764-м был обращен в приходскую церковь села Млёво. Монастырь принадлежал к числу очень древних, но история его, к сожалению, неизвестна. Известно, что приписан он был к Новгородскому Кириллову монастырю, иждивением которого в 1756 г. построена каменная Троицкая церковь. Именно здесь, во Млёвском монастыре, был обнаружен надгробный памятник 1492 г., положенный, по преданию, на могилу Марфы Посадницы.
Единственный среди вышневолоцких посолий женский монастырь. Монастырь был полностью уничтожен еще в XVIII веке, и от него не осталось никаких следов. Находился недалеко от Троицкого погоста на озере Песво. О нём в 1581 г. говорится: «Монастырь у озера Песвы, а в монастыре церковь Христовой мученицы Парасковеи, древяная в верх, а в церкви образы и свечи и книги и все строение монастырское да приходское. Да 5 келий, а в них живут 6 стариц, да 2 кельи нищих». Монастырь, как видим, содержатся с помощью прихожан: «всё строение монастырское да приходское». Вероятно, в память об этом монастыре и была открыта в 1907 году Параскево-Пятницкая община.
Мужская пустынь. На этом месте до самой революции существовала деревенька Никольская Пустынь, в двух километрах от деревни Иловицы. Сегодня это Кувшиновский район, примерно в 10 км от села Борзыни. Об этом монастыре есть следующее: «Ржевского уезда (ошибка – с 1772 по 1929 год Иловицы были Вышневолоцкого уезда. – Е.С.) Никольского Иловецкого монастыря строитель Александр – 1670». Ниже сего сказано: «Владимирова Николаевского игумен Тихон 1677 г.» и на стороне против вышеприведённых слов замечено: – «один». В тверском музее есть рукопись, касающаяся сего монастыря, из которой можно узнать, что в 1668 г. в Иловце построена новая церковь. Других сведений автору об этом монастыре неизвестно.
Мужской монастырь. Первоначальная история его существования изложена в 1582 г. по описи Бежецкой пятины: «У села Еванова (на Ивановском озере) монастырек поставили ново Климентий Милюков с братиею в нынешнем 90 году на своей на поместной земле. А в монастыре церковь Христов мученик Никита, а в церкви образы и свечи и книги и все церковное строение Клементья Милюкова с братиею, да в монастыре же в келье черный поп Иакинф, в келье старец Еувфимий, в келье церковный сторож». Интересен этот монастырь тем, что известен его основатель и строитель. Монастырёк этот и был собственностью «Клементья Милюкова с братиею». Интересно, имеет ли строитель и владелец монастыря отношение к Милюковым времён Венецианова (вторая четверть XIX века)? Многое говорит за то, что имеет. Сегодня села Еванова нет – его вобрала в себя железнодорожная станция Еремково Удомельского района. Нет сегодня на картах и Ивановского озера. Заросло небольшое озеро, заглохло.
Когда и кем основан этот мужской монастырь, неизвестно. В 1581 г. о нём говорится: «В Никольском же погосте в Забережье монастырь на реке Мологе, а в монастыре церковь Преображения Спасова древяная в верх, да в монастыре ж 2 кельи а в них живут 2 старца». В 1592 г. монастырь опустел, и новгородский митрополит Варлаам отдал «попу Ивану тот монастырь ведать и строить до игумена и до братии, и игумена и братию прибывать». В литовское нашествие обитель подверглась разорению, но затем была восстановлена. В середине XVIII века вместо 3 ветхих деревянных церквей был построен каменный трёхпрестольный храм. Последним настоятелем был Иосиф в 1755-1759 гг. О размерах «богатств» посолий можно судить по имуществу, которое было передано после закрытия Спасского-Забережского монастыря в 1764 г.: 11 риз, 4 подризника, 4 стихаря, 12 душ крестьян, пахотная и сенокосная земля. Всё это небогатое имущество было передано в Теребенскую пустынь, а церковь обращена в приходскую для окрестных деревень. Монастырские крестьяне заключили с Теребенской пустынью договор платить ей по 50 руб. в год вместо отбывания натурой разных работ. Построенный намного позже буквально в нескольких верстах от Спасского, на другом берегу Мологи, Николо-Теребенский монастырь быстро вырос в крупный торговый центр, окончательно подорвав Спасский-Забережский. Сегодня это село Спас-Забережье Максатихинского района. В XIX веке село носило название Спасск-Забережье. |
Возврат в МЕНЮ | 5 |