Городолюбский, или Горноязерский, монастырь |
Основан преподобным Варлаамом Хутынским8 в конце XII века: «... монастырь находится в восьми верстах к северо-западу от Вышнего Волочка на озере Городолюбля, а... монастырь, по преданию, основан был Варлаамом Хутынским до его прихода в Новгород, следовательно, в XII в». В хранившемся в Хутынском монастыре документе (примерно XVI века), говорится: «...в Коломенском погосте на Спасской земле промеж Шлины и на Сне (Цне) реке на черном лесу, после Скуратова письма Зиновьева, стал монастырь, да две церкви – Преображение Спасово да Варлаам чудотворец...»
Ныне не существующее село Городолюбля обязано своим возникновением и названием этому монастырю. Впоследствии он был приписан к новгородскому Хутынскому монастырю, куда после закрытия Городолюбского были переведены все монашествующие. Некоторые учёные дату основания монастыря подвергают сомнению и относят её к более позднему времени.
К концу XVIII века, когда оставшиеся без хозяев монастырские постройки обветшали, в селе Городолюбле была выстроена новая деревянная церковь Преображения Господня. В 1797 году она была освящена и 200 с лишним лет исправно служила местным жителям. В настоящее время от села Городолюбля остались развалины каменной Воскресенской церкви 1890 года постройки да часть кладбища. Церковь сильно разрушена, и её восстановление вряд ли возможно. Старинное кладбище подмывают воды Вышневолоцкого водохранилища. В центре кладбища около развалин церкви находится могила создателя Вышневолоцкой водной системы М.И. Сердюкова. Несколько десятков лет на этом месте был пионерский лагерь.
Сегодня здесь полное запустение и разруха. А вокруг красивейшие сосновые леса и воды рукодельного озера – настоящий рай для грибников, рыбаков и охотников.
Николо-Столпенский мужской заштатный монастырь (Николо-Столпенская пустынь)9 |
Дата основания монастыря неизвестна. Но, учитывая то обстоятельство, что стоял он на самом перекрёстке торговых и военных дорог, на начале волока из Тверцы в Цну, вполне вероятно его существование ещё в ХII-ХIII веках, когда Господин Великий Новгород был крупнейшим торговым и культурным центром всего северо-востока Европы. Хотя сегодня многие историки отрицают упоминание нашего верхнего волока ранее XV века, относя все летописные упоминания к волоку Ламскому, который, по версии, был частью Новгородской республики. Само существование такого конклава в окружении чужих владений для XIII-XIV веков весьма спорно. А потом путь из Поволжья в Новгород через Волочёк был значительно выгоднее, и весьма сомнительно, чтобы купцы пренебрегали им или он был им неизвестен.
Сегодня сторонники В.Н. Татищева пока в меньшинстве. Василий Никитич в своей «Истории Государства Российского» первой датой упоминания нашего волока называет 1135 год: «...итако Всеволод возвратился в Новгород, а Изяслав остался на Волоке». Ставя под сомнение дату 1135 год, нужно помнить о том, что еще за 200 лет до этого – «в лето 6455» (947 г.) ставила по Мсте погосты великая княгиня Ольга. И версия, что одним из этих погостов был наш Волок, имеет место быть. А тот факт, что учёные сегодня не располагают данными о существовании селения на древнем верхнем волоке в XI-XII веках, никоим образом не значит, что его не было.
Монастырь «Николы у Столпа» сначала, вероятно, существовал как ставка, а позднее перерос в посолье. И еще один интересный момент: у какого «Столпа» возникла Николо-Столпенская пустынь? Вполне возможно, что речь идет о языческом капище, которого не могло не быть на таком месте, каким был волок. Всё это пока только предположения, версии. Они имеют право на существование, но хочется надеяться, что – пока. Существует также предание, что монастырь обязан своим возникновением царю Иоанну Грозному, который, перевозя из Новгорода в Москву икону Святого Николая Чудотворца, оставил ее на этом месте и повелел построить монастырь. Эта версия, правда, не объясняет названия «Столпенский».
В 1825 году в «Николаевской Столпенской заштатной пустыни была церковь каменная во имя Покрова Богородицы, с приделом во имя Святого Николая Чудотворца»10. Настоятельская и братская кельи и ограда были деревянные.
К концу XIX века большинство построек монастыря были уже каменные. В 1890 году была выстроена новая главная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Святого Иоанна Предтечи; в 1878 году построена тёплая церковь Святителя Николая, с одним престолом; в 1883 г. на подворье в Вышнем Волочке на Екатерининской улице была поставлена каменная Александро-Невская часовня, в память мученической кончины императора Александра II, в 1896 году обращенная в церковь.
Каменными были и большинство монастырских построек: два каменных одноэтажных корпуса для настоятельских и братских келий, трапезная, кухня, два погреба, амбар и рига. Монастырь был обнесен каменной оградой с башнями. Кроме того, двухэтажный скотный двор с молочной и подвалом, гумно, сараи, баня, школа и другие деревянные постройки.
В 1901 году Николо-Столпенской пустыни принадлежало более двух тысяч гектаров земли и угодий:
1. При монастыре – под строениями 1 десятина 1948 кв. сажен (около 2 га); пахотной 43 д. 200 с. (47,4 га); дровяного леса 165 д. 416 с. (181,6 га) под дорогами 7 д. 1500 с. (8,2 га); итого: удобной земли 210 д. 1034 с. (231,4 га).
2. При Троицких дачах (в 30 верстах от монастыря) сенокоса, дровяного леса и неудобий – 1525 д. 1946 с. (1678 га), и в отдельных пустошах той же местности: Самсонихе 86 д. 1532 с. (95,2 га); Нестерихе 25 д. 1218 с. (28 га). Все пустоши сдавались в аренду за 1181 руб. 28 коп. в год.
3. Рыбные ловли в озерах Песво и Удомля сдавались в аренду за 33 руб. в год.
В 1900 г. в монастыре были: 1 иеромонах, 2 иеродиакона, 1 монах и 6 послушников во главе с настоятелем иеромонахом Антонием. Монастырь служил приходом семи селениям: Никольской слободе и деревням Белый Омут, Терелесово, Борьково, Тверстянка, Елизаветино и Обрадово, в которых в то время числилось «796 душ мужского пола»11. |