Возврат в МЕНЮ

ДВ №4 о 28 января 2004, стр. 3, ДВ №5 от 04 февраля 2004, стр. 3, ДВ №6 от 11 февраля 2004, стр. 3, ДВ №7 от 18 февраля 2004, стр. 3, ДВ №8 от 25 февраля 2004, стр. 3, ДВ №9 от 03 марта 2004, стр. 3, ДВ №10 от 10 марта 2004, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Посолье

Вышневолоцкий Казанский женский заштатный монастырь

История монастыря, в котором не однажды отправлял службу самый именитый проповедник России на рубеже XIX-XX веков отец Иоанн Кронштадтский, в котором почитали за честь помолиться особы царской крови, началась еще в середине XVIII века. Тогда недалеко от селения Вышний Волочёк близ большой дороги на месте чудесного обретения иконы Казанской Божией Матери12 была поставлена небольшая деревянная часовенка.
20 октября 1872 года Казанская женская община13 была высочайше утверждена. А через девять лет указом Св. Синода Вышневолоцкая община была переименована в общежительный Казанский женский монастырь.
Я не буду пересказывать историю одного из крупнейших женских  монастырей России.
Она описана очень подробно в книге «Сказание о Вышневолоцком Казанском Женском монастыре», вышедшей в 1997 г. тиражом 5000 экз., были и статьи в газетах, а также альманахе ВИКА № 4.
Напомню только, что в нашем Казанском монастыре находится единственный в России храм в честь Андрониковой Божией Матери и один из красивейших Казанских соборов в России.
По состоянию на 1901 год монастырю принадлежало: 2 каменных корпуса – в них трапезная, пекарня, просфорня, хлебопекарня, кельи; 2 полукаменных двухэтажных корпуса – в них больница на 12 кроватей; 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных корпусов – в них помещались причт, странноприимная гостиница и помещение для рабочих; каменное здание для свечной, красильни, коврового заведения, прачечной и бани; каменный погреб; скотный двор с 3 домами, конюшня, каретный сарай, 2 амбара, 2 сарая, ледник и 2 бани, мельница с домом и баней.
Кроме того, монастырю принадлежало: в Кашарове – 5 деревянных одноэтажных домов, флигель с английским садом, изба, скотный двор, погреб, хлебопекарня, амбар, рига и гумно, 3 сарая, конюшня и баня; в пустоши Зуевой – 2 деревянных дома, скотный двор и 2 сарая и разные хозяйственные строения, расположенные на 4 городских участках. Монастырю принадлежали пашни, пустоши, лесные дачи, сады и огороды, общая площадь которых составляла почти 800 гектаров. Монастырский капитал составлял 150800 руб. Монашествующих было: 1 игуменья, 75 монахинь, 1 схимонахиня, 254 послушницы и 379 живущих на испытании, 5 священников и 1 дьякон14.
Описывая хозяйство монастыря, перечисляя многочисленные постройки, многие из которых были каменными, давайте не забывать, что прошло всего 30 лет с того момента, когда в обители не было «...ни муки, ни соли, ни масла деревянного и ни копейки денег». Начинался один из крупнейших женских монастырей России, как и большинство других, с пустого места, с бедности и лишений – с нуля, как сказали бы сегодня. У монастыря было три киновии. Спировская открыта в 1877 г., в 1885-м освящена домовая церковь в Кашаровской киновии, с 1902-го по 1907-й монастырю принадлежала Параскево-Пятницкая киновия, и, наконец, в 1912 году освящён храм на подворье монастыря в Санкт-Петербурге. Но процветать монастырю оставалось совсем недолго.

Параскево-Пятницкая, что на Бору, община женская

На берегу озера Тубосс издавна стоит небольшая деревенька Фефелово. Еще во времена Анны Иоанновны недалеко от деревни, в непроходимом бору, явилась икона святой Параскевы Пятницы15. На месте явления была поставлена вскоре небольшая деревянная часовня. В 1902 г. монахиней Казанского монастыря Антонией на этом месте была основана киновия Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. 7 июля 1907 года она была преобразована в самостоятельную женскую общину. Земли для общины были куплены купчихой Е.И. Кирсановой у крестьян села Фефелова. В 1860-е гг. дворовая девица Пелагея Силантьевна, будущая схимонахиня Пелагея Казанского женского монастыря, поставила вблизи Параскево-Пятницкой часовни первый домик-келию. После открытия киновии была выстроена каменная церковь Параскевы Пятницы.
Схимница Пелагея была особенно известна среди монахинь Казанского монастыря. В Казанскую общину пришла в момент её образования в 1872 г. и прожила в ней 12 лет до самой смерти 29 мая 1884 г., исцеляя больных, утешая приходивших к ней в келью.
В девятую Ильинскую пятницу (по Пасхе) и 28 октября в день памяти святой Параскевы в киновии собиралось на поклонение явленной иконе множество богомольцев из ближних и дальних уголков России. В киновии были возведены колокольня, два корпуса для сестер, просфорня и хлебопекарня, трапезная с кухней, дом для священника, странноприимный дом со двором, сторожка и различные хозяйственные службы. Располагала обитель и достаточным количеством пожертвованной земли. В 1907 году киновия была преобразована в самостоятельную женскую общину.

Николо-Теребенский мужской
заштатный монастырь

Это был самый крупный мужской монастырь на территории Вышневолоцкого уезда. Николаевская Теребенская пустынь в с. Слобода (ныне с. Труженик Максатихинского района) была основана иноком Амвраамием в 1641 г. Стоял он на древнем тракте из Устюжны в Вышний Волочёк. Этот бывший почтовый тракт на протяжении 35 верст, от д. Кузнечихи до границы Весьегонского уезда, носил название Николо-Теребенского тракта.
Николо-Теребенская пустынь была знаменита своими ярмарками. Вплоть до конца XVIII века ярмарки около монастыря были самыми крупными в уезде: «Из ярмарок в Вышневолоцком уезде особенно замечательны были в то время в пустыни Николая Чудотворца, называемой Теребени, февраля 2, марта 25, маия 9, декабря 8, туда приезжают купцы из Бежецка, Кашина, Переяславля Залесского, Устюжна, Железо-Полесского и Вышнего Волочка с сукнами, полотнами, шелковыми материями и соленою рыбою и табаком, по цене на 15 тысяч рублей. Обыватели же привозят: пеньку, разные мяса, мед, воск, масло, холст и разные звериные кожи по цене на 7000 рублей. Ярмарка продолжается по два и по три дня»16. В XIX веке пальму первенства перехватил Вышний Волочёк, но из 53 ярмарок, которые проводились на территории уезда, наиболее значительные по-прежнему были у Николы-Теребень.
В монастыре были три каменные церкви: Сретения Господня и Преподобного Александра Свирского (1754), главная Святителя Николая (1833) и Благовещения Пресвятой Богородицы (1883). Рядом с пустынью на р. Мологе находилась деревянная часовня, от которой 26 июня провожалась в г. Бежецк священная ладья с чудотворною иконою.
Монастырь владел множеством различных хозяйственных построек, и в том числе 95 торговыми лавками да более 1500 га земли. Братии в монастыре в 1901 г. было 32 человека.

Возврат в МЕНЮ                    
3