Возврат в МЕНЮ

ДВ №4 о 28 января 2004, стр. 3, ДВ №5 от 04 февраля 2004, стр. 3, ДВ №6 от 11 февраля 2004, стр. 3, ДВ №7 от 18 февраля 2004, стр. 3, ДВ №8 от 25 февраля 2004, стр. 3, ДВ №9 от 03 марта 2004, стр. 3, ДВ №10 от 10 марта 2004, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Посолье

Монастыри после 1917 года

Сразу же после Октябрьского переворота большевики в борьбе за удержание власти стали разрушать всё, на чём было построено русское общество до 1917 года. Шла беспощадная борьба не только с теми, кто защищал старую Россию с оружием в руках, но и всем, что напоминало о старом укладе жизни. Вместо тысячелетней православной веры воцарялся новоявленный мессия Ленин, вместо самодержавия – бессмысленно жестокий диктаторский режим. Монастыри, как центры православия, начали гибнуть одними из первых. Безжалостно рушилось веками налаженное хозяйство. На улицу выбрасывались сотни призреваемых монастырями сирот, больных и престарелых. Судьба вышневолоцких монастырей ничем не отличалась от судеб сотен и сотен других монастырей России.
Да и что можно было сделать в то страшное время, когда большевики, чтобы удержать власть шли на любые злодеяния? Когда в тамбовских лесах ядовитыми газами травил восставших крестьян прославленный командарм Тухачевский, а массовые расстрелы заложников были нормой. Когда была поставлена задача уничтожения не только монашествующих и священников, а вообще религии.
В 1918 году в Казанском женском монастыре проживало 600 человек, из них около 200 были совсем не способны ни к какому труду по старости или по болезни. Более 100 человек работали в монастырских мастерских: художественной, вышивальной, строчильной, белошвейной, ковёрной, башмачной, портняжной, переплётной и других. Деньги от продажи изделий этих мастерских шли на покупку хлеба. Около 300 монахинь занимались сельскохозяйственными работами. В 1918 г. у монастыря отобрали больницу, здание живописной мастерской и башмачный корпус. Затем 26 марта 1919 года Вышневолоцкий земельный отдел принял постановление о социализации земли. По этому постановлению все монастырские земли, инвентарь, скот, остатки продовольствия и даже «небольшой запас квашеной капусты» были изъяты у монастыря. На голод были обречены 400 трудоспособных монахинь и послушниц, которые своим трудом содержали не только себя, но и двести человек больных и престарелых, да в детском приюте при монастыре жили 250 девочек-сирот.
Но монастырь боролся. В разные революционные инстанции, вплоть до «гражданина Ленина», писались письма. Благодаря тому, что на одно из таких прошений дал ответ «всесоюзный староста» М.И. Калинин, оно сохранилось. Калинин советует вышневолоцким большевикам   «...насколько возможно, безболезненно ликвидировать свой монастырь», предлагает «утилизировать монахинь в советских имениях, и на первых порах по возможности щадить их чувства». И «...если за ними не наблюдается определённой контрреволюционной работы, оставить их как производительную Коммуну в их полном личном составе, чем мы избавим Государство от непроизводительного расхода по призрению неработоспособных и сохраним хорошее имение для Советской власти, что при современной разрухе и голодовке имеет огромное государственное значение». Какая нежная забота о благе государства! Монахинь можно «утилизировать», словно это отбросы или мусор, а если и щадить их чувства, то только на первых порах и по возможности. Копия письма и хранилась в вышневолоцком архиве как образец заботы о благе трудящихся со стороны всесоюзного старосты. Ну а «вышневолоцкие товарищи» свято выполнили указание «товарища Калинина». Правда, «первая пора» оказалась очень короткой, а «возможности» не представилось совсем.
В монастыре попытались создать сельскохозяйственную общину, но устав её не был утверждён, а монашкам было предложено разойтись. В сентябре 1922 г. в помещениях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия, которая вскоре после кончины игуменьи Амвросии в конце 1922 г. овладела всем монастырём. Казанский собор, один из красивейших в России, был превращен сначала в кинозал, а потом – в склад для мусора, уникальная колокольная церковь – в водонапорную башню, а монастырское кладбище – в плац. «Товарищи большевики» надругались даже над мёртвыми. Надгробные плиты использовались в фундамент гарнизонного Дома культуры, укладывались в мостовую. Большинство монахинь были обречены на скитание и нищенство.
На землях Спировской и Кашаровской киновий были устроены сельхозартели, а церкви снесены. Оставшиеся сестры продолжали трудиться на монастырских угодьях, уже как члены артели. Но вскоре монахинь и послушниц ожидало новое испытание: арест и ссылка. Только единицы вернулись в родные места, большинство же сгинуло в бесчисленных советских концлагерях.
2 января 1991 г. монастырь был вновь открыт. Настоятельницей его стала мать Феодора, в миру Надежда Владимировна Пилипчук. За 12 лет проведены большие реставрационно-восстановительные работы. Сегодня вновь сияют золотом купола соборов Казанского женского монастыря.

«В Тверской губернии крайне много сёл, которые имеют несомненные признаки прежде бывших монастырей; но это были не монастыри, а посолья от монастырей».
Посолья играли заметную роль в истории России вплоть средины XVIII века. Особенно велика была их роль в освоении новых земель, новых территорий. Очень часто, особенно в XV-XVI веках, кельи отшельников становились зародышем будущих монастырей, около которых вырастали новые крестьянские селения. Бывало и наоборот, когда селяне, построив всем миром монастырские здания, саму обитель призывали строить кого-либо из близлежащего монастыря. Игуменов вновь открываемых монастырей чаще называли строителями. Они строили не только стены – главное, они строили новую общину, новую обитель.
На разных этапах истории роль и значение филиалов головных монастырей были различными. Даже назывались они по-разному: до середины XVIII века – посольями, а после того как в 1764 г. большинство посолий было закрыто, чаще стал применяться термин «приписные монастыри». А со второй воловины XIX века подведомственные главному монастырю обители, особенно женские, всё чаще называли по-древнегречески – киновиями.
20 февраля 1764 указом императрицы Екатерины II было упразднено более половины российских монастырей – 496 из 881. Все закрытые монастыри были посольями – небольшими, небогатыми и немногочисленными по числу монахов. Секуляризацией церковных земель, когда «духовные власти были освобождены от управления монастырскими имениями», фактически и
закончилась история посолий. Закрытие всех второстепенных монастырей и окончательное лишение духовной власти главного политического козыря – огромных земельных владений было завершающим этапом противостояния церкви и власти. Противостояние резко усилилось при Петре Великом, когда монастыри стали едва ли не главной силой, препятствовавшей реформам, проводимым царём. Посолья сыграли свою историческую роль, а оставшиеся монастыри должны были свыкнуться со своим новым положением в государстве.
В 1764 году территория современных районов: Бологовского, Вышневолоцкого, Удомельского, Максатихинского, Лесного, Фировского, Спировского – принадлежали Новгороду. Только после 1 июля 1772 года, когда Вышний Волочёк учредили городом, был образован и Вышневолоцкий уезд, в который входили территории современных районов: Удомельского, Спировского, Фировского и частично Лесного, Максатихинского и Кувшиновского. На этой территории к 1764 году существовали 11 монастырей, 9 из которых были закрыты: Городолюбский, Кириллов на Тубосе, Троицкий на Овинчищах (в настоящее время Вышневолоцкий район); Троицкий-Удомельский-Богословский, Троицкий-Млёвский, Удомельский Параскево-Пятницкий (Удомельский район); Никольский-Иловицкий – (Кувшиновский район); Никитский-Евановский (Лесной район); Спасский-Забережский (Максатихинский район).
Памятью посолий, и не только вышневолоцких, но и многих из 500 упразднённых монастырей, стали сёла, которые выросли около монастырей. И довольно часто имя бывшего монастыря оставалось жить в названии селения, которому оно и дало жизнь. Память о древних обителях продолжает жить и в названиях урочищ, речек, болот. Даже сегодня, когда с карты области уже исчезли тысячи деревень, еще около двух десятков селений носят название Слобода и Слободка. В давние времена так чаще всего называли селения, возникавшие около монастырей. Жилище монаха-отшельника называли в прошлом Пустынь или Пустынька, а позднее, с XVIII века – небольшой, чаще всего нештатный, монастырь. Деревенек с таким названием меньше, но и их сохранилось в Тверской области около десятка. А есть ещё Пустынское озеро, Слободские луга и Слободское озеро да десяток урочищ с «монастырскими» именами. Другим монастырям повезло меньше: от них не осталось и таких следов. Но для исследователей, для людей увлечённых есть архивы. Сведения о большинстве вышневолоцких посолий встречаются в описи новгородских земель 1581 года и в документах 1764 года по передаче имущества упраздняемых монастырей.
Про самый древний из них на территории Вышневолоцкого района, Городолюбский, мы уже рассказывали. Можно только добавить, что полностью он назывался «Городолюбский-Горно-Озерский Спасо-Преображенский монастырь». Закрыли его в 1764 году. Церковь же монастырская, так же как и большинство храмов закрытых монастырей, обращена в приходскую.

Кириллов на Тубосе

Кирилловский мужской монастырь находился на месте церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Тубос. О нём известно, что он в 1495 году владел волостью во Млёвском погосте Деревской пятины. В селе Млёво до самой революции свято чтились (9 июня и 18 января) дни памяти Св. Кирилла, архиепископа Александрийского. Другие материалы о Тубосском монастыре автору неизвестны. Название села за 500 лет почти не изменилось, только прибавилась одна буква – сегодня оно называется Тубосс.

Троицкий на Овинчищах
Другое его название – Шамаринская мужская пустынь. Находился в окрестностях села Осечно. О нём в описи 1581 г. сказано: «В Воскресенском же погосте в Осечне на Овинчищах монастырь на речке на Илемне. А в монастыре церковь Троицы Животворящей древяная в верх, да церковь Николы Чудотворца древяная в верх. А в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и все церковное строение приходское. Да в монастыре же 12 келий, а в них живут старцы, а игумена и строителя нет». На месте монастыря до самой революции стояла деревянная часовня, куда исстари в праздник Преображения Господня собирались крестьяне соседних селений и служили молебны. В часовне хранился древний крест с надписью: «Сей крест шамарина пустыни устроил его старец Лазарь». Монастырь был небогатый – типичное посолье, даже не было игумена. Как видим, содержали его верующие богатого села Осечно. Село находилось в то время на оживлённой торговой дороге, которая и сегодня ещё носит название Старо-Бежецкого тракта. В середине XIX века село носило название погост Осеченский. История села, судя по названию – осекать, сечь, – уходит в глубокую древность.

Возврат в МЕНЮ                    
4