Возврат в МЕНЮ

ДВ №34 от 25 августа 2000, стр. 2, 3

 

Любашов Вадим Константинович

 
(27.09.1947-08.05.2007)
учредитель и председатель (1997-1998 гг.) Вышневолоцкого краеведческого общества.
Преподаватель медицинского техникума.
     

Память о Левитане

Постскриптум

Похоронен Исаак Ильич Левитан на Новодевичьем кладбище в Москве (вначале был погребен на еврейском Дорогомиловском, откуда прах его перенесен 22.04.1941) рядом со своим другом А.П. Чеховым, умершим в 1904 году. Памятник на могиле был поставлен еще в 1902 году его братом Адольфом Ильичом.
Какова же дальнейшая судьба лиц и имений, упоминавшихся в рассказе о Левитане?
Н.П. Панафидин (1819-1895) умер в Курово-Покровском и похоронен в Бернове. Л.С. Мизинова (1870-1973) после революции эмигрировала в Испанию, а потом переехала во Францию. Дом в Курово-Покровском сохранился, но, будучи нежилым, находится в страшном запустении, а от Затишья ничего не сохранилось. Берновский «левитановский омут» исчез: в 1982 году реконструировали легенду, срубив новенькую мельницу и плотину, но паводок 1984 года в пух
и прах разнес эту бутафорию.
С.П. Кувшинникова (1847-1907) умерла в Москве, оставив после себя очень теплые и трогательные воспоминания о художнике, Т.Л. Щепкина-Куперник, став потом драматургом, мемуаристом и переводчиком, также умерла в Москве (1874-1952).
Судьба семейства Ушаковых и их дома трагична. Николай Владимирович (1857 г.р.) умер в 1918 году в Островно. По словам А.Н. Семёновой, его нигде не брали на работу и он умер с голоду. Сестер Варвару (1849 г.р.) и Софию (1847 г.р.) в 1919 году взяли чекисты, и где они сгинули, неведомо.
Дом Ушаковых в 1925 году приобрел у местного совета Агей Марков, бывший пастух, а в то время заведующий хозяйством ресторанов в Ленинграде, разобрал и перевез в Котлован (Кузьминское?), где собрать его не смогли и пустили на дрова. Мебель была растащена, а множество холстов с картинами, этюдами живших здесь художников по решению местного комбеда, предварительно «отстирав» от краски, раздали мужикам на портянки и для растопки печей – по словам Н.Н. Зольникова, в силу их «непригодности и барской порчи».
По-разному сложилась судьба обитателей Горки Турчаниновых. Анна Николаевна (1856-1930)
(муж ее Иван Николаевич умер в 1910 году в Петербурге) эмигрировала с Варварой во Францию, умерла в Париже. Варвара (1876 – после 2-й мировой войны) похоронена в Ницце. Софья (1878 – ?) жила и умерла в Находке, а младшая Анна (1880 – после 1971 г.) – семейное прозвище Люлю, –   пережив ленинградскую блокаду и потеряв на войне сына, умерла в Ленинграде.
М.П. Честнокова, горничная из Горки, умерла в соседней деревне Доронино в 1974 году. Дом был сожжен крестьянами в 1916 (1922?) г., имущество Агеем Марковым вывезено в Островно, и следы его потерялись. Мастерская Левитана сгорела еще при Турчаниновых, и сейчас на месте усадьбы стоит лес. Сохранился, правда, дом-девичья, стоящий теперь в деревне Сорокино.
События, рассказанные здесь, если и не со слов очевидцев, то тех, кто по рассказам родителей ближе стоял к памяти о Левитане. Если читателей заинтересует судьба художника, то он ближе узнает ее из литературы:
Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. В 2 т. М., 1966;
Петров В.А. Левитан. СПб, 1992;
Левитан И.И.  Письма, документы, воспоминания. М., 1956;
Пророкова С.А. Левитан. М., 1960;
Турков А.М. Исаак Ильич Левитан. М., 1974;
Подушков Д.Л. Где жила Чайка? /Русская провинция. –  № 1. – 2000 //Удомельская старина. – №№ 1, 3, 4, 8, 9.
И всё-таки через сто лет после смерти великого художника России память о нем жива. Жива тем, что приехала в Вышний Волочек и Удомлю в 1998 году правнучка Вари Турчаниновой Елена Владимировна Романова с сыном. Жива в находках из бывшего имения Горка, жива в памятном камне, поставленном на берегу озера Удомля близ «Чайки» в июне этого года в честь художников, творивших на удомельской земле, открытие которой принадлежит Левитану. И, конечно же, жива будет вечно, пока не иссякнет у человека потребность к прекрасному, к полотнам Исаака Ильича Левитана, воспевающим саму душу могучего и хрупкого мира природы.
Сергей Дягилев, характеризуя творчество художника, писал в 1900 году в журнале «Мир искусства»: «Если искать в полотнах наших художников свежести тургеневского утра, аромат толстовского сенокоса или меткости чеховских штрихов, то неизбежно приходится признать,
что во всей русской живописи – от венециановских полотен до наших дней – только один Левитан может подать руку этим поэтам и не раз поднимается до их величия».

Возврат в МЕНЮ                    
4