Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №8, стр. 109-114

 

Пивоварова Татьяна Александровна

   
Родилась в Вышнем Волочке. В 1979 г. закончила историко-филологический факультет Казанского госуниверститета. С 1981 года – заведующая Вышневолоцким муниципальным архивом. Автор многих публикаций по архивной тематике.

 

 

 

Поповы

Любому школьнику известно имя – Попов Александр Степанович (1859-1905) – физика, электротехник, изобретатель радио.1 После окончания Петербургского университета (1882), преподавал в Кронштадте. С 1901 года Попов – профессор, с 1905 года – статский советник, директор электротехнического института в Петербурге. 2
Но не все знают, что биография большого ученого, а вернее его семьи, непосредственно связана с историей Вышневолоцкого уезда, с Удомлей. Александр Степанович в 1905 году приобретает дачу в 3- х км от Удомли близ деревни Лайково, где его семья проживает до 1930-х годов. Жена Попова Раиса Алексеевна была организатором и первым врачом Удомельской участковой больницы. А их дети учительствовали в Удомельской школе, что подтверждается документами фонда Вышневолоцкого уездного народного образования, которые хранятся в Вышневолоцком муниципальном архиве.

 
Личная карточка Поповой Р.А.
 
Зачётная книжка Попова А.А.

К началу Октябрьской революции в городе Вышнем Волочке и уезде насчитывалось 243 начальные школы с 415 учащих, школ повышенного типа и средних учебных заведений – 7 с 54 учащих. Данные учреждения обслуживали 15135 детей. 3  Эта сравнительно не малая сеть учреждений не могла удовлетворить той жажды к просвещению, которая появилась у простого населения после революции. Вследствие чего начался стихийный рост сети культурно-просветительских учреждений.
В 1918-1919 учебном году производится перестройка системы народного образования: создается система единой школы с 2 ступенями – первой (5 лет) и второй (4 года), которые в совокупности составляли 9-летнюю общеобразовательную школу. В 1920 г. во всех начальных школах введен 4-летний срок обучения, создан новый тип неполной средней школы с 7-летним сроком обучения (семилетки).4
Вся школьная работа была сосредоточена в подотделе Единой Трудовой школы, который начал свою деятельность с января 1919 года. Провозглашенный трудовой принцип на местах часто был понят неверно, вылился в ремесленничество, и труд был совершенно обособлен от учебных предметов, оставляя школы по-прежнему школой учебы. Новых достижений в школьной работе не было, если не считать расширения сети школ и учащих. Работа школьного подотдела протекала при тяжелых материальных условиях и при отсутствии квалифицированных работников. На должность школьных работников часто назначались лица без всякой не только педагогической подготовки, но и общеобразовательной, иногда имеющие образование в объеме церковно-приходских школ. Поставленный идеал школы был не осуществлен, работа ограничилась областью широких планов, грандиозных предложений, вплоть до открытия в Вышнем Волочке Народного Университета.5

Наибольшее количество школ наблюдается в 1919 году – 350 школ 1-й ступени и   19 школ 2-й ступени, преподавателей -963, обучалось в них 21280 детей.6 В это время развитие школьной сети достигает апогея. В дальнейшем намечено было открытие новых комплектов, но разруха, голод и нищета в уезде вынудили отказаться от этого.
Начиная с 1920 -1921 г.г. происходит сокращение как школьной сети, так и учащих. Уже в городе и уезде значится около 112 школ 1 ступени , 6 школ 2 ступени, с общим количеством учительского персонала 300 человек.7
Заведующий Удомельско-Рядским волостным отделом народного образования Пакликин (имя и отчество не указаны), выступая на 3-ем Вышневолоцком учительском съезде в январе 1920 г. сообщал, что в волости имеется 13 школ первой ступени и 1 школа второй ступени при 29 учащих и около 800 учащихся.8
Эта единственная школа в волости и была Удомельской. Что же она из себя представляла? По документам 1924 года она занимала деревянное 2-этажное здание, крытое железом и требующее солидного ремонта. В школе имелась библиотека, насчитывающаяся около 1300 книг, в которую вошли и личные книги преподавателей. В 1924 г. в школе училось 147 человек, из них 85%-дети крестьян. Все учителя, а их было шестеро, имели соответствующее образование: Московский университет, Московский учительский институт, Петроградский медицинский институт (Раиса Александровна Попова),  Варшавский университет, Новоторжская учительская семинария. Заведующим школой являлся Владимир Степанович Хильмончик.9 Инспектор Вышневолоцкого уездного отдела народного образования Н.Е. Ястребов так характеризовал постановку учебного дела в школе: «Она носит все черты переходного времени и определенного русла еще не достигла. Очень мало связи между отдельными дисциплинами. Так, например, в 4 группе проходят по обществоведению «старый порядок», а по литературе толкуют о произведениях Мак. Горького»…10
В этой школе, только в разное время, учительствовали дети Поповых.
Первенец Поповых родился в 1883 году и был назван в честь своего деда Степаном. После окончания историко-филологического факультета Петербургского университета преподавал в гимназии.
В августе 1918 года, решив переселиться на постоянное жительство в Удомлю, Степан Александрович просит Вышневолоцкий комиссариат по народному просвещению дать ему вести уроки по истории, русскому языку и географии. 11
 Его направляют в Паношинское высшее начальное училище (позднее Удомельская школа 2-й ступени). 12 Но вскоре он покидает школу, причина неизвестна. Возможно, произошло сокращение штатов или  был призван в Красную Армию.

Заявление об увольнении Поповой Е.А.

В сентябре 1920 года школьный Совет Удомельской школы обсуждал вопрос о необходимости введения в число предметов в старших классах психологии, логики, социологии, истории искусств. А из-за недостатка школьных работников ходатайствует перед уездным отделом народного образования о возвращении в школу бывшего школьного работника С.А. Попова.13 Но в 1920 году Степан скончался от брюшного тифа.14
Из личной карточки второго сына Поповых – Александра, заполненной им 27 ноября 1919 г.,15 и заявления А. Попова о принятии на работу16 узнаем, что он родился 24 февраля 1887 г., закончил в Петербурге реальное училище, учился в Академии художеств и Петроградском электро-техническом институте (прилагается копия зачетной книжки). В Удомельской школе работал с 24 октября 1918 г. по 1923 г. с небольшим перерывом (был уволен по сокращению штатов), преподавал в школе графическое искусство, лепку, черчение, являлся библиотекарем.
 Старшая дочь Поповых – Раиса Александровна – родилась 12 июня 1891 года. В 1916 г. закончила Петроградский женский медицинский институт по специальности женский врач. До 1917 года служила врачом в Петроградском Доме ребенка, а с 1 декабря 1918 г. учительствовала в Удомельской школе, преподавала естественную историю и гигиену, позднее анатомию, физиологию и немецкий язык. Помимо занятий в школе вела докторский прием. С 1 марта 1920 г. до осени 1923 г. служила врачом в полку, после чего продолжила учительствовать в Удомельской школе.17

Заявление о приёме на работу Попова С.А.

В   личном деле Раисы Александровны имеется ее педагогическое кредо, которое, несомненно, вызовет интерес у читателей, поэтому публикуется полностью. «Преподаватель естествознания должен стремиться прежде всего к следующему: ознакомить учеников с главнейшими учениями и законами органической химии, придавая значение не массе материалов, а его серьезному усвоению. Необходимо пробудить в учениках способность видеть, наблюдать, описывать и даже самому зарисовывать виденные явления природы. При изучении физиологии в старших классах нужно познакомить учеников с новейшими биогенетическими теориями. Знакомясь с ними, обратить внимание учеников на бесконечные проблемы еще не разрешенные человеческим умом».
Младшая дочь Поповых – Екатерина Александровна, будучи студенткой, учительствовала в Удомельской школе до 1921 г. Преподавала в младших классах русский язык, математику и являлась секретарем школьного Совета.
В фонде уездного отдела народного образования имеется ее заявление с просьбой уволить с занимаемой должности для продолжения образования. К заявлению прилагается удостоверение № 477 от 29.08.21. Петроградского университета, подтверждающее, что она является студенткой факультета общественных наук и должна посещать учебные занятия. 19

 

 

 

 

 

 

Источники:
Татьяна Александровна Пивоварова

1. Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.С. 198\
2. Архангельский Н.А. История Удомельского района. Часть 2. Тверь. 1995. С. 166
3. Вышневолоцкий муниципальный архив. Ф.29. Оп.6. Д.8. Л.278
4. Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.С.31
5,6,7. Вышневолоцкий муниципальный архив. Ф.29.Оп.6.Д.8.278-279
8. Там же. Ф.29.Оп.З.Д.1.Л23-23 об.
9. Там же. Ф.29.Оп.9.Д.32.Л.4-4 об.
10. Там же. Ф.29.Оп.9.Д.32.Л.6
11. Там же. Ф.29.Оп.2.Д.8.Л.247
12. Там же. Ф.29.Оп.З.Д.22.Л.13 об.
13. Там же. Ф.29.Оп.4.Д.51. Л.64
14. Архангельский Н.А.История Удомельского района. Часть 2. Тверь. 1995. С. 170.
15. Вышневолоцкий муниципальный архив. Ф.29.Оп.4.Д.51.Л.90
16. Там же. Ф.29.Оп.4.Д.51.Л.96
17. Там же. Ф.29.Оп.14.Д.18.Л.1
18. Там же. Ф.29.Оп.14.Д.18.Л.2
19. Там же. Ф.29.Оп.4.Д.51.Л.