Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №8, стр. 115-122
 

Соловьёва Фаина Борисовна

   
Родилась в Вышнем Волочке. Старший научный сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея. Автор многочисленных публикаций по истории Вышневолоцкого края в областной и местной прессе.
Вышний Волочёк. С акварели М.М. Иванова. 1785 год.

 

 

Мосты над первыми каналами

300 лет назад петровским указом  от 12 января 1703 года было положено начало созданию Вышневолоцкой водной системы, связавшей  центральные области страны с новой российской столицей – Санкт-Петербургом. Указ этот предписывал соединить каналом реку Тверцу, впадавшую в Волгу, с рекой Цной, несущей свои воды к Балтийскому морю.
Исполняя волю Государя, окольничий Андрей Матвеев нанял в Амстердаме шлюзных мастеров. Под их техническим руководством и был прорыт первый русский судоходный канал – Тверецкий. Он имел в длину 3 км при ширине 15 м. Для удержания воды на канале были построены два шлюза, по берегам вбиты сваи. Уже тогда через канал было перекинуто два моста – один для пешеходов, другой для гужевого транспорта.1
Однако прокопанный голландцами канал оказался мелководным, а гидросооружения, оставленные без присмотра, ветшали и заносились песком и илом. Наполнить канал водой и починить шлюзы взялся новгородский "купецкий человек" М.И. Сердюков в 1719 году. Он и стал на  целых 35 лет содержателем Вышневолоцкой водной системы: строил шлюзы, чистил Тверецкий канал, укреплял его берега, прорывал новые каналы. Он же строил и мосты через эти каналы.

Вышний Волочёк. Гравюра С. Галактионова. 1802 г.

В Российском государственном архиве древних актов хранится подробная опись Вышневолоцких гидросооружений, сделанных Сердюковым. Опись эту по требованию Сената составил в 1738 году полковник Иван Невельский и геодезист Федор Теглев. Документ содержит сведения о  двух мостах над каналами. Мост через Тверецкий канал был длиной 30 м и шириной 8,5 м, "и под оным мостом ходят суда".

Проект моста через Тверецкий канал, построенного в 1807-1808 гг.

Другой мост был перекинут через канал, прорытый Сердюковым, чтобы спрямить русло реки Цны. Согласно описи Невельского и Теглева на Цнинском канале был сделан им же, Сердюковым, "через канал мост с перилами и намощен брусьями, а по брусьям намощен трехдюймовым тесом и под оным ходят суда, а по тому мосту имеется проезжая большая Санкт-Петербургская дорога". Мост имел в длину 51 м при ширине 8,5 м.кв.2 
Если посмотреть на план Вышнего Волочка, составленный всего десятью годами позже, можно увидеть, что дорога проходила по Ванчаковой линии через городской сад и выходила на Новгородскую улицу, так что старый "сердюковский" мост над Цнинским каналом был несколько дальше нынешнего Санкт-Петербургского моста.3 Возможно, именно этот мост изображен в альбоме акварелей М. М. Иванова, сделанных им в 1785 году во время поездки Екатерины  II в Вышний Волочек.4 К сожалению, высота моста в описи Невельского и Теглева не указана, но на акварели мы видим, что она достаточна для прохода барок. Изображенный Ивановым мост имеет дугообразную форму и соединяет весьма крутые берега.
Мост через Цнинский канал мы видим и на гравюре Степана Филипповича Галактионова, помещенной в "Русском дорожнике" 1802 года. Этот известный путеводитель "для употребления на пути между двумя Императорскими Всероссийскими столицами" содержал сведения о городах, "по оному лежащих" с описанием "обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест". Пять гравюр Галактионова, сделанных специально для этого издания, хранятся сейчас в Российской национальной библиотеки в Петербурге.
Первое издание путеводителя было выпущено в 1801 году в связи с коронацией Александра I. Оно имело посвящение от составителя Ивана Глушкова супруге Государя Елезавете  Алексеевне, которая должна была совершить поездку из Петербурга в Москву на эту церемонию. "Ручной дорожник" содержал самую разную информацию – от архитектуры до инженерно-технических сооружений. В него вошли описания Твери, Вышнего Волочка, Выдропужска, Торжка, села Медное. О значении Вышневолоцкой водной системы было написано: "…таким образом малейшая точка Вышний Волочек сближает отдаленнейший край Юга, Востока и Запада с Севером".
Путеводитель И. Глушкова содержал не только изображение моста над Цнинским каналом, а и подробнейшее описание моста в устье  Тверецкого канала. Это был первый в России мост с применением деревянных ферм, ставший сразу местной достопримечательностью. «Сей мост, называемый Тверецким, весьма удивительно составлен из опирающихся один в другой брусьев, и без всяких подпор висит над широким каналом так высоко, что нагруженные пенькою барки свободно под него подходят, для прочности он обшит досками и покрыт кровлей, под которую находящаяся галерея служит тамошним лоцманам изрядною  биржевою залою, где купцы заключают с ними условия о сгоне караванов».5
Но в 1801 году на Цнинской набережной было построено специальное здание биржи для найма судоробочих. А мост вскоре сгорел. Восстановить его оказалось не так просто, так как строительные работы ни в коем случае не должны были мешать движению караванов к северной столице. Проход барок с хлебом, железом, лесом через Тверецкий канал был гораздо важнее удобства местных жителей, желавших перейти или переехать с одного берега на другой. Однако все же для них был сделан временный наплавной мост.
Построить новый мост взялся «шлюзный мастер» из Конторы Боровичских порогов Борман. О ходе работ можно узнать из рапортов директора Вышневолоцкой Конторы Гейзена в Департамент Водяных коммуникаций. Борман приехал в Вышний Волочек 28 июня 1807 года, а уже 1 июля приступил к вязке «приготовленных для того моста брусьев»6. Работы продолжались почти 3 месяца. 23 сентября все части для «висячего моста» были «к собранию приготовлены, положены в кучи и покрыты старыми горбылями». А мастера отпустили до окончания судоходства, о чем и было доложено 5 октября.7 Новый рапорт датирован уже 4 февраля 1808 года. Гейзен информировал начальство, что мост собран «безошибочно», осталось только доделать некоторые детали.8 Последний рапорт в этом деле составлен 23 октября 1808 года. Директор Вышневолоцкой Конторы докладывает, что «вместо преждебывшего чрез Тверецкий канал висячего крытого моста, такой же на складных из кирпича быках и плечах постройкою закончен и проезд по оному сего месяца 4 числа открыт переездом, а временный наплавной мост разобран»9.
Посмотреть же в Историческом архиве еще одно дело «О построении крытого висячего моста через Тверецкий канал. 1806 год»10 оказалось невозможным. На запросе была  пометка: «Дело в розыске по итогам проверки наличия».

 
Проект моста через Тверецкий канал, перестроенного в 1845-46 гг.
 
Санкт-Петербургский мост. С открытки XX века.

В 1845-1846 годах Тверецкий мост вновь был перестроен. В его конструкции опять были использованы деревянные фермы, но уже без боковой обшивки. Авторами проекта явились инженеры П. И. Лосев и К. Кейзер, а руководил работами инженер-капитан А. А. Шатилов. Русские инженеры, в отличие от американских, считали, что обшивка, «делая из моста что-то такое не похожее ни на дом, ни на мост, вовсе не благоприятствовала к украшению моста»11.
Работы по перестройке моста через Тверецкий канал проводились в бытность главноуправляющего путями сообщения графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Граф качеством их оказался недоволен: «Работы произведены нечисто, все  вырезки и соединения в брусьях сделаны нетщательно, мост дурно окрашен, устои моста, хотя и остались прежние, но исправить и подновить их ничто не препятствовало, как только одно невнимание». В результате члену Правления путей сообщения подполковнику Венедиктову, наблюдавшему за постройкой, был сделан выговор, а непосредственный производитель работ Шатилов подвергнут недельному аресту. Все недостатки предписывалось «немедленно исправить на счет виновных и по исполнению донести». Досталось капитану Шатилову и за беспорядок в школе кантонистов, которой он заведовал, – «независимо от ареста за дурную постройку моста», его велено было арестовать еще на неделю и перепоручить школу «более сведущему» офицеру. Спасло капитана только заступничество начальника III Округа путей сообщения генерал-майора Фролова, в свою очередь получившего строжайший выговор за неисполнение приказа.12

Московский мост. С открытки начала XX века.

В начале 1830-х годов через Вышний Волочек прошла дорога с твердым покрытием. Это было первое шоссе в России. На слой песка и гравия клали булыжник, плоской стороной кверху, затем плотно подгоняли и утрамбовывали с помощью деревянных катков.13 Трасса Московского шоссе прошла по другим улицам, нежели проходил Санкт-Петербургский тракт.14 Она шла через Ямскую слободу, потом вдоль Цнинского канала через Дворцовую площадь и Сретенский переулок на Осташковскую улицу, с неё через Цнинский и Богоявленский каналы, между 1-м корпусом торговых рядов и Казанским собором на Екатерининскую улицу и по Московскому переулку через Тверецкий канал в Новое Федово.15 Прежняя дорога, которую стали называть «мягкой», проходила мимо Казанского монастыря и пересекала реку Тверцу у Николо-Столпенского монастыря.
Новая трасса потребовала и сооружения новых мостов. Один из них был построен через Тверецкий канал на выезде из города в сторону Москвы. Он был расположен примерно в километре от старого Тверецкого моста и получил название Московского.
Новый мост был построен и через Цнинский канал – Санкт-Петербургский. Он расположился значительно ближе к началу канала по сравнению со старым «сердюковским» мостом. Автором проекта явился инженер К.Я. Рейхель16. Под мостом с одной стороны был сделан проход для бурлаков и коноводов, тянувших барки в Цнинский канал. Вот как описывает это событие очевидец: "После молебна, отслуженного в часовне на берегу реки Цны, открывается пропуск под проезжий мост; барки, украшенные флагами и управляемые опытными и на этот случай принарядившимися лоцманами, плавно входят одна за другою в канал и пока ещё нет течения в канале - ведутся лямкою рабочими к шлюзу».17

Тверецкий мост. Фото до пожара 1895 года.

В это же время была устроена каменная пристань на Цнинской набережной. Проектные чертежи были составлены майором Менеласом и утверждены в 1832 году.18 Среди них есть и чертёж «подъёмным мостам» на концах Цнинской заводи, которую называли ещё Богоявленским каналом. Были ли сооружены такие мосты – неизвестно. Однако на фотографиях конца ХIХ века запечатлены изящные «горбатые мосты», но они явно не «подъёмные».20
Судя по старым фотографиям, был переделан и Тверецкий мост. Он имел опору не только по берегам, как это было раньше, но и посередине Тверецкого канала, и он уже не был крытым.21 Именно этот мост сгорел во время пожара 1895 года и новый был выстроен по образцу Московского.22
Давно уже не ходят барки по Вышневолоцкой водной системе, перестрое­ны мосты через её каналы и реки, но следы от бурлацкий бечевы до сих пор видны на гранитных устоях Санкт-Петербургского моста.

Примечание

1.    Горелов В. А. Речные каналы в России: К истории русских каналов в ХVIII в.  Л., М. 1953. С.75.
2.    Виргинский В. С. Либерман М. Я. Михаил Иванович Сердюков; М.1979. С.85.
3.    РГАДА.Ф.248. Оп.160. Д.1798. План Вышневолоцкого яма с фасадами некоторых построек.  1748 г.
4.    ГРМ. P.30I02.
5.    Глушков И. Ручной дорожник, для употребления на пути между императорскими столицами. СПб. 1802. С.51.
6.    РГИА. Ф.156. Оп.2. Д.ЗЗ. О построении в Вышнем Волочке через Тверецкий канал крытого моста. Л.1.
7.    Там же. Л.2.
8.    Там же. Л.3.
9.    Там же. Л.4.
10. РГИА. Ф.156. Оп.2. Д.16.
11. Дороги Тверской области: Страницы истории. СПб. 2001. С.40.
12. Там же. С.57.
13. Там же. С.50.
14. РГИА. Ф.249. Оп.1. Д.104. Л.175-176. План Вышнего Волочка 1849 г. составлен начальником IV участка Южной Дирекции СПМ железной дороги майором Штукенбергом.
15. Стрелков Ф.М. Историко-статистический очерк: К 150-летнему юбилею города Вышнего Волочка и его уезда. В.Волочёк. 1922. С.ЗО.
16. Дороги Тверской области. С.56.
17. Тюменев И.Н. Поездка в Вышний Волочёк / / Всемирная иллюстрация. 1893. M. 335. C.I82.
18. РГИА. Ф.1487. Оп.31. Д.78. Проектный чертёж вновь предполагаемой к устроению каменной пристани в городе Вышнем Волочке. 1832 г. Л.1.
19. Там же. Проектный чертёж подъёмным мостам, предполагаемым к устроению при обделке каменной пристани. 1832 г. Л. 4.
20. ТГОМ ВВФ КОФ-1075/4,21.
21. Там же. КОФ-1075/30.
22. Стрелков. Указ. соч. С.31.

Список сокращений

РГАДА – Российский государственный архив древних актов.
ГРМ – Государственный Русский музей.
РГИА – Российский государственный исторический архив.
ТГОМ ВВФ КОФ – Тверской государственный объединенный музей Вышневолоцкий филиал Книга основного фонда.

Горбатый мост через Богоявленский канал.
С открытки начала XX века.