Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №7, стр. 17-52

  Н. А. Ласточкин
   

Родился 1 февраля 1942 года в Бологовском районе, д. Мартынове в 1970 году закончил философский факультет МГУ. Преподавал историю в школе, с 2002 года – пенсионер. Издал две книги по истории края. Лауреат областной литературной премии им. М. Е. Салтыкова-Щедрина за 1996 год.

Березайский (Рютинский) бейшлот.

 

 

 

В борьбе за Невские берега

Там, где, вытекая из озера Пирос, река Валдайка впадает в Березайку, стоит бейшлот. Величие этого скромного сооружения раскрывается историей его создания. Как минимум дважды это почтенное сооружение имело особую значимость для России.
12 января 2003 года исполнилось 300 лет первой в России «рукотворной реке» – Вышневолоцкой водной системе (далее – ВВС). Бологовская земля имеет к осуществлению этого грандиозного и дерзкого по смелости проекта самое непосредственное отношение. Но это не только история. ВВС работает и в наши дни, хотя ее назначение изменилось. Вышневолоцкая водная система старше Санкт-Петербурга.
16 мая 1703 года на Заячьем острове приступили к закладке Петропавловской крепости, а немногим раньше Петр I подписал Указ от 12 января 1703 года о «перекопной работе» в Вышнем Волочке. И в этом же году «перекопка» верхнего волока началась.
В 1708 году соединения Цны, Тверцы, Мсты и Шлинки были завершены шлюзами и каналами, а весной 1709 года по рукотворной реке началось сплошное судоходство.
Санкт-Петербург, молодой флот, невские берега, внешняя торговля России целиком зависели от поставок грузов и товаров из центра страны, Тулы, Урала, других регионов. Гужевой транспорт был дорог. К тому же он не мог ни в коей мере перевозить много и тем более крупногабаритных и тяжелых грузов (лес, железо, сено и пр.). Строящийся город, а с 1712 года и столица, задыхался от недостатка жизненно необходимого. Рискованный проект Петра по строительству ВВС мог спасти положение.
Первоначально казалось, стоит соединить перекопью реки в районе Вышнего Волочка, и водная дорога заработает. Она и заработала, только очень скоро обнаружилось, что одних вышневолоцких каналов и шлюзов недостаточно. Слишком много судов с грузами не доходило до столицы. Они разбивались в порогах, тонули во Мсте, на бурной Ладоге. И больнее всего ударили по судоходству Боровицкие пороги, где Мста преодолевала валдайский водораздел. Даже в хорошую воду здесь царило мелководье. Была создана Контора Боровицких порогов, которые растянулись на 30 верст от района Опеченского Посада до Боровичей. На всем этом участке их набиралось до 40 с падением от 0,5 до 2,9 метра – великих и малых. Они-то и губили львиную долю судов с драгоценными грузами, разбивали плоты с так нужным строящемуся городу лесом. На порогах Мста изобиловала камнями, мощные плиты едва не торчали из воды.
Многочисленные попытки расчистить фарватер Мсты  от камней и плит не удавались. Взрывным работам мешала вода. Что может быть хуже проволглого пороха! 26 июня 1719 года последовал очередной Указ Петра I касательно налаживания нормальной работы ВВС. В нем царь передавал всю водную систему весьма состоятельному новгородскому купцу Михаилу Ивановичу Сердюкову и наказывал «...всё содержать ему в таком смотрении, чтобы судам был ход всегда свободный». На протяжении 1719-1722 годов Петр I настойчиво «советовал» М. И. Сердюкову чистить Боровицкие пороги путем запора верхних рек – притоков Мсты (имелись в виду реки Уверь и Березайка)*. Это и был так называемый «сухой» вариант чистки порогов. Однако талантливый самоучка-гидротехник, каким оказался купец М. И. Сердюков, к идее Петра I подошел творчески: построенные плотины будут не только эффективным средством для удержания вод Березайки и Увери на период осушения и чистки порогов, но и источником вбросового питания водой Мсты в период организованного пропуска караванов через пороги в последующие годы. А в период непрохождения судов плотины на Увери и Березайке будут аккумулировать воду в своих водохранилищах. Идея проста и гениальна. По тем временам – 300 лет тому назад – это был революционный проект.
К лету 1744 года организационная сторона сооружения плотин была позади. Заготовлено и лежало на месте строительства необходимое количество леса, железа, заступы, ломы, тачки, копры для забивки свай и все прочее. О масштабе предстоящих работ говорят документальные цифры – для Уверской и Березайской плотин было заготовлено общей сложностью 8 тысяч деревьев и припасено 700 пудов железа. В 5-пролетную Уверскую плотину будет забито 1450 свай, а в Березайскую 3-пролетную – соответственно около тысячи. Контролировал ход и качество работ по рубке обеих плотин шлюзовой мастер, ученик М. И. Сердюкова Карп Родионов. Он был надежным помощником Сердюкова. Родом, вероятно, тоже с Вышнего Волочка. Плотины рубили плотники с олонецкого края, славившиеся мастерством. Работы начаты были сразу на обеих плотинах, но ввиду нехватки наемных работников летом 1745 года все силы были брошены на рубку Березайской плотины. Осенью 1745 года деревянная плотина высотой от фундамента 4 метра на реке Березайке была готова. Запирание реки Березайки позволило снизить уровень воды в мстинских порогах в районе Опеченского Посада – Боровичи на 0,4 метра. Вот такова была доля березайской водицы во Мсте. В следующую осень 1746 года была построена более крупная – пятипролетная плотина на Увери.
И вот, пропустив весенний паводок, летом 1747 года настал долгожданный момент – обе плотины были перекрыты. Однако для полной осушки Мсты в районе порожистого водораздела и этого оказалось недостаточно. Тогда М.И. Сердюков решается строить еще одну – на реке Кемке близ Котлованова. В зиму 1747 года заготовлялось все необходимое. На Кемке планировалась 2-пролетка. К лету 1748 года Котловановская (Кемецкая) плотина тоже была готова. Строительство
всех трех плотин обошлось Сердюкову сравнительно недорого – 13 672 рубля и создало, наконец, необходимые условия для «сухой » чистки успевших стать знаменитыми боровицких порогов. Работа по расчистке фарватера на порогах была начата в летнюю межень 6 июня 1748 года, и в течение лета такие пороги, как Вяз, Великий, Егла, Бели, Гверстка, Выпь и другие были взорваны*, а осколки плит и крупных валунов перетащены в излучины подальше от фарватера. Воплощение плана Петра I и М. И. Сердюкова было настолько успешным, что (только представить!) «отец и сын Сердюковы», руководившие работами, «для надсматривания над работами по плитному дну ездили... на коляске». В 1754 году М. И. Сердюков объявил Сенату об окончании чистки Боровицких порогов на Мсте.
Спустя двадцать лет после смерти Михаила Ивановича Сердюкова в 1774 году по решению Сената ВВС была выкуплена казной у его внука Михаила Сердюкова.
В скором времени, придавая огромное значение ВВС не только для Невских берегов, но и центра России, Екатерина II изъявила желание лично осмотреть весь водный путь. И летом 1785 года в сопровождении огромной свиты вельмож и сановников, к вечеру 6 июня она прибыла в Вышний Волочек – центр и узел ВВС. 7 июня вечером вся свита была уже на Опеченской пристани – село Опеченский Посад. 8 июня Екатерина II наблюдала сплав судов через Боровицкие пороги с высокого холма на правом берегу порога Выпь. Далее были Боровичи и т. д. А уже 17 июня 1785 года во время пребывания в Новой Ладоге последовал Указ Екатерины Великой главному директору водяной коммуникации генерал-поручику Н. Архарову, в котором среди прочих мер по улучшению состояния ВВС было и указание на необходимость переделки успевших за 40 лет прийти в плохое состояние деревянных бейшлотов на каменные (гранитные).
В 1786 году переделка началась с вышневолоцких плотин. Все бейшлоты системы были выполнены в каменном исполнении, значительно улучшены и потребовали огромной по тем временам суммы – 1.475 тысяч рублей. Березайский бейшлот в каменном исполнении был закончен в 1796 году, в год смерти Екатерины Великой. Все эти бейшлоты стоят и сейчас, продолжая свое большое дело, хотя и в иных целях.
Суда, ходившие по ВВС, еще сам Петр I делил на «староманерные » (в основном русские) и «новоманерные» (в основном голландские). На протяжении десятков лет мимо Сеглина и Березовского Рядка проходили груженые карбусы, полукарбусы, водовики, соймы, а также более приспособленные тялки, шхуны и эверсы. С 1809 года были установлены законом и Уставом Путей Сообщения размеры судов для ВВС – длина не более 36,4 метра, ширина – не более 8, 56 м, высота борта – 1,07 метра. Такие суда назывались барками. Барка перевозила груз от 123 до 131 тонны. После прохождения пути с грузом в Петербурге ее продавали на дрова или для прогулок по Неве. Бейшлоты и каналы ВВС долго будут служить России в ее укреплении на берегах Невы и Балтийского моря. Опыт строительства ВВС и ее функционирования будет использован при строительстве двух других водных коммуникаций – Мариинской (1810 год – начало судоходства) и Тихвинской (1811 год – открытие) – как дополнений к ВВС.
После 1852 года появился у ВВС мощный конкурент – Николаевская железная дорога, а в 1872 году – Рыбинско-Бологовская.
В 1889 году по ВВС прошло всего одно судно.
Березайский бейшлот капитально ремонтировался в 1848/49 и в 1891/92 годах. Во время последнего капитального ремонта на нем проходил производственную практику тогда еще ученик Вышневолоцкого училища Путей сообщения В. Я. Шишков. Вахтером бейшлота в эти годы был Ильинский, который с женой Устиньей Емельяновной жил в селе Рютино. Поселения возле бейшлота еще не было. По всей видимости, у него и квартировал будущий известный писатель.

Барка при сплавном судоходстве.

В 1912 году произведена замена деревянных балок на металлические, которые почти сто лет стоят до сих пор, требуя очередной замены. Длина проезжей части моста на плотине – 50.3 метра, ширина – 6,5 м. Бейшлот имеет два устоя с каждого берега. По руслу – бычки /два/. Высота устоев и бычков по 5,33 м. Устои и бычки сложены из тесаного камня, посаженного на цемент, внутри
заполнены балластом из песка и камней. Основательность сооружения проверена временем. Всё сделано с чувством эстетики.
Как видно, бейшлоты берегли и после прекращения судоходства, не жалели средств на их поддержание. Бейшлот – это не то сооружение, на которое можно махнуть рукой. И, как видим, не зря. Бейшлоты еще не раз пригодятся.
Постройка и эксплуатация Березайского (Рютинского) бейшлота имела весьма важное значение не только для улучшения судоходства по ВВС, а и усиления торговли России. Уже с 1745 года было создано из системы «озеро Пирос – река Валдайка – река Березайка» Рютинское (Березайское) водохранилище, что сильно изменило режим окрестных вод. Уровень воды значительно поднялся, озеро практически слилось с названными реками в единый бассейн. В результате подъема местных вод ряд суходолов стал заболачиваться, превращаться в пожни. Многие поселения вынуждены были отодвигаться выше от берега, а бывшие первобытные стоянки просто ушли под воду. На самом озере некоторые острова стали подводными. Микрогеография нарушилась.
Но мы и сегодня льем воду на мельницу Санкт-Петербурга.
В 1926 году была построена на реке Волхов Волховская ГЭС для питания электроэнергией Ленинграда. С той поры по настоящее время Березайский бейшлот трудится в ее интересах. Правда, роль рютинского бейшлота стала скромнее, чем была при ВВС. Как бы то ни было, но на лопасти волховских турбин падает и наша струйка, и не одна улица Петербурга сегодня освещается березайской Н2О.
Однако в истории Березайской плотины была еще одна славная страница. На его базе в 1954 году была построена Рютинская ГЭС, момент пуска которой был заснят киношниками и демонстрировался в кинохронике того времени. Рютинская ГЭС прекрасно работала на протяжении десяти лет и была закрыта лишь в связи с пуском Куйбышевской ГЭС на Волге. То была эпоха гигантомании. За 300 лет через Березайский бейшлот много воды утекло с пользой для дела. Эпохи менялись, но бейшлот с 1745 года, несмотря на все исторические напоры и водовороты, вот уже 257 лет (206 в каменном исполнении) выстоял и стоит.И он еще послужит. А мы в век скоростей утратили что-то главное.

Литература:
На вторых краеведческих: Н. А. Ласточкин и Б. К. Виноградов.

1. Л. С. Быков «По Петровскому указу – канал на древнем волоке». М. «Транспорт». 1994 г.
2. Технический паспорт Березайского бейшлота.
3. Метрические книги Рютинской церкви.
4. Личный архив автора.