Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №7, стр. 35-46

 
Г. С. Горевой
     

 

 

 

Историко-культурная водная экспедиция

от Вышнего Волочка

до Великого Новгорода «Мста - 2001»

 
Герб Вышнего Волочка
1772 года.

Российская императрица Екатерина II 2 апреля 1772 года подписала Указ «Об устройстве вновь учрежденных городов Вышнего Волочка, Валдая, Боровичь и Осташкова: о даровании им гербов и о бытии Канцеляриям сих городов под аппеляциею Новгородской Губернии». Придавая огромное значение существовавшей тогда Вышневолоцкой водной системе для России, императрица Екатерина II предписала: «Вышний Волочекъ есть такое селение, которое чрезъ имеющийся близъ его слюзы и чрезъ великой проходъ судовъ, пользу великую Российской коммерции приносить, сего ради гербъ его следующими знаками все сие изображаетъ: Серебряной щить съ вершиною Горностаеваго меха, на которой изображена Императорская золотая корона, означающая милость и покровительство Ея Императорского величества, въ конце щита на голубомъ волнистомъ терассе, изображающемъ воду, видна лодка, нагруженная натуральнаго цвету, показующая проходъ судовъ близъ сего селения». И нам очень захотелось на границе XX и XXI веков, под парусом с гербом города Вышнего Волочка, утвержденным еще в 1772 году Императрицей Екатериной II, пройти через «его слюзы и чрезъ великой проходъ судовъ» маршрутом тверского весеннего торгового каравана до самого Великого Новгорода.
В 2001 году исполнилось 260 лет (1741 год) со дня создания в ходе строительства Вышневолоцкой водной системы Заводского (Вышневолоцкого) водохранилища в низовьях рек Шлины и Цны. Это позволило в середине XVIII века в ходе навигации по торговому пути ежегодно проводить к столице России до 3-4 тысяч торговых судов разных размеров, а к концу того же столетия количество проходящих судов довести до 5,5 тысяч.2' До середины XIX века Вышневолоцкая водная система являлась очень сложным гидротехническим комплексом, игравшим огромное значение в экономике России того времени.
Наиболее тяжелым из-за большого количества порогов и сооруженных шлюзов был второй участок системы от Вышнего Волочка до Великого Новгорода длиной 460 километров.
В юбилейный год 530-летия* города Вышнего Волочка, являвшегося столицей водной системы, мы решили пройти этот участок тверским весенним торговым караваном по рекам Цна и Мста от Вышнего Волочка до Великого Новгорода, повторить подвиг наших тверских купцов.
Перед нашей экспедицией были поставлены следующие задачи:
1. В самом начале XXI века познакомить жителей сел и городов Новгородской и Тверской областей, расположенных по долине реки Мста, с экономикой Тверской области, ее лучшими предприятиями и выпускаемыми товарами, и тем самым повысить имидж Тверской земли, навести исторические мосты между современными тверскими предпринимателями и удачливыми купцами тверской земли двухвековой давности.
2. Провести мини-ярмарки в городах и селах по маршруту следования торгового каравана. Для этого пригласить для участия в торговом караване тверские фольклорные и историко-этнографические коллективы и организовать их выступления по маршруту экспедиции.
3. Караваном из трех туристских катамаранов, оформленных
под купеческие торговые суда, как и два века назад, практически пройти второй участок Вышневолоцкой водной системы протяженностью в 460 километров от Вышнего Волочка до Великого Новгорода.
4. На этапе подготовки и в ходе экспедиции собрать исторические и архивные данные о Вышневолоцкой водной системе, оформить их в виде стендов и в год юбилея рассказать жителям
городов и сел по маршруту экспедиции об этом уникальном гидротехническом сооружении, о наших славных земляках, которые на ней трудились.
5. Организовать публикацию на страницах газеты «Тверская жизнь» перед проведением экспедиции серии очерков о Вышневолоцкой водной системе и в ходе экспедиции - подробного
журналистского отчета с фотоиллюстрациями. В феврале 2001 года был создан оргкомитет по проведению экспедиции в следующем составе:
1. В. И. Куликов - главный редактор газеты «Тверская жизнь»;
2. К. С. Кочеткова - заместитель главного редактора газеты «Тверская жизнь», начальник штаба экспедиции;
3. Г. С. Горевой - заместитель председателя Тверского областного краеведческого общества, руководитель экспедиции;
4. А. В. Гагарин - председатель областного комитета по делам молодежи;
5. Т. В. Черных - заместитель генерального директора Тверского государственного объединенного музея;
6. В. Г. Самуйлов - заместитель мэра города В. Волочка;
7. О. А. Кондратьев - директор Государственного архива Тверской области;
8. С. И. Данилов - генеральный директор АО «Экспо-Тверь»;
9. В. Г. Мирошниченко - президент Тверской ассоциации молодых путешественников 10. А. В. Послухаев - главный редактор издательства «Ситес»;
11. А. А. Сорокин - заведующий кафедрой экологии ТвГУ;
12. А. П. Косачева - директор Тверского торгово-экономического техникума;
13. С. В. Матвеенкова - преподаватель Тверского торгово-экономического техникума;
14. А. Е. Бондаренко - военнослужащий, главный инженер экспедиции.

На всем пути теплые встречи с жителями
древней новгородской земли.

Первые публикации в газете «Тверская жизнь» о Вышневолоцкой водной системе и о подготовке экспедиции появились еще в марте 2001 года.10, 11, 12, 13 Губернатор Тверской области В. И. Платов обратился к участникам Историко-культурной молодежной водной экспедиции на страницах газеты «Тверская жизнь» с приветствием: «Дорогие друзья!
Приветствую и поддерживаю Ваше замечательное начинание – пройти 460 километров по рекам Тверце и Мсте от Твери до Великого Новгорода.
Этот путь наши отважные предки проложили три столетия назад и назвали Вышневолоцкой водной системой.Она стала главной водной магистралью государства, она позволила построить столицу России Санкт-Петербург и «прорубить окно в Европу». Ваше стремление пройти путем славных и талантливых тверитян не может оставить равнодушными патриотов нашей тверской земли.Желаю быстрой воды, преодоления всех порогов и трудностей, удач и успешного выполнения ваших благородных планов.
Затем была серия публикаций о Вышневолоцкой водной системе, напечатанная в газете «Тверская жизнь» еще до начала экспедиции.14, 15, 16, 17
В ходе подготовки экспедиции оргкомитет постоянно собирался и решал весьма сложные организационные вопросы – кому плыть, на чем плыть, с чем плыть, когда плыть и так далее.
Решая вопрос, на чем плыть, мы обратились к источникам.2, 3 и выяснили следующее. Император Петр I уделял большое внимание флоту, предназначенному для Вышневолоцкой водной системы. Им было издано несколько указов, имевших целью улучшение судов для системы и нормирующих судостроение и типы судов. Судостроение являлось важнейшим промыслом Тверской губернии и, прежде всего, Осташковского уезда, откуда по Цне и Волге суда отправлялись в Вышний Волочек и Ярославль.
На Цне суда строили крестьяне деревень Борки, Подол-городок, Спицыно, Зенцово и многих других. В конце века на берегах Цны ежегодно делали до 60 барок, 30 полубарок и 200 лодок.
Закупались суда купцами Тверской губернии и некоторых городов средней Волги. К этим судам нужно было еще закупать потеси (весла), некоторые деревянные детали для оснастки, необходимой для самосплава по Мсте, чем обычно торговали в Вышнем Волочке.3 Размеры судов для Вышневолоцкой водной системы даже были установлены законом – сначала в Правилах 1809 года, а затем в Уставе путей сообщения, принятом в 1811 году. Согласно Уставу длина барки должна быть не более 17 сажен (36,4 м), ширина – не более 4 сажен (8,56 м), высота борта – 1,5 аршина (1,07 м). Строилась барка из хорошего елового или соснового леса и при осадке 0,66 м могла перевозить до 7,5 – 8 тысяч пудов груза (123-131 тонну). Стоила барка на месте постройки от 150 до 280 рублей. А в Петербурге продавалась на дрова за 75 рублей.

Барка при сплавном судоходстве

Исходя из этих сведений, мы решили построить три катамарана с размерами примерно в 6 раз меньше размеров реальной барки: длина нашей модели барки 6 м, ширина – 2 м, длина греби (потесей) – 4 м, высота борта – 0,25 м. На катамаранах были оборудованы палубы из деревянных решеток, оформлены носовая и кормовая часть «барки», а на одном из них для «купцов» было постоянное жилье в виде палатки (точно как на гербе Вышнего Волочка). В качестве бортов использовали рекламные растяжки из ткани с текстами:
– Водная экспедиция от Вышнего Волочка до Великого Новгорода.
– Молодежная экспедиция «От Волги до Невы» I этап.
– Ежедневная областная газета «Тверская жизнь».
– Вышневолоцкий район.
– Удомельский район.
– Бологовский район.
– Вышнему Волочку – 530 лет.
Кроме того, на катамаранах были установлены мачты, на которые мы могли поднять паруса с изображенными на них названиями и гербами городов Твери, Вышнего Волочка и Великого Новгорода. Строительство и оснащение «барок» проводилось в Твери и в Вышнем Волочке на острове напротив Тверецкого канала накануне дня старта. Решить вопрос – кому плыть, нам помогла статья И. Г. Истоминой. "Раньше на каждой барке был лоцман, который действовал рулем, чтобы управлять ходом барки, и распоряжался рабочими, и коренные или водоливы, которые смотрели за чистотой судна и за целостью товаров на борту барки. Коренные нанимались на всю путину от места до Новгорода или Петербурга. Этим промыслом занимались крестьяне и мещане всех уездов, начиная от Твери и до Ярославской губернии, а также старицкие и новоторы. Лоцман на речных путях являлся главной фигурой на судне и был ответственен за благополучное плавание.
Нередко он знал грамоту, имел практический опыт в судовождении, разбирался во всех тонкостях своего участка водного пути, где он проводил торговые барки.6 Как мы узнали, профессия лоцмана была необычайно трудной и подчас опасной, требовала сноровки, выносливости и смелости. Лоцмана всегда можно было узнать по внешнему виду, по одежде, по манерам. Было в этом отважном ремесле нечто притягательное, что заставляло многих жителей Вышнего Волочка и крестьян из окрестных деревень бросать свои исконные занятия и с ранней весны до поздней осени проводить по Мстинским порогам суда с кладью. Н. А. Некрасов писал: «Привычка командовать кладет на них свою печать.

Не только за самоваром приходилось сидеть
первогильдейному купцу Григорию Горину со товарищами.

Притом все они народ здоровый, сильный и ловкий».7 На наших барках (катамаранах) лоцманами были опытные туристы-водники: «Тверской купец первой гильдии Григорий Горев (он же – Гарий Горевой) со товарищами Андреем Киселевым, Сергеем Ершовым и Ириной Зайцевой на барке «Тверь», «Тверской механик-самоучка, купец Анатоль Бондарь (он же Анатолий Бондаренко) со товарищами Александром Солодковым, Алексеем Степановым, Айратом Гимаевым и Таисией Кирилловой на барке «Вышний Волочек» и «Тверской купец второй гильдии Бориска Коршун (он же – Борис Коршунов) со своими со товарищами Вячеславом Пугачевым, Владимиром Лосевым и Тамарой Ровенской на барке «Великий Новгород». Кроме водной группы нашего каравана, в путь с нами на автобусе отправились фольклорный ансамбль «Вересень» Тверского колледжа культуры и группа «коробейников» из Тверского торгово-экономического техникума. Они по всему маршруту организовывали для местных жителей ярмарки и концерты.
Очень важной была проблема – что везти нашему тверскому каравану в Великий Новгород. Обычно по Вышневолоцкой водной системе наши предки в Санкт-Петербург доставляли пеньку, сало, зерновой хлеб, льняное семя, конопляное масло из Ржева, Зубцова, Гжатска и Старицы, а на судах, пришедших из сел Рогачева и Кимры и из городов Корчевы, Калязина, Кашина, Углича и Мышкина – сало, зерновой хлеб, пшеничную муку, а из Углича еще и колбасы, ветчину, тряпье и очень хорошего качества сальные свечи. Часть товаров была на экспорт.8 Мы же в Великий Новгород и на пристани, расположенные по берегам Мсты в Новгородской губернии, везли товары нашей современной тверской земли – образцы торжокского золотошвейного производства, полиграфическую продукцию издательств «Ситес» и «Ушаков и Ко», тверскую деревянную и лихославльскую глиняную игрушку и пр. С собой мы везли и выставку материалов Тверского государственного объединенного музея об истории Вышневолоцкой водной системы, которую мы демонстрировали жителям тверской и новгородской земли по нашему маршруту.Оставался еще один важный вопрос – в какое время провести наш тверской весенний караван. Обычно весенний караван собирался из судов, которые в течение зимы формировались на Мсте, Тверце и Верхней Волге. Обычно до 400 торговых судов ждали спада бурной вешней воды в Тверце и освобождения ото льда бечевников по берегам реки. Они выходили в путь вверх по Тверце после Вышневолоцкой группы на 1-2 недели позже. Следом за ней выходили 350 – 400 судов из Твери и 200 – 300 судов с пристаней Верхней Волги. Подъем этих двух групп судов по Тверце продолжался в течение 25 – 35 дней примерно до середины мая.9 Поэтому наш Тверской торговый караван стартовал из Вышнего Волочка во второй половине мая, приурочив дату старта ко дню празднования 530-летия столицы Вышневолоцкой водной системы.

Старт в Вышнем Волочке 25 мая 2001 года.

И вот, 25 мая 2001 года в День города Вышнего Волочка после всех хлопот по строительству «барок» мы стоим в центре Вышнего Волочка у причала на реке Цне под золотыми куполами Богоявленского собора. В самом разгаре торжества, посвященного 530-летию Вышнего Волочка, и одной из страниц сценария праздника являются торжественные проводы Тверского весеннего купеческого каравана в Великий Новгород. Нас в дальний путь провожали Петр Великий, Императрица Екатерина II, гидротехник-самоучка Михаил Иванович Сердюков, отлично представленные талантливыми вышневолоцкими артистами, мэр Вышнего Волочка Марк Жанович Хасаинов, многочисленные гости и жители города.

Барка «Тверь» в походе.

Последние слова напутствия, выступление нашего фольклорного ансамбля «Вересень», и звучит команда «Отдать концы!». И наш караван начал «наматывать» непростые километры.
В пути нас очень часто выручал подарок для экспедиции от вышневолоцких краеведов, точнее – лично от Е. И. Ступкина, большой угольный самовар, который позволял согреться на водных просторах всей нашей команде.
Все события нашей экспедиции, день за днем, были тщательно, талантливо и с юмором изложены на страницах многих номеров нашей газеты участником экспедиции корреспондентом «Тверской жизни» Алексеем Степановым в путевом очерке «Северный ветер на Мсте».18 Тем не менее уместен фрагмент путевого дневника участницы экспедиции Тамары Ровенской: «30 мая 2001 года. Среда. 5-й день. Вчера с трудом выбрали стоянку на низкой поляне на левом берегу Мсты только после 23 часов.
Спешный ужин, 6-часовой сон, подъем в 7 утра, срочная погрузка вещей, и мы опять продолжаем свой путь на катамаранах.
Сразу с утра – сложный участок в 10 километров, пороги вплоть до Березовского Рядка. Уровень воды очень низкий, идем просто по камням. Иногда катамараны застревают на мелководье, все кто в высоких болотных сапогах, сразу спрыгивают в воду и с большим усилием снимают катамаран с мели или с камней. При подходе к Березовскому Рядку пришлось разбирать целую каменную запруду, ибо в этом месте камни в воде уже никак нельзя было обойти...» А вот и Опеченский Посад, уже на Новгородской земле.
Поселок возник в начале XVIII века как лоцманская слобода.Он хорошо описан у А. Н. Островского.8 Местные пороги между Опеченским Посадом и Боровичами (Большой, Малый, Лестница и др.) с давних времен весной пользовались дурной славой. Много купеческих барок с товарами разбилось на этих страшных порогах. Здесь река Мста, встретив твердые породы, пробивает в них свое русло с крутыми, местами скалистыми, берегами. Часто плиты из доломитов и известняков перегораживают всю реку по всей ее 150-метровой ширине. И река скачет по ступенькам метровыми валами. В половодье скорость течения порой бывает 20 км в час. И главное препятствие – крутые валы высотой 1-1,5 метра. Во время сильного половодья высота валов на Большом пороге бывало достигала 2-2,5 метра. Мы тщательно осмотрели эти пороги, выбрали оптимальный путь сплава, и все три катамарана успешно прошли Опеченские пороги.
Это были самые трудные дни экспедиции. А после Опеченских порогов и Боровичских перекатов Мста стала шире, спокойнее, и мы могли идти под мотором в сцепке из трех катамаранов и по ходу любоваться живописными берегами. После Боровичей водники – по Мсте, а фольклорная группа и «коробейники» – на автобусе по нелегким новгородским дорогам прошли Волок, Топорок, Любытино, Мстинский Мост, Полосы, Холынью, древний Юрьев монастырь. Старинные села, бывшие барские усадьбы, памятники природы по берегам реки и... встречи с замечательными людьми, жителями древней новгородской земли, по которой проходила Вышневолоцкая водная система.
Конечно, всем участникам нашей экспедиции и жителям райцентра Новгородской области старинного села Любытино запомнился праздник Троицы, который мы там организовали.
Ну и самым незабываемым был финиш нашей экспедиции у стен древнего кремля Великого Новгорода. Позади 460 трудных водных километров по

Накануне старта.
Е. И. Ступкин передает Г. С. Горевому в дар
от Вышневолоцкого краеведческого общества
особо ценное сосновое полено (для растопки самовара).

Вышневолоцкой водной системе, которые, как и наши далекие предки – тверские отважные купцы, мы успешно преодолели. Всех участников экспедиции поразил Господин Великий Новгород – старинный кремль на берегу реки Волхов, памятник Тысячелетия России и древний Софийский собор со звонницей на территории кремля, тысячелетней древности храмы и Ярославово Дворище, рядом с которыми мы стояли лагерем два дня, изумительные памятники архитектуры и современные постройки...
А через неделю после окончания экспедиции в Тверском колледже культуры встретились участники экспедиции «Мста - 2001» с руководителями организаций и учреждений, которые помогли нам в том, чтобы эта экспедиция состоялась.19 Участников экспедиции приветствовали и благодарили первый заместитель губернатора Тверской области Андрей Строев, заместитель губернатора Александр Тягунов, главный редактор газеты «Тверская жизнь» Виктор Куликов, депутаты Законодательного собрания Тверской области, наши спонсоры, друзья, студенты тверских колледжа культуры и торгово-экономического техникума.
В своем выступлении Андрей Строев отметил, что подобные акции не только способствуют доброму имени тверской земли на федеральном уровне, но и служат благородному делувоспитания у молодежи патриотизма и уважения к собственной истории, учат преодолению трудностей, мужеству и благородству.

 

Литература:

1. Полное собрание законов Российской Империи. Т. XIX. СПб, 1830. С. 469-471.
2. И. Г. Истомина. «Вышневолоцкая водная система». ВИКА. № 1. Вышний Волочек. 1997. С. 34.
3. Л. С. Быков. «По Петровскому указу – канал на древнем волоке». М. «Транспорт», 1994. С. 146.
4. Там же. С. 147.
5. И. Г. Истомина. «Вышневолоцкая водная система». ВИКА. №1. Вышний Волочек. 1997. С. 36.
6. Там же. С. 39.
7. Н. А. Некрасов. «Три страны света. Курск». 1967. С. 345.
8. А. Н. Островский. «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». Апрель 1856 г. «Искусство». М. 19
9. Л. С. Быков. «По Петровскому указу – канал на древнем волоке». М. «Транспорт», 1994. С. 152.
10. В. И. Платов. «Приветствие участникам Историко-культурной молодежной водной экспедиции «Тверь – Великий Новгород». «Тверская жизнь», 28.03.2001 г.
11. М. Ж. Хасаинов. «Мой град, мой город». «Живая вода» в газ. «Тверская жизнь», 28.03.2001 г.
12. Р. И. Матюнин. «Это было впервые в России». Там же.
13. Г. С. Горевой. «Сквозь века по Мсте-реке...» «Тверская жизнь», 28.03.2001 г.
14. Т. Ровенская. «Тверь – Торжок – Вышний Волочек». «Тверская жизнь», 17.04.2001 г.
15. Е. Матвеева. «По глади вод...» «Тверская жизнь»,
14.04.2001 г.
16. Т. В. Черных. «Прах и слава вышневолоцкого края». «Тверская жизнь», 22.04.2001г.
17. М. Зыкус. «По одежде встречают, и недаром». «Тверская жизнь», 15.05.2001 г.
18. А. Степанов. «Северный ветер на Мсте». «Тверская жизнь»,№№ 111,112, 113, 115, 116, 117, 118, 119,120, 121, 122,123,
126, 128, 129, 130. Июнь 2001 г.
19. К. С. Кочеткова. «И снова вместе!..» «Тверская жизнь», 23.06.2001 г.
Фотографии корреспондента газеты «Тверская жизнь» Александра Солодкова.