Возврат в МЕНЮ

ДВ №7 от 13 февраля 2003 стр.3, ДВ №8 от 20 февраля 2003 стр.3, ДВ №9 от 27 февраля 2003 стр.3, ДВ №10 от 6 марта 2003 стр. 3

 

Зигерт Галина Евгеньевна

 

зам. редактора Альманаха ВИКа (с 2003 г.) и газеты «Древний Волок» (2003-2009), основатель и учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, зам. председателя ВКОиС, директор экскурсионного агентства «Волок». 10 статей

     

Вышневолоцкий водный путь

А Михаил Иванович Сердюков продолжает гидротехническую деятельность, строит каналы, дамбы, плотины, шлюзы. Но главное сооружение, любимое его детище – "Заводское" водохранилище, получившее свое название от устроенных возле него заводов: винного, солодового, мельничного, пильного и других. На месте небольшой заводской плотины на Цне зимой 1740-1741 гг. Сердюков построил новую плотину внушительных размеров со спусками. В результате образовалось резервное водохранилище объемом до 6 кв. верст. Эта плотина задерживала вешние воды и давала возможность использовать их летом для поддержания в Тверецком канале и Тверце уровня воды, необходимого для свободного движения судов.
И поплыли барки в Санкт-Петербург, а в них «всякие съесные припасы и прочие товары, дубовый к адмиралтейству лес, медь, железо с разных заводов, мортиры, пушки и прочие артиллерийские вещи».
До Сердюкова никому из русских и иностранных специалистов не пришла мысль о создании запаса вешних вод и сооружении с этой целью резервных водохранилищ, с тем чтобы использовать их в летнее время. Это сооружение было последним звеном в комплексе гидротехнических сооружений на водораздельном участке Вышневолоцкого водного пути.
Таким образом, Сердюков создал сложную водную систему, обеспечившую бесперебойное движение судов, доставлявших в Петербург продовольствие и различные товары со всех концов России.
В 1741 году на трон взошла дочь Петра I Елизавета. Уже в следующем году Сердюков подал на имя императрицы докладную записку, в которой подробно описал историю создания Вышневолоцкой водной системы и предложил произвести улучшение условий судоходства.
Высоко оценив его деятельность, Елизавета Петровна возвела «Сердюкова с потомками ево за службы ево во дворяне» в 1742 году. В это время Михаилу Ивановичу шел уже седьмой десяток, однако его творческая активность не уменьшалась. Им были задуманы широкие планы создания новых гидротехнических сооружений на Вышневолоцкой системе. Был теперь у него помощник – сын Иван, которого он прочил в преемники всех своих дел. В отличие от самоучки отца Иван получил хорошее образование: окончил гимназию при Академии наук, знал немецкий и французский языки, прекрасно чертил и по тем временам был весьма образованным человеком.
Работы, намеченные отцом и сыном Сердюковыми и осуществленные ими в 40 – 50-х годах, должны были улучшить судоходство на реках Тверце и Мсте. Особое внимание Сердюковы уделяли чистке порогов на реке Мсте. Боровицкие пороги были настоящим бичом для судоходства. Работы по чистке порогов проводились на протяжении четырех десятилетий иностранными и русскими мастерами, но существенной пользы от этого не было. Одной из причин неудач этих попыток было то, что проведению работ по чистке порогов препятствовала покрывавшая их вода. Заслуга Сердюкова состоит в том, что он первый официально выдвинул предложение понизить уровень воды в реке настолько, чтобы она не мешала ликвидировать «вредительные пороги». Любопытно, что автором этой идеи сам Сердюков называет Петра I: «Петр Великий... неоднократно приказывать соизволил, что когда я Вышневолоцкие слюзы исправлю, чтоб стараться воды, текущие к порогам удержать и тогда можно будет пороги вычистить...»
При проведении работ по «исправлению» порогов Сердюковы стремились кроме расчистки фарватера от камней, что уже делали менее успешно и до них многие другие, произвести спрямление судового хода и повысить в нем уровень воды, а этого еще никто в России не делал.
«Чистку и исправление» Вышневолоцкой водной системы Сердюков продолжал до конца дней своих. Точную дату смерти М.И. Сердюкова исследователям пока установить не удалось. Он скончался в 1754 или в начале 1755 года. После смерти Сердюкова его дело наследовал сын Иван, утонувший в 1761 году, а затем внук, названный в честь деда Михаилом.
В 1764 году на «коммуникации» начались большие беспорядки, участились случаи крушения судов и жалобы на плохое состояние системы. Это привело к тому, что в 1774 году Сенат предписал выкупить все сооружения у наследников М.И. Сердюкова за 170 тысяч рублей, и Вышневолоцкая водная система перешла в казенное ведомство. С тех пор государство взяло на себя техническое совершенствование сердюковского детища.
Особенно в этом преуспел новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс, который одновременно был и директором водяных коммуникаций в Тверской, Новгородской и Петербургской губерниях. Под его руководством в течение восьми лет были построены дополнительные резервуары с бейшлотами при них, прорыты три канала, сооружена глухая плотина. Количество судов, проходивших по системе, стало быстро возрастать, а из-за увеличения осадки судов увеличилось и количество перевозимого груза. За его труды по проведению соединительного канала между Волховом и устьем реки Мсты император Александр I назвал этот канал Сиверсовым.
Летом 1785 года императрица Екатерина II «самолично пожелала осмотреть» Вышневолоцкие водяные коммуникации. Об этом событии рассказывает «Судоходный дорожник»: «Государыня изволила сухопутьем прибыть со свитою в Вышний Волочек 6-го июня. На другой день Ее Величество обозревала ввод судов в Тверецкий шлюз, Вышневолоцкие каналы с их сооружениями, новоустроенный Заводской гранитный бейшлот и выпуск судов из Цнинского шлюза в озеро Мстино. Затем государыня отправилась из Вышнего Волочка по береговой дороге, идущей от Цнинского канала по левому берегу Цны, озера Мстино и Мсты. Сплав судов по озеру Мстино государыня обозревала с высокого берега, на котором устроен был павильон, а выпуск судов из озера в Мсту изволила смотреть с галереи при Мстинском шлюзе. Ее Величество при этом изволила лично указать место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза и ныне существующего, в 2-х верстах ниже бывшего тогда деревянного шлюза, устроенного генерал-майором Муравьевым».
17 июня 1785 года последовал Именной Высочайший Указ об улучшении всей Вышневолоцкой водной системы, и уже в следующем году начались работы по перестройке пришедших в ветхость бейшлотов и шлюзов системы в гранитные. Работы продолжались до 1797 года и потребовали огромной суммы – 1475000 рублей.
После посещения императрицей гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке были установлены четыре гранитных обелиска: два у Тверецкого шлюза, в устье Тверецкого канала (оба сохранились), и еще два у бейшлота Заводского водохранилища (бейшлот и один из обелисков не сохранились, а второй в настоящее время находится у дома М.И. Сердюкова).
Следующий размах работ по реконструкции водной системы пришелся на первую половину XIX века.
В 1824 году директором Вышневолоцкой системы судоходства становится инженер-гидротехник Осип Иванович Корицкий. В этом же году он предлагает свой проект усовершенствования Заводского водохранилища. Напомним, что при Сердюкове искусственный резервуар имел объем до 6 кв. верст, а вода поднималась только на 1,21 сажени (2,6 м).
О.И. Корицкий сам с ватерпасом делал нивелировку окрестностей водохранилища, в точности определяя его будущие границы, исследовал грунты впадающих рек. Работы по возвышению Заводского водохранилища велись с 1825 по 1829 год.
В результате этих работ площадь водохранилища увеличилась до 60 кв. верст с подъемом резервных вод более двух сажен. Искусственное озеро соединило Цну и Шлину, и пришлось делать дамбу у деревни Борозда.
Важное место в гидротехнической деятельности Корицкого заняли «упругие заплыви», устроенные на Боровицких порогах на Мсте от Опеченского Посада до города Боровичи. До устройства этих сооружений трудность судоходства на извилистой и быстроходной Мсте состояла в том, что барки часто не успевали следовать по изгибам русла; на крутых поворотах ударялись о берег и разбивались. На разбитую барку налетала другая, разрезала ее пополам и сама сокрушалась от стремительного удара. Упругие заплыви (обитые досками пружины) амортизировали удар, и барка на всем ходу делала угол, соответствующий кривизне изгиба реки. С установлением заплывей исчезла опасность крушения барок от удара о берег. Много еще доброго и полезного сделал Корицкий.
Именно он явился достойным продолжателем замыслов и идей Сердюкова. Результат его деятельности – коренная реконструкция водной системы и значительное улучшение судоходства. В конце XVIII и первой половине XIX в. по Вышневолоцкому водному пути в среднем проходило от 3500 до 4500 судов в навигацию, а в иные годы число проходящих судов превышало 5,5 тысячи. Это было время его наивысшего расцвета.
Вышневолоцкая водная система со времени ее первоначального устройства в 1709 году до начала XIX столетия была единственным путем, связывавшим Волжский край с Петербургом. Но вследствие того, что Вышневолоцкий путь не справлялся с возрастающим потоком грузов в столицу, правительство решило построить еще две водные системы: Мариинскую (введена в строй в 1810 г.) и Тихвинскую (1811 г.), которые в отличие от Вышневолоцкой были двусторонними. Однако вначале эти новые водные пути, также связывающие Волгу с Балтийским морем, не вызвали уменьшения количества судов, проходивших через Вышний Волочек.
Видный гидротехник И.Ф. Штукенберг писал в 1838 году: «Из трех водяных путей, соединяющих Волгу с Невой, и, следовательно, Каспийское море с Балтийским, Вышневолоцкий водяной путь является важнейшим как по наибольшему грузообороту, так по своему удобству. Вышневолоцкий бассейн составляют два судоходных канала, несколько рек, озер, водопроводов, шлюзов, бейшлотов, плотин и прочих устройств. Его можно уподобить превосходной гидростатической машине, посредством которой несколько раз в продолжение года в определенных местах накопляется огромное количество воды, которая служит для приведения в движение около 4000 барок с грузом в 25 милл. пудов, цена которого простирается от 75 до 90 милл. руб. Этот искусственный водный путь огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути в мире».
Сокращение движения судов по Вышневолоцкой системе отмечается с 50-х годов XIX века. И главной причиной «угасания» еще совсем недавно оживленной водной магистрали стало строительство железных дорог. Постройка и открытие движения в 1851 году по Николаевской (ныне Октябрьской) и в 1872 году по Рыбинско-Бологовской железным дорогам окончательно подорвали транспортное значение водного пути. Последнее судно прошло в Санкт-Петербург в 1889 году. Вышневолоцкая водная система как транзитный путь прекратила свое существование.
Но на этом ее служение Отечеству не закончилось, она просто поменяла свое назначение. По ней стали сплавлять лес в Санкт-Петербург. Даже в тяжелые для России годы гражданской войны и разрухи по ней шел сплав леса в Петроград. В 1918 году город получил 650 тысяч кубометров дров, в дальнейшем сплав древесины увеличился. Кроме того, водная система сохранила транспортное значение на отдельных участках для местных перевозок. Позднее, со строительством на реках гидроэлектростанций, водная система осваивает новую «профессию»: становится энергетической. В 1926 году была построена Волховская ГЭС, которая снабжала Ленинград электроэнергией. А после реконструкции системы, начатой в военном 1943 году, она стала снабжать электроэнергией Москву. Позднее, когда на Волге появились мощные гидроэлектростанции, Вышневолоцкая система потеряла былое энергетическое значение. Зато возросло ее значение в снабжении Москвы водой, которая подается из Волги в столицу по каналу имени Москвы. Образно говоря, водная система освоила еще одну профессию: из энергетической превратилась в водохозяйственную. Вместе с профессией Вышневолоцкая система поменяла и направление: долгие десятилетия она работала в северном направлении, к Санкт-Петербургу, а со второй половины XX века повернула на юг – в сторону Москвы.
Созданная 300 лет назад гением великого преобразователя России Петра I и его сподвижника М.И. Сердюкова Вышневолоцкая водная система живет и поныне, действует и продолжает служить людям.
Г. Зигерт

Список литературы

1. Виргинский В.С., Либерман М.Я. Михаил Иванович Сердюков. Издательство «Наука», М., 1979.
2. Быков Л.С. По Петровскому Указу – канал на древнем волоке. Издательство «Транспорт», М., 1994.
3. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. Том VII. Путешествие по Волге. СПб, 1896.
4. Отчет комиссии по исследованию северной группы искусственных водных систем. СПб, 1891.
5. Известия Гальмквиста о России //Археологические известия и заметки. Издание императорского московского археологического общества. 1899, №№ 3 – 4.
6. Бернштейн-Коган С.В. Вышневолоцкий водный путь. Издательство министерства речного флота СССР. М., 1946.
7. Ключевский В.О. Сочинения. Том IV. М., Соцэкгиз, 1958..
8. Штукенберг А.И. О.И. Корицкий // Журнал Гл. управления путей сообщения. Кн. 1. 1861.

Возврат в МЕНЮ

                 
2