Возврат в МЕНЮ

ДВ №7 от 13 февраля 2003 стр.3, ДВ №8 от 20 февраля 2003 стр.3, ДВ №9 от 27 февраля 2003 стр.3, ДВ №10 от 6 марта 2003 стр. 3

 

Зигерт Галина Евгеньевна

 

зам. редактора Альманаха ВИКа (с 2003 г.) и газеты «Древний Волок» (2003-2009), основатель и учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, зам. председателя ВКОиС, директор экскурсионного агентства «Волок». 10 статей

     

Вышневолоцкий водный путь

С древних времен и до наших дней

В предыдущих номерах печаталась глава "В каналах" из книги С. Максимова "Куль хлеба" С. Максимов еще застал то время, когда Вышневолоцкая система действовала как транзитный путь, и поэтому многие события он описывал как очевидец, что особенно ценно. Автор увидел и описал водную систему, уже усовершенствованную, после нескольких реконструкций.
Хочется подробнее остановиться на том, как Вышневолоцкая водная система создавалась и совершенствовалась и благодаря чьим трудам и талантам она стала "превосходной гидростатической машиной" и превзошла "все подобные пути на свете", как писал о ней видный гидротехник И.Ф. Штукенберг.

Люди издревле селились по берегам рек и озер, которые кормили и поили их. Водные пути связывали между собой населенные пункты, давая возможность передвигаться, осваивать новые земли, наиболее быстрым и дешевым способом перевозить товары на большие расстояния. Зимой скованные льдом реки превращались в естественные санные дороги.
Тысячи рек и озер в России, больших и малых. Но реки, берущие свое начало с Валдайской возвышенности, занимают особое положение. Если мы посмотрим на географическую карту, то увидим, что Вышний Волочек расположен на Валдайской возвышенности, откуда берут начало реки, текущие в сторону Балтийского моря, и реки, несущие свои воды в Каспийское море. Как раз на водоразделе этих рек и стоит наш город. Через Вышний Волочек в древности проходил торговый путь, где суда из рек одного бассейна перетаскивались волоком в реки другого бассейна. Великий Волжский путь (Волго-Балтийский путь, Волжская система) имел несколько направлений, соединявших Волгу с Балтийским морем. Водный путь через наш город был одним из трех направлений, на которых впоследствии были устроены искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская.
Но в этой статье речь пойдет о Вышневолоцком водном пути. По каким же рекам и озерам проходил этот водный путь? Суда шли вверх по Волге до устья Тверцы (в Твери река Тверца впадает в Волгу), затем вверх по Тверце до Николо-Столпенского монастыря. Отсюда суда перетаскивали волоком – десять верст до реки Цны, а товары выгружали на подводы и везли гужом. По реке Цне попадали в озеро Мстино, из которого вытекает река Мста, она впадает в озеро Ильмень у Новгорода, из Ильменя вытекает Волхов, впадающий в Ладожское озеро, из которого Нева несет свои воды в Финский залив Балтийского моря. Таков был Вышневолоцкий водный путь, соединявший Балтийское море с Каспийским.
Но 10-верстный волок вовсе не означал, что Тверца отстояла от Цны на это расстояние. Еще в XVII веке швед Пальмквист во время посольства к московскому царю заметил, что «в 25 саженях от реки Цны (близ Вышнего Волочка) находится ручей и болото, из которого начинается и вытекает река Тверца, впадающая потом в Волгу. Здесь следует хорошо заметить, что если прокопать эти 25 сажен, то можно бы было соединить Балтийское море с Каспийским».
В самом верховье Тверцы судоходство было невозможно из-за ее мелководности, и поэтому, несмотря на всего лишь 50 с лишним метров, отделявших Тверцу от Цны, суда волочили по суше на гораздо большее расстояние. Наш волок считался небольшим, потому и называли его Волочком, и он был верхним, или вышним, в отличие от нижнего волока на реке Мсте. Вот так объясняется название селения, а затем города, расположенного на месте древнего волока. Давайте проплывем еще немного по водному пути до нижнего волока. Преодолев вышний волок, суда спускались по реке Цне в озеро Мстино, а отсюда в реку Мсту. По Мсте суда плыли 60 км до селения Березовские Рядки. Здесь они выгружались на берег и перевозились сухопутьем на 105 км в обход порогов до селения Волока Держкова. Этот обход порогов назывался «нижним волоком». Впоследствии, по лучшем ознакомлении с фарватером, суда и плоты стали спускать по реке еще на 55 км ниже Березовских Рядков, и здесь, в месте выгрузки товаров на берег, возникло новое селение – Опеченские Рядки (позднее Опеченский Посад). Позже грузы спускали водой еще на 30 км, так что их приходилось перевозить посуху до Волока Держкова всего на 22 км.
Водный путь через Вышний Волочек имел и свои преимущества и недостатки по сравнению с двумя другими направлениями. Основное его преимущество – небольшая протяженность водораздела между Цной и Тверцой. А главными бедами Вышневолоцкого водного пути были мелководья реки Тверцы, особенно в верховьях, и наличие порогов на реке Мсте. В районе Боровичей их насчитывалось до 40, из которых 10 были особенно опасными. На некоторых участках Мста мчала караваны с такой скоростью, что они нередко разбивались. Кроме непосредственной опасности для судов пороги исключали их движение против течения, и суда шли только в одну сторону – к Балтийскому морю. Односторонность Вышневолоцкого водного пути – и главная его особенность, и главный недостаток. Но проходом по Мсте трудности для судов не оканчивались: им надо еще было преодолеть пороги на Волхове, менее опасные, но все же трудные для плавания, и бурное Ладожское озеро. Так выглядел к началу XVIII века Вышневолоцкий водный путь, позднее предназначенный для доставки грузов к берегам Балтийского моря.
Конец XVII – нач. XVIII вв. – Петровская эпоха в России. Время больших перемен и преобразований. Политику Петра часто называют реформаторской, а его самого великим реформатором. Не всё из задуманного им удалось осуществить, многое осталось в проекте либо не было доведено до конца.
Но «окно в Европу» российскому реформатору прорубить удалось, и борьба за выход к Балтийскому морю после ряда войн со Швецией закончилась победой России. Значение этой победы трудно переоценить. Ведь достаточно было захватить устье реки Невы, чтобы лишить Русь важнейшего пути на Запад и взять в свои руки контроль над ее внешней торговлей. Задача эта, как мы знаем, была решена успешно. «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек», – писал А.С. Пушкин об эпохе преобразований первой четверти XVIII в.
Но чтобы такой выход к морю принес надлежащую пользу, нужен был мощный путь, связывающий берег моря с внутренними частями страны. В те времена существовало два пути – водный и сухопутный, и тот и другой были чрезвычайно трудны и ненадежны.
С основанием Петербурга пролегла извилистая сухопутная дорога между обеими столицами, тянувшаяся верст на 750. По этой дороге даже иностранные послы добирались от Москвы до Санкт-Петербурга более пяти недель из-за грязи и отсутствия мостов. И только зимой, как и по всей России, здесь устанавливался хороший санный путь. Но северная часть пути от Новгорода до Петербурга проходила по безлюдной местности, где невозможно было достать фураж для лошадей. Кроме того, внезапные оттепели могли надолго задержать санные обозы – продовольствие портилось. А такие громоздкие, но крайне важные грузы, как корабельный лес, заготовлявшийся зимой в районе Казани, железо и боеприпасы с Урала, было почти невозможно доставлять в Петербург сухим путем.
Петр пытался выпрямить этот путь, сократив его на 100 верст, построил уже 120 верст новой дороги, но из-за дороговизны и трудностей отказался от этой затеи, и вскоре просека заросла и стали ездить по прежней дороге. Товары, доставляемые в Санкт-Петербург гужевым транспортом, были чрезвычайно дороги. Доставка же водным путем была в десять раз дешевле. И это грозило сорвать одну из основных задач Петра – сосредоточить всю торговлю России в Петербурге. Поэтому взор царя обратился на реки, которые требовалось превратить в удобные водные дороги.
Смешанные водно-сухопутные пути с волоками на водоразделе существовали давно. Их было несколько. Но первым водным путем, соединившим центр России с новой столицей, стал Вышневолоцкий водный путь. Справедливости ради надо заметить, что Петр I не сразу обратил свой взор на этот путь и, даже приступив к его усовершенствованию, не оставил попыток найти и устроить параллельные Вышневолоцкому водные пути. Историк В.О. Ключевский пишет: «...из шести задуманных каналов при Петре окончен был только один...» И им стал Тверецкий канал в Вышнем Волочке.
Подготовка к строительству Тверецкого канала была начата в 1702 г. еще до основания
Петербурга. По распоряжению царя русским послом в Голландии А.А. Матвеевым были наняты десять «слюзных мастеров», которые в августе 1702 г. прибыли морем в Архангельск, а оттуда пятеро из них были направлены в Вышний Волочек.
12 января 1703 года Петр I подписал Указ о начале «перекопной работы» у Вышнего Волочка. Затем последовал Указ от 11 февраля об изготовлении на Тульском заводе необходимых для строительства канала лопат, багров и другого инструмента. Работы начались в этом же году. Начальником строительства был назначен царский стольник князь Матвей Петрович Гагарин, а помощником – его племянник Василий Иванович Гагарин, поэтому канал долгое время называли Гагаринским. Техническое же руководство осуществлялось пятью голландскими мастерами во главе с Адрианом Гаутером. Воеводам ряда провинций было приказано выслать по нарядам на вышневолоцкие «перекопные работы» 400 плотников, 5000 тысяч пеших работников и 1000 работников с лошадьми и телегами, причем все «работные люди» должны были являться «с полной снастью», т. е. со всеми орудиями труда.
Начатые в 1703 году работы по прорытию в Вышнем Волочке первого канала продолжались и в последующие годы, причем по нарядам ежегодно высылались до 10 тысяч человек. Сам канал длиной 2811 м и шириной 15 м был построен уже к 1706 году, а всё строительство закончили в 1708 году. Весной 1709 года барки и суда благополучно прошли через канал, и Петр, вознаградив голландцев и отпуская их, весьма одобрительно отозвался об успешном окончании работ. Однако вскоре стало понятно, что такая оценка их деятельности была поспешной. Созданные ими гидротехнические сооружения не устраняли главного недостатка Вышневолоцкого водного пути – маловодья рек. Поэтому навигация была возможна только весной и осенью, а летом, особенно в засушливые годы, воды было совершенно недостаточно для нормального судоходства. Суда в один год не поспевали в Петербург. А товара, который доставляли водным и гужевым транспортом, катастрофически не хватало даже для Петербурга того времени. Намерения Петра удобно и прочно связать новый город на Неве с внутренними частями страны рушились.
В результате аварии на Цнинских шлюзах в 1718 году шлюзовые ворота были сорваны и их унесло водой во время весеннего половодья. Условия судоходства настолько ухудшились, что весенний караван не смог пройти через Тверецкий канал, и «воспоследовала в Петербурге нужда в провианте. Был голод и бунт великий». Таким образом, к 1719 году судоходство по каналу почти полностью прекратилось.
Как раз в это время новгородский купец Михаил Иванович Сердюков предложил Петру I свой оригинальный проект перестройки Вышневолоцкой водной системы и вывел дело из тупика. Когда в 1703 году началось сооружение Тверецкого канала в Вышнем Волочке, Сердюков стал главным поставщиком «провианта» для строителей. Вот тогда на собственном горьком опыте он и познакомился со всеми трудностями и опасностями плавания по этому пути. Ему было ясно, что основной причиной всех бед являлся недостаток воды в Тверце, Цне и Мсте, особенно в летнее время. Этого как раз и не учли голландские мастера. Раздумывая над вопросом, как устранить недостаток воды в Тверецком канале и в реке Тверце, Сердюков пришел к мысли о том, что единственным способом увеличить количество воды может быть только использование реки Шлины, по его мнению «бесполезно протекающей» около Вышнего Волочка. На Шлине предполагалось построить плотину и направить ее воды в Цну через озера Ключинское и Городолюблинское, а также через каналы, которые должны были соединить эти озера. Уровень воды в реках Цне, Тверце и Тверецком канале повышался, и устранялся главный недостаток Вышневолоцкого водораздельного участка – его маловодье.
Кроме того, в своем «доношении» царю Сердюков пишет, что строительные работы готов производить на «свой собственный кошт», т. е. на свои средства, и если перестройка канала удастся, то лишь тогда будет просить у его величества «о взыскании милости, а буде не зделаю», продолжает Сердюков, «убытков своих возвращать не желаю».
И еще одна важная деталь: и в этом и в других своих «доношениях» он неизменно подчеркивал, что от выполнения его планов «многонародная... и государственная польза будет». Взамен он просил разрешения взимать с проходящих судов сборы и предоставления некоторых других доходных статей.
Петр внимательно ознакомился с проектом Сердюкова и одобрил все его предложения. Он подписывает именной «Указ об отдаче Вышневолоцкого канала в содержание новгородцу Сердюкову». На основании этого именного указа был издан сенатский указ от 26 июня 1719 года, включенный впоследствии в «Полное собрание законов Российской империи».
Получив этот указ, Сердюков сразу же принялся за дело. За три года Сердюков выполнил огромный объем работ, значительно поднял уровень воды в канале, решив задачу, которую не смогли осуществить ни голландские шлюзные мастера, ни другие иностранные специалисты, приглашенные русским царем. Вследствие увеличения количества воды в Тверецком канале и Тверце теперь даже в летнее время тяжело нагруженные барки свободно проходили от Твери до Вышнего Волочка без необходимости частичной перегрузки товаров на небольшие суда-паузки или же перевозки части грузов по сухому пути гужом.

Возврат в МЕНЮ

                  1 2