Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №6, стр. 16-24

 
Г.Е. Зигерт
   
Закончила факультет романо-германской филологии Калининского государственного университета. Работала экскурсоводом в Твери и Вышнем Волочке. С 1996 директор экскурсионного агентства «Волок». Инициатор создания краеведческого общества им. М. И. Сердюкова и возвращения улицам нашего города их исторических имён.
Император Пётр I
М.И. Сердюков

Пролёг путь водный в град Петра

В мае 2003 года Санкт-Петербург и вся Россия будут отмечать знаменательное событие – 300 лет со дня основания города. А в Вышнем Волочке в этом же году грядет такая же круглая дата, но связанная не только с основанием северной столицы. В 2003 году исполнится 300 лет начала строительства  Вышневолоцкой водной системы, соединившей Балтику с Каспием. И эти два события, произошедшие в одно и то же время, тесно связаны между собой.
Первые строители вступили на землю Заячьего острова, где была заложена крепость Санкт-Петербурх, будущая столица России, 16 мая 1703 года.  "Окно в Европу" было прорублено, но, чтобы новая столица могла выжить, нужно было связать ее с внутренними районами страны. Существовало два пути – водный и сухопутный; и тот и другой были чрезвычайно трудны и ненадежны.
Протяженность дороги от Москвы до Санкт-Петербурга в то время составляла около 825 км, и даже иностранные послы добирались по ней от одной столицы до другой более 5 недель из-за грязи и отсутствия мостов. И только зимой, как и по всей России, здесь устанавливался хороший санный путь. Но северная часть пути от Новгорода до Петербурга проходила по безлюдной местности, где было невозможно  достать фураж для лошадей. Кроме того, внезапные оттепели могли надолго задержать санные обозы, продовольствие портилось. Петр I пытался усовершенствовать и этот путь, построить прямолинейную просеку, как ее тогда называли "першпективу", и построил 132 км новой дороги, но из-за дороговизны и трудностей пришлось отказаться от  дальнейших работ, и вскоре просека заросла, и стали ездить по прежней дороге. Товары, доставляемые в Санкт-Петербург гужевым транспортом, были чрезвычайно дороги. Доставка  же водным путем была в 10 раз дешевле. И это грозило сорвать одну из основных задач Петра – сосредоточить всю торговлю России в Петербурге. Поэтому взор царя обратился на водные дороги.

  Смешанные водно-сухопутные пути с волоками на водоразделах существовали давно. Их было несколько. Но первым водным путем, соединившим центр России с новой столицей, стал Вышневолоцкий. Справедливости ради надо заметить, что Петр I не сразу оценил этот путь, и даже приступив к его усовершенствованию, он не оставил попыток найти и устроить водные пути, параллельные Вышневолоцкому. Как пишет историк В.О. Ключевский, "трудность сухопутных сообщений обращала мысль на русскую реку, и Петр с удивительной силой внимания изучал эту единственную в мире сеть вечно движущихся и не требующих ремонта шоссейных дорог, какую природа дала русской торговле в бассейнах русских рек. В уме Петра много лет складывался  великолепный план канализации этих столь остроумно расчерченных природой бассейнов". Тот же Ключевский пишет о том, что "... из шести задуманных каналов при Петре окончен был только один...".
И им стал Тверецкий канал в Вышнем Волочке. Подготовка к строительству канала была начата в 1702 г. Совершенно очевидно, что Петр, приняв меры к спешной постройке Тверецкого канала, хотел с помощью его соединить Волгу с морским портом на Неве, который предстояло еще основать. Шла Северная война. В октябре 1702 года русские войска овладели шведской крепостью Нотебург. Эта победа вселила еще большую уверенность, и 12 января 1703 года Петр I издал Указ о "перекопной работе" в Вышнем Волочке.
Все-таки одной из причин, почему был выбран именно водный путь, проходящий через Вышний Волочек, следует считать малую длину соединительного канала. По указу следовало соединить реку Тверцу, впадающую в Волгу, с Цной, несущей свои воды к Балтийскому морю. Верховье Тверцы близ Волочка находилось лишь в нескольких десятках метров от Цны.
 
   
Тверецкий канал. С открытки 1909 г.

На это обратил внимание посетивший Россию в составе посольства в конце ХVII века швед Эрик Пальмквист. В своей рукописи он сообщал: "В 25 саженях (1 сажень = 2 м 14 см, а 25 саженей =53.5 м) от реки Цны находится ручей и болото, из которого начинается и вытекает река Тверца, впадающая потом в Волгу. Здесь следует хорошо заметить, что если прокопать эти 25 сажен, то можно бы было соединить Балтийское море с Каспийским".
Тверецкий канал положил начало созданию Вышневолоцкой водной системы, которой суждено было сыграть большую роль не только в снабжении Санкт-Петербурга продовольствием, но и в экономике России в целом.
Я не ставлю целью своего выступления осветить весь ход строительства Вышневолоцкой водной системы, назову только основные этапы и имена ее создателей. Вообще нельзя назвать какую-то определенную дату и сказать: "В таком-то году Вышневолоцкая водная система была построена". Из-за множества недостатков совершенствовали ее постоянно. Что же это за недостатки, которые приходилось преодолевать? Во-первых, маловодье реки Тверцы, которое чрезвычайно затрудняло проход барок по водному пути. Затем очень опасные Боровицкие пороги на реке Мсте. На некоторых участках Мста мчала караваны судов с такой скоростью, что они нередко разбивались. Кроме непосредственной опасности для судов пороги исключали их движение против течения, и суда шли только в одну сторону – к Балтийскому морю. Односторонность Вышневолоцкого водного пути – и главная его особенность, и главный недостаток. Но проходом по Мсте трудности для судов не оканчивались: им надо еще было преодолеть пороги на Волхове, менее опасные, но все же трудные для плавания, и бурное Ладожское озеро. Но, несмотря на все эти трудности, выбран был наш водный путь.
1703-1708 гг. – постройка канала между Цной и Тверцой голландскими мастерами во главе с Адрианом Гаутером. Весной 1709 года по полой воде барки благополучно проходят через канал, но дальнейшая эксплуатация канала показала, что в техническом отношении он крайне неудовлетворителен. Голландцы не учли местных условий, прежде всего мелководья реки Тверцы.
И хотя в последующие годы продовольствие в Петербург поступало, к 1719 году гидротехнические сооружения пришли в плачевное состояние.

 
Схема Вышневолоцкого водораздельного участка
в 1709 году (по рисунку того времени)
 

Гидротехнические сооружения Вышневолоцкого водораздельного участка пути, построенные к 40-м годам XVIII века (по рисунку того времени)
1 – Цнинский шлюз; 2 – Цнинский бейшлот; 3 – Цнинский канал; 4 – Тверецкий канал;
5 – Тверецкий шлюз; 6 – плотина заводского водохранилища; 7, 8, 9 – каналы для пропуска шлинской воды в Цну; 10 – Шлинская плотина.

1719-1722 гг. – самый большой размах работ по совершенствованию Вышневолоцкого водного пути. И вот здесь можно назвать имя человека, который вывел дело из тупика. Это истинный создатель Вышневолоцкой водной системы Михаил Иванович Сердюков. Он представил царю свой проект улучшения водного пути и предложил выполнить все работы за свой счет, или, как говорили в те времена, "обязался… государственные дела собственным своим коштом произвести". Проект был принят, и Петр I подписывает 26 июня 1719 года именной указ об отдаче Сердюкову Вышневолоцкого судоходного пути в содержание. На основании этого именного указа был издан сенатский указ, включенный впоследствии в "Полное собрание законов Российской империи". Получив сенатский указ, Сердюков приступил к выполнению работ. Он исправляет ошибки голландских мастеров и реконструирует Тверецкий канал таким образом, что и по каналу, и по рекам Цне и Тверце суда стали проходить свободно не только в половодье, но и в засушливое меженное, т.е. летнее, время. И в дальнейшем Михайла Сердюков занимается усовершенствованием водной системы, строит плотины, шлюзы, дамбы, каналы. Его гидротехническая деятельность не прекращается вплоть до самой смерти. Еще в 1754 году (предполагаемый год кончины Сердюкова) он с сыном продолжал чистить Боровицкие пороги на Мсте. Главная же его заслуга состоит в том, что он создал большой водоем с запасом паводковых вод. Это искусственное озеро, водохранилище, расположенное на таком уровне, что оно питало резервными водами всю Вышневолоцкую систему. Водохранилище решило проблему мелководья рек в засушливое время. Аналогов этой воплощенной в жизнь идеи в западноевропейской гидротехнике до Сердюкова не было. Заводское водохранилище (названное так по Сердюковским заводам, находившимся на его берегу) объемом в 6 кв.верст стало венцом творческой мысли Михаила Ивановича Сердюкова. Даже 80 лет спустя директор Вышневолоцкого водораздельного участка О.И.Корицкий придет к выводу, что "без Заводского водохранилища судоходство по Вышневолоцкому пути и существовать не может". И, несмотря на то что водная система совершенствовалась постоянно во весь период ее существования, Михаил Сердюков с полным правом мог написать еще в 1742 году: "Объявленное шлюзное в Вышнем Волочке дело ныне в таком состоянии, что оное больше дальнего впредь содержания не требует, разве что впредь упражняющемуся через многие лета при тех делах искусство покажет, невозможно ль будет те дела еще в наилучшее состояние привести".
Второй размах строительных работ пришелся на первую половину XIX века. И человеком, который "те дела" смог " в наилучшее состояние привести" стал директор Вышневолоцкой водной коммуникации Осип Иванович Корицкий. Около 12 лет он работал над проектом ее улучшения. Ему удалось поднять уровень воды в водохранилище в 2 раза, и площадь его увеличилась в 10 раз с 6 до 60 кв. верст. Водная система продолжала функционировать, но грузопоток возрастал, и чтобы с ним справиться, в это же время строятся Мариинская и Тихвинская водные системы (с двусторонним движением). Постройка этих систем не уменьшила вначале ни грузооборота Вышневолоцкого водного пути, ни его транспортного значения. Так с начала XIX века три эти системы не только конкурировали между собой, но и дополняли друг друга.
Если в начале 60-х годов ХVIII века по Вышневолоцкой водной системе к столице проходило ежегодно 3-3,5, а иногда и до 4 тысяч судов, то в последней четверти столетия официальная статистика давала цифру в 5-5,5 тысяч судов разных размеров и конструкций. А в первой половине XIX века через Вышневолоцкую систему в навигацию проходило в среднем 4 тысячи судов.

  "Из всех судоходных систем России, наиболее замечательных, как по значительному провозу грузов, так и по удивительному расположению вод, без сомнения, занимает первое место Вышневолоцкая система". Это высказывание крупного французского инженера-гидротехника Дестрема. И сказано это было тогда, когда в России уже действовали довольно мощные водные системы Мариинская, Тихвинская, Березинская, Днепро-Бугская, Огинская.До начала 50-х годов ХIХ в. старейшая Вышневолоцкая вводно-транспортная артерия по объему перевозок держала первенство среди прочих водных систем. Но значение нашей системы не только в том, что она в течение 180 лет (1709-1889) постоянно снабжала северную столицу продовольствием и другими товарами. Трудно даже представить, какое огромное влияние оказала она на экономическое и культурное развитие населенных пунктов, через которые проходила. Многие селения, лежавшие на ключевых участках магистрали, в течение 2-й половины XVIII века превратились в города – Рыбинск, Вышний Волочек, Боровичи. В XIX веке продолжалась тенденция к интенсивному росту населенных пунктов.
Вышневолоцкая барка
   
Вышневолоцкая система дала работу большому количеству людей, проживающих в ее районе. В середине XIX века число крестьян, принимавших, так или иначе, участие в работе водного пути, составило 20 тысяч и было почти равно числу крестьян, занимавшихся только сельским хозяйством. Другими промыслами было занято 15 тысяч крестьян. Кроме развития старых занятий, процветавших еще на волоковых водных путях, появляются новые. Именно Вышневолоцкая система дала жизнь новой профессии – лоцманской службе. Наконец, быстрыми темпами развивалось судостроение, были целые группы селений, где жители занимались только судостроением. Из 250 селений, расположенных вдоль трассы, одну треть составляли те, где основными занятиями стали лоцманство, тяга судов, судостроение. Вышневолоцкий водный путь распространял свое воздействие не только на места, находящиеся в непосредственной близости.
Действие его сказывалось на обширной территории в Псковской, Петербургской, Новгородской, Тверской, Ярославской губерниях, в частности на развитии промышленного производства, мукомольного и лесопильного.
И лишь с открытием в середине XIX века Николаевской железной дороги, на которую перенесли основной грузопоток, и с реконструкцией Мариинской водной системы Вышневолоцкий водный путь утрачивает прежнюю роль, но продолжает служить России, просто меняет свое назначение.
 
   
Бейшлот. С открытки 1903 г.

К 90-м годам XIX века Вышневолоцкая система как транзитный путь прекратила существование (последнее судно прошло в Петербург в 1889 г.) и в дальнейшем использовалась лишь на отдельных участках для местных перевозок и лесосплава. Даже в тяжелые для России годы гражданской войны и разрухи по ней шел сплав леса в Петроград. В 1918 году город получил 650 тысяч кубометров дров. В дальнейшем сплав древесины увеличивался.
При советской власти появился новый принцип комплексного использования водных ресурсов. Впервые он был осуществлен на северной части водного пути. В 1926 году была построена Волховская гидростанция, которая снабжала теперь уже Ленинград электроэнергией. А после реконструкции системы, начатой в военном 1943 году, она начала снабжать электроэнергией Москву. Теперь, когда на Волге появились мощные гидроэлектростанции, Вышневолоцкая система потеряла былое энергетическое значение. Зато возросло ее значение в снабжении Москвы водой, которая подается из Волги в столицу по каналу имени Москвы. В общем водном балансе города она составляет около 8%. Образно говоря, водная система освоила новую профессию, из транспортной превратилась в водохозяйственную. Вместе с "профессией" Вышневолоцкая система поменяла и направление, долгие десятилетия она работала в северном направлении, к Санкт-Петербургу, а со второй половины XX века работает в южном, снабжает водой Москву.
Но, к сожалению, в настоящее время о Вышневолоцкой водной системе незаслуженно забыли, хотя, созданная около 300 лет назад, она живет и поныне, действует и продолжает служить людям.
Только в Тверском регионе, да и то не везде, могут хоть что-то о ней вспомнить. А ведь это памятник гидротехнического искусства наших предков. Но памятник этот находится не в лучшем состоянии.

В 1997 году Москва отмечала 850-летний юбилей. К этой торжественной дате столица преобразилась, много было сделано для ее благоустройства. Сейчас, готовясь к 300-летию со дня своего основания, преображается и северная столица. Но грядет и 300-летний юбилей нашего "гидротехнического чуда". Конечно, сравнивать возможности двух столиц и нашего маленького провинциального городка – занятие неблагодарное. Но давайте подумаем, что можем сделать мы, краеведы, и не только тверские, но и новгородские, ведь важный участок водного пути проходил и по Новгородчине. Говоря о подготовке к грядущему юбилею, я имею в виду не только праздничные торжества, фейерверки и тому подобное, они пройдут, и о Вышневолоцкой водной системе благополучно забудут до следующего большого юбилея. Нужно выпускать печатные издания, проводить краеведческие чтения, конференции, другие мероприятия, посвященные этой теме, всячески привлекать внимание к водной системе. Это будет достойно по отношению к ее создателям, и прежде всего к Михаилу Ивановичу Сердюкову, который в одном из своих "доношений" в сенат писал в 1735 году: "А я нижайший, как наперед сего прилагал свой немалой труд и несколько своего иждивения издержал, так и ныне впредь прилагать свой труд буду для государственной и всенародной пользы".

Список литературы

1. Виргинский В.С., Либерман М.Я. Михаил Иванович Сердюков. - М. 1979. 
2. Быков Л.С. По Петровскому Указу – канал на древнем волоке. - М. Транспорт, 1994.
3. Истомина Э.Г. Вышневолоцкая водная система // Краевед. альманах "Вика". - Вышний Волочек, 1997. - № 1.
4. Плечко Л.А. Старинные водные пути. – М. 1985.
5. Ключевский В.О. Сочинения, М.: Соцэкгиз, 1958. – Т.4.
6. Рубцов М.В. Тверь в 1674 году по Пальмквисту. - Тверь, 1902.