Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вышний Волочёк на старинных открытках
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №5, стр. 41 54
 
Е. И. Ступкин
   
Предприниматель. До 1992 года работал: в 1967-1979 гг. в лесной промышленности, а в 1979-1992 – спортивным руководителем в В. Волочке. Коллекционер с 1970 г. Как краевед и коллекционер, собирает, изучает и публикует материалы, связанные с историей Вышневолоцкого края. Издатель альманаха «ВИКА» № 4, 5.

 

Вышний Волочёк на старинных открытках

Первая открытка. Издана в конце
1901 – начале 1902 года.

Рубеж XIX и XX веков. Царская Россия на подъёме. Идёт стремительное развитие и в экономике страны, и в общественной жизни. Часто новости предваряются словами «первый», «впервые»: первые отечественные автомобили, первые полёты на фанерных аэропланах, первые ткацкие мастерские и училища, первый съезд РСДРП.
1898 год. В Вышнем Волочке Министерством земледелия открыта первая в России учебно-показательная мастерская по кустарному красильно-ткацкому производству. В апреле появляются в продаже первые в России художественные открытые письма, изданные Общиной св. Евгении в Санкт-Петербурге.
1901 год. В Москве 4 ноября открыто первое в России прядильно-ткацкое училище. В конце года поступают в продажу первые открытки с видами Вышнего Волочка «Издание писче-бумажнаго магазина А. И. Кобелева».

Первая в России учебно-ткацкая мастерская,
открытая в 1898 г. (ныне ЗАО "Аэлита").
Открытка 1912 года.

Первые в мире почтовые открытые письма, или в просторечии – открытки, появились в Австрии в 1869 году. Назывались они «карточка для корреспонденции» и стоили 2 крейцера. А история почтовых открытых писем в России восходит к 1871 году, когда министром внутренних дел были утверждены 12 июня 1871 года «Временные постановления по почтовой части». В этом постановлении был раздел «Открытые письма», в котором говорилось: «Статья 16. Этот новый вид корреспонденции устанавливается для ведения переписки открыто. Форма открытого письма состоит из бланковой бумаги в 146 долю листа. На одной стороне бланка пишется подробный адрес назначения, а другая сторона бланка представлена для письма...» Циркуляром № 9654 предписывалось ввести «Постановления» в действие с 1 января 1872 года одновременно по всей стране. Новый вид почтовой корреспонденции быстро становится популярным. Так, если в первый год торговли, в 1872 году, было продано около миллиона бланков открытых писем, в 1875 – около полутора миллионов, то в 1880 году почти 5 миллионов, а в 1896 было использовано уже более 40 миллионов бланков открытых писем. До 1894 года монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления».

Первая художественная открытка
в России. 1895 год.

И уже в следующем году появились первые русские иллюстрированные открытки. Первая открытка представляет собой цветную литографию, изображающую рисованные виды Сухаревой башни, Английской церкви и памятника А. С. Пушкину. На обороте имеется надпись: «Дозволено цензурой 18 ноября 1895 г.»
Но всё же целенаправленная издательская деятельность по выпуску иллюстрированных открытых писем в России началась в 1898 году и связана с С.-Петербургским попечительским комитетом о сестрах Красного Креста РОКК, более известного под именем «Община св. Евгении». РОКК (Российское Общество Красного Креста) было благотворительной организацией, главной целью которой являлось оказание помощи раненым и больным на войне. В 1882 году в системе РОКК был создан СПб Комитет, позднее, в 1893 году ему было присвоено наименование "Община св. Евгении". Имя святой было выбрано в честь попечительницы СПб Комитета принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Первый выпуск благотворительных (то есть более дорогих, чем обычные) конвертов издания Общины св. Евгении состоялся в апреле 1896 года. Организация выпуска была поручена делопроизводителю Общины Ивану Михайловичу Степанову. В 1898 году Степанов предложил издавать художественные открытые письма. Для первого выпуска художественных открыток были использованы четыре акварели («Пахарь», «У часовни», «Тройка летом» и «Весна») писателя и художника Н. Н. Каразина, с которых и были отпечатаны в Петербургском «Заведении графических искусств Э. И. Маркуса» первые «евгенинские» открытки. В продаже они появились в апреле 1998 года.

Автором же выпуска первых вышневолоцких открыток, человеком, сохранившим для потомков облик города начала века, стал вышневолоцкий купец Алексей Иванович Кобелев. Принадлежавший ему писчебумажный магазин вначале, примерно до 1909 года, находился на первом этаже Мариинской женской гимназии (ныне средняя школа № 5). После 1910 года им было арендовано помещение на той же Екатерининской улице в доме № 9, принадлежавшем мещанке Е. Н. Пономарёвой. В настоящее время в этом доме располагается кафе № 1 и кулинария. С 1901 по 1913 год А. И. Кобелевым было издано восемь выпусков открыток с видами Вышнего Волочка. Общее – около 170.

Мариинская гимназия (ныне школа №5),
на первом этаже (справа) магазин
А.И. Кобелева. Открытка 1909 года.

Кроме А. И. Кобелева вышневолоцкие открытки издавали: С. Н. Бородин, А. Э. Сипайлло – по три выпуска; М. Я. Раухваргер, И. Н. Фёдоров и Н. И. Латышев – по два выпуска; и по одному – В. Базлов, А. Лутат, Ю. Витомский, М. Кампель, Шемаев, B. А. Иванов из Ярославля, московское «Контрагентство печати», «Контрагентство А. С. Суворин и К», «Акционерное общество Грандберг в Стокгольме».
Большинство издателей – вышневолочане. Кроме Кобелева владельцами магазинов были C. Н. Бородин и Шемаев (правда, пока неизвестно, где находились их магазины и какими товарами они торговали). К купеческому сословию кроме А. И. Кобелева принадлежали потомственный почётный гражданин города Иван Никифорович Фёдоров, Мовша Янкелевич Раухваргер и Василий Петрович Базлов.

Аптека А.Э. Сипайло
(ныне драмтеатр).
С открытки 1912 года.

А. Э. Сипайлло – владелец аптеки, которая находилась на первом этаже здания на углу Ванчаковой линии и улицы Казанской (в настоящее время драмтеатр). Иван Яковлевич Таиров и А. Лутат были фотографами.

Кроме того, известны еще четыре выпуска фотооткрыток, издатели которых зашифрованы различными вензелями и эмблемами. Из этих «зашифрованных» издателей удалось расшифровать только «Акционерное общество Грандберг в Стокгольме».


Про фотографов, чьи снимки использовались для открыток, известно пока очень мало. Вероятнее всего, А. Лутат для издания своих открыток использовал свои фотографии. И. Я. Таиров выпустил серию фотографий города (т. н. «неаннотированных» открыток). Фотографии каких мастеров были использованы для открыток других выпусков, пока неизвестно. Можно только предположить, что это были профессиональные фотографы. Чаще встречаются старые фотоснимки с печатями следующих фотографов: С. Земмель, Н. Ниссинен, Б. Ф. Деренговский, А. Д. Кутейников, П. Чесноков, В. Н. Иванов, А. Лутат, К. В. Луковников, Э. Раннеберг, Ф. Панков.
Следует отметить следующий интересный момент. На сегодня известно около десятка фотографий, с которых затем печатались открытки. Интересны они тем, что на них сделаны надписи: «В. Волочёк. Наименование сюжета и дата, когда сделан снимок». Фотографии сделаны в течение 1900  – 1901 годов одним и тем же мастером. А вот открытки по этим снимкам выпущены только после 1905 года, то есть через 5 лет.
Этими фотографиями для выпуска своих открыток воспользовался А. Э. Сипайлло, причём дважды. Первый раз в 1905 году, а второй выпуск, в котором использовались эти снимки, был выпуск А. Э. Сипайлло совместно с А. И. Латышевым (около 1906 года).

Городская дума.
Открытка 1906 года. (Снимок сделан 11 июня 1901 года).

На публикуемой открытке видно, что как раз летом 1901 года заканчивалось строительство центральной части здания, где затем размещались и городской магистрат, и городская дума. А до 1901 года это были два отдельных здания на Пожарной набережной.
Общее число выпусков вышневолоцких открыток, известных на сегодня автору, – более трёх десятков. Все выпуски можно подразделить на три группы.
Первая и самая многочисленная группа – собственно открытки. Обе стороны – лицевая и адресная – печатались типографским способом. Их большинство – на сегодня известно 27 выпусков. На этих открытках практически всегда указываются следующие данные: какой город и какой вид изображены на открытке, а также кто издавал эти открытки. Довольно часто указывается и типография, печатавшая их. Количество открыток в выпусках – от 10 до 30 штук.
Вторая группа – фотооткрытки. Адресная сторона чаще всего отпечатана типографским способом. Наименование сюжета отсутствует. Издатель открыток, как правило, указывается, но чаще зашифрованным в виде различных аббревиатур или символов. Тиражи таких выпусков, как и количество открыток в выпусках, были значительно ниже, чем у открыток первой группы. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что на сегодня известно пять таких выпусков, и только в одном выпуске известно две открытки. В остальных же четырех выпусках известно всего по одной открытке.
Вполне возможно, что такие открытки были и одиночными.
Третья группа – это фактически фотографии, отпечатанные на специальной фотобумаге, с адресными линиями на обороте. Ставились эти линии и с помощью штемпеля. На таких «открытках» нет никакой информации: ни наименования сюжета, ни издателя. Их трудно назвать открытками, но пересылались такие фотографии так же, как открытки, – без конвертов. (Открытка ведь и есть не что иное, как открытое письмо.) Кроме того, на них изображались виды города и выпускались они сериями. Можно предположить, что тиражи их были небольшими и исчислялись десятками штук, а может, и единицами. Встречаются они в основном в Вышнем Волочке, и большинство таких фотографий находится в архивах Вышневолоцкого краеведческого музея.
Если открытки первой группы автор получает по обмену из самых разных городов бывшей Российской империи, то фотооткрытки из других областей, кроме Тверской, практически не поступают.

Тверецкий канал и Контора Вышневолоцкого
Участка водной системы путей сообщения.
Открытка 1904 года.

Общее число открыток во всех выпусках – предположительно около 450, но видов города значительно меньше – около 250. Причина в том, что одни и те же снимки использовались для различных выпусков: к примеру, вид бейшлота повторялся в пяти выпусках. Вид «Тверецкий канал и Контора Вышневолоцкого Участка водной системы путей сообщения» (бывшая 1-я городская баня) – в шести разных выпусках и так далее.
Некоторые выпуски были целиком репринтными изданиями, так как в них использованы открытки только прежних выпусков. К таким относятся выпуски 1909 г. купцов И. Н. Фёдорова и М. Я. Раухваргера. Судя по тому, что встречаются они чаще других, тиражи этих выпусков были большими, да количество открыток в выпусках максимальное – по 30 штук. Чисто купеческий подход: максимум выгоды – минимум затрат. Фотографам платить не нужно, так как брались фотокопии открыток прежних выпусков. Правда, при этом страдало качество открыток. Серые и мутные «купеческие» выпуски сильно проигрывают «кобелевским» открыткам. Кроме «купеческих» выпусков репринтными были открытки издания «Контрагентства А. С. Суворина и К 1915 г.» и «Акц. О-ва Грандберг». Вполне вероятно, что такое «пиратство» и заставило издателей защищать свои права, помещая надписи типа: «Репродукция воспрещается» (издание Кампель, Москва) или «Перепечатка воспрещается. Собственность издателя заявлена 10 мая 1912 г.» (издание Писчебумажного Магазина А. И. Кобелева) «Суворинская» серия кроме Вышнего Волочка включала в себя виды и других населённых пунктов. Так, в коллекции автора есть открытка из этой серии с изображением станции Спирово (до 1917 года Спирово входило в состав Вышневолоцкого уезда). Существует большая вероятность того, что были открытки с видами станций: Академическая, Осеченка, Леонтьево. «Контрагентство А. С. Суворин и К» было крупнейшим издательством в России в последнее десятилетие перед революцией. Алексей Сергеевич Суворин (1834 – 1912) – талантливый журналист и издатель, владелец весьма влиятельной газеты «Новое время» и журнала «Исторический вестник». Из его издательства выходили знаменитые на весь мир «Суворинские» календари, огромными тиражами издавались дешевые серии классиков. Значение для России «Контрагентства А. С. Суворина и К» переоценить трудно. Пользуясь связями, он получил монопольное право продажи своих изданий на всех железнодорожных станциях России. Буквально на каждой станции стояли киоски Суворина, в которых наряду с другими изданиями продавались и виды местных станций, городов и селений.
Многие выпуски открыток, особенно ранние, печатались и выходили не одновременно, а партиями по нескольку штук. Это видно из того, что разновидности встречаются среди открыток одного и того же выпуска. Например, в третьем выпуске открыток А. И. Кобелева 1904 года (самая ранняя дата на открытках этого выпуска – 01.01.1905 г.), на трёх из них шрифт на адресной стороне открыток мельче, чем на остальных открытках данного выпуска; а в пятом выпуске Кобелева 1908 года выходные данные издателя на семи открытках напечатаны в одну строку, на остальных – в две и т.д. Такова краткая характеристика выпусков вышневолоцких открыток.
Старые открытки – это окно в прошлое. Только на них можно видеть, каким был наш город в первозданном виде во времена «проклятого царизма». Как из отдельных цветных камешков складывается мозаика, так и из старых открыток оживает перед нами облик Вышнего Волочка начала века: чинно шествуют нарядные горожанки, озорно и внимательно смотрят прямо на нас глаза мальчишек, о вечном напоминает величавая красота храмов и каналов.

     
Вид на мясокомбинат (бывшая скотобойня Ясеновского) и Казанский монастырь. С открытки 1904 года.
 
Училище кондукторов Путей Сообщения и гостиница Г.П. Жолтикова. Открытка 1912 года.
 
Самуйловское училище (Ныне школа №17).
Открытка 1907 года.
 

Откроем «Календарь Суворина» 1902 года издания и на странице 140 этого самого массового статистического сборника России прочтем: «Вышний Волочек Тверской губернии – 16722 жителя». Уездный город – второй по величине в губернии. (В Твери в то время проживали 53477, а в Торжке – 12743 человека.) Как видим, число жителей в городе за прошедшие 100 лет увеличилось в три раза, но нужно отметить, что и площадь города выросла более чем в десять раз. (Площадь города в 1902 году составляла ~ 4 кв. км, а в 2000-м – 54 кв. км. Число жителей в 2000 г. ~ 60 ООО чел. – Е. С.) Нет уже на современных картах многих бывших пригородов – одни из них раньше, другие позже влились в город. Село Заворово и д. Грабиловка – в настоящее время часть микрорайона хлопчатобумажного комбината. В районе улицы Баумана в 1902 году находилась деревня Захарово. Нет деревень Долгая, Кунино, Горка и Борозда – вместо них много лет была улица Калинина, которая совсем недавно стала Ямской. А улица Ямская свое название получила от Ямской слободы (сегодня это район от Цнинского моста до поворота «Авангарда»). В бывшем «Жуковом углу» (район улиц Пролетарских) было всего три улицы. В районе «Дубителя» была деревня Новое Федово. Цнинская набережная со ста метров выросла почти до трех километров, вобрав в себя и местечко Зуевку. Бывшая «Солдатская слобода» (район «Паркоммуны» и стеклозавода им. 9-го Января) по площади теперь может сравниться со всем Вышним Волочком образца 1902 года. В нее вошли и две деревни – Новое и Старое Шишково.

Пароход "Чайка" подходит к пристани у
первого шлюза. Открытка 1913 года.

Открытки, как беспристрастный исторический документ, сохранили для нас многое из безвозвратно утраченного. Давным-давно нет пароходика под названием «Чайка», курсировавшего по рекам и каналам города в том далёком 1902 году. Нет уже и 1-го шлюза, а точнее деревянного заводского бейшлота, который был засыпан во время последней реконструкции водохранилища в 1943-1947 годах. На следующей открытке мы видим, как выглядел 100 лет назад мясокомбинат, в то время скотобойня А. И. Ясеновского. А так выглядело училище кондукторов путей сообщения, когда в нём учился Вячеслав Шишков, будущий знаменитый писатель, автор известнейших «Угрюм-реки» и «Емельяна Пугачёва». Открытка с видом Самуйловского училища долгое время была «глухой» – никто не мог дать ответ на вопрос: что это за училище? Разгадку удалось найти только в сборнике «Статистические данные об учащих и учащихся ведомства Министерства Народного Просвещения» по Тверской области за 1902 год. Оказалось, что Самуйловское училище – это частное городское училище. Год основания – 1889. Число учащихся – 50 человек. Заведовал училищем в 1902 году Николай Алексеевич Кобаров. В училище было 3 отделения: младшее, среднее и старшее. Учебный год начинался 17 августа и заканчивался 11 мая. Жалованье учительницы А. А. Вороновой, работавшей в училище со дня основания, составляло 360 руб. в год. Благодаря открытке оказалась прочитанной и сохраненной для потомков еще одна интересная страничка истории города. Интересно, что внешний вид здания за прошедшие 100 лет практически не изменился. Остаётся добавить, что теперь в этом доме размещается спецшкола № 17.

Многое, очень многое поменялось в облике города с 1902 года. В общем-то, вполне нормальный и естественный процесс. Но если, уничтожая старое, забывают об элементарном здравом смысле, если ради сиюминутной политической выгоды разрушаются самые святые реликвии, если уничтожается сама память народа, к этому можно подобрать только одно слово – варварство. В нашем городе, как и во всех сёлах и городах бывшей Российской империи, были разрушены практически все храмы. До 1917 года на территории Вышневолоцкого района было 96 часовен, 36 действующих церквей, мужской Николо-Столпенский монастырь, мужская пустынь и женская Параскево-Пятницкая, что на Бору, община. Кроме того, в самом городе работало 6 церквей и Казанский женский монастырь, в котором было 4 церкви и несколько часовен. То есть до революции на современной территории Вышнего Волочка и района находилось и действовало около 150 храмов. А теперь вторая цифра: в 1970 году на весь район и город был 1 (один) действующий храм – городской Богоявленский собор. Остальные были варварски разрушены, взорваны или сожжены, и, надо думать, в основном «по просьбе трудящихся». Или «в лучшем случае» приспособлены под пивбары, зернохранилища, склады нефтепродуктов, конторы и прочие разнообразные потребности советской власти. И по логике коммунистов единственным местом расположения этих объектов могли быть только поруганные храмы.

Поруганные храмы

Преображенская церковь на Пятницком кладбище.
Фото 1909 года.

Церковь Св. Троицы
(около ЗАО "Аэлита").
Открытка 1902 года.
   
Церковь Петра и Павла (горсад). Открытка 1909 года.
 
Колокольня Александра Невского и Казанский летний собор.
Открытка 1906 года.
 

От Преображенской церкви на старом Пятницком кладбище, построенной еще при «матушке Екатерине» в 1783 году на средства жителей города, остался только остов. Троицкая церковь (за Старо-Тверецким каналом, напротив бывшей бани № 1), возведенная на деньги почетного гражданина города М. Ф. Ванчакова, «сгорела» дотла в лихие 30-е годы. Церковь Петра и Павла (стоявшая в горсаду, на месте летнего кинотеатра), выстроенная в 1813 году по указу императора Павла I, взорвана в те же тридцатые.

Что Наделали?! Люди!
(Взорванный Казанский летний собор.)
Фото 1935 года.

Только на старых открытках мы можем сегодня увидеть Казанский летний собор. Уму непостижимо, у кого поднялась рука на этакую красоту? В этом соборе двести с лишним лет назад новгородский генерал-губернатор граф Яков Ефимович Сиверс читал указ о присвоении Вышнему Волочку статуса города. В 1935 году, и тоже, вероятно, «по просьбе трудящихся», собор был взорван, а на его месте «воздвигнута» несуразная трехэтажная коробка, из которой почти 50 лет коммунистические лидеры руководили «строительством светлого будущего» в нашем городе. А почти на месте еще раньше уничтоженной часовни, носившей имя национального героя святого благоверного князя Александра Невского, был поставлен памятник новому «божеству» большевиков – Ульянову-Ленину. Уничтожали духовность, уничтожали красоту, уничтожали народную память. Видно, для наших «всенародных и любимых» вождей все эти понятия были несовместимыми со «светлым коммунистическим завтра».

Но, слава Богу, историческая справедливость все-таки существует. Историческим улицам города постановлением Вышневолоцкой городской Думы возвращены их исконные имена. И мы снова назначаем свидания на углу Казанского и Сиверса, делаем покупки на Екатерининской, гуляем с внуками по Ванчаковой линии.

Подворье Николо-Столбенского
моностыря. С открытки 1912 года.

И чем больше вглядываешься в Вышний Волочек 1900 года, тем отчетливее видишь главное отличие его от Вышнего Волочка 2000-го. Оно – в ощущении ухоженности, любовном отношении жителей к своему городу. Нет, не готовили к фотографированию улицы, дома, каналы и дамбы. Если присмотреться, можно увидеть, что кое-где нужен ремонт. Но это вызывает скорее чувство уважения, как аккуратная штопка на одежде опрятного, но небогатого человека.

За последние годы наш город стал заметно чище и опрятнее. Особенно изменился в лучшую сторону центр города. Старинные купеческие дома словно помолодели. Многим из них сделан косметический ремонт, некоторым – капитальный. Восстанавливаются Казанский монастырь, Успенская церковь, Александро-Невская церковь на бывшем городском подворье Николо-Столпенского мужского монастыря (при советской власти в бывшей церкви располагался пивбар).

Пивной бар в бывшей Александро-Невской церкви на бывшем подворье Николо-Столпенского монастыря. Открытка 1973 года.
Восстановленный храм
(бывший пивбар).
Фото 2001 года.
Разрушенная церковь
на кладбище Градолюбля.
Фото 2001 года.

Но сколько еще предстоит сделать? Пока еще в руинах Вторые торговые ряды. Продолжает разрушаться бесхозный дом М. И. Сердюкова. Мерзость запустения на кладбище Градолюбля, где покоятся останки Михаила Ивановича и его сына. Нет ни одного памятного знака на местах уничтоженных храмов, памятников и прочих знаменательных мест города. В том виде, в каком они находятся сейчас, эти памятники не попадают на современные открытки, но остаются на многочисленных любительских.

Ох, как бы хотелось, чтобы наши потомки, сравнивая Вышний Волочек 2102 года и нынешний, не поминали нас непотребными словами.

Литература:

1. Н.С. Тагрин. Мир в открытке. М., 1978.
2. М. Чапкина. Художественная открытка (К столетию открытки в России). - М.: «Галарт», 1993.
3. Э. Б. Файнштейн. В мире открытки. - М, 1976.
4. Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. Том 24а. Статья «Почтовые знаки». С. 821.
5. Календарь Суворина на 1902 год. С.140.
6. «Статистические данные об учащих и учащихся ведомства Министерства Народного Просвещения» по Тверской области за 1902 год. - С. 50-51.