Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Художник рисует... деньги
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №4, стр. 73-82
 
Е. И. Ступкин
   
Предприниматель. До 1992 года работал: в 1967-1979 гг. в лесной промышленности, а в 1979-1992 – спортивным руководителем в В. Волочке. Коллекционер с 1970 г. Как краевед и коллекционер, собирает, изучает и публикует материалы, связанные с историей Вышневолоцкого края.

Художник рисует... деньги

Сергей Васильевич Чехонин – наш земляк. Родился в д. Лыкошино близ железнодорожной станции Валдайка (ныне станция Лыкошино Бологовского района Тверской области).

С.В. Чехонин.

Человек многогранного таланта и трагической судьбы. Точнее, не трагической, а до жути обыденной и для него, и для многих и многих, по чьей жизни прокатилось колесо Великого перелома.
С восторгом встретив революцию, он как и все мыслящие люди, скоро понял, что его любимая родина получила вместо просвещённой монархии – диктатуру. Диктатуру бесчеловечную до бессмысленности – вместо Романовых к власти пришли Шариковы. В 1928 году художник уехал за границу и на долгие десятилетия даже упоминание имени стало на его родине преступлением. Умер Сергей Васильевич на чужбине в 1936 году.И ни одной строчки, ни в одном печатном издании огромного Союза о Художнике, который в течение 10 лет всей силой своего таланта укреплял и на весь мир славил этот Союз. Ни строчки об известном во всём мире Сергее Чехонине, как об одном из столпов российской книжной графики, как родоначальнике советского агитационного фарфора, как о русском человеке, возродившем знаменитую на весь мир Ростовскую финифть. Ни строчки о виднейшем сотруднике Отдела Изобразительных Искусств при Наркомпросе, о художнике, которому было разрешено рисовать самого вождя мирового "пролетариата". (В 1920 году первыми художниками, рисовавшими Ленина, были Чехонин, Альтман и Анненков, ведущие фигуры в искусстве "Серебряного века", к тому же модные и известные в Европе.)
Масштабы Чехонина, его значение для России и всего мира еще предстоит осознать, и цель данной работы – добавить несколько малоизвестных штрихов к разностороннему творчеству Художника.
Первая мировая война 1914–1918 г.г. серьёзно ослабила экономику царской России. До 1914 г. российский рубль был в элите мировых валют. его значение было сравнимо с сегодняшним положением американского доллара. Но гигантские военные расходы подкосили рубль, и к февралю 1917 года его покупательная способность упала до 27 копеек. (Если сравнить с нашим временем, то говоря по-модному – "инфляция" российского рубля составляла около 10 % в месяц, то есть намного медленнее, чём в нашу "мирную перестройку"). А октябрьский переворот 1917 года, именуемый коммунистами "Великой Октябрьской Социалистической Революцией", разрушил финансово-денежную систему царской России до основания. Началась гиперинфляция, когда ежедневное обесценивание рубля превысило 10% (сравните те же 10 % в месяц до февраля 1917 г.)
Инфляция породила по всей стране сильнейший финансовый голод. Отсутствие разменных денег, особенно мелких номиналов, практически парализовало рынок. Многие базары вернулись в каменный век – на них стала преобладать меновая торговля. В такой обстановке центральная власть вынуждена была разрешить выпуск на местах "своих денег". 25 февраля 1918 года Государственный банк санкционировал проект о выпуске чеков Архангельскому отделению Государственного банка и отпустил средства на их изготовление.
Архангельск был не первым городом, выпускавшим свои деньги. Местное деньготворчество в 1918 - 1924 годах было массовым. К слову сказать, разрешение на выпуск денежных знаков многие местные власти не ждали, да и не считали нужным даже спрашивать это разрешение: более 90% местных выпусков денег выпускались без всяких санкций со стороны верховной власти. Да и какое разрешение, если деньги и есть власть! Выпустил деньги – значит, ты – и власть, и закон. И кто только не выпускал в то время "деньги" на необъятных просторах бывшей Российской империи?! Даже сёла объявлялись республиками ( Висунская "республика" на Украине), и, естественно, выпускали свои "деньги". Я уж не говорю об атаманах всяческих мастей и калибров: здесь и красный партизан Тряпицин, не признававший, кстати, Советскую власть (Дальний Восток), и белый генерал Шкуро (Северный Кавказ), монархист Вермонт (Прибалтика), бывший прапорщик Царской армии, превратившийся в одночасье в главнокомандующего Северной Армией генерала Авалова-Бермонта, и не признававший ни белых, ни красных "зеленый" атаман Хмара (Украина). В одной только "Одессе-маме" более 50 эмитентов выпускало свою собственную "валюту". Но кустарное и весьма поспешное производство таких "денег" очень часто порождало лишь полное недоверие к этим денежным знакам, так аляповат и невнушителен был их внешний вид.
Архангельск учёл этот негативный опыт. Печатание чеков было поручено Петроградской типографии "Голике и Вильберг", а эскизы денег известнейшему графику и художнику С. В. Чехонину.

"Моржовка" 25 рублей.(Лицевая сторона.
Размер 104*164).

В то время Сергей Васильевич – член Художественной коллегии отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. Художник работает в невероятном темпе: плакаты, лозунги, фарфор, первые образцы советских гербов, печатей, марок, многоликая книжная и особенно журнальная графика, оформление массовых празднеств.

5 рублей. (Лицевая сторона.
Размер 84*141).
3 рубля. (Оборотная сторона
Размер 84*141).

Все архангельские чеки выполнены в едином стиле. Цвет чеков – традиционный для российских денежных знаков: 3 руб. – зелёная, 5 руб. – синяя, 10 руб. – красная и 25 руб. – серо-синяя. Отпечатаны чеки на плотной белой бумаге без водяных знаков. Лицевую сторону всех чеков украшает ажурный растительный орнамент с античными атрибутами: шлемом и лекторскими пучками, выполненный в "Чехонинской", легко узнаваемой манере. На купюре в 25 руб. изображены белый медведь и морж среди льдин и торосов, за что все чеки этого выпуска и получили в народе название "моржовки". Цифры номинала выполнены каллиграфически изощрённо, в том же легко узнаваемом "Чехонинском" стиле.
Оборотная сторона у всех бон одинаковая: рамка с изображением цифр номинала и богато декорированная виньетка с гербом города Архангельска.
Чеки поступили в обращение 7 мая 1918 года. Новые деньги были хорошо приняты населением и ходили наравне с "царскими" и деньгами Временного правительства. Немало способствовал этому и вызывавший доверие внешний вид новых денежных знаков. В обращении "моржовки" находились до августа месяца, когда (2 августа 1918 года) Архангельск был занят англичанами. И уже на следующий день, 3 августа, было образовано новое правительство во главе с народным социалистом Николаем Васильевичем Чайковским.
Мастерство художника принесло "моржовкам" известность далеко за пределами Архангельской губернии. А отсутствие в оформлении чеков большевистских лозунгов и символов привело к тому, что "чехонинские моржовки" с успехом использовало и новое правительство Чайковского, которое находилось у власти в губернии до февраля 1920 г.
Об известности художника говорит и тот факт, что в первом каталоге российских бумажных денежных знаков, выпущенных при Советской власти (1924 год, под редакцией Ф.Г.Чучина), единственным выпуском, для которого был назван автор рисунка денежных знаков, были чеки Архангельского отделения Государственного банка:" 3,5 и 10руб. в стиле ампир, а 25 руб. - с рисунком белого медведя и моржа работы худ. Чехонина. В народе эти деньги назывались "моржовками". Таким образом, талант художника принес ощутимую пользу в налаживании денежного обращения Архангельского края, а "моржовки" помогли рассказать об одном из разносторонних дарований нашего земляка Сергея Васильевича Чехонина.

Но Архангельские чеки не первый опыт С. Чехонина в создании рисунка денежных знаков. Известны еще два случая, когда художник рисовал деньги. Первый раз это было еще в 1913 году, когда министерство финансов России планировало ввести в обращение денежные знаки с новым рисунком. Осуществлению этого проекта помешала первая мировая война. Одним из авторов проектов новых пятирублёвок был и С.Чехонин. Единственная, известная на сегодня автору информация об этом проекте, взята из переписки крупнейшего коллекционера и знатока вышедших из обращения денежных знаков России Я.Л. Шрайбера. Поэтому привожу весь абзац полностью:
Из переписки ЯЛ.Шрайбера с коллекционерами. И.Г. Пипар (г. Горький. 1964 г.)
г) Не выпущенные, царские пятирублевые кредитные билеты. Рисунки выполнены на Ватмане синим карандашом, размером 150 х 95 мм 140x85 мм. На обном из рисунков изображена лицевая сторона билета (с орлом). На двух других – разные варианты стороны с надписью "государственный кредитный билет пять рублей". Ни на одном из рисунков не обозначена дата, но на полях одного из них черным карандашом написано – "1913". На обороте этого рисунка имеется карандашная надпись. Хотя она хорошо сохранилась, но почерк плохо разбирается. Прочел лишь следующее: "Не принято, как проект. Надписи расположены не в установленной последовательности. Современный орел должен быть..." дальше неразборчиво написано несколько слов.
Примечание: ныне эти рисунки-проекты находятся в коллекции Я. Л. Шрайбера. Можно предполагать, что они – оригиналы работы художника С. Чехонина.
Второй известный, правда, только коллекционерам, выпуск денежных знаков, которые рисовал С.Чехонин, был в сентябре 1917 года. В каталоге Н. Кардакова (Берлин. 1953 год. стр. 16) об этом выпуске сказано:
"Союз Российских Акционерных коммерческих банков.
Консорциум 30-ти петроградских и московских банков. Предполагаемая эмиссия. Заготовленные в 1917 году знаки почти все уничтожены".
И здесь творческая манера, неповторимый "Чехонинский" почерк узнаётся сразу.

Бланк 100 рублей. (Лицевая сторона.
Размер 109*167. Из коллекции автора).
Бланк 25 рублей. (Оборотная сторона.
Размер 109*167. Из коллекции автора).

Выпуск состоял из четырёх номиналов: 25, 50, 100 и 500 руб. Все знаки очень редки, а 100 и 500 руб. известны всего в нескольких экземплярах. Целью выпуска было укрепление российского рубля, сильно пострадавшего от войны и революции, но осуществить задуманное до конца не удалось – помешал октябрьский переворот.

...открытки

На протяжении значительного времени имя С. В. Чехонина было связано с издательской деятельностью Общины святой Евгении РОКК (Российское Общество Красного Креста). Общество было благотворительной организацией, главной целью которой являлось оказание помощи раненым и больным на войне. В системе РОКК в 1882 году был создан "Санкт-Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста". В 1893 году общежитию сестер СПб. Комитета было присвоено наименование "Община св. Евгении". Имя святой было выбрано в честь попечительницы СПб. Комитета принцессы Евгении Максимиллиановны Ольденбургской.
15 марта 1896 г. РОКК предложило местным организациям для привлечения дополнительных средств издавать благотворительные (то есть более дорогие, чем обычно) конверты со знаком Красного Креста. Председательница СПб. Комитета Е. Ф. Джунковская поручила выпуск таких конвертов делопроизводителю И. М. Степанову. Первый выпуск конвертов, приуроченных к Пасхе 1896 года, оправдал себя и был продолжен далее. В начале 1898 г. И. М. Степанову пришла мысль об издании художественных открытых писем, и он обратился к известному писателю и художнику Н. Н. Каразину, который и выполнил четыре акварели. С этих акварелей были отпечатаны открытки, и в апреле 1898 г. они поступили в продажу. Эти открытки и стали первыми художественными открытыми письмами в России. И именно с этих открыток началась издательская деятельность общины св. Евгении, принесшая ей поистине мировую известность.
Все открытки Евгенинской общины имеют издательскую марку, которая помешалась на адресной стороне открытки. С конца 1914 года издательство перешло на известную филокартистам издательскую марку С. В. Чехонина.

Адресная сторона "Евгенинской" открытки.

С. Чехониным была разработана целиком вся адресная сторона открытки. Применение новой марки, по всей вероятности, было вызвано изменением вкусов публики и все большим переходом их от модерна к неоклассицизму. Издательская марка представляла собой прямоугольник с красным крестом в центре, окруженным орнаментом и надписью: "В пользу Общины" в верхней части и "св. Евгении" – в нижней. Типичные инициалы автора "С" и "Ч" были помещены у завитков орнамента под подписью: "Почтовая карточка. Carte postale". Оформления адресной стороны открыток сохранились вплоть до Октябрьской революции.
Цели и деятельность издательства были положительно оценены новой властью и издательству было разрешено продолжить работу. В декабре 1917 г. по новым революционным правилам издательство зарегистрировалось в Комиссариате народного просвещения под названием: "Комиссия художественных изданий Общины св. Евгении". Но. затем, в начале 1920 года, РОКК был ликвидирован, и издательство Обшины св. Евгении перешло в ведение Российской академии истории материальной культуры . получив название "Комитет популяризации художественных изданий", сокращённо КПХИ. Председателем Комитета остался И. М. Степанов Но выпуск открыток новой революционной власти оказался не по силам. Если в 1917 г. была выпущена 151 открытка, то в 1918 г. уже всего 17. А всего за время своего существования с 1898 по 1918 год Общиной св. Евгении было выпущено около 6700 номеров художественных открыток. Последние четыре художественные открытки были выпущены КПХИ в 1921 г

Открытки издательства КПХИ 1921 г.
(Портрет А.М. Горького работы С. Чехонина).

Выпущенные в 1921 году открытки – автолитографии Б. М. Кустодиева и С. В. Чехонина. На открытке, работы Чехонина – портрет A.M. Горького. Открытка с портретом А. М. Горького работы Чехонина выпускалась и в более позднее время – в конце 20-х годов, вероятнее всего еще до отъезда Сергея Васильевича за границу. (Точное время выхода открытки сказать трудно, так как на ней нет года выпуска). Этот факт говорит о том, что портрет был весьма удачным. Ведь Алексей Максимович был не только известным на весь мир пролетарским писателем, но и своеобразным символом новой власти. А рисовать "новых богов" позволялось далеко не всем.

 

 

 

 

 

...марки, гербы, печати.

После революции всем искусством "ведал" Комиссариат Народного Просвещения, во главе которого находился А. В. Луначарский. "...Коммисариат Народного Просвещения организовал два Отдела: Отдел Изобразительных Искусств и Отдел Музеев и Охраны Старины... При Отделе Изобразительных Искусств была организована Художественная Коллегия, которая состояла с самого начала из следующих лиц: из председателя коллегии и заведующего отделом – Штеренберга, членов коллегии – художников Альтмана, Ваулина, Карёва. Матвеева, Лунина, ЧЕХОНИНА и Ятманова.

Проект печати Совнаркома.
Проект народного герба.

Весной 1918 г. отдел провёл несколько конкурсов на составление проектов государственного

Проекты почтовых марок.

флага, гербовой печати, денежных знаков и почтовых марок. И вполне естественно, что Сергей Васильевич принимал участие в этих конкурсах. В первом, вышедшем после революции, номере журнала "Изобразительное искусство" приводятся проекты печати Совнаркома, народного герба и почтовых марок работы С. Чехонина. Сравнивая проект печати Совнаркома с первым гербом Советской России, нельзя не заметить явного сходства.
Приведённые на рисунках проекты марок не были утверждены из-за слабого отражения на них коммунистических идей. Какова судьба других проектов, пока неизвестно.
Многое еще предстоит открыть заново из многообразного наследия С. В. Чехонина, многое, вероятно, утеряно безвозвратно, и наш краеведческий долг сохранить для потомков имя этого незаурядного мастера.

 

Литература

1. О. Парамонов. "Моржовки" - чеки Архангельского отделения Государственного банка. //Журнал "Нумизматика. Фалеристика." - 1998.
2. Р. Николаев. Деньги белой гвардии. - СПб., 1993.
3. А. Мельникова. Твёрдые деньги. - М., 1973.
4. П. Ф. Рябченко. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России, СССР, стран СНГ 1769-1994 гг. - Киев., 1995.
5. Российские бумажные денежные знаки: Указатель /Под ред. Ф.Г.Чу-чина. - М., 1924 г.
6. Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769-1950 гг. Н. Кардаков. - Берлин., 1953 г.
7. В. Поздняков. Открытые письма Общины св. Евгении и Комитета популяризации художественных изданий. //Советский Коллекционер -1990.-№ 31-32. -М.
8. Э. Файнштейн. Первые русские художественные открытки.//СК. -1965.-№3.-М.
9. М. Забочень. Сто лет русской почтовой карточке. //СК. 1972. -№ 10.-М.
10. В. Карлинский. Почтовые марки РСФСР 1917-1921 гг.//СК. -1966. -№4.-М.
11. Журнал "Изобразительное искусство" 1919 г. № 1.
12. В. Сычёв. Меж двух столиц. - Русская провинция. - 1998.