Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №4, стр. 3-12
 
Б.С. Соколов
   
Академик Российской Академии наук, Президент Палеонтологического общества, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Родился в В. Волочке. Детство провёл в д. Березки Вышневолоцкого района, куда приезжает каждое лето на отдых.

"Россия живет провинцией и, бесспорно, ею будет возраждаться."

Е.Ю. Сидоров, экс-министр культуры России.


"...нашим истории и культуре надо возвращать забытые имена и результаты деятельности ученых-краеведов.

В. Соболев. Для будущего России. СПБ,"Наука", 1991, с.131.

Краеведение у истоков
российской культуры

(Кое-что из размышлений геолога о своей малой родине)

Поставил в скобках эти два слова – малая родина – и задумался: а почему, собственно, малая? Разве не она почти у всех нас является самой главной родиной, поскольку, именно она вселяется в нашу душу с самого детства и, как правило, только через ее образы мы уже потом воспринимаем большую Родину – как Отечество, или еще более отвлеченно – как страну, в которой родился. К последней можно испытывать разные чувства: гордости, благодарности, преданности, а в иных случаях – жалости и даже горечи, но самое интимное чувство родины идет от детства, а это, по-моему, и есть подлинное чувство родины, свободное от груза противоречивых наслоений прожитых лет. Эти и подобные мысли я пронес через всю свою долгую жизнь и сейчас, оказавшись на ее склоне, испытываю к своему краю ту же любовь, что и в детстве, но окрашенную совершенно новым интересом к его прошлому, которое хотя бы отчасти было и моим настоящим. А свидетели отдаленного прошлого тогда еще были живы и находились рядом. Но увы! – зрелость ума пришла позднее, почти все свое время тогда я посвящал природе и книгам, а не любознательным беседам. Однако оказалось, что все же многое из увиденного, услышанного и прочитанного молодая память цепко хранит до сих пор и это теперь явилось очень важной связкой в моем общении с профессиональными краеведами и близкими к ним журналистами, исследователями истории и культуры моего родного Вышневолоцкого края. Сейчас глубже, чем прежде, я начинаю представлять исключительную роль краеведения в восприятии и понимании нашей сложной истории и то место, которое краеведение должно было бы занять в общегосударственной программе просвещения и формирования национальной культуры. Конечно, это – задача общая и цель – общечеловеческая, но для России, пережившей разрушительный для ее культуры и нравственности XX век, проблема давно приобрела совершенно особое значение. Слишком много памятников истории и культуры было уничтожено или предано забвению, слишком много страниц нашей исторической летописи было перечеркнуто и слишком многое из векового народного сознания вытравлено, как ненужное для достижения призрачного идеала "нового мира". Революции и войны никогда не совершались с благородной целью прорыва к высотам культуры, агрессивные идеологии и стремление к власти по определению лишены положительного заряда. А для России это обернулось трагедией. Неисчислимы утраты в области нашей материальной культуры, но они еще более велики в духовной сфере. Изменился сам ландшафт страны с исчезновением храмов, монастырей, бесчисленных поместий, замечательных усадебно-парковых ансамблей, так характерно вписывавшихся в пейзаж провинциальной России, Невозможно объяснить, почему вандализм оказался в таком непременном переплетении с идеей построения нового мира, впрочем, так и не построенного, поскольку было разрушено самое главное – духовный фундамент нации, формировавшийся веками.
Новое время, кажется, постепенно возвращает нам утраченные ценности культуры и духовности, возвращает вычеркнутые имена творцов этих ценностей. Но многое пока возвращается как бы нехотя: запреты сняты, а возможности возрождения ограничены отсутствием материальных средств, вольным или невольным беспамятством, а пуще всего – равнодушием на всех властных уровнях. Более ощутимы пока проявления исторической памяти и возрождения некоторых памятников материальной культуры в наших двух столицах, но в этом кроется немало и амбициозной конъюнктурно, нередко с приемами технически диковатого новостроя. Между тем, бескрайние просторы российской провинции остаются, в основном, нетронутой целиной (а можно сказать и кладбищем) памяти, хотя именно в российской провинции находятся истоки национальной культуры. Однажды я уже имел случай говорить об этом в Вышнем Волочке (май 1996 г.) на конференции, посвященной 525-летию этого замечательного города, который с полным основанием можно считать архетипом малого города древней новгородско-тверской провинции, столетиями влиявшей на развитие культуры, науки и искусства в самих столицах. Эту же мысль выражает и эпиграф к очерку. Он взят из строк приветствия Е.Ю.Сидорова, направленного в том же году юбилейному съезду Союза малых городов Российской Федерации: "В небольших городах, городских поселках, деревнях ныне более чем где-либо сосредоточились те исконные национальные ценности, которыми так богата наша страна. Именно здесь корни нашей российской культуры. Россия живет провинцией и, бесспорно, ею будет возрождаться". В материалах упомянутого съезда я не нашел чего-либо прямо касающегося краеведения, но совершенно очевидно, что актуальные проблемы Союза малых городов России своим обязательным компонентом должны включать историческое краеведение, как его понимает наш выдающийся археограф и краелюб акад. С.О. Шмидт. Это самый фундаментальный источник сведений о путях исторического развития провинции и роли выдающихся личностей российской культуры, науки, техники, образования, различных видов предпринимательства, связанных с теми или иными краями своим происхождением, воспитанием или деятельностью. Историческая, нравственная и практическая роль краеведения во всех этих направлениях огромна, и она, безусловно, должна иметь прочную федеральную, региональную и местную поддержку, оказываемую местным краеведческим музеям, как опорным структурам опознании края и как центрам средоточия всего исторического наследия. Краеведческий музей с его экспонируемыми и хранимыми документальными фондами, опекаемыми и исследуемыми объектами культурно-исторического значения – это лицо города и края и, одновременно, свидетельство уровня культуры региональной и местной администрации.
Я не являюсь профессиональным краеведом, но, как исследователю, работающему в области наук о Земле и жизни, мне достаточно близка деятельность в краеведческой сфере и мне посчастливилось знакомиться со многими музеями этого типа как в своей стране, так и за ее пределами. С этим знакомством уже давно пришло понимание исключительной ценности таких музеев, поскольку только они дают целостное представление не только о природе и истории той или иной страны или края, но и о людях, которые на протяжении веков были исследователями этой природы и творцами самой истории во всех ее гуманитарных, естественноисторических и хозяйственных направлениях. Этот профиль присущ и Вышневолоцкому краеведческому музею, близко знакомому мне со студенческих лет. Недопустимо затянувшийся капитальный ремонт его большого здания привел сейчас к свертыванию в высшей степени поучительных экспозиций, но продолжается прямо-таки подвижническая деятельность музейных работников, краеведов, объединяющих широкие круги интеллигенции Вышневолоцкого края, совместно с которой организуются важные культурные и просветительские мероприятия. Одним из них была уже упомянутая конференция "Вышний Волочек в исследованиях ученых России", бесспорно подтвердившая своим высоким уровнем нашу веру в провинцию России.
Отдавая должное исключительной важности комплексного краеведения, я полагаю, что его альфой и омегой остаются люди, выдающиеся личности, теми или иными нитями связанные с краем, оставившими исторический след в его развитии или далеко вышедшими в своей деятельности за его пределы и ставшими, таким образом, уже своей биографией навсегда причастными к истории края. Перед моими глазами лежит недавно вышедший в свет энциклопедический том "Тверская область". Я вижу в нем порядочно недостатков (в частности, известную политизированность, чего в энциклопедии не может быть в принципе) и существенные пробелы и, вместе с тем, во всех его разделах едва ли не самыми привлекательными являются сведения о людях и их деятельности. Истории не может быть без истории личностей. История любых проектов, начинаний, любых идей – есть история людей. И в этом смысле, история выдающихся личностей, тем или иным образом связанных с краем – рождением, образованием, деятельностью - это такое же историческое краеведение, как и все другие аспекты познания прошлого края, приведшие к его современному состоянию (можно сказать и самосознанию – "кто есть мы?") и прогнозируемому будущему. Такое краеведение можно было бы назвать биографическим или лучше фамильным краеведением, как важнейшей части краеведения исторического. Ведь навсегда же, например, Бежецк стал фактом биографии АА. Ахматовой, а село Клепенино Ржевского уезда – фактом биографии выдающегося геолога-академика В.А. Обручева.
Следуя логике высказанных суждений, я хотел бы очень бегло (и вероятно, очень неполно) коснуться некоторых известных имен, прямо связанных на том или ином отрезке жизни с Вышним Волочком или Вышневолоцким краем, административно перемещавшимися на протяжении своей многовековой истории от новгородских земель к Тверским.
Само собой разумеется, что нет необходимости повторять здесь то, что давно попало в популярный круг краеведческой литературы, связанной с историей "древнего волока" и созданием Вышневолоцкой водной системы – ровесницы Санкт-Петербурга – под руководством предприимчивого М.И. Сердюкова. Судя по моим беседам с замечательным знатоком Новгородского средневековья археологом и историком акад. В.Л. Яниным, открывшим знаменитые берестяные грамоты, вышневолоцкие поселения существовали, по крайней мере, с конца XII века. К 1471 году на месте "верхнего волока" уже достоверно находился важнейший перевалочный центр, обеспечивающий через Мету и Тверцу водное сообщение между Балтийским и Каспийским бассейнами, но только с возникновением по указанию Петра I уникальной системы Тверецкого и Цнинского каналов на низком вышневолоцком водоразделе, Вышний Волочек и окрестные имения стали приобретать значение влиятельных культурных центров. Их роль еще более возросла с открытием Николаевской железной дороги, связавшей обе столицы России (1851 год), а сам город, расположенный на половине пути, естественно, получил навсегда импульс к развитию торговых, административных, культурных и учебных учреждений.
Мои родители поселились в Вышнем Волочке еще до первой мировой войны, а после революции, в связи с медицинской деятельностью отца, семья подолгу жила в живописнейшем озерном крае, примыкавшем к станции Академической (бывш. Заречье) в 18-20 км от Волочка, названной так в связи с открытием в 1884 г. на озере Мстино у истока р. Меты дачи для молодых художников Академии художеств – Владимиро-Мариинского приюта, ставшего впоследствии называться просто Академической дачей. Ее организатором и попечителем стал разносторонне одаренный предприниматель, откупщик и миллионер В.А. Кокорев (1817-1889), ревностный собиратель живописи, поселившийся под конец жизни у Мстинского шлюза - места, отмеченного еще* 1785 году императрицей Екатериной II вовремя ее ознакомления с судоходством по Вышневолоцкой водной системе. Дальновидный меценат Кокорев, впоследствии ставший почетным членом Академии художеств (его великолепный портрет кисти К. К. Штейнбена, еще середины XIX века, находится в Русском музее), имевший давние связи с широким кругом петербургских художников, был убежден в значительном будущем своего нового детища и оказался прав. Приют у оз. Мстино для молодых художников-академистов и их учителей стал в высшей степени ценным изобретением и, в конце концов, Академическая дача превратилась не только в жемчужину края, но и оказалась, действительно, влиятельным центром его культурного развития, привлекшим в окрестности Вышнего Волочка, находившейся поблизости Удомли и многочисленных усадеб вокруг них, выдающихся художников России. Совершенно исключительные условия работы на пленэре, среди людей, ценящих и понимающих искусство, нашли здесь И. Е. Репин (прекрасный памятник ему в 1974 г. создан О.К. и Н. И. Комовыми), А.И. Куинджи, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров, И. И. Левитан,Н. К. Рерих, Е. И. Столица, А. П. Рябушкин, А. П. Бялыницкий-Бируля, Г. М. Бобровский, А.А. Рылов, А.Е. Яковлев, И.И. Бродский и многие другие.
Новое яркое возрождение Академическая дача получила после войны, став с 1948 г. подлинным домом творчества художников . Возникли целый павильон мастерских, новый музей; многие художники просто навсегда поселились в окрестных селениях и выстроили свои дома. Продолжалась традиция руководства зрелыми художниками молодых, в чем большую роль сыграли П.Н. Крылов, А.П. Бубнов, В.М. Сидоров, СВ. Герасимов, А.В. Волков, замечательные супруги В.Ф. и А.Ф. Токаревы, братья А.П. и СЛ. Ткачевы, Ю.П. Кугач, Ю.С. Подлясский, Б.С. Угаров и, конечно, привязанные своим творчеством к Академической даче, В.Н. Бакшеев, Н.М. Ромадин,A.M. Грицай, В.Ф. Стожаров, Л.И. Бродская, И.А. Попов, Н.Е. Тимков и множество других, чьи имена невозможно перечислить.
В моем отношении к Вышневолоцкому краю, древнему мстинскому пути и Академической даче, к окружающим поселениям и усадьбам, уходящим своими истоками в XVIII век и глубже, вероятно излишне много личного и ностальгического. Но два обстоятельства возможно меня извинят и что-то объяснят: это сомкнувшийся круг детства и старости и неожиданная встреча с историей жизни и судьбами земляков, с путями деятельности которых в той или иной мере (и часто совсем косвенно) пересекся и мой жизненный путь. Впервые на Академическую дачу отец меня привел летом, вероятно 1920 или 1921 года, из с. Березки, расположенного у озер Клин и Имоложье в 7 км к западу от оз. Мстино. В Березках, входивших в состав обширного имения Боровно Волковых-Манзей, находился медицинский пункт, в сферу обслуживания которого входила и Академическая дача с селениями, расположенными по р. Мете. Березки известны по летописным источникам с 1478 года – со времени последнего похода Ивана III на Новгород, которым он тогда и овладел. Но их история, как и всего Боровенского округа, несомненно, уходит в глубокую древность неолита, судя по многочисленным археологическим раскопкам могильников и курганов у деревень Федово, Дивинец, Тубосс и многих других, городищ – по берегам озер Имоложье, Удомля, Лялинское и т.д. Квалифицированные археологические исследования начались здесь с конца XIX века и велись владельцами местных имений князьями А.А. Ширинским-Шихматовым (имение в 3-х км от Березок), П.А. и М.П. Путятиными (район Бологое) с участием археолога и художника Н.К. Рериха, а позднее – директором Вышневолоцкого краеведческого музея А.Х. Рспманом. И.В. Ислановой и другими.

Чрезвычайно живописное село Березки замечательно еще тем, что именно в нем последней владелицей имения Боровно С.Н. Волковой-Манзей (1861 -1942) были построены специальные дачи, сдававшиеся в аренду, главным образом, художникам. Среди них находилась и большая дача ректора Петербургской Академии художеств (основанной еще в 1757 году) известного скульптора акад. В.А. Беклемишева (1861-1920), опекавшего Академическую дачу и привлекавшего к себе обширное общество молодых художников. К даче, которую я смутно помню по белой стене, примыкал небольшой прекрасный парк, спускавшийся к озеру и соседствовавший с красивой старинной каменной церковью Владимирской Божией Матери с двумя приделами, сооруженной потомственным владельцем Боровно подполковником И.И. Кутузовым (1698-1765) и освященной в 1761 г. К горькому сожалению, в 1933 г. были разбиты колокола церкви, в которые в пасхальные дни начала 20-х годов я еще бегал звонить, а потом и сама церковь была взорвана. Память о ней сохранили только художники Е.И. Столица, Н.В. Розанов и И .И. Бродский.

Варварски разорено и небольшое кладбище, где покоился прах создателя храма (в одном из приделов), и где находились родовые могилы Вындомских, Волковых, Манзеев. И.И. Языкова (1726-1786) и др. Погибли могилы многих потомков шотландского рода Манзеев (Mounsey – таково оригинальное написание этой известной фамилии), вступивших в русскую службу (врачи) еще при Анне Леопольдовне и Елизавете Петровне, получивших поместья в Вышневолоцком крае породнившихся с вышневолоцкими родами Кутузовых, Волковых, Языковых. Здесь были погребения Л.М. Манзея (1740-1803) – управляющего Вышневолоцкой водной коммуникацией с 1774 г., сына дворцового хирурга Михаила Манзея; М.Л. Манзей (1787-1875) – весьма просвещенной смолянки (окончила Смольный институт в 1806 г.); Н.Л. Манзея (1784-1862) – генерал-майора, участника всех сражений с Наполеоном, в круг друзей которого входил и А.С. Пушкин; К.Н. Манзея (1821-1905) – генерал-лейтенанта и известного военного историка и многих других из уже упоминавшихся фамилий.
Роду Манзеев посвящена очень интересная серия очерков искусствоведа Русского музея Ю.Г. Епатко, превосходного знатока русского портрета XVIII-XX веков и тех двух десятков портретов, которые некогда украшали богатые интерьеры Боровенской усадьбы и которые счастливая судьба сохранила для Эрмитажа. Этим она обязана ленинградскому собирателю Г.Д. Душину и его жене Л.И. Щасной – дочери предшественника моего отца по медицинскому пункту в Березках. В блокадном Ленинграде и после войны они сохранили в вымершей городской квартире Волковых-Манзей вывезенную часть (вероятно, около 1915 года) большого родового боровенского архива и картины. К этому я могу добавить, что С.Н. Манзей была замужем за егермейстером двора М.С. Волковым (1845-1900) – сыном генерала от инфантерии и директора Горного института в С.-Петербурге (1849-1865) СИ. Волкова (1807-1879), также похороненного на кладбище в Березках. А их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей, воспитанник Петроградского университета, также скончавшийся в блокадном Ленинграде, в 20-х годах был моим учителем немецкого языка в Вышневолоцкой школе № 1 (бывшее реальное училище), которую я окончил в 1931 году. Начальные же 4 класса (1921-1925) я прошел в Березкинской школе, разместившейся в старом деревянном особняке, принадлежавшем когда-то вымершему роду дворян Вындомских (не их ли роду с 1762 г. принадлежало и Тригорское?). К этому времени имение Манзеев уже было разграблено, а вот их родовой дом в Шотландии сохранился до сих пор с XVIII века, как памятник взаимоотношений Соединенного королевства и России.

Портрет Софьи Манзей

И еще одно дополнение. Ю.Г. Епатко, как исследователя-искусствоведа, очень удивляло отсутствие в обширном собрании боровенских портретов живописного портрета последней хозяйки поместья, и такой портрет совершенно неожиданно был обнаружен в 1999 г. моей дочерью М. Б. Гниловской в альбоме, посвященном одному из наиболее блестящих собраний старой живописи в Хельсинки. Молодая Софья Манзей в 1880 г. была великолепно написана известным европейским художником А. Эдельфельтом. Она, несомненно, была яркой личностью: образцово вела обширное хозяйство имения, завела хорошую школу с превосходньми мастерскими для мальчиков и девочек, на высокий уровень поставила медицинское обслуживание и лесное хозяйство, соорудила в Березках, как теперь бы сказали, настоящий дачный городок с купальнями и яликами для художников. Среди последних преобладали профессора Академии художеств, выезжавшие к своим воспитанникам вАкадемическую дачу. Повторяющимися из года в год сезонами здесь жили со своими семьями, помимо В.А. Беклемишева и его супруги – тоже скульптора и замечательного знатока художественной вышивки Е.И. Беклемишевой (1865-1912), М.В. Нестеров, Н. К. Рерих, И.И. Бродский, работали A.M. Васнецов, Г.М. Бобровский и др. Рерих увез из Березок несколько этюдов (по-видимому, многие остались в Соединенных штатах после злополучной выставки зимой 1906 г.) и массу замыслов, еще со времени работы на Академической даче. Один из них был реализован в замечательной картине "Волокут волоком" (1915), пронизанной поэзией старины. Среди сотен других полотен, воспроизведенные с абсолютной идентичностью в современных компьютерных копиях, эта картина (в лучшем варианте) появилась в Вышнем Волочке и Удомле летом 1999 года на выставках картин Николая Рериха из музейных собраний, имеющихся в США, включая известный музей Рериха в Нью-Йорке. Эта инициатива принадлежала фонду "Ирида-прос", руководимому в Вышнем Волочке СВ. Медведевым. Н.К. Рерих многократно входил в мою жизнь: впервые в студенческие годы в Ленинграде как художник, проникнутый древней Русью и казавшимся мне тогда близким пантеизмом (подарок жены – Е.Н. Поленовой, 1938); затем, как заново открытый (70-е – 80-е годы в Новосибирске и Москве), – проникнутый космическим духом Гималаев и также ставшей мне близкой Азии; потом – знакомством, неоднократными встречами и беседами с его замечательным сыном, художником Святославом Рерихом, общими воспоминаниями о Вышневолоцком крае; моей уже многолетней связью с Международным центром Рерихов в Москве; и совсем недавно увиденной фотографией (1904 – 1905 гг.) старшего сына Николая Константиновича Юрия Рериха – еще ребенка вместе с няней в Березках, стоящих между дачей академика-скульптора Беклемишева и домом, где поселилась наша семья в 1920 году.

Литература

1. Вышний Волочек в исследованиях ученых России (материалы научно-теоретической конференции. 28 мая 1996 г.): Альманах "ВИКА". Ред. Р.И. Матюнин. - Вышний Волочек, 1997. - № 1.-е. 80.
2. Сидоров Е.Ю. Поздравление Министерства культуры России.// Малые города, 1996. -№ 11-12.-с. 10.
3. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. - Тверь, 1992.-с. 86.
4. Тверская область. Энциклопедический справочник. - Тверь, Тверская обл. Книжно - журн. изд-во, 1994. - с. 328.
5. Петров И.В. (Сост.) Город на древнем волоке. /- М.: "Московский рабочий", 1967.-е. 303.
6. Истомина Э.Г. Вышневолоцкая водная система. //Альманах "ВИКА". Вышний Волочек, 1997. - № 1. - с. 30-40.
7. Кокорев Василий Александрович. //Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз и Ефрон т.XV. - СПб., - с. 628.
8. Романычева И. Академическая дача. - Л.: Изд. "Художник РСФСР", 1975.-е. 156, илл.
9. Сидоров В.М. Край вдохновения. К 100-летию Дома творчества художников "Академическая дача" имени И.Е.Репина. Л. Изд. "Художник РСФСР". 1986.-е. 232,илл.
10. Исланова И.В. Археологические древности Вышневолоцкого края. //Альманах "ВИКА". - Вышний Волочек, 1997. - № 1, - с. 13-29.
11. Соловьева Ф.Б. Из истории села Березки. //Альманах "ВИКА". -Вышний Волочек, 1999. - № 3. - с. 14-20.
12. Епатко Ю.Г. Древний род, происходящий из Шотландии. Серия очерков. "Вышневолоцкая правда" (газета). 1989. № 164- № 182.
13. Епатко Ю.Г. Художники на Академической даче и в имении Волковых-Манзей в Березках. //Альманах "ВИКА". - Вышний Волочек, 1999.-№ 3.-е. 3-13, илл.
14.Мельников Вл.Л. Н.К.Рерих и Вышневолоцкий край.//Альманах "ВИКА". - Вышний Волочек, 1999. -№ 3. -с.21-43.
15. Эрнст Сергей. Н.К.Рерих. - Петроград: Издание Общины Св.Евгении,1918. - 128 с, 7 красочных и 68 однотонных воспроизведений картин.
16. Н.К. Рерих и Вышневолоцкий край. - Дельфис: Держава Рерихов, 1998.-№ 3.-е. 42. фотогр.