Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №8, стр. 71-82

 

Лобашев Вадим Константинович

   
Коренной вышневолочанин. Закончил истфак Калининского университета. Более 20 лет работает преподавателем общественных дисциплин. Как краевед изучает жизнь и творчество художников, связанных с Вышневолоцким краем. Коллекционирует книги и живопись в художественных открытках.
Много имён славных судьба связала с Вышневолоцким краем – то ли рожденеим, то ли творчеством в разных ипостасях, то ли отдыхом на нашей благословенной земле. Все они имеют разные заслуги перед Отечеством, но это не умаляет никого из них.

 

Наши в некрополях
Санкт-Петербурга
"Город мёртвых"

Некрополи – города мертвых, так называли древние греки места упокоения людей. Для русской лексики более привычно для уха названия: кладбища, погосты, могильники. И действительно, это «города», маленькие и большие, в которых в застывшем варианте проявляются особенности, традиции, культура и даже проблемы, зеркально отражающие духовное состояние общества, городов и весей людей живых. Это в целом, а в частности, кладбища – это материализованная память о людях. Дух усопших остается в памяти людской, в оставшихся после них вещах, архивах, книгах, творениях, хранящихся у потомков или в музеях, а также в состоянии могил и надгробных памятниках.
У разных народов существуют свои культурные традиции в организации кладбищ, в духовной значимости некрополей для живущих потомков. Где-то принято, а где-то не принято посещать кладбища, где-то они окультурены, вычищены, вылизаны и, если бы не надгробия, то напоминали бы скорее парки, а где-то находятся в состоянии полного забвения, беспамятства; где-то они стандартизированы, с однообразными, безликими символами упокоения, а где-то «анархичны» в индивидуальном проявлении. Русские кладбища несут в себе флер романтизма, особенно усиленный веяниями конца 18 – начала 19 веков и отраженные в европейской культуре на полотнах немецкого художника Каспара Фридриха и в поэзии Томаса Грея, а у нас в России в стихах Василия Андреевича Жуковского.
Немалую пищу для размышлений дает посещение кладбищ – это и легкая ностальгия от «знакомства» с жившими когда-то, это и эстетическое удовлетворение от созерцания архитектурных и скульптурных форм монументов, это и философское восприятие увиденного.

Могила Н.И. Сафонова на Лазаревском кладбище.

Перефразируя известное выражение «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», можно сказать: «Покажи мне могилу, и я скажу, кто в ней». Речь идет о величии и ничтожестве, о памяти и беспамятстве. Вот ведь какая вещь: чем ничтожнее человек в своей значимости, тем более грандиозно он жаждет увековечить себя.
В Берлине, в километре к северу от Бранденбургских ворот и Рейхстага, за рекой Шпрее, у бывших средневековых Ораниенбургских ворот, находится кладбище святой Доротеи, где когда-то хоронили французских гугенотов-эмигрантов  и немецких лютеран. Там могила Георга Гегеля, который наряду с Жан-Жаком Руссо на стыке 18 и 19 веков были властителями душ Европы и всего цивилизованного мира. Захотелось поклониться  праху этого гения мысли. Долго, очень долго искали его могилу; встречались грандиозные и помпезные монументы и усыпальницы-дворцы каких-то негоциантов, министров, комерц-советников и прочей публики, но искомой могилы все не находилось. И когда уже совсем отчаялись ее найти, пожилой немец указал на куст сирени, под которым лежала скромная серая гранитная плита с двумя выбитыми словами: «Георг Гегель». И все!
У нас в отечестве есть тоже аналогичные примеры. В Благовещенской церкви Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга в полу вмонтирована плита, под которой покоится прах гениального полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова со сверхлаконичной надписью: «Здесь лежит Суворов». А могила Льва Толстого в его усадьбе Ясная поляна – зеленый холмик в парке, без всяких знаков и символов.
Диссонансом вышеперечисленным примерам служит усыпальница Анатолия Собчака на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Это громоздкий невыразительный бюст Собчака-оратора, губернатора Петербурга (рядом пристроилась Галина Старовойтова) и целый плац, выложенный плиткой, пред могилой, задуманный, видимо, для масс постоянно прибывающих здесь поклонников усопшего. А ведь это старое кладбище, и бетоно-плиточный плац покоится над прахом и костьми десятка могил.

Могила А.А. Колокольцева
на Никольском кладбище.

В современном Санкт-Петербурге 42 кладбища (действующие и закрытые) общей площадью более 1100 га, от самого первого – Сампсониевского, основанного в 1710 году на Выборгской стороне близ церкви Сампсония Странноприимца (воздвигнут храм в честь победы под Полтавой), упразднено в конце 18 века – до последнего по времени основания в 1985 году – Ковалевского. До революции насчитывалось 46 кладбищ, также действующих и закрытых для погребения, с 5 кладбищенскими разрядами, различавшимися по стоимости места погребения – от 500 рублей в Александро-Невской лавре и Троицко-Сергиевской пустыни до 0,5 рублей на окраинных кладбищах для простолюдинов. Судьба многих кладбищ трагична, вместе с храмами, монастырями, усадьбами, они подверглись политике мракобесия в ее бездушии и беспамятстве.

 С 1927 года проходило закрытие многих старых кладбищ с использованием их территории под другие нужды, с уничтожением многих исторических захоронений и частично перезахоронений (а то и просто перенесение надгробного памятника в другие некрополи без праха умершего). И хотя в 1928 году и появился декрет «Об охране кладбищ…», но уже в 1931 году в Москве усиленно муссируется идея о ликвидации старых кладбищ, как чуждых элементов новому времени. Год спустя, в 1932 году, издается постановление Ленсовета «О перенесении прахов известных общественных лиц в музейный некрополь (Тихвинское кладбище при лавре и Литераторские мостки на Волковом погосте) и ликвидации не представляющих ценности памятников». В 1935 по Генеральному плану развития Ленинграда предусматривалась значительная реконструкция города, в том числе и кладбищ. И в 1936 году началась массовая вакханалия перезахоронений и уничтожений как самих кладбищ, так и архитектурно-скульптурных монументов.
Могила В.Ф. Комиссаржевского
на Тихвинском кладбище.

В итоге примерно пятая часть кладбищ исчезла, а еще более четверти существенно сокращены. Но еще до этого, за годы революции  и гражданской войны, население Петербурга уменьшилось в 3 раза. Опустошительный голод 1918-1919 годов, беспримерно жестокий террор, массовые высылки, бегство и эмиграция – все это резко изменило социальный состав населения и не могло не сказаться на судьбе городских кладбищ. Многие тысячи памятников остались без родственного ухода и присмотра. Заброшенные, они сделались легкой добычей мародеров. Грабеж и осквернение могил, ставшие в послереволюционном пространстве обычным явлением, стали следствием широко распространившейся морали вседозволенности и анархии. Функционирование кладбищ в советский период фактически было пущено на самотек. Замысел превратить уничтожаемые некрополи в парки не осуществился. А скорбная эпопея ленинградской блокады осталась на старых кладбищах рядами  безымянных могил братских захоронений и множеством могильных холмиков, под которыми покоятся сотни тысяч людей.
Любое старое кладбище хранит память о сменяющих друг друга поколениях. Необходимо осознать, что кладбища по своей сути служат хранилищем исторической, духовной и нравственной памяти народа.

 

НекропольАлександро-Невской лавры

В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, – пишет Михаил Иванович Пыляев в своем труде «Старый Петербург», – первое место занимает Невский монастырь. По преданию, монастырь построен на том месте, где святой благоверный Александр Невский разбил шведов 15 июля 1240 года (как выяснилось позднее, реальное место битвы находится в 18 км от лавры, при впадении реки Ижоры в Неву). В ознаменовании победы Невского, место это было названо Петром «Виктори». Император, обозревая  эту местность в 1710 году, указал здесь строить монастырь во имя св. Троицы и св. Александра Невского».
Уже в 1724 году сюда из Владимира были торжественно перевезены мощи святого Александра Невского, а в 1797 г. монастырь получил титул лавры и наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой вошел в число наиболее известных обителей России как центр духовного образования, благочестия и благотворительности.
С первых лет существования монастыря образовалось и старейшее из монастырских кладбищ – Лазаревское (нынешний Некрополь 18 века). В 1823 году было открыто Тихвинское кладбище (ныне Некрополь Мастеров искусств). С 1861 года существует Никольское, расположенное за Троицким собором. Ряд монастырских церквей строились как усыпальницы: Благовещенская, Духовская, Лазаревская и Никольская. В 1918 на монастырском дворе появилась Коммунистическая площадка, где были захоронены активные деятели революции и гражданской войны, а также могилы времен ленинградской блокады.
На основе богатейшего собрания надгробных памятников 18 – начала 20 столетий в лавре в 1932 году был создан музей-некрополь. «Путник, не трогай покоя могилы: здесь все, что в нем было». Увы, эта эпитафия – призыв Василия Андреевича Жуковского потомкам услышан не был. В большей степени сохранности осталось Лазаревское кладбище, куда к аристократам 18 века были «подселены» из других кладбищ города в упомянутые годы усопшие ученые, художники и архитекторы. С Никольского кладбища, наоборот, был вывезен и перезахоронен по соседству на тихвинском кладбище и на  «Литераторских мостках» прах литераторов, актеров, музыкантов. И вообще, до 1950-х годов сохранялась идея уничтожения Никольского кладбища как такового, ибо перезахоронения велись активно до 1954 года. С конца 1920-х годов трест «Похоронное дело» проводил на закрытых кладбищах ускоренную ликвидацию так называемого «безхоза». К этой категории были отнесены все непосещаемые памятники, т.е. большинство дорогостоящих надгробий аристократического Петербурга, и кладбище превратилось в каменоломню с целью «добычи» ценного полированного камня или мраморной крошки. Но наиболее страшная судьба постигла Тихвинское кладбище. Предполагалось, что «Тихвинское кладбище и Литературные мостки… после реконструкции обращены будут в парки-некрополи замечательных деятелей революции и культуры, причем внешний облик этих парков, освобожденных от всех обывательских могил, совершенно не будет носить какого-либо кладбищенского характера, а действительно представлять собою обширные, архитектурно оформленные зеленые пространства, местами укрепленные теми или иными памятниками, стоящими на могилах вышеуказанных замечательных деятелей». Это из постановления Ленсовета от 3 июля 1935 года. Исходя из этой программы в ускоренном темпе началось выравнивание грунта с уничтожением могил, пробивка новых дорожек и аллей, установка фонтанов и подселение «замечательных людей», вписывающихся каким-то образом в новую коммунистическую идеологию. Тихвинское кладбище в своей первозданности перестало существовать.
А теперь в пору поговорить о нынешних захоронениях наших земляков на территории Александро-Невской лавры. В Федоровской церкви, в приделе Исидора Пелусиота (захоронения с 1806 года) был погребен Вышнеградский Иван Александрович (1831-1895) – ученый, основоположник теории автоматического регулирования, министр финансов при Александре III – захоронение утрачено.
На Лазаревском кладбище, где лежит аристократия времен Петра I, Анны, Елизаветы, Екатерины II, Павла и Александра I, вместе с Михаилом Ломоносовым, Марком Полкорацким, Денисом Фонвизиным, Василием Боровиковским, Джакомо Кваренги, Андреем Воронихиным, Карлом Росси, Николаем Мордвиновым, Сергеем Витте и другими, покоится прах усопших, связанных с Вышним Волочком и уездом.

Могила А.В. Храповицкого

Храповицкий Александр Васильевич (1749–1801) – статс-секретарь Екатерины II, внук М. И. Сердюкова, 2 участок у стены, рядом с Лазаревской церковью, горизонтальный саркофаг из серого мрамора (схожий с начальной плитой его брата Михаила Васильевича на Троицком кладбище близ Удомли).
Сафонов Николай Иванович (1789–1807) – правнук М. И. Сердюкова. 9 участок, грот из глыб с портиком.
Потемкина Варвара Ивановна (урожденная Сафонова) (1786-1810) – правнучка М. И. Сердюкова, жена генерал-лейтенанта, командира Семеновского полка Я. А. Потемкина. 3 участок, сень на 4 каннелированных колоннах над саркофагом.
Потемкина Александра Яковлевна (1810–1830) – дочь Я. А. и В. И. Потемкиных – правнучка М. И. Сердюкова. 3 участок, рядом с могилой матери, миниатюрная сень над саркофагом.
 Колокольцов Федор Михайлович (1732–1818) – барон, действительный тайный советник, сенатор, основатель производства шалей. 1 участок, серый гранитный постамент.

На Тихвинском кладбище вместе с могилами Николая Гнедича, Ивана Крылова, Михаила Сперанского, Антона Дельвига, Евгения Баратынского, Петра Вяземского, Николая Карамзина, Василия Жуковского, Федора Достоевского, Михаила Глинки, Модеста Мусорского, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Варвары Асенковой, Мариуса Петипа, Ивана Крамского, Павла Федотова, Ивана Шишкина, Бориса Кустодиева и многих других деятелей отечественной культуры (недаром это кладбище носит название «Некрополь мастеров искусств») стоят и столь дорогие для вышневолочан памятники: Андреев Василий Васильевич (1861–1918) – музыкант, основатель оркестра народных инструментов. Прах перенесен с Николаевского кладбища в 1936 году. Композиторская дорожка, серо-синий гранитный постамент с белой мраморной урной.

Могила В.В. Андреева

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864–1910) – великая русская актриса, первая исполнительница Нины Заречной в чеховской «Чайке» в Александрийском театре Петербурга. Детские и девичьи годы вместе с сестрой Надеждой часто проводила в имении своего дяди Н.Д. Шульгина Буславля под Волочком (ныне поселок Зеленогорский), отсюда и уехала уже как актриса в Новочеркасск за своей великой славой. Прах перенесен с Никольского кладбища в 1936 году вместе с памятником. Бронзовая скульптура на фоне креста, 3 поперечная дорожка у фонтана.
Куинджи Архип Иванович (1841–1910) – живописец, не единожды бывавший с учениками на Академической даче художников. Прах и памятник перенесен со Смоленского кладбища в 1952 году. Близ площадки художников, гранитный портал с мозаичным панно и бронзовым бюстом.
Леонова Дарья Михайловна (1829 (1834?) – 1896) – прославленная русская певица, друг М. И. Глинки, М. П. Мусорского, А.П. Бородина, В. В. Стасова, А. Н. Островского и других. Вошла в историю как основоположница русского оперного мастерства. Первоначальный памятник не сохранился, мраморная плита установлена в 1959 году на месте первоначального захоронения, у входа, справа. На главной дорожке (близ первоначального захоронения М.И. Глинки, прах и памятник которого в 1936 году перенесли на  композиторскую дорожку), но после 1990 года могилу почему-то перенесли на композиторскую дорожку к могиле П.И. Чайковского.
Абаза Александр Аггеевич (1821–1895) – государственный контролер, министр финансов при Александре II. Могила утрачена.
На Никольском кладбище, наряду с могилами Федора Кони, Александры Ишимовой, Константина Маковского, Анастасии Вяльцевой, Модеста Корфа, Михаила Микешина, Алексея Сурина и другими, могилы интересующих нас лиц.
Беллярминов Леонид Георгиевич (1859-1930) – академик, проректор Военно-медицинской академии, офтальмолог, владелец усадьбы Бережок под Удомлей. Здесь же его супруга – француженка Луиза Ивановна (урожденная Горниль) (1885–1934) – фигурантка полотен художника С. Ю. Жуковского. 19 дорожка, у часовни блаженного Матвея, серый гранитный постамент с утраченным крестом.

 Колокольцов Александр Александрович (1833-1904) – начальник Обуховского сталелитейного производства, член Адмиралтейского совета, и его сын Николай Александрович (1877-1902) – лейтенант императорского флота. Дорожка, мраморные черные кресты на постаментах.
Могила П.Ф. Анжу

Смоленское православное кладбище находится в конце Большого проспекта Васильевского острова и было большим и популярным в Петербурге. Открыто по Указу Сената 23 октября 1738 года, наиболее пострадало во время разрушительных наводнений 1777 и 1824 годов. С 1820-х сюда начались паломничества к месту погребения блаженной Ксении Петербургской (канонизированной в 1988 году), продолжающиеся и поныне. Хоронили здесь не только жителей Васильевского острова, но по традиции и интеллигенцию: профессоров, архитекторов, художников, актеров. Трагическая послереволюционная судьба коснулась и этого кладбища, когда с 1920 по 1950-е годы шли массовые перезахоронения и многие могилы были утрачены. Среди утрат имена Василия Тредиаковского, Дмитрия Левицкого, Федора Алексеева, Григория Мясоедова и многих других. Среди них исчезла могила Вышнеградского Николая Алексеевича (1821-1872) – педагога, основателя журнала «Русский педагогический вестник» и женских гимназий. Сохранились могилы: Кившенко Алексея Даниловича (1851-1895) – академика живописи, руководителя батальной мастерской Академии художеств, человека стоявшего у истоков создания Дачи художеств. Участок 147, угол Рождественской и Михайловской дорожек, мраморная плита; Славянского Федора Михайловича (1819-1876) – академика живописи, ученика школы А. Г. Венецианова. Участок 92, гранитная горка, крест утрачен.
За рекой Смоленкой находится одно из старейших кладбищ города для иноверцев – Смоленское лютеранское. Здесь похоронено много военных, ученых мужей, светил медицины, государственных деятелей: Карл Нессельроде, Егор Энгельгардт (директор Царскосельского лицея при Пушкине), Маврикий Вольф, Алексей Грейг, Иосиф де Рибас, Людвиг Нобель и прочие. Близ входа в 8 участке семейное захоронение Анжу Петра Федоровича (1796-1869) – адмирала, героя Наварина, исследователя Арктики, коменданта Кронштадта. Участок 8, черный мраморный крест на красноватом граните, ограда из якорей, стволов пушек и цепей.
Волковское православное кладбище находится в конце Лиговского проспекта, на Расстанной улице. Здесь на Волковом поле по воле Синода летом 1756 года и было открыто новое кладбище с церковью Воскресения, а уже к 1880 году оно становится вторым (после Смоленского) по численности погребенных. Место было болотистое, его постоянно осушали канавами, а кладбищенские дорожки от сырости мостили досками, отсюда и название «Мостки». Новую жизнь кладбищу в его популярности придали похороны Белинского 29 мая 1848 года, а спустя 13 лет рядом лег и Добролюбов. Это погребение и определило значение места и самого кладбища как литературного пантеона и положило начало общественным выступлениям оппозиционного характера. С 80-х годов XIX века за центральной частью Волкова кладбища уже прочно закрепилось название «Литературные мостки». И действительно, отечественная литература дореволюционного периода, оппозиционно настроенная к власти, в лице своих авторов стала все чаще «селиться» именно здесь, а вслед за писателями упокоение находят тут же и прогрессивно настроенные деятели культуры. Нет надобности повторять уже известное об участи кладбищ в 1920-1930 годы: закрытие и снос церквей, разгром погребений, уничтожение памятников, исчезновение могил, запустение территории. Решением Ленсовета от 3 июля 1935 года был образован музей-некрополь «Литературные мостки» и сюда стали переносить захоронения и памятники с других кладбищ писателей, ученых, актеров. Здесь слишком много имен деятелей отечественной культуры, литературы и искусства, чтобы их перечислять, от Ивана Тургенева и Александра Блока до Ирины Одоевцевой и Василия Соловьева-Седого, поэтому ограничимся заданными нашей темой.
Бродский Исаак Израилевич (1884-1939) – живописец, частый гость нашей Академички. Центральная площадка, бронзовый бюст на постаменте.
Скарская Надежда Федоровна (1869-1958) – актриса, жена актера и режиссера П. П. Гайдебурова, родная сестра В. Ф. Комиссаржевской. Актерская дорожка, гранитная стела с бронзовой скульптурой.
Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907) – ученый-химик, тесть А. Блока, неоднократно гостивший во Млёве. Менделеевская дорожка, гранитный крест на каменной глыбе.
Павлов Флорентий Федорович (1839-1900) – издатель книг для народа, друг Д. И. Писарева, «сиделец» Вышневолоцкой тюрьмы. Бронзовый бюст на постаменте.
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939) – живописец, график, работавший на Академической даче художников. Центральная площадка, гранитная плита. Соловьев-Седой Василий Павлович (1907-1974) – композитор-песенник, любивший проводить лето в вышнем Волочке и окрестностях. Актерская дорожка, скульптурная композиция с портретом.

Малоохтенское кладбище расположено между Новочеркасским проспектом и  рекой Охтой, это старейшее старообрядческое кладбище, получившее в 1768 году официальный статус. Вплоть до 1883 старообрядцам запрещено было строить свои церкви, поэтому именно кладбища их были духовными центрами. Лишь благодаря усилию Василия Александровича Кокорева в 1886 году на Лиговке удалось открыть поморский молитвенный дом, и уже после его смерти в 1907 году была освящена пятиглавая церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Старообрядцы отдали должное Кокореву в его могиле. Семейное место находится на высоком поребрике, где в середине 5 захоронений стоит чугунный крест высотой в 2,5 метра. Сама плита могилы – черный мрамор с рельефным крестом, лежащая на красноватом лабрадоре, где высечено: «Кокорев Василий Александрович 22 апреля 1889 года 73 лет от роду».
На Серафимовском кладбище в северо-западной части города, в районе Новой Деревни похоронен Зворыкин Николай Анатольевич 1873-1937 – писатель-натуралист, автор великолепной книги «Волки и охота на них».
На уничтоженном кладбище Троице-Сергиевой Пустыни близ Стрельни затерялась могила Ширинского-Шихматова Платона Александровича (1790-1853) – министра народного просвещения, академика, председателя Археологического общества и отделения русского языка и словесности Академии наук.
"Упокой Господи души усопших и вразуми живущих, ибо любой некрополь на земле есть частица жизни сущной, и беречь, уважать ее надо, если ты еще человек".

Литература

1. Исторические кладбища Петербурга: Справочник-путеводитель /Сост. Кобак А. В., Пирютко Ю. М., под ред. Еремина Л. С. - СПб. - 1993.
2. Музей городской скульптуры: Краткий путеводитель /Сост. Нетуняхина Г. Д., Удимова Н. И.: Лениздат, 1972.
3. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. /Под ред. Пиотровского Б. Б. - Изд-во БТЭ. - 1992.
4. Памятники архитектуры Ленинграда. /Под ред. Каменского В. А. - Л.: Стройиздат. - 1972.
5. М. И. Пыляев. Старый Петербург: Репринт с изд. Суворина А. С. - М.: «Икпа». - 1991