Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №13, стр. 26-32

 

Г.Е. Зигерт

     
Борис Сергеевич Соколов и село Берёзки

10 лет назад мне посчастливилось взять интервью у Б.С. Соколова в его родных Берёзках. Было это в летний период, когда он обычно приезжал  в свой берёзкинский дом. И, традиционно, каждый его приезд в этом дом приходили близкие ему по духу люди, среди которых были журналисты, краеведы, музейные работники. Не могу сказать, что Борис Сергеевич с готовностью согласился дать интервью. Как он сказал, он не был любителем этого жанра. Свои взгляды, впечатления, мнения по тем или иным вопросам он высказывал в своих многочисленных научных трудах, статьях, выступлениях.  Действительно, такой формат, как интервью, в его творческом наследии встречается не часто. Тем не менее он согласился, и в газете «Древний Волок», в которой я тогда работала, в рубрике «Знаменитые земляки» появилось небольшое интервью с ним, которое называлось «Академик из села Берёзки». Мне хочется процитировать несколько строк из той давней публикации, которые мне кажутся очень важными: «Борис Сергеевич Соколов – личность мирового уровня, именно такие люди, как он, являются славой и гордостью нации. Разговаривая с ним, начинаешь понимать: чем выше интеллект и  значимость человека, тем легче с ним общаться. Осознаёт ли он свою значимость? Конечно, осознаёт, но никакого высокомерия, пренебрежения или насмешливой снисходительности его собеседник не ощущает.

Г.Е. Зигерт в гостях у Б.С. Соколова. Село Берёзки, июль 2004 г.

Общаясь с Борисом Сергеевичем, жалеешь только об одном: как быстро течёт время». Действительно, как быстро оно течёт! Как будто вчера были встречи с ним, долгие беседы под чай с пирогами. Причём чай – соколовский, пироги – приносили гости. Даже было что­то вроде соперничества  между краеведами и музейными сотрудниками, чей пирог вкуснее.                                                                
Лично для меня эти встречи были притягательными и важными ещё и потому, что Берёзки для меня были также родной землёй, как и для Бориса Сергеевича. Родители по маминой линии жили в Берёзках, а по папиной в соседнем Боровно. Ну а как Борис Сергеевич Соколов оказался в Берёзках и что его связывало с этими краями, он неоднократно рассказывал и в наших беседах, и в своих статьях и выступлениях, но наиболее полно описал своё появление в Берёзках, впечатления детства, различные жизненные перипетии того далёкого времени в замечательной книге «Записки с берегов Имоложья», которую многие из присутствующих здесь, конечно же, читали. Поэтому я скажу об этом очень кратко.
В канун Рождества 1919 года он с мамой Дарьей Андреевной на розвальнях отправился из Вышнего Волочка в село Берёзки. Там их ждал отец, Сергей Борисович Соколов, работавший в тамошнем медицинском пункте, куда он был направлен по требованию коммуны, организованной в Берёзках и Боровно вскоре после революции. Берёзкинский медицинский пункт обслуживал большие территории, куда входили несколько сёл и деревень, в том числе отдалённые. Нагрузка была непомерной, и вскоре его отец слёг с тяжелейшей формой сыпного тифа. Тогда решено было, что семья из Волочка переедет в Берёзки, тем более коммуна предоставляла для проживания просторный дом.

Дом-амбулатория Щасных–Соколовых. Село Берёзки,1920-е гг.
Собр. Ю.Г. Епатко, Санкт-Петербург

Перемещение семьи в сельскую местность из городских условий оказалось «всерьёз и надолго». После переезда первые два года Борис Сергеевич, по его выражению, получал домашнее образование, которое имело нравственно­воспитательный характер и шло главным образом от матери. Здесь были и сказки, и стихотворения по вечерам. Звучали Пушкин, Плещеев, Некрасов, из прозы особо впечатлил «Дубровский». А вторым своим учителем в эти годы он называет Природу, так и пишет с большой буквы. Вторжение в природу называет главным событием в Берёзках. В городе человек отделён от природы, а там он оказался внутри неё. «Я все дни проводил в парке среди лугов с невообразимым разнообразием растений, на берегу озера, с интересом, но без всякой системы наблюдая за насекомыми, ящерицами, рыбами и особенно птицами, которые привлекали внимание своим оперением, голосами, характером полёта – то стремительного, как у стрижей, то плавного, парящего высоко в небе, как у ястреба. На всю жизнь я полюбил иволгу и кукушку, которых до сих пор слушаю с какой­то волнующей тоской».
В Берёзках он быстро набирался опыта поведения в естественных условиях природы. Затем в сентябре 1921 года пошёл в первый класс Берёзкинской 4­летней школы, которую благополучно окончил весной 1925 года и дальнейшее образование  продолжил в Вышнем Волочке в единой трудовой школе № 1 (ныне гимназия № 2).  Но в воскресенье и на каникулы приезжал в Берёзки. А с 1928 года уже вся семья опять жила в Вышнем Волочке, но Борис Сергеевич почти каждое лето бывал в Берёзках, вплоть до
1940 года. Дальнейшие поездки были от случая к случаю.
Следующий этап жизни, связанный с полюбившимися и ставшими родными Берёзками, Борис Сергеевич относит к 1985 году, когда он купил там дом, построенный уже в послевоенное время. 
«…С весны 1985 года передо мною вновь открылись Берёзки». Конечно, за десятилетия произошли существенные изменения. «И вместе с тем вокруг всё было другое, вплоть до оттенков речи, птичьих голосов, звуков, долетавших с дороги. Но и я стал другим.  Меня вдруг очень заинтересовали люди, жившие в этих краях в далёком и не очень далёком прошлом, и те, кто этими людьми профессионально интересуется, их деятельностью, влиянием на жизнь края, его культуру». Такими людьми оказались краеведы, журналисты, историки не только из Вышнего Волочка, но и Удомли, Бологого, Твери, Санкт­Петербурга. Со многими он сблизился, принимал участие в совместных поездках, а самое главное, было положено начало встречам в его берёзкинской усадьбе.  Эти встречи «с долгими и интересными беседами и неизменными пирогами» продолжались более 20 лет.
Хочу отметить, что на протяжении всего времени, когда Борис Сергеевич, по его выражению, вновь стал «летним жителем Берёзок», я встречалась с ним каждый год. А впервые мы пересеклись с ним, когда совместно с жителями Берёзок отвоёвывали озеро Клин, на берегу которого и расположилось старинное село, у некоего тверского рыбоводного хозяйства по разведению форели. В своих «Записках» Борис Сергеевич описывает эту интересную, поучительную, хоть и затянувшуюся историю спасения озера Клин, отмечая это озеро как «единственный многовековой (возможно за 900 лет!) источник чистейшей пресной воды для населения ещё Имоволожского погоста, а потом села Берёзки». Не вдаваясь в подробности, хочу отметить, что были протесты, сходы жителей Берёзок против строительства этого рыбного хозяйства, отходы которого представляли угрозу основному источнику питьевой воды в Берёзках.
И наконец началась долгая судебная тяжба, в которой мне пришлось участвовать как истцу долгие годы. От тех лет у меня осталась папка с решениями, жалобами, доверенностями, постановлениями, экспертизами, протоколами, связанными с этим судебным делом. Сохранился и протокол сельского схода от 1 сентября 1992 года, на котором присутствовал Б.С. Соколов. Он также обращался с просьбой о вмешательстве к члену­корреспонденту РАН А.В. Яблокову, который возглавлял тогда Межведомственную комиссию по экологической безопасности РФ. Процесс был выигран, озеро отстояли. А у меня с тех пор сохранились тёплые, дружественные отношения с Борисом Сергеевичем Соколовым.

С сестрой Л.С. Динуловой.
Село Берёзки, 1997 г.

Хочу сказать ещё об одном ярком событии в жизни села Берёзки, в котором мы совместно участвовали. Сначала предыстория.
В детские годы академика Берёзки были селом, в котором находились две церкви: деревянная – во имя Успения Пресвятой Богородицы и каменная – во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенная ещё в 1761 году. Как пишет Соколов, «в самом храме с мамой я бывал часто, молился и даже исповедовался в грехах у доброго батюшки – отца Николая Андреевича Синицына. Папа в церкви бывал очень редко. Но зато не было пропущено ни одной пасхальной или архиерейской службы, которые своей торжественностью, прекрасным хором с регентом и театральностью производили на меня сильнейшее впечатление. Я становился сосредоточенным и тихим, надолго задумывался о таких таинственных вещах, как жизнь и смерть. А в пасхальные дни с утра бегал на колокольню и звонил в большой колокол; в малые колокола надо было уметь трезвонить, мне это было недоступно. Церковь, безусловно, заставляла меня размышлять о вере, Боге – и тогда, и много позднее. Особенно при отпевании и погребении, чему в Берёзках приходилось быть частым свидетелем. Я сохранил уважение к верующим людям, но для меня тайна Творца так и осталась за стеной научного знания. Берёзкинский каменный храм, эффектно расположенный на вершине моренного холма над озером Клин, несомненно, был самой большой достопримечательностью Берёзок; он привлекал к себе внимание как верующих, так и неверующих, как художников, так и архитекторов. Его отличали возраст и сложность сооружения, встроенность колокольни в храм и необычность положения паперти, открытой к северу, а не к западу, хотя общая внутренняя ориентировка была канонической».

Настоятель Владимирского храма Н.А. Синицын

В 1925 году  деревянную церковь продали в одну из соседних деревень, а через несколько лет печальная судьба постигла и каменный храм, сначала его закрыли, в 1933 году были сброшены и потом разбиты колокола церкви, а на следующий год взорвали и саму церковь.
Прошло 70 лет. Наступило 21  августа 2004 года, 12 часов пополудни. На высоком моренном холме вновь зазвучали слова: «Благослови Бог наш всегда: ныне и присно и во веки веков…» и начался молебен. У памятного креста, поставленного на месте  взорванного храма, собрались жители Берёзок и окрестных сёл и деревень. По окончании – крестный ход вокруг села. Первый шаг к возрождению Владимирского храма был сделан. Это был праздник День села Берёзки, который стал традиционным.
В этот день Борис Сергеевич Соколов стал почётным гражданином Вышневолоцкого района, и собравшиеся на церковном холме услышали рассказ своего земляка о прошлом Берёзок и судьбе погибшего храма. К сожалению, это был последний приезд академика в родные Берёзки, хотя связь со своей малой  родиной, как он называл Берёзки, он не терял до конца своих дней. На следующий год, 2005­й, Борис Сергеевич через свою дочь Марину Борисовну Гниловскую прислал в дар будущей церкви икону Владимирской Божией Матери, которую написала Ольга Златарская, жена одного из его учеников. Она прочитала статью академика об истории села Берёзки и так прониклась ею, что написала икону. На сегодняшний день храм построен, остались только некоторые доработки. Не за горами его освящение, и в связи с этим хочется обратить особое внимание на следующий момент.  Борис Сергеевич Соколов  всегда называл этот населённый пункт  «Берёзки», это было для него принципиально.

Владимирский храм села Берёзки.
Художник Е.И. Столица

Хотя вот уже несколько десятилетий официально  существует современное название деревни «Берёзка», в единственном числе. По мнению Соколова, «Берёзки» – твёрдо принятое с 18 века написание, зафиксированное во всех старинных документах, хотя, возможно, и берущее начало от латинского «берёска», как предполагает академик В.Л. Янин. Действительно, первое доподлинное упоминание об этом населённом пункте датируется 1478 годом в связи с походом  князя Ивана III на Новгород, и там название пишется как «Берёска» – в единственном числе, через «с». Позже название трансформировалось в «Берёзки» – во множественном числе, через «з» – и благополучно просуществовало несколько веков вплоть до первой половины 20 века. Как предполагает Б.С. Соколов, «в новейшее время название могло быть испорчено небрежной работой дорожников­разметчиков и топографов, тому в нашей картографии немало примеров.
С таким чиновничьим безразличием к исторической памяти трудно бороться (ведь опубликованы тысячи карт и разных бланков), но бороться необходимо, так как разночтения недопустимы». Думаю, что обязательно нужно сделать всё необходимое, чтобы населённый пункт Берёзка вновь стал селом Берёзки, как это было в детские годы академика Соколова.

Б.С. Соколов (третий справа) выступает на сельском сходе
в защиту озера Клин. Деревня Берёзка, 1 сентября 1992 г.