Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №12, 127-130 |
Михаил Петров, |
||
Прощай, Костя |
20 апреля на старом городском кладбище в Тёплом Вышнего Волочка после отпевания в Богоявленском храме мы простились с большим русским поэтом Константином Рябеньким. Константин – ровесник Победы, родился 8 сентября 1945 года в семье офицера-фронтовика и ленинградской блокадницы, вышедшей из блокадного города по ладожскому льду, и навсегда остался благодарен той безвестной медсестре, что вынесла в 1944 году с поля боя истекающего кровью отца, считал и ее причастной своему рождению. Отец для него – символ мужества, самоотверженности. С детства запомнилось, как отец кричал во сне, продолжал воевать, когда снилась рукопашная, мучился совестью за грехи войны, хоть и убивал, защищая родную землю. И сын пришел к мысли о причастности к тем, кто воевал, кто ранен, кто убит: «Я тоже ранен на войне…», потому-то и писались «кровью //даже веселые, в общем, стихи…». Он верил, что души погибших солдат в День Победы слетаются в родимый дом, садятся с родными за поминальный стол, радуются, скорбят. Он любил перебирать старые фронтовые письма отца, письма без конвертов: |
Потому и выжили, наверно, |
Всей душой он был связан с Вышним Волочком, с милым Обрадовом, где прошло его детство, жили бабушка и дед, которых он воспел в стихах. Где он тонул в Тверце, получил прозвище Костя-моряк, научился плясать «Яблочко» и сочинил свое первое стихотворение, которое, показалось ему, родные не оценили. С того и пошло стремление писать так, чтобы оценили. Обрадово и Вышний Волочёк стали центром его поэтического мира, туда он возвращался мыслями и воображением, их он украшал своими стихами. Ниточка, связывающая его с родиной, никогда не рвалась, связью с земляками он дорожил, вдохновение черпал в родном краю, родном слове. Знаток и ценитель русской поэзии (современную знал досконально), в пылу разговора он иногда ронял обрадовские словечки: «транвай», «рогалит», «пантилен», – чем изумлял многих. Но на замечания, не смущаясь, отвечал: «Да что я не знаю, как говорить надо? А только русскому человеку легче сказать транвай, рогалит, чем трамвай и оргалит. Или: полиэтилен. Язык вывихнешь. Вот посмотришь, будут говорить пантилен… Не говорят же Иоанн, а Иван…»
|
Искушал меня часто лукавый, |
За ту чистоту, силу, отвагу, стойкое мужество жить, слушаясь только совести, критика ставит его имя рядом с близкими ему по духу лучшими русскими поэтами конца ХХ века: Н. Рубцовым и Н. Тряпкиным, Ю. Кузнецовым и Б. Примеровым. Рядом с ними он и напечатан в «Антологии поэзии ХХ века». Он нес в себе судьбу своего поколения, не мог забыть очередей за сырым, тяжелым послевоенным хлебом. Казалась бы, исхоженный поэтами эпизод. А у Рябенького и он о совести. Ведь продавщица нет-нет да и не поскупится кинуть лишний довесок ему, голодному мальчишке: |
И те движенья щедрых рук |
Он жил радостью и болью родной стороны, писал: «Если родине больно, значит, больно и мне». Может быть, пронзительней всего эту свою связь с родиной Поэт выразил в стихотворении «Бумажный змей». Ниточка, которая соединяла его с детством, лихолетьем, войной, довеском, который положила из сострадания ему на буханку рука продавщицы, с навсегда ушедшим миром, дедом и бабушкой, связывала его и с родиной. Порвись она – и не станет поэта, и охладеет душа его, и замолкнут его песни. |
Когда однажды загрущу, |
14 апреля 2011 года та ниточка между Поэтом и его детством оборвалась. Он мечтал о легкой смерти, считал, что ее нужно заслужить, выстрадать. Как это дико ни звучит, он выстрадал ее, умер в одночасье после врачебного обхода, закинув руки за голову, так, как и предрекал себе: |
Буду судьбой дорожить, |
Моды в поэзии он чурался, «модным» поэтом не был, и потому за гробом его шли не только собратья по перу и деятели культуры, но и предприниматели, помогавшие ему издавать книги, ценители поэзии, простые люди. Земляки любили его за преданность и сердечность. Эту любовь он заслужил и выстрадал всей своей жизнью и творчеством. Похоронили Поэта на Аллее славы рядом с другим замечательным подвижником, краеведом Рудием Матюниным. В последнем слове говорили об особой значимости прожитой поэтом Константином Рябеньким жизни для нас, его земляков, о том, что душа его, подобно бумажному змею его детства, уже парит в синих апрельских небесах. …А та ниточка, что связывала его с малой родиной, оказалась теперь в наших руках, связывает нас с ним. И от нас, любивших и высоко ценивших его, будет зависеть, сколь долго мы будем ее держать, ниточку памяти о поэте Константине Рябеньком. Держите же ее крепче, земляки. Так, как говорили у раскрытой могилы. |
|