Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №11, стр. 167-180
 

Д.М. Ивлев

     
Из пепелища обретённая...

Мало кому известно, что Выдропусская икона XV в. ныне утрачена, да и находилась она не в Выдропужске, а в Торжке. После долгих поисков и работы с архивными материалами удалось восстановить недостающую новоторжскую главу истории образа. До сих пор мы знали лишь одну версию истории Выдропусской иконы – чудесное её спасение Кронидом Поспеловым (будущим архимандритом Псково-Печерского монастыря Нафанаилом) и Степаном Юрзовым в 1941 г. Но так ли это? Старожилы Выдропужска и живые свидетели истории иконы считают иначе. Попыткой восстановить справедливость станет эта статья, посвящённая истории одной из самых почитаемых икон вышневолоцкой земли – Выдропусского списка Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.
Название Выдропусская (от средневековой транскрипции названия села Выдропужск – Выдропуск, Выдропусск) закрепилось за списком со Смоленской иконы Божией Матери в XV в. Образ находился в храме погоста Егорьевская Мокрынь, центром которого и был Выдропужск1. В одном из пожаров деревянная церковь сгорела дотла, и на её месте, «в пепелище», был обретён один лишь невредимый Смоленский образ Богоматери. Только на обороте образа остались характерные отметины с обгоревшими краями.
В новой Георгиевской церкви, построенной взамен прежней, образ был помещён в иконостасе слева от Царских врат. Но спустя сто лет (в 1477 – 1478 гг.) московский царь Иван Васильевич (Иван III) предпринял поход на непокорный Новгород, в землях которого и находилось село Выдропужск. Село было опустошено и разграблено, а по возвращении войска некий воин – сын боярский из Мурома похитил главную святыню села – Выдропусскую икону.

Выдропусская икона,
список XIX в.

В своей вотчине воин велел местному священнику служить акафист «полонянке», т.е. пленнице, «ю же полоних в Новгородской области». Священник, не смея ослушаться гордого боярского сына, начал служить акафист. Но после чтения Евангелия страшный вихрь сорвал крышу с храма и вынес Выдропусскую икону и местночтимую икону Богоматери «Умиление». Видя это, боярский сын пал ниц и молил прощения у Богоматери за свою гордость по отношению к Ней.
В это время в Выдропужске некий поселянин Фрол видел несущуюся по воздуху в сторону храма икону, но никому не сказал об этом. Зато местный пономарь, ходивший каждый день в храм кадить перед иконами, обретя в алтаре на престоле ликом вниз чудотворный образ, рассказал о чуде всем селянам. Но всю правду жители Выдропужска узнали лишь от самого боярского сына, который в рубище, пешком пришёл в село, чтобы принести покаяние перед образом Богоматери.
Столетие спустя, уже в XVI в., инок Феодосий, живший при храме, поведал эту историю звенигородскому князю Георгию Токматону, который в свою очередь написал «Повесть о явлении Выдропусской Одигитрии»
2. Судьба самого инока Феодосия, о котором князь Георгий довольно подробно рассказывает в заключение повести, также интересна. В миру его звали Феодор Корчемник – по другому списку повести, Корчебин, что ближе к истине потому, что в документах XVI в. в окрестностях Выдропужска были земли некоего Фёдора Корчебина или Курчебина3.Отсюда следует, что инок Феодосий, ученик московского митрополита Филиппа (Колычева), был родом из этих мест. И становится понятно, почему после мученической смерти митрополита Филиппа от рук приспешника Ивана IV Малюты Скуратова Феодосий пришёл именно в Выдропужск.
Ещё одной вехой в истории иконы становится 1565 г. (лето от создания Мира 7073). В этом году инок Феодосий поновляет живопись иконы и жертвует на неё новый оклад из золота и серебра. Но в истории иконы были не только светлые страницы. Вообще, икона, как и живой человек, имеет свою судьбу. Конечно, срок её жизни более долог, чем у обычного человека, но она так же рождается и умирает, переживает славу и забвение. То же было и в истории Выдропусского образа.
После чуда, связанного с похищением иконы, слава о Выдропусской Одигитрии распространилась далеко за пределы села. Списки повести о Выдропусской Одигитрии разошлись по разным городам и весям. В XIX в. только в одном Выдропужском храме хранились два списка: один древний, а другой 1840 г.
4. В одном из них подробно рассказывалось о том, «что в древности святая икона носима была с крестным ходом в город Торжок и пребывала там некоторое время в соборном храме»5.
Видимо, специально поэтому в древнем каменном Преображенском соборе г. Торжка был построен и освящён «придел Пречистая Богородица Одигитрия Муромская», упоминавшийся в Писцовых книгах П. Нарбека в 1625 г.6. Такое название Выдропусская икона получила у древних новоторов в память чудесного явления образа из г. Мурома в XV в. Во время крестных ходов, совершавшихся ежегодно 18 июня, икону ставили в соборном храме, а отсюда уже носили по домам горожан. Но полюбилась икона новоторам, и вышел из-за образа между ними и выдропужцами «спор и несогласие». Дело дошло до Москвы, куда икона была даже взята на некоторое время.

«Истенъное изображение с чудотворнаго образа мира и подобия Пресвятыя Богородицы Вытрупуский»

В споре победили новоторы – древний и богатый город взял икону к себе, а для Выдропужска в 1630 г. был написан список с древнего образа, который и и был перенесён в село7. В левом нижнем углу иконы была помещена надпись: «Истенъное изображение с чудотворнаго образа мира и подобия Пресвятыя Богородицы Вытрупуский». К тому времени в селе был уже построен деревянный храм во имя «Одигитрии Смоленской Божией Матери, что в селе Выдропуском, Новгородской веси, Бежецкой пятины»8. Так благодаря спору между Торжком и Выдропужском село стало известно московскому государю Михаилу Феодоровичу. Тот, дабы загладить боль, причинённую утратой иконы, сделал 16 декабря 1634 г. вклад в храм. Им стало Евангелие, отпечатанное в Москве 30 сентября 1634 г.8.
В Торжке Выдропусскую икону жители стали всё чаще именовать Муромской
9. После строительства нового каменного Спасо- Преображенского собора в 1815–1822 гг. второй придел был освящён в честь Выдропусской – Муромской иконы. Ежегодный большой городской крестный ход сохранил за собою старую дату перенесения иконы из Выдропужска в Торжок 18 июня. Он был установлен, как пишет иеромонах новоторжского Борисоглебского монастыря Илиодор в своей книге «Историческо-статистическое описание г. Торжка», «с незапамятных времён в честь чудотворного образа Божией Матери, именуемой Одигитрии Выдропуской или Муромской. Когда этот чудотворный образ Божией Матери стоял в церкви села Выдропуска, то в XVI столетии 18 числа июня он каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был и относим. В бытность сего чудотворного образа в городе Торжке в Преображенском соборе отправлялись непрестанная в честь него службы, и самый образ был носим по домам усердствующими гражданами. Со временем этот чудотворный образ остался навсегда в городе Торжке в Преображенском соборе, и установлено было по древнему обычаю, в честь него празднество 18 числа июня во всех градских церквях с большим крестным ходом»10.
В этот день при огромном стечении народа совершался крестный ход из всех городских церквей в Борисоглебский монастырь, а затем в собор, где служилась литургия, «а после оной молебен Пресвятой Богородице… В большой крестный ход 11 июня в Борисоглебский монастырь впереди всех диаконы в облачении несут чудотворную икону (тогда как другия иконы несут миряне, мужчины и женщины) и во время хода отправляется молебен Пресвятой Богородице»
11.
В соборном храме Выдропусская Одигитрия, согласно «Описанию» иеромонаха Илиодора, в 1860 г. находилась по левую сторону от Царских врат: «В сей соборной Преображенской церкви имеется древнейшая, времён царя Ивана III Васильевича чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, и стоит на левой стороне подле царских врат в главном храме. Празднество её отправляется 18 июня каждогодно во всех градских церквях, с большим крестным ходом, с незапамятных времён установленным»
12.
Тверской владыка Дмитрий (Самбикин) в 1903 г. даёт такое описание коны: «Эта местночтимая за чудотворную икона находится в иконостасе между главным престолом и южным, посвящённым в честь Божией Матери Одигитрии, в серебряной позлащённой ризе, в особо обустроенном киоте… После одного перенесения 18 июня в Новоторжский собор она уже не была возвращена в Выдропуск, где имеется точный с нея список… В серебряном окладе в венце Богомладенца (на Выдропусской иконе) вложен перстень с рубином и бриллиантами; этот перстень был пожертвован новоторжским купцом Григорием Мишуриновым, а ему был подарен в 1818 г. (в проезд через Торжок) Прусским королём Фридрихом-Вильгельмом»
13
В XX в. икону ждала трагическая судьба. По свидетельству выдающегося исследователя древнерусской живописи Валерия Николаевича Сергеева, поле закрытия Преображенского собора икона попала в местную музейную коллекцию новоторжской живописи, которую при открытии Музея имени Андрея Рублёва в Москве его хранительница Н.А. Демина просила передать в Москву. Но один из крупных чиновников сделать этого не разрешил. И, как это бывало обычно в годы богоборчества, коллекция погибла, а вместе с ней затерялись следы и Выдропусской иконы.
Судьба Выдропусского списка не менее трагична, чем судьба первообраза. Но финал этой истории всё же более счастливый. Как писал историк И.Ф. Токмаков ,«что касается до образа, находившегося в Выдропуске во время составления повести (имеется в виду «Повесть о Выдропусской иконе» – Д.И.), то известно, что теперь там только список с нея, а самый подлинник давно уже перенесён в Торжок и находится в Новоторжском Преображенском соборе. Старожилы Выдропуска не помнят времени этого перенесения и питают глубокое уважение к списку»
14.

Смоленский храм в Выдропужске. Фото 1970-х гг.

Как мы знаем, список находился в деревянном Смоленском храме. Считается, что он был построен на противоположном берегу Тверцы вниз по течению реки от места старой деревянной Георгиевской церкви на том месте, где, по преданию, поселянин Флор увидел несущуюся по воздуху Выдропусскую икону. Немногим позднее по проекту петербургского архитектора – местного помещика Саввы Ивановича Чевакинского на месте деревянной церкви был сооружён новый каменный храм. Он заложен 29 августа 1769 г. и освящён 18 сентября 1784 г. Главный престол храма посвящён Смоленской Одигитрии. Храм несколько раз перестраивался, появилась колокольня (1793 г.), зимняя двухпридельная церковь (1837 – 1839 гг.), изменился внешний облик храма. Но суть храмового здания – оставаться хранилищем Выдропусского списка – оставалась прежней.
В описи Выдропужского храма 1784 г. указана лишь одна «греческого письма» Выдропусская Смоленская икона Пресвятой Богородицы15. Находилась она по левую сторону от царских врат в иконостасе главного придела. «Тщанием прихожан с присовокуплением церковной кошельковой суммы» в 1835 г. был изготовлен новый иконостас «столярной работы, украшенный резьбою коринфского ордена, вызолочен весь на полимент червонным золотом в пять ярусов»
16. Тогда же эта икона вместе с другими была перенесена в новый иконостас.
В 1847 г. эта древняя икона описывалась так: «Местная икона Одигитрии Смоленския Божия Матери длиною 1 арш. 3/4, шириною 1 арш. 1/4, видом под греческую работу в ризе серебряной 84 пробы, вызолоченной чрез огонь, чеканной грунтовой работы. На венце Богоматери небольшая вычеканная корона, а в ней два камня сердоликовых, весу в оной ризе осмнадцать фунтов 63 золотника. Убрус на Божией Матери, запястья на правой и левой руках вынизаны мелким жемчугом. Риза сия с жемчугом и камнями сделана приношением прихожан с присовокуплением церковной кошельковой суммы в 1796 г.»17. В документах более позднего времени эта икона датировалась 1714 г.
18.
Другая икона Выдропусской Одигитрии, которая в XIX в. указывалась как чудотворная, в описи 1847 г. описывалась так: «За левым клиросом главного придела на железной решётке в киоте красного дерева за стеклом икона Одигитрии Смоленския Божия Матери видом под греческую работу в вышину аршин с четвертью, в вышину 15 вершков, в ризе серебряной 84 пробы чеканной работы и позлащенной чрез огонь червонным золотом, в ней весу 8 фунтов, риза сия пожертвована в 1833 г. неизвестным дателем. В короне же убрусе и плече сей иконы в стразах убраны пять цветных камней. Икона сия в киоте, убрана резьбою вызолоченною червонным золотом на полимент»
19. В 1879 г. вышло первое издание рукописи историка И.Ф. Токмакова «Описание села Выдропужска». В нём Иван Фёдорович так описывал список с Выдропусской иконы, находившийся по левую сторону от центрального придела в особо устроенном для неё киоте20. В 1902 г. «Историко-статистическое и археологическое описание села Выдропуска Тверской губернии» вышло в Москве отдельным изданием.
В 1903 г. священники выдропужской церкви Василий Куприянов и Илия Смирнов также составили описание Выдропужской иконы и коротко поведали об её истории: «За левым клиросом главного придела находится главная святыня и драгоценность Выдропуской церкви и прихода – это чудотворная икона Одигитрии Смоленской Божией Матери… К сожалению, надпись на иконе «Мера и подобие Пресвятыя Богородицы Смоленския Выдропуския», скорее свидетельствует о том, что в Выдропуском храме находится с чудотворной иконы копия, написанная в Москве в 1630 г.
В 1898 г. на икону пожертвована серебряная 84 пробы вызолотная, украшенная эмалью и камнями риза, весом в 15 фунтов и стоимостью 836 руб. Прежняя же риза, также серебряная и золочёная весом 8 фунтов, пожертвованная в 1833 г., украшенная стразами и камнями, возложена на вновь написанную копию с чудотворной иконы, которая и поставлена на жертвеннике в главном приделе.
В том же 1898 г. икона поставлена в новый резной, сплошь золочёный на полимент киот, высотою 6 аршин, шириною 2 1/2 аршина, стоимостью 6500 руб. Этот киот и риза пожертвованы крестьянином с. Выдропуска Иваном Степановичем Суховым»
21.

Интерьер Смоленского храма, фото конца XIX в.

Итак, на конец XIX в. в выдропужском храме было три чтимых списка с древней Выдропусской иконы: первый 1714 г., второй, чтимый за чудотворную икону, но упомянутый впервые только в описи 1847 г., и третий – 1898 г., в алтаре храма. В честь особо почитаемой в селе Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в 1851 г. на перекрёстке улицы, ведущей к храму, и Петербурго-Московского тракта была построена каменная Смоленская часовня. Сюда ежегодно на празднование Смоленской иконы Богоматери 27 июля (10 августа по н.с.) при большом стечении народа совершался крестный ход22. Часовня была разобрана в 30 – 40-е гг. XX в.
Сам выдропужский храм был закрыт в 1938 –1939 гг. Часть храмовых икон и иконостаса были вывезены в Вышний Волочёк. Возможно, они украсили интерьер открытого в 1945 г. Спасского храма на Пятницком кладбище. В 1941 г. – в год закрытия, – судя по фотографиям, всё убранство интерьера храма было снято
23. Но в 1945 г. прихожане приняли храм от города уже вместе с богослужебной утварью24. С открытием в 1947 г. Богоявленского собора, иконостас и иконы были переданы туда25. Здание Смоленского храма в 1941 г. было отдано колхозу «Новая жизнь», а в 1942 г. – отдельному лагерному пункту № 118 УНКВД по Калининской области26. Но список с Выдропужской иконы уцелел благодаря двум благочестивым сёстрам –Параскеве и Марии Небесновым.

Часовня Смоленской
иконы Божией Матери

Вот что вспоминает свидетель этих событий, старейшая жительница Выдропужска Галина Ивановна Шматова (1928 г.р.): «Я только знаю, что у нас были две старушки. Жили они от нас наискосок. Они-то и ходили, когда иконы стали вывозить из церкви. Разоряли церковь в 1938–39 годах (точно не помню), и иконы вывозили больше в Вышний Волочёк, а многие так на полу и валялись. Старушек звали Пашенька и Машенька Небесновы. Которая из них, наверное Прасковья, ходила туда. Она пришла к церкви– а там народу много, всё вывозят – и говорит: «Дайте мне икону Смоленскую». А один из них говорит: «Бабка, ты уже надоела, мы иконы свезём в Волочёк». Она и отвечает: «Ой, не надо, сынок! Мне никакой не надо, дайте мне лишь икону Смоленскую!» Она уж и на коленках стояла и так им надоела, что они ей сказали: «Иди, бабка, покажи, что за икона». А когда нашли, она сказала: «Вот эта, сынок, эта». Икона была простая, на дереве, а остальные горели «золотом». Тогда они ей и сказали: «Уж нашла какую выбрать, какую-то страшную». Но она им ответила: «Не надо ни золотой, никакой, отдайте мне лишь эту». Так и отдали её. И стали старые к ним ходить по праздникам и молиться».
После смерти последней из сестёр Небесновых хозяйкой дома стала Анна Захаровна Большакова. А перед смертью последняя из сестёр завещала свято хранить Выдропусскую икону.
Жительница п. Спирово Валентина Ильинична Максимова с 1948 г. работала в школе с. Выдропужска. Благодаря её воспоминаниям удалось восстановить историю Выдропусской иконы с 1948 г., т.е. после смерти последней из Небесновых.
Вот что вспоминает Валентина Ильинична (1921 г.р.): «Я, когда приехала сюда (в Выдропужск. – Д.И.) в 48 году, жила у хозяйки, и эта икона (Выдропусская. – Д.И.) была у ней. Хозяйку звали Большакова Анна Захаровна. Но она тоже не выдропужская, этот дом она купила, и купила вместе с хозяйкой. В доме жили две сестры; одна, видимо, уже умерла, а вторая продала «по дешёвке» с таким расчётом, что она будет жить в этом доме сама до смерти. А были это две сестры Небесновы, но при мне их уже не было. И видимо, эта икона досталась Анне Захаровне вместе с домом. Хозяйка дома умерла, а икона так и осталась. И когда люди проходили мимо нашего дома и из других деревень – они крестились на наш дом. Знали, что здесь икона, и крестились, а некоторые заходили, кланялись этой иконе, клали деньги, а некоторые приносили лампадного масла. Так что икону эту чтили. А местные жители говорили, что с этой иконой, когда она вернулась из Мурома, ходили с крестным ходом в Торжок. В Торжке в храме ставили её, она там какое-то время была, а потом её возвращали в Выдропужск. Это было каждый год, и, по-моему, летом. А выдропужская церковь работала, по-моему, до 36 года или до 37-го. Местные жители говорили (тогда, когда я приехала работать, местных жителей было ещё много), что иконы из выдропужской церкви перевезли в вышневолоцкую. И когда они ездили в вышневолоцкую церковь, они говорили: «Мы приезжаем в эту церковь, как в свою, потому, что там висят наши иконы». А эту икону, видимо, выдропужские жители сохранили в Выдропужске и никуда не отдали. У меня есть статья, где написано, что эту икону за воз дров спас мирянин Степан. Но я этого Степана знала, и в это не верю, потому что, раз иконы все ценные увезли в Волочёк, эту икону бросить никак не могли…»

Хранительница иконы
Анна Захаровна Большакова

Жительница с. Выдропужска Елена Александровна Молчанова (1927 г.р.) вспоминает: «Я помню, что у Анны Захаровны в доме было много больших икон в «золотых» и «серебряных» ризах – целый угол. А иконы эти из церкови были. К ней в дом приезжал священник и служил службы, там же он крестил детей. В её доме я крестила мою дочь».
17 июня 1948 г. в Богоявленский собор Вышнего Волочка был зарегестрирован священник Вениамин Васильевич Сиротинский
27. 25 ноября о. Вениамин был уволен за штат и переехал в село Прутня Торжокского района27. Но, живя в Прутне, он продолжал совершать богослужения в деревнях Спировского района. 18 августа 1949 г. уполномоченному по делам РПЦ В. Хевронову поступил донос на Сиротинского: «Проживая в с. Прутня бывший священник Сиротинский не смотря на запрещение исполняет церковные требы в соседних с с. Прутня деревнях как то: Хвошня, Селище, Выдропужск и село Раменье и вообще где ему выгоднее»28.
Возможно, этот донос и оказал влияние на последущие события. Валентина Ильинична продолжает свой рассказ: «На квартире этой я жила пять лет. Но икона эта была три года, а потом… Местные жители пригласили священника. Это было в Троицу. Съехалось много людей из Мошкова, из Скоморохова, из соседних деревень. Было очень много народу. И была большая литургия. Но я, как учительница, ушла из дома утром. К обеду я пришла, литургия кончилась, и местные жители попросили священника покрестить детей, и он, конечно, согласился. Многие местные жители крестили. Из Спирова крестила своих детей Бабанова Нина Ильинична, а Бабанов работал в райисполкоме. И об этом донесли, и к нам приехала милиция. Вызвали меня, но я сказала, что меня не было дома и ничего не знаю, и меня отпустили. Потом стали спрашивать хозяйку. О чём спрашивали, конечно, не знаю, но у неё сын учился в институте, и она испугалась, что сына исключат из института. И поэтому она пошла к Юрзовым и попросила у ней взять икону, и так она им эту икону отдала. Вот так эта икона и попала к Юрзовым, Степану и Матроне.
А Юрзовы жили рядом с нами, но когда стали строить дорогу, их дом отдали под снос, и они новый дом купили и переехали туда. К ним тоже ходили, поклонялись иконе. На Пасху всегда приходили к церкви (я как раз напротив церкви жила) – не знаю, с иконой или без иконы, – но приходили и устраивали крестный ход. Юрзовы были очень религиозные: Антонина Степановна, дочь Степана Юрзова, хранила много икон, которые к ним приносили и отдавали. У них была комната, почти вся иконами заставленная».
В 1971 г., по свидетельству исследователя древнерусской живописи В.Н. Сергеева, он с о. Алексеем Злобиным и его помощниками в экспедиции Татьяной и Валерием Авиловыми посетили Выдропужск. Тогда икона хранилась уже в семье Юрзовых. Исследователь внимательно осмотрел образ и датировал его XIX в. Также Валерий Николаевич свидетельствует и о чуде, произошедшем во время экспедиции: «Через какое-то время после возвращения из экспедиции в Москву ко мне позвонил взволнованный Валера Авилов и попросил срочно приехать к нему, сообщив лишь, что только что, проявив фотоплёнки экспедиции, понял: в Выдропужске с нами произошло чудо. При проявлении фотоплёнки обнаружилось, что после запечатлённого на ней при нашем подъезде храма, затем дома, следуют четыре абсолютно засвеченных кадра, без всякого изображения, а затем уже следующие, вполне ясные. Икона «сниматься» явно не хотела. Мы смиренно приняли эту историю как маленькое от неё чудо».

Выдропусская икона
в Богоявленском соборе

В1990 г. в истории Выдропусской иконы начался новый период. Икона была передана в свой родной храм. Заботами настоятеля протоиерея Георгия Беляева икона в 2000 г. была отреставрирована в мастерских при Третьяковской галерее в Москве. Рассматривая фотографии отреставрированной иконы, В.Н. Сергеев сделал заключение, что образцом иконописцу при написании образа послужила икона петровского времени. В 2006 г. после снятия реставраторами слоя копоти и потемневшей олифы с одной из икон Смоленской Богоматери в Богоявленском соборе Вышнего Волочка была обнаружена надпись: «Выдропусская». Реставраторы датируют образ XVIII в. В описи собора 1960 г. под №70 упоминается «икона Выдропусской Божией Матери в металлической ризе в киоте со стеклом, с висячей лампадой»29. Вполне возможно, речь идёт об одной и той же иконе, позднее записанной. Допускается и тот факт, что этот образ попал в собор вместе с Выдропужским иконостасом.
Третьим списком Выдропусской Одигитрии стала переданная о. Георгием 3 февраля 2008 г. в дар Ниловой пустыни икона Богоматери. Икона снова собирает для молитвы сотни паломников из разных концов России. Постепенно из забвения выходят имена людей, спасших и сохранивших Выдропусскую икону в годы безбожия. Помните их и поминайте в своих молитвах: сестёр Параскеву и Марию Небесновых, Анну Большакову, Степана, Матрону и Антонину Юрзовых. И возможно, где-то в Торжке будет явлена и та древняя Выдропусская икона Богоматери XV в., затерянная в бурных событиях века XX. Но это зависит от нашей с вами готовности обрести образ, от нашего покаяния и нашей тёплой молитвы к предстательнице и скорой помощнице Пресвятой Богородице.

Примечания

1. «В Мокрынях же погост Выдропуск на речке на Тверце, а нем церковь Георгей Великий, а дворов на погосте: дв. поп Калмак, дв. дияк церковной, дв. проскурница, а бобылей: дв. Митка, дв. Офонко, пашни 5 коробей». (Новгородские писцовые книги.– СПб, 1910. –Т. 6. Книга Бежецкой пятины. – С. 61.)
2. «Повесть о Выдропусской иконе» издавалась несколько раз. Историк И.Ф. Токмаков издал два варианта повести. Первый в «Описании с. Выдропужска» в «Исторической библиотеке Тверской Епархии» (Тверь, 1879. – Т. 1. – С. 316 – 323). Источником ему послужила повесть, хранившаяся в Выдропужской церкви. Источник второго издания – сборник XVII в. из Императорской публичной библиотеки. Эта повесть была помещена в отдельном издании «Описания села Выдропужска» (М., 1902. – С. 13 – 18).
3. «Да к Пестову ж половина пустоши Кобылкины, сена 20 копен, а другая половина тое пустоши за Федором за Курчебиным... Да к погосту ж придал Федор Ку(р)чебин из своего усадища из Горы к церкве 2 поля, в одном на 5 коробей, в другом по томуж, сена нет». (Книга Бежецкой пятины. – С. 61.)
4. Историко-статистическое и археологическое описание с. Выдропужска Тверской губернии. Сост. И.Ф. Токмаков. – М., 1902. – С. 6 – 7.
5. ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285 «Описи церквей г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого уезда», Л. 184.
6. Историческо-статистическое описание г. Торжка, составленное Новоторжскаго Борисоглебскаго монастыря иеромонахом Илиодором, что ныне строителем Теребенской пустыни. – Тверь, 1860. – С. 49.
7. Чудотворные иконы Матери Божией. Репринтное переиздание, подготовленное Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырём (г. Коломно). – М., 1993. – Ч. 2. – С. 479.
8. ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, Л. 185.
9. «По левую сторону царских врат – икона Божией Матери Муромской (Выдропусской) Одигитрии в сребропозлащенной ризе 72 пробы с венцами, мерою 1 арш. 4 вершка на 1 арш.,риза по убрусу и нарукавиях была унизана жемчугом, которого в настоящее время уже нет, и простыми каменьями. В венце Предвечного Младенца посредине вложен перстень с рубином и бриллиантами, пожертвованный купцом Григорием Мишуриновым, а ему подарен в 1818 г. в проезд Прусским Королём Фридрихом Вильгельмом. Икона обложена кругом доскою, покрытой сребропозлащенным окладом, на коей изображен в 20 крупных клеймах акафист Богоматери». – ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 290 «Опись церквей г. Торжка», Л. 2.
10. Илиодор, указ. сочинения, с. 58.
11. Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. – С. 47.
12. Илиодор, указ. сочинения, с. 63.
13. Монастыри и приходские церкви г. Торжка. – Тверь, 1904. – С. 46 – 47.
14. И.Ф. Токмаков, указ. сочинения, с. 12.
15. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 633 «Об учинении с. Выдропуска в церкве хор. 1784 г.», Л. 2.
16. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18937 «Опись Смоленской церкви и ея имущества в с. Выдропуске Вышневолоцкого уезда, 1847 г.», Л. 9.
17. Там же, Л. 14 об.
19. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 18937, Л. 29.
20. И.Ф. Токмаков, указ. сочинения, с. 3.
21. ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, Л. 184 об.
22. И.Ф. Токмаков, указ. сочинения, с. 5.
23. Вышневолоцкий муниципальный архив, Ф. 86, Оп. 1, Д. 864 «Документы по закрытию Богоявленской и Пятницкой церквей, 1941 г.», ЛЛ. 5 – 6.
24. ГАТО, Ф. Р - 2723, Оп. 2, Д. 38 «Регистрационное дело религиозного общества Богоявленского собора в г. В.Волочёк», Л. 3.
25. Там же, Л. 11.
26. Смирнов В. Как на ямщицкую копейку построил храм Выдропужск. – Спировские Известия. – 4 июня 2004. – С. 5.
27. ГАТО, Ф. Р- 2723, Оп. 2, Д. 38, Л. 18.
28. ГАТО, Ф. Р- 2723, Оп. 1, Д. 127 «Регистрационное дело погоста Прутня Торжокского района», Л. 105.
29. ГАТО, Ф. Р - 2723, Оп. 2, Д. 38, Л. 76.

Автор выражает благодарность сотрудникам Вышневолоцкого краеведческого музея за предоставленный фотоматериал, а также особая благодарность Г.И. Шматовой, В.И. Максимовой, Е.А. Молчановой и П.С. Иванову.