Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №10, стр. 145-156
 

Е.И. Ступкин

   
учредитель, издатель и редактор альманаха «ВИКА» и газеты «Древний Волок», председатель ВКОиС, лауреат областной литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина 2002 г., член Союза журналистов РФ, г. Вышний Волочёк
Вячеслав Шишков в своём рабочем кабинете.
На столе портрет Мити. г. Пушкин. 1938 год

 

 

Портрет на столе писателя


В Детское Село Вячеслав Яковлевич Шишков переехал из Ленинграда в январе 1927 года. С весны 1937-го и до сентября 1941 года на рабочем столе его квартиры стоял большой портрет молодого симпатичного мужчины – Дмитрия Алексеевича Шишкова, его родного племянника.
О жизни и творчестве известного русского писателя В.Я. Шишкова написаны книги, его «Угрюм-река» и «Емельян Пугачёв» переведены на многие языки, по его произведениям сняты фильмы, поставлены оперы. На родине писателя создан мемориальный музей, открыт памятник. На зданиях, где он жил и трудился, – памятные доски. Долгие годы между городами Горьким и Молотовом (сегодня – Нижний Новгород и Пермь) курсировал пароход «Вячеслав Шишков». Бережно сохраняются любые мелочи, связанные с его профессиональной и писательской деятельностью. Собраны подробные воспоминания о его родных и близких. Научные конференции по творчеству А.Я. Шишкова собирают десятки филологов и литературоведов со всей России, приезжают на них и гости из-за рубежа.
Почему же практически ничего не известно о человеке, портрет которого в течение четырёх с лишним лет стоял на рабочем столе Вячеслава Яковлевича? (1) Кто скажет, сколько раз за эти годы известный на всю Россию писатель вспоминал любимого племянника, сколько раз мысленно разговаривал с ним?

 
Дом, в котором родился и вырос Дмитрий Шишков,
за прошедшие 80 лет почти не изменился
 
Вдова писателя К.М. Шишкова и А.Я. Шишков.
г. Вышний Волочёк. Октябрь 1973 года

Родился Дмитрий Шишков в Вышнем Волочке в семье Алексея Яковлевича Шишкова, младшего брата Вячеслава Яковлевича. А.Я. Шишков был личностью в Вышнем Волочке известной – инженер-гидротехник, один из первых вышневолочан, награждённых орденом Ленина. Дом Шишковых стоял в старинной части города – Острове, на перекрёстке улиц Артюхина и Семашко (ул. Артюхина, д. 46). Здесь и провёл своё детство и юность Дмитрий Шишков, или Митя, как чаще называли его родители и друзья. В Вышнем Волочке он закончил школу, затем кондукторское училище, то самое в котором учились его отец и оба дяди. В 1927 году уехал в Ленинград, поступил в художественную академию. В 1934 году успешно её закончил, получив диплом архитектора. Казалось, впереди целая жизнь, но… нелепая смерть под колёсами трамвая оборвала земной путь молодого талантливого мужчины. Это случилось в январе 1937 года. Дмитрию Шишкову было всего 28 лет.
Отец Мити Алексей Яковлевич намного пережил своего сына – он скончался 6 апреля 1974 года. Родительский дом был продан. Спустя много лет новые хозяева во время ремонта обнаружили под крышей между стропилами две толстые, в линейку тетради, от корки до корки заполненные стихами и рисунками. Судьбе было угодно, чтобы на глаза одному из новых жильцов попала газета «Древний Волок» (2). Тетради не выбросили на помойку, не сожгли, как иногда поступают в таких случаях, а принесли ко мне. И вот уже почти десять лет они бережно хранятся в моём архиве.
Первая тетрадь (назовём её так, следуя хронологии) кирпично-красного цвета, сильно потрёпана. На обложке вытертая, с трудом читаемая надпись: «Стихи» – и внизу – «1924-1926». Первые 16 листов утрачены. На них, как видно из оглавления, были 32 короткие стихотворения. Тетради не черновые – в стихах практически нет правок, и расположены они не строго по хронологии, а в определённом автором порядке. Много рисунков чернилами, от совсем простых, буквально в несколько штрихов, до сложных. Есть и цветные рисунки – они аккуратно вклеены на корешки листов, и выполнены на ватмане в различной технике: чернила, тушь и, большинство, акварель. Тетради больше похожи на рукописные книги, чем на рабочие черновики. Первая полностью и большая часть второй исписаны одинаковым почерком и чернилами. Значит, переписывал Митя стихи набело совсем короткий срок – может быть, всего несколько дней. В первой тетради стихи 1924 – 1926 годов (стихи 1924 года были на 16 утраченных страницах).

Дмитрий Шишков. Автопортрет

Записи стихов другими чернилами и заметно изменившимся почерком начинаются с 55-й страницы второй записной книжки. Первое стихотворение помечено датой «осень 1926», и дальше идут четыре стихотворения, датированные уже 1927 – 1928 годами. В 1927 году летом Митя едет в Ленинград для подготовки и поступления в академию. На 93-й странице второй тетради есть надпись, выполненная карандашом: «Написано в Ленинграде у Крёстного в первый приезд в Ленинград во время подготовки в Академию». Таким образом, большая часть обеих рукописей записана в Вышнем Волочке и за достаточно короткое время. Стихов 1927 года три, и последнее датировано 4 апреля 1928 года. На последней странице второй тетради дата «25\IX 29 г.» и под ней шесть стихотворных строк. Стихотворение явно незаконченное. Возможно, что несколько последних листов утрачено. Сохранилось еще два отдельных листа со стихами Дмитрия Шишкова. Листы нестандартные, нелинованные. Вероятно, они готовились для публикации.
Как попали тетради из Ленинграда, где учился, а потом и жил Митя, в Вышний Волочёк, в дом его отца? Почему они не были напечатаны? Кто и когда их спрятал? Нужно отметить, что спрятали их тайно от родителей, так как, если бы Алексей Яковлевич знал про них, он бы обязательно передал тетради своему единственному внуку Вячеславу. Ответов на эти вопросы нет, можно сделать лишь некоторые предположения.
В 1926 году Вячеслав Яковлевич готовит к выпуску своё первое собрание сочинений, в 1927-м его избирают председателем Ленинградского отделения Всероссийского союза писателей. Возможно, Митя собрал всё свое творчество воедино и рискнул показать стихи знаменитому дяде. Это могло произойти в августе 1927 года, во время приезда писателя в Вышний Волочёк в гости к младшему брату. Вячеслав Яковлевич отличался не только добротой, но и прямотой и к тому же очень не любил модные стихи (3). Реакцию дяди в этом случае предположить было можно, и, вероятнее всего, многие стихи он подверг серьёзной критике. Во второй тетради есть косвенное тому подтверждение: пять листов почти полностью оторваны, едва держатся, и на первом из них рукою Мити сделана надпись карандашом: «Листы вырваны в Рамбове (?) в пьяном состоянии. От окончательной гибели спасены Николаем Николаевичем (крёстный Мити. – Е.С.)».

Книга «Ржаное солнце», стр. 55

Кому из начинающих, и особенно талантливых, поэтов незнакома эта ситуация? Все кругом тебя хвалят, сравнивают с самыми известными и модными пиитами, а тут близкий и любимый человек, уже признанный в литературных кругах как писатель, подвергает твои стихи, в которые ты вложил всю душу, критике. Критике, как тебе показалось, безжалостной и абсолютно несправедливой. Есть от чего впасть в отчаяние. Хотя, если такой разговор состоялся, то можно с уверенностью утверждать, что двигало дядей только искреннее желание помочь любимому и талантливому племяннику. В год окончания Дмитрием академии Вячеслав Яковлевич в письме своему брату пишет: «Я очень рад, что Митя кончил, хотелось бы повидать его, он нас вообще игнорирует, а почему – не знаю». (А.Я. Шишкову. 22 апреля 1934 г. Детское Село.) А причина «игнорирования» своего именитого родственника могла крыться в старой детской обиде за оценку его творчества.
Несомненно и другое. Вячеслав Яковлевич видел в Мите себя. Сам он начал творческий путь довольно поздно и, конечно, верил в то, что подающий надежды племянник со временем вырастет в большого мастера. Кроме Мити никто из большой родни писателя не проявил творческих способностей. Не имея своих детей, Вячеслав Яковлевич по-отцовски любил племянника, гордился им и, конечно же, очень хотел видеть своего Митюшу настоящим мастером художественного слова (4). Можно добавить, что отношения дяди и племянника в последние годы жизни Дмитрия были тёплыми. Своего первенца, родившегося в 1936 году, он назвал в честь дяди Вячеславом. Рос Вячеслав в семье деда Алексея Яковлевича и был всеобщим любимцем. Его даже звали Вестенькой, как и В.Я. Шишкова в детстве (5).
Писал ли Митя стихи во время учёбы в академии и после её окончания? В пользу этого говорят несколько отдельных листов со стихами. Два из них явно приготовлены для печати, а третий тетрадный листок – автограф стихотворения Всеволода Рождественского, написанного в 1926 году (6). Можно предположить, что Дмитрий был знаком и с В.А. Рождественским и другими поэтами и писателями Ленинграда.
И ещё несколько строчек к характеристике Дмитрия Шишкова. В моей библиотеке хранятся две книги, принадлежавшие Дмитрию. Первая – В. Маяковский. «255 страниц Маяковского» (ГИЗ, М. – СПб, 1923. Кн. 1, 256 с.) с автографом владельца на четвертой странице обложки. И вторая – Пётр Орешин. «Ржаное солнце» (ГИЗ, М.– СПб, 1923. Т. 1, 224 с.) с рисунком Дмитрия на 55-й странице.
То, что семья Шишковых была читающая, вполне естественно. Но можно предположить, что у Дмитрия была своя поэтическая библиотечка, куда он подбирал авторов, наиболее ему близких.
В конце 90-х я попытался разыскать потомков Мити Шишкова. Но сын его к тому времени уже умер. Оставалась внучка, которая уехала в Швейцарию. Её адрес мне прислали из Музея-квартиры А.Я. Шишкова в Москве, но посланное письмо вернулось обратно, не найдя адресата.
Вам, читатель, судить о таланте Дмитрия Алексеевича Шишкова. Я никоим образом не отношу себя к знатокам поэзии и не могу дать профессиональную оценку его стихов. Но, как рядовой читатель, могу сказать, что многие из них мне понравились: подражания Есенину и Маяковскому, знаменитая до войны живая газета «Синяя блуза» (7), солнечная, мягкая, почти ершовская сказка. Немало стихов, в которых своя, «шишковская» изюминка, свой, ни на кого не похожий стиль. Привлекают лаконичной простотой рисунки чернилами и хорошим профессионализмом – акварели. Во всём чувствуется аромат того уже далёкого времени, во всём живёт чистая душа Мити Шишкова.
Стихов у Дмитрия Шишкова наберётся на хорошую книгу, и поэтому, к великому сожалению, все их напечатать не позволяет формат издания. Но надеюсь, что со временем мы сможем взять в руки томик стихов, на обложке которого будет портрет автора и лаконичная надпись: «Дмитрий Шишков. Стихи».

Примечания

1. В.Я. Шишков. Неопубликованные произведения. Воспоминания о В.Я. Шишкове. Письма. Л., 1956
Письма В.Я. Шишкова А.Я. Шишкову
25 февраля 1937г. г. Пушкин
С. 286. «Вот уже месяц прошёл, как нашего родного Митюшеньки не стало на земле... Фаничка привезла нам большой Митюшин портрет, он у меня теперь на письменном столе. И еще хочу заказать портрет художнику, пришлю или привезу Вам».
16 марта 1938 г. г. Пушкин.
С. 289. «Хотелось бы мне посмотреть Вас всех. Сходить на Митюшину могилу. Его портрет у меня на самом почетном месте, на письменном столе. Пишу, да всё на него, на милого, посматриваю».
19 января 1941 г. г. Пушкин.
С. 328. «Вот уже шесть лет прошло со дня кончины незабвенного Митеньки. Боже, как быстро проходит время.
Его большой портрет у меня на письменном столе. Я часто обращаюсь к нему, как к живому, он своими темными глазами всегда следит за мной, как я пишу».
Воспоминания о В. Шишкове. М. 1979
Н. Завалишина. В Детском Селе
С. 163. «В 30-х годах Вячеслав Яковлевич пережил две большие потери, которые глубоко потрясли его. От несчастного случая на улице погиб его племянник Митя, о котором он всегда неусыпно заботился. Он просидел много часов у его постели, много средств потратил – только бы спасти дорогого человека. Долго не мог оправиться Вячеслав Яковлевич от этой потери. С тех пор на его письменном столе всегда стоял огромный портрет Мити».
2. Общественно-политический и литературно-краеведческий еженедельник «Древний Волок» основан журналистом и краеведом Р.И. Матюниным в 1993 году. После его скоропостижной кончины в 2002 году редактором газеты стал Е.И. Ступкин
3. Воспоминания о В. Шишкове. М. 1979
Конст. Федин. Вячеслав Шишков
С. 9. «Я всегда считал Вячеслава Яковлевича человеком редкостно добрым. Такого расположения к товарищам, такой любви нельзя позабыть. Но нельзя также позабыть его строгой прямоты, с которой он говорил правду в глаза своему товарищу, другу, если они заслуживали осуждения. Он был неколебим душой настолько же, насколько ясен и чист».
В. Смиренский. В двадцатые годы
С. 97. «Шишков любил послушать стихи, но не терпел модных в те годы «новых» поэтических школ, особенно имажинистов, выделяя из их среды только одного Сергея Есенина, полагая, что Есенин попал к ним просто по недоразумению».
В.Я. Шишков. Неопубликованные произведения. Воспоминания о В.Я. Шишкове. Письма. Л., 1956
Л.Р. Коган. Из воспоминаний о В.Я. Шишкове
С. 190. «Внимательно следил Вячеслав Яковлевич и за советской поэзией. В этой области у него был определенный, твердо установившийся вкус. Он не любил, например, поэтических изысков, сложных словесных экспериментов и причудливостей, как и упрощенности и вульгаризации под маской народности».
Д.Г. Френкель. Воспоминания
С. 236. «В.Я. Шишков никогда не запутывал свою речь туманными обтекаемыми формулировками. Скупой на слова, говорил всё прямо и честно – как чувствовал».
4. В.Я. Шишков. Неопубликованные произведения. Воспоминания о В.Я. Шишкове. Письма. Л., 1956
А.Я. Шишков. Воспоминания о брате
С. 122. «Неоднократно приезжал брат и ко мне, в Вышний Волочёк. Он по-отечески относился ко всей моей семье, любил моего сына Митю – охотника писать стихи и рисовать. Ребят Вестенька вообще любил».
Письма В.Я. Шишкова А.Я.Шишкову
21 марта 1936 г. Детское Село.
С. 284. «Был у нас Митя, ночевал, хорошо провели время, поговорили, он показывал свои прекрасные, очень талантливые работы. Молодец по всем статьям! И характером человек исключительный».
5. В.Я. Шишков. Неопубликованные произведения. Воспоминания о В.Я. Шишкове. Письма. Л., 1956
Письма В.Я. Шишкова А.Я.Шишкову
25 февраля 1937г. г. Пушкин.
С. 286. «Надо беречь себя и, на большую Вам и нам радость, беречь маленького Вестика... Крепко мы все целуем Вас вместе с Вестиком – я, Клава, Раюша и Михаил Иванович. Поклон тете Уле».
16 марта 1938 г. г. Пушкин.
С. 289. «Как жаль, что ушла от вас тетя Уля. Ведь бедной Лизочке – это зарез, Вестик связал ее наверно по ногам, по рукам, его же невозможно оставить одного ни на минуту».
29 июня 1939 г. г. Пушкин.
С. 317. «Крепко, крепко тебя, милую Лизочку и Вестика все мы целуем».
19 января 1941 г. г. Пушкин.
С. 328. «Ну, хорошо, что хоть Вестенька растет при Вас, это очень хорошо и Вам, да и ему неплохо... Вот ты не мерзнешь ли? Или яблоньками топишь? Как здоровье твое и Лизочки? Гуляет ли Вестик, катается ли на саночках?»
6. Рождественский Всеволод Александрович (1895 – 1977), русский, советский поэт. Жил и работал в Ленинграде. Вышли поэтические сборники: «Земное сердце» (1933), «Окно в сад» (1939), «Русские зори» (1962). Советский энциклопедический словарь. М. 1985, с. 1129.
7. Синяя блуза – театрализованное представление с чтением стихов, песнями, танцами. Главными темами «живых газет» были воинствующий атеизм, процессы над «врагами народа», а также задачи и лозунги, провозглашённые на тот момент партией и Сталиным: коллективизация, индустриализация, «Долой неграмотность!» и т.д. В 1925 – 1930 гг. кружки и коллективы синеблузников были на большинстве крупных предприятий города Вышний Волочёк: «Таболке», «Паркоммуне», ХБК и др. Сообщения о выступлениях, или точнее представлениях, «Синей блузы», постоянно встречаются на страницах газет тех лет. Большое внимание «живая газета» уделяла борьбе с бюрократами, бракоделами, лентяями, прогульщиками и другими недостатками.

Вышневолоцкие «синеблузники». Фото 1927 г.
Возможно среди них присутствует и Митя Шишков.