Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек
С имени его начинался город
Газета
Вышневолоцкая правда. 2003. 11 января. – С. 2.
 

Наступивший 2003 год знаменуется не только тем, что 12 января исполняется 300 лет начала строительства Вышневолоцкой водной системы, но и 325-летием со дня рождения ее создателя –гидротехника - самоучки Михаила Ивановича Сердюкова.
Из архивных материалов известно, что родился Бароно, Имегенов сын, в 1678 году при реке Селенге (это север современной Монголии) и рождением он был «мунгальского народа». Тринадцатилетним был взят в плен и продан за 10 рублей приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову, от которого при крещении позже и получил имя и фамилию. Природные способности и усердие позволили ему в короткий срок постигнуть науку писать, читать и считать. Он стал помощником своего крестного во всех торговых делах, но в 1700 году И. М. Сердюков умер, и на работу Михаила берет известный купец «гостиной сотни» Матвей Евреинов. Вскоре Сердюков получает должности приказчика и записывается в новгородское купечество, а в 1704 году при посредничестве Петра I бывший раб и инородец становится членом одной из самых богатых и влиятельных купеческих гильдий – новгородской. Не зря Петра именуют Великим – умел он не только распознать недюжинных людей, но и дать им возможность проявить свои способности во благ8о России.
В год подписания указа о начале «перекопных работ» в Вышнем Волочке Михайле Сердюкову было 25 лет. Занимался он доставкой различных грузов с волжских пристаней в Новгород и Петербург вышневолоцким водным путем и на собственном горьком опыте познал все его трудности и опасности. На его глазах летом 1703 года начиналось строительство Тверецкого канала – первого судоходного канала в России. Сердюков становится главным подрядчиком строительства, поставляя все необходимое для работ. Общий надзор за строительством вели князья Гагарины, а руководили им голландские мастера во главе с Адрианом Гоутером. Немало было истрачено сил подневольных работных людей и государственных средств, но ничего путного у голландцев не получилось. Сразу же после окончания строительства в 1709 году суда проходили по каналу с великими трудностями и в один год не успевали попасть в Петербург. Долгие 15 лет Сердюков не только наблюдал за неудачной постройкой, но и анализировал, вынашивал собственные планы.
Между тем строительство новой столицы требовало все больше леса, хлеба, железа, ружейных припасов и прочего товара. Петр настойчиво искал новые пути к столице, привлекая к этому Доверенных лиц  и иностранных мастеров, выделяя немалые суммы и тысячами сгоняя на стройки работных людей и войска.
К 1719 году движение по Тверецкому каналу практически прекратитесь. В 1718 году весенний караван по нему пройти не смог, и «…воспоследовала к Петербурге нужда великая в провианте». «Гагаринский канал», вероятнее всего так бы и остался одним из неудавшихся эпизодов поиска пути из Волги в Неву если бы не «прожект» Михаила Сердюкова.
Мало кто знает, что еще в 1712 году Петр повелел проверить возможность водного пути через реки Сясь – Молога – Волга, самого короткого, безопасного (по Вышневолоцкой системе барки поджидали страшные Боровицкие пороги!) и экономически выгодного варианта. Но опоздание в выполнении распоряжения, а потом и смерть императора отодвинули время создания нового канала – будущей Тихвинской трассы – к 1811 году.
«Доношение» Сердюкова попало к Петру I в начале 1719 года, и царь приказал его немедленно направить в Сенат, дабы был учрежден соответствующий указ, но Сенат решил прежде все еще раз перепроверить. Заминка «господ сенаторей» заставила Петра вызвать  Сердюкова в Петербург самолично. Он при встрече убедился насколько глубоко и, всесторонне М. Сердюков продумал свое предложение. Можно представить себе ликование Петра, когда он понял, что перед ним человек, способный решить проблему, над которой он бился долгие 15 лет,  «прорубить окно в Европу»!

Сердюков брался не просто полностью переделать неудачно выполненное голландцами, но и построить многие новые гидросооружения, притом не за государственный счет, а «своим иждивением», что было беспрецедентным для того времени. И ежели зделаю и во что оная работа станет; тогда в. в-во о взыскании милости просить буду, а буде не зделаю – убытков своих возвращать не желаю», – писал он в доношении государю. Петр не просто принимает все предложения Сердюкова, но и обещает ему, в случае удачного исхода дела, привилегии большие, чем тот просит. Все это говорит о важности и срочности решения проблемы, о доверии к самоучке и великой надежде на него.
Нужно не забывать о том, что до Сердюкова Петр делал ставку на иностранных мастеров, которые его не единожды обманывали. А здесь за дело брался известный ему новгородский купец! И брался создать, говоря современным языком, целый гидротехнический комплекс! При строительстве Вышневолоцкой водной системы были использованы не только последние по "тому времени достижения «гидpayлики», но и новые, ранее невиданные гидротехнические решения, например создание искусственного водохранилища. До Сердюкова никому не приходила в голову мысль использовать запас вешних вод и сооружение водохранилищ с тем, чтобы за счет их поддерживать необходимый уровень воды во всей системе в жаркое летнее время. Уже после смерти М. И. Сердюкова почти пол века продолжались работы по улучшению и расширению Вышневолоцкой водной системы, при которых использовались идеи гениального гидротехника-самоучки.
Скончался Михаил Иванович Сердюков в 1754 году и был похоронен на погосте Городолюбля, на берегу созданного им водохранилища.

ВОЗВРАТ В МЕНЮ