Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек
Вышний Волочёк на стариных открытках


Тверская жизнь
2001.–26 мая.
Краеведческий вестник «Живая вода». – С. 4.
 
 

Рубеж XIX И XX веков. Царская Россия на подъеме. Идет стремительное развитие и в экономике страны, и в общественной жизни. Часто новости предваряются словами «первый», «впервые»: первые отечественные автомобили, первые полеты на фанерных аэропланах, первый съезд РСДРП. 1898 год. В Вышнем Волочке министерством земледелия открыта первая в России учебно-показательная мастерская по кустарному красильно-ткацкому производству. В апреле появляются в продаже первые в России художественные открытые письма, изданные общиной св. Евгении в Санкт-Петербурге.

 

Первые в мире открытые письма, или в просторечии – "открытки", появились в Австрии в 1869 году, а история открытых писем в России восходит к 1871 году, когда министром внутренних дел были утверждены 12 июня 1871 года «Временные постановления по почтовой части». В этом постановлении был раздел «Охкрытые письма», и в статье 16 говорилось: «Статья 16. Этот новый вид корреспонденции устанавливается для ведения переписки открыто. Форма открытого письма состоит из бланковой бумаги в 1/16 долю листа. На одной стороне бланка пишется подробный адрес назначения, а другая сторона бланка представлена для письма...» Циркуляром № 9654 предписывалось ввести «Постановления» в действие с 1 января 1872 года одновременно по всей стране. Новый вид почтовой корреспонденции быстро становится популярным. Так, если в первый год торговли, в 1872 году, было продано около миллиона бланков открытых писем, в 1875 г. – около полутора миллионов, то в 1880 году почти 5 миллионов, а в 1896-м было использовано уже более 40 миллионов бланков открытых писем. Первыми художественными открытыми письмами в России явились открытки СПб попечительского комитета о сестрах Красного Креста РОКК, более известного под именем Община св. Евгении. Изданы они в апреле 1898 года по инициативе И.М.Степанова.
РОКК – Российское Общество Красного Креста было благотворительной организацией, главной целью которой являлось оказание помощи раненым и больным на войне. В 1882 году в системе РОКК был создан Спб комитет, позднее, в 1893-м, ему было присвоено наименование Община св. Евгении. Имя святой было выбрано в честь попечительницы СПб комитета принцессы Евгении Максимиллиановны Ольденбургской. Первый выпуск благотворительных (то есть более дорогих, чем обычные) конвертов издания Общины св. Евгении состоялся в апреле 1896 года. Организация выпуска была поручена делопроизводителю общины Ивану Михайловичу Степанову. А в апреле 1898 года Степанов предложил издавать художественные открытые письма. Писатель и художник Н.Н.Каразин выполнил для первого выпуска художественных открыток четыре акварели, с которых и были отпечатаны в петербургском "Заведении графических искусств Э.И.Маркуса" – первые художественные открытые письма России. Автором же выпуска первых вышневолоцких открыток, человеком, сохранившим для потомков облик города начала века, стал Алексей Иванович Кобелев. Ему принадлежал магазин, который находился на первом этаже Мариинской женской гимназии (ныне средняя школа № 5).
На протяжении 12 лет, с 1901 по 1913 годы, А.И.Кобелевым было издано семь выпусков открыток с видами Вышнего Волочка. Общее число открыток, изданных Кобелевым, около 180. Кроме А.И. Кобелева вышневолоцкие открытки издавали: С.Н. Бородин, А.Э. Сипайлло (по два выпуска), Н.И. Латышев, М.Я. Раухваргер, И.Н. Федоров, И.Я.Таиров, В. Базлов, А.Лутат, Ю. Витомский, М.Кампель, Шемаев, В.А.Иванов из Ярославля, московское «Контрагентство печати».
Большинство издателей – вышневолочане. Кроме Кобелева владельцами магазинов были: С.Н. Бородин и Шемаев (правда, пока неизвестно, где находились их магазины и какими товарами они торговали). К купеческому сословию принадлежали: потомственный почетный гражданин города Иван Никифорович Федоров, Мовша Янкелевич Раухваргер и Василий Петрович Базлов. А.Э. Сипайлло – владелец аптеки, которая находилась на первом этаже здания на углу улиц Ванчаковой линии и Казанской (в настоящее время драмтеатр), Иван Яковлевич Таиров и А. Лутат были фотографами.
Пока очень мало известно про фотографов, чьи снимки использовались для открыток. Вероятнее всего, А. Лутат использовал свои фотографии. И.Я.Таиров выпустил серию фотографий города (т.н. «неаннотированных открыток»). Фотографии каких мастеров были использованы для открыток других выпусков, пока неизвестно. Можно только предположить, что это были профессиональные фотографы. Чаще встречаются старые фотоснимки с печатями следующих фотографов: С. Земмель, Н. Ниссинен, Б.Ф.Деренговский, А.Д.Кутейников, П.Чесноков, В.Н. Иванов, А. Лутат, К.В. Луковников, Э. Раннеберг, Ф. Панков.

До 1917 года известно 20 выпусков видовых открыток сериями от 10 до 30 штук. Количество так называемых «неаннотированных» выпусков предположить трудно, но на сегодня их известно не менее десятка. А общее число открыток во всех выпусках предположительно около 450, но видов города значительно меньше – около 250. Причина в том, что одни и те же снимки использовались для различных выпусков: к примеру, один и тот же снимок бейшлота повторялся в пяти выпусках, вид на Тверецкий канал и контору Вышневолоцкого участка водной системы путей сообщения (бывшая 1-я баня) также в пяти разных выпусках и так далее.
А выпуски 1910 г. купцов И.Н. Федорова и М.Я. Раухваргера были фактически репринтными изданиями, так как в них полностью использованы только открытки прежних выпусков. Чисто купеческий подход: максимум выгоды – минимум затрат.
Тиражи этих выпусков, если учесть, что встречаются они чаще других, были большими. Фотографам платить не нужно, так как брались фотокопии открыток прежних выпусков. Правда, при этом страдало качество открыток. Серые и мутные «купеческие» выпуски сильно проигрывают «кобелевским» открыткам.
Именно поэтому на открытках издания 1912 года появляются надписи: «Репродукция воспрещается» (издание Кампель, Москва) или «Перепечатка воспрещается. Собственность издателя заявлена 10 мая 1912 г.» (издание писчебумажного магазина А.И. Кобелева).
Почти все выпуски открыток выходили не одновременно, а партиями по нескольку штук. Это видно из того, что разновидности встречаются среди открыток одного и того же выпуска.
Например, в 3-м выпуске открыток А.И. Кобелева 1904 года (самая ранняя дата на открытках этого выпуска – 01.01.1905 г.) на трех открытках шрифт на адресной стороне открыток мельче, чем на остальных открытках данного выпуска Кобелева 1908 года выходные данные издателя на 7 открытках напечатаны в одну строку, а на остальных – в две, и т.д.
Как из отдельных цветных камешков складывается мозаика, так и из разрозненных старых открыток оживает перед нами облик Вышнего Волочка начала века: чинно шествуют нарядные горожанки, озорно и весело смотрят прямо на нас глаза мальчишек, о вечном напоминает величавая красота церквей и каналов.
Откроем «Календарь Суворина» 1902 года издания и на странице 140 этого самого массового статистического сборника России прочтем: «Вышний Волочек Тверской губернии –16722 жителя». Уездный город – второй по величине в губернии. (В Твери в то время проживали 53477, а в Торжке – 12743 человека). За сто прошедших лет в несколько раз возросло число жителей. Примерно во столько же раз стало меньше церквей, многие из которых были уничтожены «заботами» коммунистических руководителей города.
От Преображенской церкви на старом Пятницком кладбище, построенной еще при «матушке Екатерине» в 1783 году на средства жителей города, остался только остов. Троицкая церковь (за Старо-Тверецким каналом, напротив бывшей бани № 1), возведенная на деньги почетного гражданина города М.Ф.Ванчакова, сгорела дотла в лихие 30-е годы. Церковь Петра и Павла (стоявшая в горсаду, на месте летнего кинотеатра), выстроенная в 1813 году по указу императора Павла I, взорвана в те же тридцатые.
Только на старых открытках мы можем сегодня увидеть летний Казанский собор, у кого поднялась рука на этакую красоту! В этом соборе двести с лишним лет назад новгородский генерал-губернатор граф Яков Ефимович Сиверс читал указ о присвоении Вышнему Волочку статуса города. В те же лихие тридцатые (вероятно, «по просьбе трудящихся») собор был взорван, а на его месте «воздвигнута» несуразная трехэтажная коробка, из которой почти 50 лет коммунистические лидеры руководили «строительством светлого будущего» в нашем городе.
Уничтожали духовность, уничтожали красоту, уничтожали народную память. Видно, для наших «всенародных и любимых» вождей все эти понятия были несовместимыми со «светлым коммунистическим завтра».
Об отношении к народной памяти, к истории города можно судить и по судьбе названий улиц. Где Казанская улица, названная так в честь главной святыни города? Где Сиверсова улица, где Екатерининская, названные так благодарными жителями за указ 1772 года? Не осталось памяти и о почетном гражданине города, купце и меценате Михаиле Федоровиче Ванчакове – уже более 70 лет нет в Вышнем Волочке улицы Ванчакова линия.
Только на старых открытках можно видеть, каким был город в первозданном виде во времена «проклятого царизма». И чем больше вглядываешься в Вышний Волочек 1900 года, тем отчетливее видишь главное отличие его от Вышнего Волочка 2000 г. Оно в ощущении ухоженности, любовном отношении жителей к своему городу. Нет, не готовили к фотографированию улицы, дома, каналы и дамбы. Если присмотреться, можно увидеть, что кое-где нужен ремонт. Но это вызывает скорее чувство уважения, как аккуратная штопка на одежде опрятного, но небогатого человека.
За последние 3-4 года наш город стал заметно чище и опрятнее. Особенно изменился в лучшую сторону центр города. Старинные купеческие дома словно помолодели. Многим из них сделан косметический ремонт, некоторым – капитальный. Восстанавливаются Казанский монастырь, Успенская церковь, Александро-Невская церковь на бывшем городском подворье Николо-Столпенского мужского монастыря (при советской власти в бывшей церкви располагался пивбар – заведение для коммунистических властей, ясное дело, «архинужнейшее» по сравнению с храмом).
Но сколько еще предстоит сделать? Пока еще в руинах вторые торговые ряды. Продолжают разрушаться бесхозный Екатерининский путевой дворец и дом М.И. Сердюкова. Мерзость запустения на кладбище Градолюбля. В том виде, каковы они сейчас, эти памятники не попадают на современные открытки, но остаются на многочисленных любительских фотографиях. Ох, как бы хотелось, чтобы наши потомки, сравнивая Вышний Волочек 2099 года и нынешний, не поминали нас непотребными словами.

ВОЗВРАТ В МЕНЮ