Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление

Бароно –птенец
гнезда Петрова

 

Гением и волей Петра воздвигнут Санкт-Петербург, гением и волей его сподвижника Сердюкова построена транспортная магистраль – дорога жизни, по которой в Санкт-Петербург на протяжении 180 лет доставлялись самые разнообразные и необходимейшие грузы.

12 января 1703 года Петр Первый подписал указ «...о начале перекопных работ близ Вышневолоцкого яма».
Михаил Иванович Сердюков был личностью выдающейся – об этом говорит вся история его непростой жизни. Бывший раб и инородец возводится в дворянское звание и получает чин коллежского советника – гражданский чин VI класса, соответствующий воинскому званию полковника. Царские награды и милости во времена Петра получали люди хоть и незнатного происхождения, но «пользу великую государству российскому приносящие».

 

Из архивных материалов известно, что родился Бароно, Имегенов сын в 1678 году на реке Селенге и рождением он «мунгальского народа». Тринадцатилетним Бароно был взят в плен и затем продан за десять рублей приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову. Позднее бывший пленник при крещении получает фамилию своего хозяина.
Строительство Тверецкого канала – первого судоходного канала в России – начиналось на глазах у Михаила Ивановича Сердюкова – он с самого начала работ поставлял «провиант» для строителей. Строили канал голландские мастера во главе с Адрианом Гоутером, а надзор за строительством был поручен князьям Гагариным. Немало было истрачено государственных средств и трудов тысяч подневольных работных людей, но выполненные работы были столь же несовершенны с гидротехнической стороны,сколь неудовлетворительны и с точки зрения судоходства.
Голландцы не смогли устранить главного препятствия для судоходства – мелководья реки Тверцы. Уже сразу после окончания строительства канала в 1709 году суда проходили по нему с великими трудностями и в один год не успевали попасть в Петербург. Между тем строительство новой столицы требовало все в более увеличивающихся объемах лес, хлеб, железо, воинские припасы и прочий товар.
К 1719 году движение поТверецкому каналу практически прекратилось. В 1718 году весенний караван не смог пройти поТверецкому каналу, и «...воспоследовала в Петербурге нужда великая в провианте». И вероятнее всего, так бы и остался «Гагаринский канал» лишь неудачным эпизодом в поисках пути из Волги в Неву, если бы не «прожект» Михаила Сердюкова.
В начале 1719 года Сердюков направляет Петру I свой проект реконструкции канала. Царь вызывает его в Петербург самолично и во время встречи убеждается, насколько глубоко и всесторонне Сердюков продумал свое предложение. Можно представить себе ликование Петра, когда он понял, что перед ним человек, способный решить проблему, над которой он бился долгие 15 лет. Проблему, стоившую Петру и России огромных сумм из скудной государственной казны и жизней тысяч и тысяч простых работных людей. Речь шла о главном деле Петра – «прорубить окно в Европу».
Сердюков брался полностью переделать неудачно выполненное голландцами и построить многие новые гидросооружения. Причем не за государственный счет, а своим «коштом», и весь риск возможных неудач он брал на себя. «...И ежели зделаю и во что оная работа станет, тогда в. в-во о взыскании милости просить буду, а буде не зделаю убытков своих возвращать не желаю», – писал М.И. Сердюков в своем доношении государю. И Петр I не только принимает все предложения, но и дает ему в случае удачного исхода дела привилегии большие, чем просит Сердюков. И это также говорит о важности и срочности решения проблемы, о доверии к Сердюкову и великой на него надежде.
Нужно не забывать о том, что до Сердюкова Петр делал ставку на иностранных мастеров, но они не единожды подвели его. А здесь за дело взялся свой – новгородский купец. И дело ему предстояло великое. Необходимо было создать целый комплекс гидротехнических сооружений. Самые неотложные, первостепенные работы были перечислены в царском указе: «1719 году июня 26 дня имянным Государя Петра Великого указом повелено новгородцу Михайле Сердюкову: для свободного судам ходу при Вышнем Волочке в каналах и в реках Цне и Тверце пересыпные места вычистить, и обветшалые обрубы также и деревянные слюзы починить и где пристойно и вновь построить. Да для умножения в оных же реках и каналах воды зделать ему перекоп,которою перекопью пустить реку Шлину чрез озёра во Цну реку...»
Уже к 1722 году почти все работы, прописанные в Указе, были выполнены. Через три года пропускная способность Вышневолоцкого пути увеличилась почти вдвое. Если в 1720 году через Тверецкий канал прошло к Петербургу, причем с предварительной разгрузкой, 1335 судов, то после постройки каналов Шлина – Цна уже 2339 судов, и без паузки (без дополнительной и весьма дорогостоящей перегрузки).
В 1722 году Сердюков заканчивает Цнинский канал. Построил он его «своим иждивением» и фактически без ведома Сената. Гениальная идея Сердюкова была в том, что путем устройства на Цнинском и Тверецком каналах вторых шлюзовых ворот превратить их в длинные однокамерные шлюзы. При этом многократно увеличивалась пропускная способность системы – Цнинский канал вмещал до 40 больших барок, а Тверецкий – более 100.

 
Вышний Волочек. Акварель Иванова (XVIII век)
 

Замечательным достижением русской гидротехники первой половины XVIII века стало создание Сердюковым водохранилища. Для этого на реке Цне на месте небольшой заводской плотины
зимой 1740/41 года была сооружена новая плотина с тремя спусками (пролетами). В результате образовалось целое искусственное озеро площадью около 6 квадратных километров и подпором воды 2 метра, что давало возможность в летнее время поддерживать в Тверецком канале и реке Тверце уровень воды, достаточный для свободного прохождения судов.
После 1741 года Михаилом Сердюковым вместе с сыном Иваном были проведены огромные по объему работы по устройству бечевника от Вышнего Волочка до Твери – рубились просеки, сооружались мосты и гати, расчищался и спрямлялся фарватер. Проведенные работы позволили проводить караваны от Твери до Вышнего Волочка почти вдвое быстрее.
1 апреля 1744 года Елизавета Петровна подписывает Указ о «Начале работ по чистке Боровицких порогов». Начатые в том же 1744 году, эти работы продолжались вплоть до смерти Михаила Ивановича Сердюкова. Чистку «вредительных» Боровицких порогов Сердюков проводил так, как ему еще Петр I «неоднократно приказывать соизволил» – путем максимального понижения уровня воды в Мсте. Объем работ, проведенных Сердюковым и его сыном Иваном, был здесь намного значительнее, чем наТверце.
Умер Михаил Иванович Сердюков в 1754 году или в начале 1755-го. Похоронен создатель Вышневолоцкой водной системы на погосте Городолюбля, на берегу созданного им водохранилища.
В середине XVIII века по созданной им водной системе перевозилось в среднем 200 тысяч тонн различных грузов, не считая леса в плотах, В то время эти объемы почти полностью удовлетворяли потребности 100-тысячного Петербурга. И уже после смерти Сердюкова еще почти полвека продолжались работы по реконструкции, улучшению и расширению Вышневолоцкой водной системы, при которых использовались идеи гениального гидротехника-самоучки.

Евгений СТУПКИН, председатель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М. И. Сердюкова


 
ВОЗВРАТ В МЕНЮ