Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек
Академик живописи А.Г. Венецианов –
участник Отечественной войны 1812 года
 

В ночь с 11 на 12 июня «Большая армия» Франции у местечка Понемун близ Ковно по трем понтонным мостам перешла Неман и вероломно, без объявления военных действий, вторглась в пределы России. Началась Отечественная война. Ее начало было для русской армии неудачным – она отступала. Патриотические чувства русских проявились вдруг с необычайной силой. Бедствия, принесенные завоевателями, пожар Москвы – древней столицы, реальная угроза порабощения сплотили нацию. Против французов поднялись все слои общества. Война 1812 года стала войной народной.
В одном ряду с кадровыми частями, народным ополчением и партизанами против «Большой армии» Наполеона, в которой собрались войска почти всех стран Европы, воевали художники и поэты. Они были полноправными участниками Отечественной войны, только их оружием были не ружья и палаши, а перо и кисть. Стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» стало всенародным. По всей России расходились портреты М.И. Кутузова и П.И. Багратиона, прославленного казачьего атамана Матвея Платова и беззаветно храброго генерала Н.Н. Раевского, сотнями исчислялись картинки-карикатуры, едко насмехающиеся над французами и воспевающие русскую удаль и доблесть.
В числе авторов этих картинок-карикатур был и известный художник-реалист Алексей Гаврилович Венецианов, с 1815 года до своей трагической гибели в 1847 году живший в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Еще в 1808 году он стал издателем первого в России «Журнала карикатур». Фактически это было рождением политической карикатуры, и родоначальником ее стал А.Г. Венецианов. Правда, вышло всего три номера журнала, а потом его запретила цензура. И хотя потом, после разбирательств в цензурном комитете, с различными запретами и оговорками выпуск «Журнала карикатур» разрешили, пыл начинающего карикатуриста уже угас и четвертый номер так и не увидел свет. Но начавшаяся война заставила его вспомнить не совсем удачный опыт 1808 года. В грозные дни осени 1812 года А.Г. Венецианов, к тому времени уже академик живописи, вновь обращается к карикатуре.
Значение этих картинок-карикатур, зачастую выполненных в манере народного лубка, трудно переоценить. Картинки развенчивали ореол непобедимости французской армии, воспевали патриотизм, звали на защиту Отечества. Одним словом, они воевали. Сатирическая графика соседствовала с военными реляциями и журнальными публикациями, живо откликаясь на злобу дня в лаконичной, острой форме. Картинки продавались в книжных и даже табачных лавках Петербурга и других городов, были широко распространены в армии, проникали даже в отдаленные деревни и помещичьи усадьбы. Многие сюжеты брались с натуры, прототипами сатирических картинок были реальные события и люди.
Всего известно около 200 карикатур, связанных с войной 1812 года. Авторство примерно двадцати из них принадлежит Алексею Гавриловичу Венецианову. В конце 1812-го – начале 1813 г. к этой работе активно подключились И.И. Теребенев и И.А. Иванов. Эти три мастера – самые известные из авторов карикатур. Подпись Теребенева стоит почти под пятьюдесятью картинками, карикатур Иванова известно около десятка. Авторство многих работ подобного рода, к сожалению, неизвестно. К весне 1813 года творческая активность Теребенева достигает пика, и он становится лидером среди карикатуристов. Венецианов же, наоборот, к этому времени практически перестает рисовать карикатуры, как бы передав пальму первенства Ивану Ивановичу Теребеневу. Карикатуры Теребенева «сопровождали» Наполеона до самого острова Эльбы. Последние из них появились в 1814 году. А уже на следующий год политические карикатуры были... запрещены цензурой. Причины такого запрета были чисто политические: создание в 1815 году Священного союза и реставрация династии Бурбонов во Франции.
Почти сто лет пробыли в забвении картинки-карикатуры. Вспомнили о них в 1912 году, в год празднования 100-летия Отечественной войны. Московский издатель С.С. Васильев выпустил серию из пятидесяти открыток – точных копий-перерисовок знаменитых карикатур 1812 года. В этой серии пять работ принадлежат А.Г. Венецианову: № 4 – «Французские гвардейцы под конвоем бабушки Спиридоновны», № 31 – «Чрезвычайная французская почта в Париж», № 35 – «Русский ратник, домой возвращаясь, для курьеза ребятишкам бирюлек принес», № 36 – «Триумфальное прибытие в Париж Наполеона», № 37 – «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Как назидание всем завоевателям, пытавшимся поработить русский народ, надпись на этой последней картинке: «Добрых людей да званых гостей с честью у нас встречают и в передний угол сажают. А незваных нахалов, грабителей, бусурманов с бесчестьем прогоняют и кулаком провожают».
Сатирические картинки Венецианова, Теребенева, Иванова и других, к сожалению безвестных, авторов продолжают жить и в наши дни. В коллекции автора хранятся пять открыток с карикатурами А.Г. Венецианова. Четыре из них – открытки из серии, изданной музеем-панорамой «Бородинская битва» в 1978 году к 165-летию Отечественной войны. А пятая, наверное самая знаменитая, – «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы» издана в 1960 году. Кстати, печаталась эта серия на нашем Калининском полиграфкомбинате. Примечательна надпись на адресной стороне открытки: «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы. Народная картинка». Гравюра на дереве А. Венецианова. 1812 г.»
Когда работу художника называют народной, это, наверное, и есть его высшая награда. Награда и мастеру, и патриоту. Награда участнику Отечественной войны 1812 года.

Примечания

1. Петинова Е.Ф. Венецианов в Петербурге. Лениздат, 1992.
2. З. Тверецкий. От «вельможи» к Наполеону // ВИКА  № 3. Вышний

 
ВОЗВРАТ В МЕНЮ