Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек

МЯТЕЖНЫЙ ИЛИОДОР

 

Мой рассказ о человеке, жизнь которого была отдана двум уездам – Вышневолоцкому и Новоторжскому. 44 года прослужил он Богу и людям, и из них 19 лет в Новоторжском уезде и 22 года в Вышневолоцком. 46 лет его звали Илия, а потом 22 года – Илиодор. Он был семь лет учителем, 15 лет священником, затем 22 года монашествовал и из этих 22 лет 15 лет управлял тверскими монастырями.
Автор трёх книг: «Описание Теребеньской пустыни», «Описание города Торжка» и «Описание Новоторжского Борисоглебского монастыря». Мы не знаем, как выглядел мятежный иеромонах – портреты его неизвестны, да вряд ли они и были.
Фотография тогда делала самые первые шаги, а написать «парсуну» настоятеля небольшого вышневолоцкого монастырька судьба никого не уподобила. Да и не принято это было – другое дело создание икон или роспись храмов. Но сын новоторжского дьячка оставил после себя нетленную память.
В написанных им книгах, пусть совсем небольших по объёму, сохранились сведения, бесценные для потомков.
А началось моё знакомство с иеромонахом Илиодором с книги «Историческо-статистическое описание города Торжка» (Тверь, i860. Репринт. Торжок. 2006), которую мне подарил новоторжский краевед Евгений Евсеев. Я сразу обратил внимание на слова: «...составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря Иеромонахом Илиодором что ныне Строителем Теребенской пустыни». Занимаясь уже несколько лет историей вышневолоцких монастырей, я стараюсь ознакомиться со всеми источниками, касающимися этой темы. Просматривая книгу, нашёл приведённое в ней упоминание об Удомельском Троицком Иоанно-Богословском монастыре. (К слову сказать, автор не упоминает о том, что принадлежала обитель Борисоглебскому монастырю всего несколько лет.)

 
 
Николо-Столпенский монастырь. Начало XX века.

Информация не была для меня новой, но очень заинтересовал меня монах-книжник, который полторы сотни лет назад тоже занимался краеведением. Со страниц архивного дела, из скупых строчек «Описания» вставала история человека незаурядного, самым непосредственным образом связанного с вышневолоцкой землёй.
Более ста лет, с 1764 г. и до 20 октября 1872 г., когда была Высочайше утверждена Казанская женская община, в Вышневолоцком уезде действовало всего два монастыря: Николо-Теребеньский и Николо-Столпенский. В начале XIX века в Вышнем Волочке, как и во многих уездных городах России, открывается уездное духовное училище, для подготовки кадров священнослужителей и учителей церковно-приходских школ. Не закончившие училищного курса и исключённые из него чаще всего попадали в послушники монастырей. В той же Николо-Теребеньской пустыни, по отчёту за 1859 г., служило 19 послушников, и все 19 обучались в различных духовных училищах губернии. И все 19 были из этих училищ исключены. Этот факт говорит о том, что Теребени служили своего рода исправительным заведением для проштрафившихся монахов и послушников. Именно во главе этой обители и был поставлен в сентябре 1853 г. иеромонах Илиодор.
До этого Илия сразу после окончания Тверской духовной семинарии с 1821-го до 1828 г. - «учитель и училищный инспектор Вышневолоцкого уездного духовного училища». Он обучал будущих священников и монахов сразу по семи предметам: «…греческому, арифметике, географии, истории, катехизису, закону божьему и нотному пению». Трудился недавний семинарист прилежно, получал, хоть и нечасто, награды:
в 1825 г. благодарность Тверской епархии,
в 1827 г. премирован половиной годового жалованья – 200 руб.
После Вышнего Волочка Илия 15 лет священничествует в родном Торжке, а в 1843 г. принимает постриг в Тверском Успенском Жолтиковом монастыре под именем Илиодора. Затем снова Вышневолоцкий уезд: со 2 мая 1844 г. по 12 сентября 1847-го иеромонах Илиодор – настоятель Николо-Столпенской пустыни. И опять родной Торжок – управление Новоторжским Борисоглебским монастырём.
11 сентября 1853 г. Илиодор назначается управляющим Николо-Теребеньской пустынью. Напомним, что в Теребени многие насельники посылались в виде наказания. Илиодор круто начал менять порядки.
Жили монахи при прежнем настоятеле мирно, вольно, частенько нарушая монашеские обеты. Все дела в обители вершил казначей да 2-3 старших монаха. Конфликт был классическим, как пример противостояния старого косного уклада жизни и новых отношений, которых требовали изменения, происходившие в экономике страны.
На нового настоятеля сразу же пошли жалобы в «вышестоящие инстанции». От многих монастырских дел остались только описи – самих дел нет. Они не сохранились. Дел, связанных с Илиодором, в описи учтено шесть, из которых до нас дошло только одно – «О разных неправедных действиях, управляющим Николо-Теребеньской пустынью строителем иеромонахом Илиодором». Это целый том, в котором хранятся документы, связанные со следствием, проведённым по доносу казначея этой же пустыни иеромонаха Венеамина.
Илиодор, комментируя донос казначея, пишет об этом так: «Изо всего дела видно, что казначею самому хочется быть большим и поставить меня в совершенную от себя зависимость. По слабости прежнего строителя Сергия в сей пустыни укрепились разные злоупотребления». Следствие продолжалось несколько месяцев, потом ещё больше года шла переписка.
Окончательный вердикт был вынесен только в феврале 1857 г. Вело следствие Вышневолоцкое духовное правление под непосредственным контролем Тверской духовной консистории. В ходе его были тщательно допрошены все лица, каким- либо образом касающиеся сути дела, то есть фактически все насельники монастыря.
Главной причиной доноса была позиция нового настоятеля. А вторая причина заключалась в том, что казначей был переведён в Теребени из Краснохолмского Антониева монастыря, там после смерти настоятеля Паисия были вскрыты крупные нарушения, в которых был замешан и иеромонах Венеамин. Естественно, что Венеамину хотелось реабилитироваться, показать себя ревностным служителем.
А самым лучшим свидетельством этого, по мнению опального монаха, был донос на неправильные действия нового настоятеля. Тем более что Илиодор, круто менявший старые порядки, не всегда вписывался в прокрустово ложе правил, постановлений и законов, которые к тому же можно было трактовать и так и эдак.
Тесно было умному, деятельному книжнику среди недоучившихся семинаристов, почти не обращавших внимания на состояние монастырского хозяйства. Проводивший первую проверку архимандрит Краснохолмского Антониева монастыря иеромонах Иннокентий отмечал: «В кельях по 3 – 5 человек, стены сырые, а кровать одна.
Илиодор оказал свое намерение поставить кровати в кельях или на крайний случай скамьи, исправить печи, поставить около храма решетку, чтобы лошадей не ставили у самых стен храма» (л. 95).
В ходе следствия было выявлено всё, что обычно скрывается от посторонних глаз и не выносится на всеобщее обозрение. Перечислены неблаговидные поступки всех участников конфликта: Илиодора, Венеамина, иеромонахов, послушников и даже настоятелей сельских храмов. Но даже человеку пристрастному было видно, что благие дела Илиодора перевешивают его грехи. Венеамин явно переусердствовал. Илиодор отмёл большинство его доводов, касающихся ведения хозяйства монастыря.
В этом проверяющие были на стороне нового настоятеля. А что касается обвинений в пропуске служб и несоблюдении монастырских правил, то проверяющие сочли, что для настоятеля важнее всё-таки налаживание хозяйства.
Поэтому главным итогом следствия можно считать утверждение в 1856 г. иеромонаха Илиодора строителем Николо-Теребеньской пустыни. Венеамин же был переведён в Кашинский монастырь.

 
Николо-Столпенский монастырь сегодня
 

На следующий год Илиодор получает благословение Святого Синода за усердную и полезную службу и награждается наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг.
Вероятно, в какой-то степени это была и компенсация за причинённый моральный ущерб. Через два года, 2 мая 1859 г., настоятель награждается золотым наперсным крестом, а еще через год Святой Синод объявляет Илиодору совершенную признательность за пожертвование 1500 экземпляров своих книг в пользу вдов и сирот духовного звания.
Казалось, все неприятности для настоятеля позади. Но, вероятно, были и могущественные противники его методов хозяйствования.
20 марта 1859 г. в Теребени из Старицы переводят 35-летнего иеромонаха Аркадия и через год назначают казначеем.
Вновь назначенный казначей почти сразу же пишет на настоятеля донос. На сей раз следствие длится недолго, и уже 29 мая 1861 г. Илиодора увольняют от должности настоятеля за «неверное записывание в книги сумм и самовольное распоряжение хозяйством монастыря». А ещё через год появляется «Указ Тверской консистории от 8 июня 1862 г. за № 5795», которым выносится окончательный приговор: «За многие беспорядки, опущения и незаконные действия, допущенные иеромонахом Илиодором по управлению Теребеньской пустынью, от должности строителя оной пустыни уволен».
Сразу же увольняется с должности казначея и Аркадий,  официальная версия – «по болезни». 15 октября 1863 г. Аркадий определяется казначеем Новоторжского Борисоглебского монастыря, но через несколько месяцев увольняется, и опять «по болезни». Видно, в Торжке у Аркадия что-то не сложилось.
После отстранения от должности Илиодор остаётся в монастыре. В январе 1864 г. в отчёте и. о. настоятеля иеромонах Нил пишет: «Иеромонах Илиодор 66 лет. Ныне сполняет чередное священнослужение и поёт на клиросе. Поведения хорошего».
А ещё через год, в начале 1865 г., настоятель дописывает: «Ныне по болезненному состоянию и преклонных лет к послушаниям мало способен». В том же 1865 г. иеромонах Илиодор скончался.

 
Возврат в МЕНЮ