Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление

 

Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек

ПОСОЛЬЕ

(Из истории вышневолоцких монастырей)

ЗА СВЯТУЮ ВЕРУ И СВЯТУЮ РУСЬ

 

На протяжении веков монастыри на Руси имели огромное значение: они играли важную, а то и первостепенную, роль во всех сферах жизни русского государства. Святые обители были очагами культуры, экономическими и религиозно-просветительскими центрами.
При монастырях рано, еще до татарского нашествия, создавались библиотеки и школы для обучения грамоте, монахами были и сами создатели славянской письменности – просветители Кирилл и Мефодий. На чтение и списывание книг монахи смотрели как на богоугодное дело. Все летописцы со времён Нестора были монахами, да и первые собрания книг появились именно в монастырях.
Во многих обителях были свои иконописные мастерские. На весь православный мир известны имена Даниила Чёрного, Андрея Рублёва, Феофана Грека.
Крупные монастыри строили храмы не только для себя, но и для мирян. К примеру, иноками знаменитого Соловецкого монастыря построено на Севере более 30 приходских церквей. А сколько всего храмов на Новгородской земле затеплили для прихожан свои свечи благодаря насельникам ближних и дальних монастырей, ведает только Бог.
Возле святых обителей устраивались богадельни и больницы. Во времена народных бедствий монастыри становились центрами благотворительности. Кирилло-Белозерский монастырь, например, кормил в голодное время ежедневно до 600 человек. Монастыри служили оплотом от неприятеля в лихую годину, собирая в свои стены всё окрестное население.

 
 
Общий вид Вышневолоцкого Казанского женского монастыря


Достаточно вспомнить знаменитую оборону от польских захватчиков Троице-Сергиева монастыря или героев Куликовской битвы монахов Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Монахи были прекрасными воинами, сражавшимися и за свою святую родину, и за свою святую веру.
Как правило, в монастырях велось хорошо налаженное хозяйство. Монастыри были крупными земельными владельцами: им принадлежали пашни, покосы, пустоши, леса, рыбные ловли.
Всё это так. Но всё это относится в первую очередь к крупным монастырям. Головные монастыри в средние века были центрами, и они, как правило, имели в своих вотчинах более мелкие монастыри – так называемые посолья.
«В Тверской губернии крайне много сёл, которые имеют несомненные признаки прежде бывших монастырей; но это были не монастыри, а посолья от монастырей. Большие монастыри, такие как Троице-Сергиевский, Симоновский, Донской, Калязинский, Старицкий, Осташковский, Волоколамский и другие имели обыкновение ставить часовню с образом на перепутье, пристанях, рыбных ловлях, в торговых сёлах. Это называлось ставкою. Старец из монахов или бельцов, заведовавший этими сборами, жил на квартире в ближайшем селении. Если сборы где-либо были значительны, то выстраивалась церковь и кельи; то и другое нередко обносилось стеною; число монахов проживало от 2 до 7 и до 10. Это и называлось посольем» (1).
На разных этапах истории эти филиалы крупных, головных монастырей называли по-разному. До середины XVIII века – посольями, а после того как в 1764 г. большинство посолий было закрыто, чаще стал применяться термин «приписные монастыри».
Так, один из богатейших монастырей России – Троице-Сергиева лавра  в середине XVIII века имел в своём подчинении 33 приписных монастыря. А со второй половины XIX века подведомственные главному монастырю обители, особенно женские, всё чаще называли киновиями (2). В средине XIX века так стали называть общежительные монастыри. Но чаще всего это слово встречается в несколько ином смысле – как филиал женского общежительного монастыря. Вышневолоцкий Казанский женский монастырь имел три киновии: Параскево-Пятницкая, что на Бору, община, Успенская Спировская община и Никольский Кашаровский скит.
Роль посолий, их значение и место в истории и культуре России были иными, чем у головных монастырей. Они решали задачи другого уровня. Посолье – это представительство, посольство. Роль их была подсобная, но и не только: с другой стороны, это были форпосты крупных монастырей. Если сравнивать, то головные монастыри – это города, центры княжеств, земель, позднее губерний. Посолья – это крупные селения, принадлежащие городам, а ставки – хутора и деревеньки. Вполне естественно, что они не могли быть такими же центрами культуры и просвещения, как крупные, головные монастыри. Велика была их роль в освоении новых земель, новых территорий.
На землях новгородского порубежья (а это территории бассейнов рек Мсты и Цны – Помостье и Посонье, названные позднее Вышневолоцким краем) число небольших монастырьков было особенно велико.
Большинство из них не были похожи на известные нам по более поздним временам величественные комплексы белостенных храмов, окруженные высокими каменными оградами. Чаще всего это была небольшая церковь, по большей части деревянная, и рядом с нею несколько небольших келий-избушек.
Но это в том случае, если пустынка была общежительной. А были еще и необщежительные: «Да в Удомле ж монастырь розной, а не община...» (3).  Монахи таких обителей жили порознь, иногда достаточно далеко от храма, в который вместе сходились только для молитвы.
Каждый из монахов отдельно вёл своё хозяйство. Отличались такие обители от приходских храмов только тем, что в монастырях службу вели принявшие постриг иноки.
Кроме своей основной задачи – быть рассадниками православия и центрами духовности малые монастыри выполняли и другие функции.

 
Пахомий Великий
 

Одной из главных – и малых, и больших монастырей – была благотворительность.
Писцовые книги упоминают о нищих, живших вместе с монахами: «…а в них живут 6 стариц, да 2 кельи нищих» (Удомельский Параскево-Пятницкий); «да четыре кельи нищих, а питаютца  от миру» (Удомельский Троицкий Иоанно-Богословский монастырь) (4). Функции богаделен выполняло большинство посолий.
Милосердие было национальной чертой всего российского монашества, в монастырьках ютились не только нищие и убогие – здесь получали кров и пищу одинокие и престарелые члены местной общины. Вкладчиками посолий были в основном крестьяне окрестных деревень – они завещали или «вкладывали» в свою обитель какую-либо недвижимость: земельный участок, амбар, рыбную ловлю и т. п.
Иногда и сама пустынка была приходской собственностью: «...а в монастыре церковь... древяная в верх, а в церкви образы и свечи и книги и всё строение приходское» (5). Вся жизнь таких монастырей определялась волей и традицией «мира», и, естественно, они были особенно близки крестьянству.
Тверская губерния была среди других местностей России одной из самых богатых на святые обители – в конце XIX века их насчитывалось 27. Если брать Вышневолоцкий уезд в его дореволюционных границах, в нём в разное время насчитывалось более 20 монастырей. Их можно поделить на четыре группы.
1. Монастыри, о которых не сохранилось упоминаний в письменных источниках, а только предания и легенды. Таких монастырей семь: мужской «Никола-Лапотник» у села Покровское, женский на озере Тубос, мужской около деревни Гарусово, мужской на озере Ульстим, женский в урочище Селище, монастыри у села Старое и у села Спасоклинье. Информация о Никольском-Выдропуском монастыре требует дополнительных исследований.
2. Обители, прекратившие своё существование до начала XVIII века, но о которых сохранились письменные источники. Таких монастырей известно два: Троицкий на Овинчищах, или Кушников, и Шамарина пустынь.
3. Посолья – небольшие монастыри, закрытые указом императрицы Екатерины II от 20 февраля 1764 г. Всего закрыто было восемь монастырей: Городолюбский Спасо-Преображенский, Кириллов на Тубосе, Удомельский Троицкий-Иоанно-Богословский, Троицкий-Млёвский, Удомельский Параскево-Пятницкий, Никитский-Евановский, Никольский-Иловицкий, Спасский-Забережский.
4. Монастыри, продолжившие свою деятельность после 1764 года и вновь открытые. Таких было шесть.
Два из них – Николо-Теребеньский и Николо-Столпенский – не были закрыты, и еще четыре – все женские – были открыты во второй половине ХIХ века: Казанский Вышневолоцкий, Параскево-Пятницкая община, Успенская Спировская община и Никольский-Кашаровский скит.

Монастырь, Скит, Пустынь, Община

Начало монашества – первые века после Христа. Начиная рассказ о вышневолоцких монастырях, необходимо, хотя бы коротко, остановиться на том, когда и как начиналось православное монашество.

 
 
Преподобный Феодосий
Печерский

Ещё на первых порах существования Церкви Христовой, в первые десятилетия после Воскресения Иисуса Христа, некоторые из христиан стали вести строгую жизнь, добровольно отказываясь от развлечений и удовольствий. Зачастую они уклонялись и от брака, всецело отдаваясь посту, молитве и благотворительности. Таких подвижников называли аскетами. Греческое слово «аскет» означало «упражнение», в данном случае – в добродетели и воздержании. Но аскеты в первые два века христианства жили, как правило, поодиночке, не подчиняясь никаким правилам.
К концу III века аскеты всё более и более обособляются от общества, всё чаще удаляются в горы и пустыни, проводя дни в суровых подвигах и молитве. Такому подвижничеству весьма способствовали и жестокие гонения на христиан, предпринятые в середине III века римским императором Декием. Отшельники годами, а то и десятилетиями, жили в отдалённых от всего мира пещерах и кельях, совершая подвиги полного обособления от мира. Отшельничество было весьма распространено и на Руси, особенно в средние века. Ярким примером этого вида монашества был Нил Столобенский.
Основателем другой формы монашества – общежительной, или киновитной, считается Пахомий Великий. Первое общежитие отшельников возникло около 340 года в Верхнем Египте – в Тавенне. Устав Пахомия, по которому образовалось и существовало Тавенское общежитие монахов, является древнейшим писаным монастырским уставом. Это свод правил, регламентирующих все стороны жизни вступивших в обитель. Устав Пахомия быстро разошелся по всему христианскому миру и стал основой внутреннего устройства практически всех православных монастырей.
А так как это напрямую относится и к русским святым обителям, очень коротко опишу главные требования Тавенского Устава. Вступлению в монастырь предшествовал трехлетний строгий искус.
Одежда одинаковая для всех и самая простая. В пищу употреблялись также самые простые продукты: хлеб, вода, зелень, постное масло.
Трапеза была общая, и во время её обязательным было чтение Библии или других назидательных произведений.
Почти всё время, не занятое сном, молитвой и трапезой, монах должен был отдавать работе – каждый член общины нёс своё послушание, назначаемое старшим монахом или настоятелем. Целый ряд предписаний предостерегал монахов от насмешек, празднословия, лжи и обмана. За нарушение этих предписаний, а особенно за ссоры, воровство и бегство, налагались суровые наказания, вплоть до телесных.

Монашество на Руси

 

Отцом русского монашества считается преподобный Феодосии Печерский, который был вторым святым после Бориса и Глеба, канонизированным русской церковью.
В нём Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна на протяжении многих столетий. Основные черты характера Феодосия стали мерилом праведности для его учеников и последователей.
Благодаря святому Феодосию представление о русском иноке связано с любовью к книгам, смирением и довольствованием самыми элементарными насущными нуждами. Русский инок – это тот, чья жизнь кроме молитвы заполнена физическим трудом, и кто, уйдя в монастырь, продолжал служить духовным отцом для мирян.
История российского монашества насчитывает более тысячи лет. Возникновение монастырей в русском государстве большинство учёных относят ко времени Крещения Руси князем Владимиром Красное Солнышко в 988 году от Рождества Христова. Первые же монахи появились на южных границах Руси ещё раньше – на рубеже VIII и IX веков.
Лаврентьевская летопись под 1037 годом говорит о Ярославе Владимировиче, что при нём: «черноризцы почаша множитися и монастыреве починаху быти...».
На Руси до начала монгольского нашествия, и особенно в XI веке – со времени основания в 1062 году Киево-Печерской лавры, строительство монастырей идёт весьма интенсивно. Об этом говорит тот факт, что от домонгольского периода на конец XIX века сохранилось около 50 монастырей: 19 из них были построены в XI веке и ранее, в XII веке также 19 и 20 обителей – в XIII.
Святые обители росли и множились вместе с Русью. Наиболее интенсивно строительство новых обителей шло на севере Руси – в Новгородской республике. Именно сюда, в суровую глушь, в непроходимые леса, шли многие искавшие уединения. Обусловливалось это в первую очередь тем, что север во все времена был более спокойным и безопасным местом по сравнению с беспокойным югом, где постоянными были набеги половцев, печенегов и других кочевых народов. В XII веке в Новгороде и Новгородской земле было три десятка монастырей, а во Владимире, к примеру, всего пять.
Уже говорилось, что в начале зарождения самого института монашества его развитие шло по двум направлениям: отшельничество и общежительство. На Руси два эти направления как бы слились в единый процесс. С одинокой кельи подвижника начиналось немало знаменитых в будущем святых обителей.
Удалившись в пустынное место, отшельник устраивал себе для молитвенных подвигов особое помещение. Но строительство даже небольшой часовенки требовало немало времени. Поэтому первым сооружением на месте будущего монастыря чаще всего был простой деревянный крест. Первым изображением такого креста на тверской земле является икона середины XVI века «Савватий Тверской (Оршинский)». Жил преподобный Савватий в конце XIV – первой половине XV века. Позднее на том месте вырос Сретенско-Савватьевский монастырь.
В скором времени в округе становилось известно о пустынножителе, и поклониться ему начинали приходить верующие. Часть из них оставалась, селилась рядом, и постепенно возникала пустынь. Знаменитая Нилова пустынь на острове Столобень озера Селигер выросла на месте кельи пустынника Нила. Другие монастыри возникали на людных местах: на перепутьях дорог, волоках, как Николо-Столпенский монастырь. Основываются святые обители на местах явления святых чудотворных икон – Вышневолоцкий Казанский женский монастырь и Параскево-Пятницкая, что на Бору, община женская. Далеко не все скиты становились основой будущих монастырей или селений – большинство из них по смерти или уходу хозяина глохло и забывалось.
Надо полагать, что немалая часть вышневолоцких монастырей была основана в XII – XVI веках, когда на севере особенно интенсивно шло их строительство. К ним следует отнести большую часть монастырей, закрытых в секуляризацию 1764 года. Часть этих малых обителей строилась местными жителями. Достаточно характерным примером такого рода является история возникновения Никитского-Евановского мужского монастыря. «У села Еванова монастырек  поставили ново Климентий Милюков с  братиею в нынешнем году на своей поместной земле…» (6).
Другие обители возникали стихийно – около уцелевшего в лихую годину храма «един по едину» начинали селиться иноки, строить для себя кельи, заводить монастырское  хозяйство.
В истории становления и развития каждого монастыря были свои особенности, но всё начиналось с первой молитвы, первого креста.
К 1 июля 1896 года в России существовало  789 монастырей, скитов, пустыней и женских  общин. Из них основано: в XIV веке 44 обители; в XV – 53; XVI – 90; XVII – 145; XVIII – 731 и в XIX веке был основан 241 монастырь (скит, пустынь, женская община).
Все монастыри разделялись на общежительные  и не общежительные. Общежительные монастыри были коммуной, где всё было  общим и всё необходимое – пищу и одежду – монахи получали от монастыря. Никто: ни монахи, ни настоятель – ничем не располагали на правах частной собственности. В монастырях необщежительных общей, как правило, была только трапеза. Всё нужное монахи приобретали на свои средства.
Монастыри, бывшие на государственном обеспечении и имевшие число монахов, определённое по штату, назывались штатными.
По степени прав штатные монастыри делились на три класса. Соответственно различным было и число монахов в каждом из них: в первоклассном мужском монастыре их полагалось 33, второклассном – 17 и третьеклассном – 12 . Если монастыри не получали денег от государства, назывались они заштатными.
Существовали такие обители на пожертвования и доходы от трудов монастырской братии: богослужения, требы, продажа производимого в монастыре товара (икон, крестиков, различной церковной утвари и т. д.).
Управлялись монастыри настоятелями. Уровень настоятельства монастырей был различным. Самые малые, как правило, управлялись строителями – им мог быть иеромонах или просто старец. Выше строительского было настоятельство игуменское. Высшим – архимандрии. Архимандритам, как правило, поручался надзор над близлежащими монастырями.
Но чаще всего звание настоятеля зависело не от размеров управляемого им монастыря, а от опыта настоятеля и срока его службы на этом посту. Далеко не всегда крупными, головными монастырями управляли архимандриты. Если взять самый крупный монастырь – Николо-Теребенский, имевший в начале XVII века в своём подчинении четыре малых, или приписных, монастыря, то и в нём настоятелями были не только архимандриты, но и игумены и строители (7).

Пострижение

 
 
Пострижение
Антония Печерского

Слово «монах» греческое. Его дословный перевод означает «живущий уединенно».
Русский синоним этого слова – «инок», что означает «иной, не такой, как все». Оба этих, на первый взгляд разных, понятия говорят об одном и том же. Ушедший в монастырь и принявший постриг живёт не так, как все, – он живёт уединённо от мира, от его страстей и соблазнов.
Принятие монашества – как в старину, так и в наши дни – состоит из нескольких этапов. Первая ступень монашества – послушание.
Цель послушания – проверить, насколько готов будущий монах к отказу от всего мирского. Послушник ещё может вернуться в мир, а принявший постриг уже нет.
Второй – рясофорное пострижение, когда послушник уже может носить монашескую рясу и принят в монашеское братство, но ещё не окончательно посвящён в монашескую жизнь. И только после пострижения в малую схиму принявший её признается настоящим монахом. Вступающий в монашество дает обеты послушания, нестяжания и целомудрия – отказа от своей воли, личной собственности и воздержания от плотской жизни.
Пострижение совершается в храме настоятелем монастыря. Посвящаемый крестообразно постригается в знак того, что отныне он отсекает все суетные мысли, следуя во всем Христу. В этот момент инок получает новое имя – своего нового небесного покровителя. Начиналось оно чаще всего с той же буквы, что и мирское. Поверх хитона идёт, как напоминание о неизбежности смерти, черная ряса и пояс, дабы в бодрости творить заповеди Божий.
Новопостриженный инок покрывается просторной мантией без рукавов, означающей покровительство Божие,  а на голову его надевается клобук с покрывалом, символизирующий стремление избегать мирской суеты. Вручаются также чётки для непрерывного совершения молитв. Во время пострижения будущего инока постоянно вопрошают о твёрдости его намерения покинуть мирскую жизнь.
Четвертая, высшая ступень монашества – великая схима. Достигается она немногими, принимается, как правило, уже в пожилом возрасте и налагает на схимника особо строгое исполнение монашеских идеалов.
Человек, становившийся монахом, начинал новую жизнь, вступая на путь добровольного подвига, цель которого – спасение души, постижение духовной истины и достижение нравственной чистоты.
Следует добавить, что не каждый человек мог стать монахом. По правилам, введённым церковной реформой Петра I, постригать в монахи можно было: мужчин с 30 лет, женщин с 40 лет при условии, что постригаемый не состоит под судом, не обременён долгами, имеет увольнительную от общества, к которому приписан, или от службы, «не принимали мужа, жену живую имеющаго...»
Правда, многие из этих ограничений не относились к послушникам, которые в монастырях были главной рабочей силой. Большинство послушников поступали в обитель в возрасте от 20 до 40 лет или, как говорили в народе, были в самой силе. Следует помнить, что монастырские правила и порядки с течением времени не могли оставаться неизменными.
Вне зависимости от разряда и класса монастыря, каждый его насельник или житель имел своё послушание, или обязанности, и строго их выполнял. Монахи-священники (иеромонахи) и монахи-диаконы (иеродиаконы) совершали в монастырских храмах для паломников и прихожих богомольцев богослужения, исповедовали, наставляли... Им помогали «клиросные» монахи – пономари и певчие. «Просвиренные» шли на выпечку просфор, на колокольню – звонари; «служебные» монахи отправлялись на различные службы внутри монастырского хозяйства: в кузницу, на конюшню, в поварню, монахи «больничные» – ухаживать за больными и престарелыми и т. д.

«Встал монастырек ново...»

Указом императрицы Екатерины II от 20 февраля 1764 года было упразднено более половины российских монастырей – 496 из 881. Все закрытые монастыри являлись посольями – небольшими, небогатыми и «малобратственными», то есть имевшими небольшое число насельников. Секуляризацией церковных земель, когда духовные власти были освобождены от управления монастырскими имениями, фактически и закончилась история посолий.
В границах Вышневолоцкого уезда к 1764 году существовали десять монастырей, восемь из которых были закрыты (Городолюбский, Кириллов на Тубосе – Вышневолоцкий район; Троицкий-Удомельский-Богословский, Троицкий-Млёвский, Удомельский Параскево-Пятницкий, Никитский-Евановский – Удомельский район; Никольский-Иловицкий – Кувшиновский район; Спасский-Забережский – Максатихинский район).

Удомельский Троицкий Иоанно-Богословский

 
Село Троица в начале XX века
 

Рассказ об упразднённых вышневолоцких обителях начну с Удомельского Троицкого монастыря, потому что судьба его была типичной для порубежья – границы новгородских и тверских земель. Во-первых, он был, как и другие вышневолоцкие обители, закрытые в 1764 году, небольшим и небогатым монастырьком, где монахи и нищие жили рядом, а иноки наравне с «хрестьянами» пахали, косили, ловили рыбу.
Во-вторых, это единственный известный автору вышневолоцкий монастырь, о котором издана пусть и небольшая по объёму, но самостоятельная брошюра. Это работа известного тверского краеведа М. Рубцова «К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке», написанная в самом начале XX века. Многие приводимые в ней факты и события, многие выпавшие на его долю беды характерны для большинства вышневолоцких посолий, и поэтому остановимся на истории этой святой обители поподробнее.
Первый на Руси Троицкий монастырь был основан в 1338 году преподобным Сергием Радонежским. Известно, что учениками Сергия основано на Руси до 40 монастырей, в том числе и на тверской земле. Удомельский краевед  Д.Л. Подушков предполагает, что одним из таких монастырей был и Троицкий монастырь на озере Удомля. Правда, известные автору факты делают это предположение маловероятным.

 
 
Погост Троица в начале XXI века


Дело в том, что до середины XVI века, в писцовых книгах 1486, 1495 и 1551 гг. этот монастырёк упоминается как Иоанно-Богословский (8). В описи 1581 года, после того как сгорел главный храм обители – Иоанна Богослова, монастырь упоминается просто «на озере на Удомельском, на Песве».
Вероятно, с конца XVI века к названию монастыря добавлено слово Троицкий, но связано это, скорее всего, с потерей главного храма «Иван Богослов», а старое название оставлено согласно древним нормам.
Если  сравнить упоминания об этой обители в писцовых книгах 1551 года: «…а в нем черньцы, игумен Герасим с братией, а в монастыре келей 6» и 1583 года: «…в келье игумен Деонисей, в келье два брата, да 6 келий пустых» (9), то бросаются в глаза разительные перемены.
Монастырь фактически опустел, да и деревни, ему принадлежавшие, тоже. Что же случилось между 1551 и 1583 годами? А случился поход Ивана Грозного на непокорный Новгород. В страшную зиму 1569-1570 годов вышневолоцкая земля была опустошена.
Опричники по приказу царя уничтожали всё живое, даже скот, даже рыбу в прудах. Злее ненавистных татар, шли они по Руси, убивая, насилуя, грабя, безжалостно уничтожая всё, что нельзя унести. Монастыри, как центры местной жизни, подверглись опустошению первыми. В декабре 1569 года двинулся Иван Грозный на Новгород и начал разгром с границ тверских владений. Опустошения производились по всей дороге от Клина до Новгорода. Особенно пострадала Тверь...
Иоанн начал ездить около Новгорода по монастырям и там приказывал грабить кельи, служебные дома, жечь в житницах и на скирдах хлеб, бить скот.
Посолья хоть и были, как уже говорилось, небольшими и небогатыми монастырями, но всё равно они представляли интерес для более крупных монастырей, и в первую очередь с точки зрения наживы. Даже такие монастыри, как Удомельский Троицкий, называемый в древних грамотах «пустынкой», владели достаточно большим количеством земель: «В Никольском Удомельском погосте в пустошах... всего 140 чете, с полуосьминою в полях» (10). Если считать одну четверть равной 0,5 гектара, получается около 155 га. Это только пашни. А ведь монастырю принадлежали еще и «лесы, сенные покосы, рыбные ловли». Именно эти земли и были причиной «пристального внимания» со стороны других, более крупных монастырей.
Настоятелю приходилось вести постоянную тяжбу не только с «алчными коллегами», но и с соседями-помещиками, которые в трудные для монастыря годы потихоньку «прихватизировали» принадлежавшие обители земли. В числе таких «доброхотов» древние грамоты называют «Никифора Иванова Языкова и Панфила Иевлева Аракчеева» (11).
Но здесь власти были на стороне монастыря, и помещики по жалобе настоятеля были вынуждены вернуть земли.
До середины XX века о монастыре напоминало сразу два селения – погост Троицкий, (позднее село Троица) и Удомельская Слобода.
Сегодня от погоста осталась красавица Троицкая церковь, в которой продолжаются службы, да старинное кладбище. Деревеньки Удомельская Слобода давно нет – осталось урочище Слобода. Нет больше и села Троица – оно исчезло с началом строительства Калининской АЭС.

Троицкий Млёвский

 
Тверское Помостье
 

Монастырь принадлежал к числу очень древних, но история его, к сожалению, почти неизвестна. В пользу древности монастыря говорят следующие факты.
1. Древний путь с Волги на Новгород в средние века проходил через с. Млёво. Сами названия озёр и рек этой местности говорят об их древнем ремесле: озеро Волошно, река Волчина ещё на карте 1849 года звалась Волочина.
Об оживлённости этого пути говорят и писцовые книги. Так, в одной из них говорится: «…во Млёве на реце Мсте на острову 225 лавок по старому письму... а ныне 332 лавки» (12).
Млёво было узловым пунктом на этом древнем торговом пути. Постепенно, в связи с усилением Твери и возрастанием её роли, а также Торжка как торговых центров, значение Млёвского волока начинает слабеть, а к ХII – ХIII векам он практически прекращает существование... И в то же время возрастает поток товаров через волок Вышний.
2. Село Глубокое, расположенное на месте начала древнего волока, до революции называлось Георгиевским и было в древности погостом – центром торговли и сбора налогов.
3. Именно здесь, во Млёве, обнаружена надгробная плита 1492 года – один из древнейших письменных памятников тверской земли: «Лета 3 (7000 г. от сотворения мира, 1492 г. от Р.Х. – Е.С.) Положена сия представися раба Божия Марфа напа». Многие убеждёны, что это могила именно Марфы Борецкой – знаменитой Марфы Посадницы, возглавившей борьбу Новгорода с Москвой при царе Иване III в 1470-х годах.
4. В найденных в 1998 году берестяных грамотах середины XII века Млёвский погост упоминается как крупный административный центр. Еще тогда, в домонгольское время, это был не просто центр погоста, а один из узловых пунктов на важнейшем пути из Новгорода в среднерусские земли.
Настоятель отец Владимир при встрече говорил нам, что церковь на месте храма Спаса Нерукотворного Образа существует с 1050 года, т. е. почти тысячу лет. Кто знает, может так оно и есть! Ведь и легендарная воительница Ольга в 947 году от Рождества Христова пришла на Мсту, вероятнее всего, через Млёво.
По крайней мере, древнего городка, стоящего на месте современного Млёва, ей было не миновать.
Вполне возможно, что Млёво уже в то время было гостиным местом, или погостом.
На погостах сходились для «гостьбы», или, говоря по-современному, для торговли и обмена и местные купцы, и пришлые гости, и смерды из соседних волостей. Погосты были и местом сбора дани, то есть административными пунктами. Позднее, когда на этих привычных людских сборищах стали ставить храмы, погосты становятся и центрами приходов. Так что первый древний храм в Млёве вполне мог быть поставлен и тысячу лет назад.
Приписан Троицкий Млёвский монастырь был к новгородскому Кириллову монастырю, иждивением которого в 1756 г. построена каменная Троицкая церковь. Место, где стоял монастырь – «за рекою за Мстою у Троицы Живоначальныи в Деревской пятине у Полянской
деревни» и где монастырские «хрестьяне в двуполех... сеяли на них на обоих 3 коровьи» (13),
называется сегодня урочище Троица.

Городолюбский Горно-Язерский-Спасо-Преображенский

Таково полное название Городолюбского монастыря. Существует предание о том, что основан он преподобным Варлаамом Хутынским в конце XII века. В обители находилась церковь во имя преподобного Варлаама, в которой хранилась древняя икона с его изображением. В.В. Зверинский в своей книге так пишет об этом монастыре: «Монастырь находился в восьми верстах к северо-западу от Вышнего Волочка на озере Городолюбля... а по преданию, основан был Варлаамом Хутынским до его прихода в Новгород, следовательно в XII в.» (14). Известен документ, хранившийся до революции в Хутынском монастыре: «...в Коломенском погосте на Спасской земле промеж Шлины и на Сне реке на черном лесу, после Скуратова письма Зиновьева, стал монастырь, да две церкви – Преображение Спасово да Варлаам чудотворец» (15). Из приведённого отрывка видно, что основан Городолюбский монастырь после переписи 1495/96 гг., которую и проводил Прокопий Скуратов. И всё же этот факт не может служить стопроцентным доказательством того, что монастырь не был основан в XII веке. Вполне возможно, что он некоторое время был просто пустым. Таких случаев было немало – не будем забывать, что речь идёт о XIII-XV веках, временах татаро-монгольского владычества. Вспомним «рейд» конницы темника Судубай-батагура зимой 1238 года по Бежецкой и Деревской пятинам. После них осталась пустыня, исчезли не только деревушки и монастыри – некому было перечислить даже имена погибших городов.
В 1582 г. в монастыре находились «...келья священника черного Корнилья, да братских шесть келий, да пустых пять келий» (16). Впоследствии он был приписан к новгородскому Хутынскому монастырю, куда после закрытия Городолюбского были переведены все монашествующие.
К концу XVIII века, когда оставшиеся без хозяев монастырские постройки обветшали, в селе Городолюбля соорудили новую деревянную церковь Преображения Господня. В 1797 году она была освящена и почти 150 лет исправно служила местным жителям. В 1890 году освящается каменный трёхпрестольный храм Воскресения Христова. И в старой деревянной церкви, и в новой каменной один из приделов был посвящен преподобному Варлааму. Почти 500 лет сохранялась память в Городолюбле о хутынском чудотворце, и это тоже не даёт права полностью отметать предание о возникновении обители в XII веке.
В настоящее время от села Городолюбля остались развалины каменной церкви да часть кладбища. Церковь сильно разрушена, и её восстановление вряд ли возможно. Старинное кладбище подмывают воды Вышневолоцкого водохранилища. В центре кладбища около развалин церкви находится могила создателя Вышневолоцкой водной системы М.И. Сердюкова. Несколько десятков лет на этом месте был пионерский лагерь. Сегодня здесь полное запустение и разруха. А вокруг красивейшие сосновые леса и воды рукотворного озера – настоящий рай для грибников, рыбаков и охотников.

Кириллов-на-Тубосе

О Кирилловом мужском монастыре известно, что он владел волостью Тубас во Млёвском погосте Деревской пятины. В 7059 году от сотворения мира, или в 1551 году нового летоисчисления, проводивший розыск Василий Иванов сын Калитин так описал владения монастыря: «Во Млёвском же погосте Кирилова монастыря волость Тубас. Селцо Тубас на озере на Тубасе, а в нём церковь святый Никола Чюдотворец. И всего постарому писму во Млёвском погосте селцо да 38 деревень и с починком, а обеж 84, а сошного писма 28 сох... А доход и угодья по писцовым книгам Скурата Зиновьевича не писан, а Григорей Яковлеч Морозов монастырских волостей не писал. А в Бологовском погосте Кирилова монастыря 2 деревни, а в них  3 обжи, соха. А доход с них по писцовым книга не писан же. А по новому писму всего во Млёском погосте и в Бологовском селцо да 40 деревень и с починком и с вопчею, а обеж со крестьяны 85 да треть обжи, да две обжи на погосте дано николскому попу с крылосом на пашню, доходу с них в монастырь не емлют, а сошного писма 29 сох да треть обжи. А перед старым прибыло треть обжи» (17).
Анализируя эту запись, можно предположить, что Кириллов монастырь был самым богатым из всех монастырей Вышневолоцкого уезда. Все другие владели, как правило, всего несколькими деревнями, а то и вовсе землицы пашенной не имели. Например, ближайшему к нему «Троецкому со Млёва монастырю», в обжи положена была всего «соха без трети» (18). А про Удомельский «монастырек убогой Пятница святая» сказано: «…а землицы у них пашенные нет» (19).
Чтобы уяснить размер монастырских владений, соотнесём их меры площади с современными. Обжа – мера обложения данью, или по-современному налогом, тогдашних крестьян. Определённого строгого размера площади она не имела и зависела как от местности, так и от качества обрабатываемой земли (в писцовых книгах у всех положенных в обжи деревень указывалось качество земли: земли середние, реже добрые, а чаще всего писцы указывали качество земель как худые, и обжи худых земель по площади были почти вдвое больше добрых (20). То есть налогом облагалась не площадь пашни, а размер предполагаемого урожая. Средний размер обжи в Деревской и Бежецкой пятинах был равен примерно 5-6 гектарам. Сошное письмо – учет земельных владений в сохах. 1 соха равнялась 3 обжам, или около 16 га. Таким образом, в переводе на современные меры площади Кириллов-на-Тубосе монастырь в 1551 году имел в своих владениях только пашни более 500 гектаров. Кроме того, были сенные покосы и леса, в разы превышающие площади пашен, да плюс рыбные ловли.

 
 
Молитва Святой Параскеве.
Группа паломников на месте "Пятницкой, что на Бору, общины"

Можно так же предположить, что Кириллов монастырь был одним из древнейших на вышневолоцкой земле. Память о святой обители жива и сегодня. Во время моей самой первой поездки в село Тубос для розыска Кириллова монастыря встретил я Юрия Ивановича Бойкова. Он был первым, кого я увидел на пустынной сельской улице. И на мой вопрос, знает ли он, что 250 лет назад здесь был монастырь, Юрий Иванович ответил: «Да, был. Место это находится при въезде в село, и мы называем его Монах». До революции в приходе свято чтились дни памяти святого Кирилла, архиепископа Александрийского, – 9 июня и 18 января. В деревне Иванково, что находится в двух верстах от Тубоса, часовня была освящена во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. В середине XIX века это была самая большая деревня в приходе: было в ней 60 дворов и называлась она Юванково. Сегодня от Юванкова остался один древний полуразвалившийся дом да памятный крест на месте часовни.
Приходская каменная церковь святителя Николая Чудотворца, освященная в 1818 г., представляет из себя руины. Старая деревянная церковь святителя Кирилла, в 1764 году обращенная из монастырской в приходскую, была разобрана еще в первой половине XIX века. На её месте поставили часовню. Именно она и обозначена на карте 1849 года при въезде в село Тубосс справа у озера – там, где стоял когда-то Кириллов-на-Тубосе монастырь.

Монастырек убогой, Пятница святая...

 
Иллюстрация из бесплатного приложения к журналу "Русский паломник" (книга 1) за 1909 г. (Редактор Е.А. Паповицкий, издатель П.П. Сойкин).
 

В Вышневолоцком уезде святых обителей, посвященных святой Параскеве, в разные времена было три. Самая известная среди них Параскево-Пятницкая, что на Бору, община женская.
На берегу озера Тубосс издавна стоит небольшая деревенька Фефёлово. Ещё во времена Анны Иоанновны недалеко от деревни, в непроходимом бору, явилась икона святой Параскевы. На месте явления была поставлена вскоре небольшая деревянная часовня. В 1902 г. монахиней Казанского монастыря Антонией на этом месте основывается киновия Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. 7 июля 1907 года она была преобразована в самостоятельную женскую общину. Земли для общины были куплены купчихой Е.И. Кирсановой у крестьян деревни Фефёлово. В 1860-е годы дворовая девица Пелагея Силантьева, будущая схимонахиня Пелагея Казанского женского монастыря, поставила вблизи Параскево-Пятницкой часовни первый домик-келию. После открытия киновии в ней была выстроена каменная церковь во имя Святой великомученицы Параскевы Пятницы.
Схимница Пелагея была особенно известна среди монахинь Казанского монастыря. В Казанскую общину она пришла в момент её образования в 1872 г. и прожила в ней 12 лет, до самой смерти 29 мая 1884 г., исцеляя больных, утешая страждущих (21).
В девятую Ильинскую пятницу (по Пасхе) и 28 октября, в день памяти святой Параскевы, в киновии собиралось на поклонение явленной иконе множество богомольцев из ближних и дальних уголков России. В киновии были возведены колокольня, два корпуса для сестер, просфорня и хлебопекарня, трапезная с кухней, дом для священника, странноприимный дом со двором, сторожка и различные хозяйственные службы. Располагала обитель и достаточным количеством пожертвованной земли. В 1907 году киновия была преобразована в самостоятельную женскую общину. В 1915 году в обители под началом матери Ермионии трудилось шесть монахинь. Сразу после революции обитель была закрыта и впоследствии полностью уничтожена. Осквернены были даже могилы. Остались лишь груды камней да людская память. Уже в мае 2004 года местным жителем Николаем Дубровиным на месте монастыря поставлен крест и приведён в порядок святой источник.
Этот находящийся рядом с обителью родничок со студёной целебной водой издавна считается в народе святым. Из него брали воду для своих нужд монахини, его обязательно посещали паломники, приходившие в монастырь поклониться Святой Параскеве из ближних и дальних краев. Сегодня совсем рядом с ключиком, прямо по территории Параскево-Пятницкого монастыря, проходит высоковольтная ЛЭП.

 

Народные предания говорят о том, что в урочище Пятница-Бор существовала женская обитель и много веков назад. Письменных упоминаний о ней не сохранилось. Можно предположить, что порушена она была в 1610 году, когда отряды мародёрствующих иноземцев уничтожали всё вокруг. А может, это случилось и раньше, в 1569-м, во время первого похода Иоанна Грозного на непокорный Новгород. Тот древний монастырь тоже носил имя Параскевы Пятницы. Об этом говорит название бора. Да и старинное находящееся в глухом лесу вдали от деревеньки кладбище подтверждает версию о том, что здесь когда-то был храм или обитель.
Третий Параскево-Пятницкий монастырь находился на берегу озера Удомля, в полукилометре от Троицкого храма. Поставлен он в период с 1545 по 1551 гг. Монастырёк этот был полностью уничтожен еще в конце XVIII века.
В писцовой книге Бежецкой пятины за 1551 г. записано: «В Удомле ж монастырек убогой Пятница святая... а в монастырьке 10 черниц да 5 белиц» (22). Через 30 лет о нём сказано: «Монастырь у озера Песвы, а в монастыре церковь Христовой мученицы Парасковеи, древяная в верх, а в церкви образы и свечи и книги и всё строение монастырское да приходское. Да 5 келий, а в них живут 6 стариц, да 2 кельи нищих» (23). Как видим, этот монастырь тоже серьёзно пострадал от «гнева Иоаннова» во время его похода на непокорный Новгород в 1569 году. Даже через десять лет после погрома вместо 15 монашествующих было всего шесть стариц. Но монастырёк продолжал жить, по-прежнему в его стенах находили приют все страждущие.
После его закрытия в 1764 году на этом месте находилась часовня, не дожившая до XX в. В память об исчезнувшем монастырьке в церкви Иоанна Богослова появился престол Параскевы Пятницы, а берег озера Пёсьво, где стоял древний монастырь, и сегодня носит название Пятница.

Троицкий-на-Овинчищах, или Кушников, монастырь

Это единственный монастырь на вышневолоцкой земле, разрушенный еще 400 лет назад, в Смутное время, и о котором сохранились сведения не только в писцовых книгах, но и в нашем Тверском архиве. В отличие от других вышневолоцких святых обителей, «запустевших с литовского разоренья», Троицкий-на-Овинчищах монастырь спустя почти столетие смог возродиться.
В писцовой книге 1581 года сказано:«В Воскресенском же погосте в Осечне на Овинчищах монастырь на речке на Илемне...» (24). В границах бывшего Воскресенского погоста, куда входили деревни Русская Гора, Красное, Олехново, есть речка с похожим названием – Иленка. А Овинчище исконно русское название, по-современному – местность у овина, сарая для хранения хлеба.
В Тверском государственном архиве мне удалось разыскать несколько дел, где на полуистлевших кусочках столбцов середины XVII века хранилась история древнего Троицкого-на-Овинчищах монастыря. Называется он еще и Кушниковым. Его второе имя связано, вероятнее всего, с именем помещика, его строившего. В новгородских писцовых книгах Бежецкой пятины упоминается помещик, носящий имя Кушник (25). И если принять во внимание тот факт, что монастырь этот упоминается только в книгах за 1551 год, этот Кушник и был строителем этого монастырька. Из описания обители видно, что строили и содержали её прихожане соседних с ней деревенек и починков: «...образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всё церковное строение приходское» (26).
В 1606 году озверелые толпы мародёрствующих ляхов и литовцев разграбили и уничтожили Троицкий–Кушников монастырь. После Смутного времени половина русской земли лежала в развалинах, на месте деревень стали пустоши, зарастали лесом пашни и покосы. Из 20 деревень, принадлежавших Кушникову монастырю, живущих к 1645 году осталась всего одна «...да три деревни пустых, да 16 пустошей» (27).
Затем всю первую половину XVII века – почти непрерывные войны со Швецией, которые еще более опустошили и обескровили новгородскую землю. Исконные русские земли Приладожья, населённые карелами, были захвачены католиками-шведами. С оккупированных территорий за время правления Алексея Михайловича на новгородские и тверские земли переселились десятки тысяч карел. Уходили карелы к братскому православному народу, связанному с ними многовековым соседством, общими корнями, одной религией. Селились они тоже по царской воле. «Переселенцам предоставляли пустующие дворцовые земли, они освобождались от налогов, получали средства на обзаведение скотом и инвентарём. За расселение отвечали специально выбранные чиновники» (28).
Переселение братского карельского народа, как и защита монастырей, было государственной политикой Алексея Михайловича, и приказной Осеченской волости Кондратий Клементьев сын Вешков, отвечавший за организацию переселения, вначале противился и трогать корелян не велел. Но царь своей Грамотой от 1675 года приказал: «...монастырское место да пустошь Овинчище всех 17 пустошей... отдать Никольскому монастырю для прокормления... потому что написано монастырское пустое место, а не дворцовая земля» (29).
Богатый был Кушников монастырь – имел он во владении два десятка деревень, обрабатывалось «...пашни 81 четверть с третником». И не маленький – редко какой из вышневолоцких монастырей того времени имел 12 монашеских келий и два храма. К примеру, Николо-Столпенский, которому впоследствии стали принадлежать Троицкие пустоши, был значительно меньше – по свидетельству иностранцев, в 1602 году в Николо-Столпенской пустыни было всего шесть монахов (30).
Началось возрождение обители, вероятно, сразу же после того, как угодья перешли в вотчину Никольского монастыря, потому как в 1700 году в Грамоте Новгородского Митрополита фигурирует уже приписной Кушниковский монастырь, принадлежащий Николо-Столпенской мужской пустыни. В обители возрождён храм, освящённый, как и в прежние времена, во имя Живоначальной Троицы.

 
 
Встал монастырек ново...

Последнее упоминание о нём я нашёл в деле «О сожжении приписной к Столпенской пустыни бывшей Троицкой Кушниковой пустыни ветхого церковного храма» (31). Палить ветхий храм Владыка не разрешил, и, хоть совсем обветшалый, он продолжал служить людям, принимая в непогоду под своим кровом всех страждущих.
Как оказалось, впервые я побывал на месте, где когда-то стояла святая обитель, еще в 1974 году. Тогда в Троицких дачах было много остатков разных построек. Некоторые уже совсем разрушенные, некоторые еще использовались, правда, в основном для укрытия. Сохранились, в основном сенные, построенные перед войной сараи, а вот дома и овины, от которых остались только руины, были еще из того, царского времени.
Особенно меня тогда поразило, какие, хоть и задичалые, но отменные росли на бывших полях хлеба – выше головы рожь; овёс, какого я в нашем колхозе никогда не видел. Клевера по пояс, а трава на полянах такая густая, что по ней с трудом можно было пройти. Всё это уже тогда было брошено и не косилось.
Не подозревал я тогда, что через 30 лет буду сожалеть, что пропустил мимо ушей рассказы последних стариков, живших в глухой деревеньке в нескольких километрах от бывших монастырских угодий. Запомнилось только, что от деревеньки до самой делянки дорога шла болотистыми полянами и перелесками, и только на самих дачах, где находились строения, было повыше. Домов в деревеньке жилых было всего три, жили в них две пожилые женщины да старенький, но еще ершистый дедок. Как-то, уже зимой, рассказывал он нам что-то про Троицкие дачи и монахов.
Давно уже нет в живых того общительного старика, несколько лет назад пропала и сама деревня. Повторилась история: как и 400 лет назад зарастают густым березняком и ивами поля и покосы на месте деревеньки со светлым именем Красное. Только вот не литва с ляхами обескровили и предали нашу землю, а мы сами.

Примечания

1. Воспоминания о Сердюкове в Вышнем Волочке // «Московитянин», 1852.
2. Киновия, в переводе с древнегреческого, совместное житие в полной любви, единомыслии и экономическом единстве. Синоним латинского «коммунизм».
3. Новгородския писцовыя книги, изданныя археографическою комиссиею. Том 6. СПб. 1910. Книги Бежецкой Пятины. Часть III - 1551 г. С. 649.
4. Материалы для истории Тверской епархии. Тверь. 1898. I. Упразднённые монастыри Тверской епархии. С. 17, 74.
5. Там же. С . 100.
6. Там же. С. 59.
7. ГАТО, ф. 477, oп. 1, д. 455, 448. Николо-Теребенская пустынь: 1716-1720 гг. – настоятель архимандрит Тарасий. Он умирает, и после него (1725 г.) настоятелем избирается строитель иеромонах Антоний.
8. Писцовые книги Новгородской земли. Том 1. Новгородские писцовые книги 1490-х гг. Составитель К.В. Баранов. М. 1999. 7007 (1498/99) г. - Писцовая книга Бежецкой пятины письма Василия Григорьевича Наумова и Семена Захарьина сына Дятлова. Волости Молдино и Удомля. С. 213. «Да в Вудомле  манастырек Иван святы Богослов, игумен у той церкви Васиян. ...И по старому писму (1486/87 г. – Е.С.) деревень три, а дворов десять, а людей в них двенацать человек, а обеж тринацать... А по новому писму (1495/96 г. – Е.С.) деревень две, а дворов десять, а людей в них одинацать человек, а обеж попдевяты, а сох три без полутрети».
Писцовые книги Новгородской земли. Том 4. Приложение второе. А.А. Фролов. Актуальные вопросы источниковедения писцовой книги Деревской пятины 7004 г. С. 684. «По Деревской пятине роспись называет: А) писцовые книги Тимофея Замыцкого 6995 (1486/67) г. (известна только по выписям); писцовые книги Прокопия Скуратова да Петра Волка 7004 (1495/96) г. (находится в ф. 137 РГАДА).
Новгородские писцовые книги. Том 6. Книги Бежецкой пятины 1551 г. С. 649 «Да в Удомле ж монастырь розной, а не община Иоанн Богослов, а в нем церковь Иван святой Богослов, да церковь же теплая Троица Живоначальная, обе деревянные».
9. Материалы для истории Тверской епархии. Тверь. 1898. I. Упразднённые монастыри. С. 17. «Монастырь на озере на Удомельском, на Песве. А в монастыре церковь Троицы Живоначалные, да теплая церковь Рожество Пречистые Богородицы... Да церковь была Иван Богослов. И та церковь сгорела».
10. М. Рубцов. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке. Тверь. 1903. С. 16.
11. Там же. С. 22.
12. Материалы для истории Тверской епархии. Тверь. 1898. I. Упразднённые монастыри. С. 99.
13. Новгородские писцовые книги. Том 6. Книга Бежецкой пятины 1501 года. С. 23.
14. В.В. Зверинский. «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи». СПб, 1892.
15. Материалы для истории Тверской епархии. Тверь. 1898. I. Упразднённые монастыри. С. 68.
16. Там же.
17. Писцовые книги Новгородской земли. Том 5. Писцовые книги Деревской пятины 1550-1560-х гг. Составитель К.В. Баранов. М., 2004. 7059 (1550/51) г.– Приправочная писцовая книга части Деревской пятины письма Василия Иванова сына Калитина. С. 240-241.
18. Писцовые книги Новгородской земли. Том 4. Писцовые книги Деревской пятины 1530-1540-х гг. Составитель К.В. Баранов. М., 2004. 1542/43 г. – Платёжная книга Деревской пятины 7051 г. 6. Погост Млёвский. С. 355. «Взято. Троецкие со Млева, coxa без трети: примету пол-2 гривны, да за хлеб и за оброк 4 денги. Кузма Ильин заплатил».
19. Новгородския писцовыя книги, изданныя археографическою комиссиею. Том 6. СПб. 1910. Книги Бежецкой Пятины. Часть III – 1551 г. С. 652. «Да в Удомле же монастырек убогой Пятница святая... А поставлен тот монастырек в монастырской земли, что Никола святый в Удомле на стану. А в монастыри церковь Пятница святая храм; а в монастыри старици, черниц 10, а белиц 5 в том же монастыри... а живут без пашни, а землицы у них пашенные нет».
20. Писцовые книги Новгородской земли. Том 3. Писцовые книги Бежецкой пятины XVI века. Составитель Баранов К.В. М., 2001. 1565 г. октября. – Дозорная книга части Бежецкой пятины дозора Дмитрия Григорьева сына Рязанова и подьячего Якова Никитина. С. 48. «…В обжи помечены добрые земли по двенатцати чети, а середние земли по штинадцати чети, а худые земли по дватцати чети в обжу». Четь – мера площади, около трети га.
21. Сказания о Казанской Женской Общежительной обители близ г. Вышняго-Волочка Тверской епархии. Тверь. 1890 г.
22. Новгородския писцовыя книги, изданныя археографическою комиссиею. Том 6. СПб. 1910. Книги Бежецкой Пятины. Часть III – 1551 г. С. 652.
23. Материалы для истории Тверской епархии. Тверь. 1898. I. Упразднённые монастыри. С. 74.
24. Материалы для истории Тверской епархии. Тверь. 1898. I. Упразднённые монастыри. С. 99.
25. Новгородские писцовые книги. Том 6. Книги Бежецкой пятины 1551 г. С. 673. «За Кушником за Петровым сыном Курцова на погосте у Николая Чюдотворца двор Болшой и усадище княж. Юрьевой, деревень за ним, и с усадищем, и с погостом 10 да 2 починка писменые ж».
26. ГАТО, ф. 478, oп. 1, д. 273.
27. ГАТО, ф. 478, oп. 1, д. 279. 1685 г. «А стоит монастырь не на тяглой земле, того ж монастыря деревни и починки пустоши и займища деревня Овинчище, а в ней 4 двора пашни паханые 2 четверти с осьминою, да перелогом 4 четверти без полуосьмины а на 2 четвертях встал монастырь, лесу и болота в длину 2 версты на полверсты... деревня Горка, а в ней живет поп Федор, церковный дьячок, живет пономарь, пашни их 5 четвертей в поле, да в дву по тому ж, а в обжу та деревня не положена; деревня Кузовец на речке на Иленке пуста, в ней два двора пусты; пустошь Иванкова гряда пашни лесом поросла... пустошь, что была деревня Ужево болото – пол обжи... деревня Ребячей Илемка то ж пуста а в ней два двора хоромы обвалились... пустошь, что была деревня (Голяниха) Крутой ручей, Белый ручей тож пожни лесом поросло... пустошь, что была деревня Ореховица и Третьякова тож... пустошь, что была деревня Виховец, Выставка тож пожни лесом поросло... пустошь, что была деревня Ерохино Поддубье тож пол обжи; пустошь что была деревня Кречетово, Кузнецково тож пашни... деревня Кузенкино пуста, а в ней три двора хоромы обвалились полобжи; Олексеевского поместья Шамшева пустошь Самсониха и Палиха, Сафроново тож полобжи; пустошь, что была деревня Савина на Белом ручье полобжи; пустошь что была деревня Наумовское Олухновское за полем Якушиха тож полобжи; пустошь что была деревня Сляпина Шляпиха тож треть обжи; пустошь что была деревня Терехова пол обжи; пустошь что была деревня Ольховец Токариха тож четверть обжи; пустошь что была деревня Жуков двор пол обжи; пустошь что была деревня Давыдове пашни лесом поросли… пустошь что была деревня Нестериха пол обжи вместе с Давыдовым... займище Задорье, займище Лутчиха без пашни сена 30 копен... И всего монастырских деревень живущая да три деревни пустых, да 16 пустошей да два займища да дворов 4 двора детенышевы да 7 дворов пустых... а в живущих четверть обжи полполтрети сошки а впусте восемь обж и полполтрети обжи».
28. Ю.М. Смирнов. Русские и карелы – рядом и вместе. Тверь, 2004.
29. ГАТО, ф. 478, oп. 1, д. 277. «Монастырское место да пустошь Овинчище всех 17 пустошей... которые на оброк тое волости за крестьяны Копашкою Кузьминым с товарищи отдать Никольскому монастырю для прокормления потому что тот монастырь безвотчинный и владеть им тем монастырским местом по нашей Грамоте а из окладу их по Семеновым книгам выключить и впредь оброчных денег с тех пустошей не спрашивать для того что написано монастырское пустое место а не дворцовая земля... Написано в Москве 7183 (1675) году августа 30 дня».
30. «8 сентября (1602 г.) ...достигли другого большого местечка, называемого Вышний Волочек... 9 сентября проехали мимо грязного монастыришка, называемого св. Николай; там было всего шесть противных, скверных монахов...» (Аксель Гюльденстиерне «Путешествие его княжеской светлости герцога Ганса Шлезвиг-Голштинского в Россию 1602 г.»).
31. ГАТО, ф. 160, оп. 6, д. 3182. Дело о сожжении приписной к Столпенской пустыни бывшей Троицкой Кушниковой пустыни ветхого церковного храма за 1780 год. «В ведомстве Вышневолоцкого духовного правления имелась напредь сего пустыня, называемая тогда Троицкая Кушникова которая для разных причин по Указу Новгородской духовной консистории вовсе упразднена и за ветхостию церкви и падением колокольни вся церковная утварь взята в Николо Столпенскую пустынь. Около церкви всё находящееся строение всё без остатку сожжено, сам же храм уже обветшалый оставлен в целости с обнажённым престолом и жертвенником». (Благочинный надзиратель священник Пётр Алексеев просит Преосвященного Арсения Епископа Тверского и Кашинского разрешить сжечь храм, так как «приезжающие на сенокос и пахоту в непогоду укрываются в нём с работниками и работницами, а как через сиё наводится в некотором роде бесчиние церковной святыне». Владыка не одобрил. Храм оставлен для монастырского участка. – Е.С.)

Использованная литература

1. Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Тома: ХIХа  (монастырские
вотчины и доходы. С. 703-708, монастырский приказ. С. 708-712, монашество 714-733) XXIX (Секуляризация в России. С. 332-334).
2. А.В. Карташев. Очерки по истории русской церкви. М., 1991 (репринт).
3. А.В. Камкин. Православная церковь на Севере России. Вологда, 1992.
4. Историко-статистическое описание Тверской губернии. В. Покровский. Том I. Тверь. 1879-1882.
5. В.В. Зверинский. «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи». СПб, 1892.
6. С М. Соловьёв. История России с древнейших времён. Тома 5 – 6. М., 1989.
7. Свято-отеческая духовно-нравственная Хрестоматия по истории Христианской Православной и Русской Церкви в связи с гражданскою от Сошествия Святого духа до наших дней.
8. Воспоминания о Сердюкове в Вышнем Волочке //«Московитянин», 1852.
9. Тихомирова Е.А. Церковь и её служители – настольное руководство для русского духовенства и православных христиан. Вечный календарь. Т. 2. М., 1882.
10. Сказания о Казанской Женской Общежительной обители близ г. Вышняго-Волочка Тверской епархии. Тверь, 1890 г.
11. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1898.
12. В.А. Плетнёв. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь, 1903.
13. М. Рубцов. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке. Тверь, 1903.
14. А.Н. Головкин. Карелы: от язычества к православию. Тверь, 2003.
15. Службы преподобным отцам Печерским. Киево-Печерская лавра. 4 августа 1785.
16. Сказание о русской земле. Составил А. Нечволодов. Часть первая. СПб, 1913.

 
ВОЗВРАТ В МЕНЮ