Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек

Художник рисует деньги

 
 
 
Сергей Васильевич Чехонин

Сергей Васильевич Чехонин – наш земляк. Родился в деревне Лыкошино около железнодорожной станции Валдайка (ныне станция Лыкошино Бологовского района Тверской области). Человек многогранного таланта и трагической судьбы. Точнее, не трагической, а до жути обыденной и для него, и для многих и многих, по чьей жизни прокатилось колесо Великого перелома. С восторгом встретив революцию, он, как и все мыслящие люди, скоро понял, что его любимая родина получила вместо просвещенной монархии диктатуру. Диктатуру, бесчеловечную до бессмысленности, – вместо Романовых к власти пришли Шариковы. В 1928 г. художник уехал за границу, и на долгие десятилетия даже упоминание его стало на его родине преступлением. Умер Сергей Васильевич на чужбине в 1936 г. И ни одной строчки, ни в одном печатном издании огромного Союза о Художнике, который в течение десяти лет всей силой своего таланта укреплял и на весь мир славил этот Союз, ни строчки об известном во всем мире Сергее Чехонине как об одном из столпов российской книжной графики, как родоначальнике советского агитационного фарфора, как о русском человеке, возродившем знаменитую на весь мир ростовскую финифть. Ни строчки о виднейшем сотруднике Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе, о художнике, которому было разрешено рисовать самого вождя мирового «пролетариата». (В 1920 г. первыми художниками, рисовавшими Ленина, были Чехонин, Альтман и Анненков – ведущие фигуры в искусстве Серебряного века, к тому же модные и известные в Европе.) Масштабы Чехонина, его значение для России и всего мира еще предстоит осознать, и цель данной работы – добавить малоизвестные штрихи к разностороннему творчеству Художника.
Первая мировая война 1914-1918 гг. серьезно ослабила экономику царской России. До 1914 г. российский рубль был в элите мировых валют, его значение было сравнимо с сегодняшним положением американского доллара. Но гигантские военные расходы подкосили рубль, и к февралю 1917 г. его покупательная способность упала до 27 копеек. Если сравнивать с нашим временем, то, говоря по-модному, «инфляция» российского рубля составляла около 10% в месяц, то есть намного медленнее, чем в нашу «мирную перестройку» в недалеком прошлом. А октябрьский переворот 1917 г., именуемый коммунистами и всеми, кого они подкармливали, Великой Октябрьской социалистической революцией, разрушил финансово-денежную систему царской России до основания.
Началась гиперинфляция, когда ежедневное обесценивание рубля превысило 10% (сравните те же 10 % в месяц до февраля 1917 г.).
Инфляция породила по всей стране сильнейший финансовый голод. Отсутствие разменных денег, особенно мелких номиналов, практически парализовало рынок. Многие базары вернулись в каменный век: на них стала преобладать меновая торговля. В такой обстановке центральная власть вынуждена была разрешить выпуск на местах своих денег.
25 февраля 1918 г. Государственный банк санкционировал проект о выпуске чеков Архангельскому отделению Государственного банка и отпустил средства на их изготовление. Архангельск был не первым городом, выпускавшим свои деньги. Местное деньготворчество в 1918-1924 гг. было массовым.
К слову сказать, разрешения на выпуск денежных знаков многие местные власти не ждали, да и не считали нужным даже спрашивать это разрешение: более 90% местных выпусков денег осуществлялось без всяких санкций со стороны верховной власти. Да и какое разрешение, если деньги и есть власть! Раз выпустил деньги – ты и диктуешь законы.
Кто только не выпускал в то время «деньги» на необъятных просторах бывшей Российской империи! Даже села объявляли себя республиками (Висунская «республика на Украине) и, естественно, выпускали свои деньги. Я уж не говорю об атаманах всяческих мастей и калибров: здесь и красный партизан Тряпицын, не признававший, кстати, советскую власть (Дальний Восток) и белый генерал Шкуро (Северный Кавказ); монархист Бермонт (Прибалтика), бывший прапорщик царской армии, превратившийся в одночасье в главнокомандующего Северной Армией генерала Авалова-Бермонта и не признававший ни белых, ни красных; «зеленый» атаман Хмара (Украина). В одной только «Одессе-маме» более 50 эмитентов выпускали свои собственные «деньги». Но кустарное и весьма поспешное производство «денег» очень часто порождало лишь полное недоверие к этим денежным знакам, так аляповат и невнушителен был их внешний вид.
Архангельск учел этот негативный опыт. Печатание чеков было поручено Петроградской типографии «Голике и Вильберт», а эскизы денег – виднейшему графику и художнику  С.В. Чехонину. В то время Сергей Васильевич – один из виднейших сотрудников Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. Художник работает в невероятном темпе: плакаты, лозунги, фарфор, первые образцы советских гербов, печатей, марок, многоликая книжная и особенно журнальная графика, оформление массовых празднеств.
Все архангельские чеки выполнены в едином стиле. Цвет чеков традиционный для российских денежных знаков: 3 руб. – зеленая, 5 руб. – синяя. 10 руб. – красная и 25 руб. – серо-синяя. Отпечатаны чеки на плотной белой бумаге без водяных знаков. Лицевую сторону всех чеков украшает ажурный растительный орнамент с античными атрибутами: шлемом и лекторскими пучками, – выполненный в «чехонинской» легкоузнаваемой манере. На купюре в 25 руб. изображение белого медведя и моржа среди льдин и торосов, за что все чеки этого выпуска и получили в народе название «моржовки». Цифры номинала выполнены каллиграфически изощренно и в том же «чехонинском» стиле. Оборотная сторона у всех бон одинаковая: рамка с изображением цифр номинала и богато декорированная виньетка с гербом г. Архангельска. Чеки поступили в обращение 7 мая 1918 г. Новые деньги были хорошо приняты населением и ходили наравне с царскими деньгами и деньгами Временного правительства. Немало способствовал этому и вызвавший доверие внешний вид новых денежных знаков. В обращении «моржовки» находились до августа, когда (2 августа 1918г.) Архангельск был занят англичанами. И уже на следующий день, 3 августа было образовано новое правительство во главе с «народным социалистом» Николаем Васильевичем Чайковским.
Мастерство художника принесло «моржовкам» известность далеко за пределами Архангельской губернии. А отсутствие в оформлении чеков большевистских лозунгов и символов привело к тому, что «чехонинские моржовки» с успехом использовало и новое правительство Чайковского, которое находилось у власти в губернии до февраля 1920 г.
Об известности художника говорит и тот факт, что в первом каталоге российских бумажных денежных знаков, выпущенных при советской власти (1924 г., под ред. Ф.Г. Чучина), единственным выпуском, для которого был назван автор рисунка денежных знаков, были чеки Архангельского отделения Государственного банка 3, 5 и 10 руб. в стиле ампир, а 25 руб. с рисунком белого медведя и моржа работы художника Чехонина. В народе эти деньги назывались «моржовками». Таким образом, талант художника принес ощутимую пользу в налаживании денежного обращения Архангельского края, а «моржовки» помогли рассказать об одном из разносторонних дарований нашего земляка Сергея Васильевича Чехонина.
Но архангельские чеки не первый опыт С. Чехонина в создании рисунка денежных знаков. Известны еще два случая, когда художник занимался рисунками денег. Первый раз это было еще в 1913 г., когда Министерство финансов планировало ввести в обращение денежные знаки с новым рисунком.
Осуществлению этого проекта помешала Первая мировая война. Одним из авторов проектов новых пятирублевок был и С. Чехонин. Единственная информация об этом проекте, известная на сегодня автору, взята из письма крупнейшего коллекционера и знатока вышедших из обращения денежных знаков Я.Л. Шрайбера. Поэтому привожу весь абзац полностью.
Из переписки Я.Л. Шрайбера (1905-1982)"с коллекционерами, с. 3 (Пиппар И.Г., Горький, 1964). «Невыпущенные царские пятирублевые кредитные билеты. Рисунки выполнены на ватмане синим карандашом, размером 150x59 мм и 140x85 мм. На одном из рисунков изображена лицевая сторона билета (с орлом). На двух других – разные варианты стороны с надписью: «Государственный кредитный билет пять рублей». Ни на одном из рисунков не обозначена дата, но на полях одного из них черным карандашом написано: «1913». На обороте этого рисунка имеется карандашная надпись. Хотя она хорошо сохранилась, но почерк плохо разбирается. Прочел лишь следующее: «Не принято, как проект. Надписи установлены не в установленной последовательности. Современный орел должен быть...» Далее неразборчиво написано несколько слов.
Примечание. Ныне эти рисунки-проекты находятся в коллекции Я.Л. Шрайбера. Можно предполагать, что они – оригиналы работы художника С. Чехонина».
Второй, известный, правда, только коллекционерам, выпуск денежных знаков, которые рисовал С. Чехонин, был в сентябре 1917 г. В каталоге Н. Кардакова (Берлин, 1953. С. 16) об этом выпуске сказано: «Союз Российских Акционерных коммерческих банков. Консорциум 30-ти ретроградских и московских банков. Предполагаемая эмиссия. Заготовленные в 1917 году знаки почти полностью все уничтожены». Творческая манера, неповторимый «чехонинский» почерк узнается сразу.
Выпуск состоял из четырех номиналов: 25, 50, 100 и 500 рублей. Все знаки очень редки, а 100 и 500 руб. известны всего в нескольких экземплярах. Целью выпуска было укрепление российского рубля, сильно пострадавшего от войны и революции.

Осуществить задуманное до конца не удалось: помешал октябрьский переворот.
Литература

1. Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769-1950 гг. /Сост. Н. Кардаков. Берлин, 1953.
2. Мельникова А. Твердые деньги. М., 1973.
3. Николаев Р. Деньги белой гвардии. СПб: ИЦТ «Прана», 1993. 80 с. Библиогр.: с.78-79 (45 назв.).
4. Парамонов О. «Моржовки» – чеки Архангельского отделения Государственного банка //Нумизматика. Фалеристика.
5. Российские бумажные денежные знаки: Указатель /Под ред. Ф.Г. Чучина. М., 1924.
6. Рябченко П.Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России, стран СНГ (1769-1994). Киев, 1995.

 
Возврат в МЕНЮ