Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек
Михаил Иванович Сердюков
 
 

325 пет со дня рождения Родился Бароно, Имегенов сын в 1678 году при реке Селенге (Прибайкалье) и рождением он «мунгальского народа». Тринадцатилетним он был взят в плен и затем продан за 10 рублей приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову. Позднее бывший пленник при крещении получает фамилию своего хозяина. Недюжинные природные способности и усердие позволяют ему в короткий срок постигнуть науку писать, читать и считать. Он становится помощником во всех торговых делах своего крестного. Но в 1700 году ИМ. Сердюков умирает, и Михаила берет на работу известный московский купец, член «гостиной сотни» Матвей Евреинов. Вскоре Сердюков получает у Евреинова должность приказчика и записывается в новгородское купечество, а в 1704 году становится членом одной из самых богатых и влиятельных купеческих гильдий – новгородской. По некоторым данным, это произошло при содействии Петра I.
Михаил Иванович был личностью выдающейся, и об этом говорит вся история его непростой жизни. Бывший раб и инородец возводится в дворянское звание и получает чин коллежского советника – гражданский чин VI класса, что по Петровской «Табели о рангах» соответствует воинскому званию полковника. Это было событием исключительным даже для петровского времени, когда царские награды и милости получали люди хоть и «подлого» происхождения, но «пользу великую государству российскому приносящие».
В год подписания Петром I Указа о начале «перекопных работ» близ Вышнего Волочка было Михаилу Сердюкову 25 лет. Занимался он доставкой грузов с волжских пристаней в Новгород, а затем и в Петербург вышневолоцким водным путем, и на собственном горьком опыте познал все трудности и опасности этого пути. На его глазах в 1703 году начиналось строительство Тверецкого канала – первого судоходного канала в России. Сердюков становится подрядчиком на этом строительстве, поставляя «провиант» для строителей. Строиликанал голландские мастера во главе с Адрианом Гоутером, а надзор за строительством был поручен князьям Гагариным. Немало было истрачено государственных средств и трудов тысяч подневольных работных людей, но ничего путного у голландцев не получилось. Выполненные работы были столь же несовершенны с гидротехнической стороны, сколь неудовлетворительны и с точки зрения судоходства.
Они не решали главной задачи – устранения мелководья реки Тверцы. Уже сразу после окончания строительства канала в 1709 году суда проходили по нему с великими трудностями и в один год не успевали попасть в Петербург. Долгие 15 лет – с 1703 по 1718 гг. Сердюков – не только наблюдает за неудачной гагаринской стройкой, но и анализирует, делает выводы и строит планы. Строительство новой столицы требовало все в более увеличивающихся объемах лес, хлеб, железо, воинские припасы и прочий товар. Между тем к 1719 году движение по Тверецкому каналу практически прекратилось по причине того, что голландские мастера выполнили свою работу крайне неудачно. Так в 1718 году весенний караван не смог пройти по Тверецкому каналу, и «.. .воспоследовала в Петербурге нужда великая в провианте». И, вероятнее всего, так бы и остался «Гагаринский канал» лишь неудачным эпизодом в поисках пути из Волги в Неву, если бы не «прожект» Михаила Сердюкова.
В начале 1719 года Сердюков решается представить царю свой проект реконструкции канала. Петр I приказывает немедленно направить «доношение» Сердюкова в Сенат, чтобы был учинен соответствующий Указ. Но Сенат решает прежде еще раз все перепроверить. Заминка «господ сенаторей» заставляет Петра вызвать Сердюкова в Петербург самолично. Во время встречи царь убедился, насколько глубоко и всесторонне Сердюков продумал свое предложение.
Можно представить себе ликование Петра, когда он понял, что перед ним человек, способный решить проблему, над решением которой он бился долгие 15 лет. Проблему, стоившую Петру и России огромных сумм из скудной государственной казны, жизни тысяч и тысяч простых работных людей, 15 лет неимоверного напряжения сил. Речь шла о главном деле Петра – «прорубить окно в Европу».
Сердюков не просто брался полностью переделать неудачно выполненное голландцами и построить многие новые гидросооружения, он брался все работы произвести «своим иждивением», а не за государственные деньги, что было случаем беспрецедентным. И что было еще более невиданным, весь риск возможных неудач Сердюков брал на себя. Сердюков рисковал – но риск строился на глубоком трезвом расчете и гениальной прозорливости гидротехника-самоучки.
Уже к 1722 году почти все работы, прописанные в Указе от 26 июня 1719 года были выполнены. Через три года пропускная способность Вышневолоцкого пути увеличилась почти вдвое. Если в 1720 году через Тверецкий канал прошло к Петербургу, причем с предварительной разгрузкой, 1335 судов, то после постройки каналов Шлина-Цна – уже 2339 судов, и без паузки (дополнительной и весьма дорогостоящей перегрузки).
Гениальная идея Сердюкова была в том, чтобы путем устройства на Цнинском и Тверецком каналах вторых шлюзовых ворот превратить их в длинные однокамерные шлюзы. При этом многократно увеличивалась пропускная способность системы – Цнинский канал вмещал до 40 больших барок, а Тверецкий – более 100.
Замечательным достижением русской гидротехники первой половины XVIII века стало создание Сердюковым водохранилища площадью около 6 кв. км. и подпором воды 2 метра, что давало возможность в летнее время поддерживать в Тверецком канале и реке Тверце уровень воды, достаточный для свободного прохождения судов. Для этого на реке Цне на месте небольшой заводской плотины зимой 1740-1741 гг. была сооружена новая плотина значительно больших размеров с тремя спусками (пролетами).
15 октября 1742 года Елизавета подписывает Указ о «всемилостивейшем пожаловании вышневолоцких слюзов содержателя Михаила Сердюкова с потомками ево за службы ево во дворяне».
После 1741 года Михаилом Сердюковым вместе с сыном Иваном были проведены огромные по объему работы по устройству бечевника от Вышнего Волочка до Твери – рубились просеки, сооружались мосты и гати, расчищался и спрямлялся фарватер. Проведенные работы позволили проводить караваны от Твери до Вышнего Волочка почти вдвое быстрее.
1 апреля 1744 года Елизавета Петровна подписывает Указ о начале работ по чистке Боровицких порогов. Начатые в том же 1744 году эти работы на Мете, еще более масштабные, чем на Тверце, продолжались вплоть до смерти Михаила Ивановича Сердюкова. Дата смерти Михаила Ивановича Сердюкова точно не установлена. Умер он в конце 1754-го или в начале 1755 года. Похоронен создатель Вышневолоцкой водной системы на погосте Городолюбля, на берегу созданного им водохранилища.
В середине XVIII века по созданной им водной системе перевозилось в среднем 200 тысяч тонн различных грузов, не считая леса в плотах. В то время эти объемы почти полностью удовлетворяли потребности 100-тысячного Петербурга.
И уже после смерти М.И.Сердюкова еще почти полвека продолжались работы по реконструкции, улучшению и расширению Вышневолоцкой водной системы, при которых использовались идеи гениального гидротехника-самоучки.

Литература
Виргинский B.C., Либерман М.Я. Михаил Иванович Сердюков.— М., 1979.
 
ВОЗВРАТ В МЕНЮ