Возврат в МЕНЮ

ДВ №31 от 14 ноября 2007 стр. 3

 

Ивлев Денис Михайлович

 

член совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова (2008-2014), фельдшер «Скорой помощи». 3 статьи

     

Путь мученичества

В год 90-летия Октябрьского переворота нельзя не вспомнить и о другой чёрной дате нашей истории – 70-летии начала самых беспощадных гонений на Русскую Православную церковь. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 г. было арестовано 136900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85300; в 1938 г. арестовано 28300, расстреляно 21500; в 1939 г. арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 г. арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4000, расстреляно 1900.
В одной только Тверской области в 1937 г. было расстреляно более двухсот священнослужителей. В ту кровавую осень и зиму 37-го среди них был и настоятель Введенского прихода с. Козлово бывшей Козловской волости Вышневолоцкого уезда отец Алексий Сибирский.
Родился отец Алексий в семье благочинного Введенского прихода с. Козлово Василия Сибирского 17 марта 1870 г., в день святого Алексия, человека Божия. Окончив Тверскую духовную семинарию, он в 1893 г. был рукоположен в сан священника к родному козловскому собору. Работая с документами Введенского прихода этого периода, часто встречаешься с именем священномученика. Он участвует во всех делах прихода, при нём реставрируется Казанский придел летнего храма, подновляется живопись. Кроме этого отец Алексий преподаёт Закон Божий в Сназинском училище сельца Владимирское, является катехизатором.
В приходе батюшка пользуется заслуженным уважением. Большой Введенский приход был поделен между тремя священниками собора. О. Алексий духовно окормлял жителей деревень Малое Козлово, Захарово, Кочка, Березая, Малая Богданиха, Ямны, Замытье, Ососье, Береговая. Всего его прихожан было 973 двора. Службы проходили в двух часовнях, находящихся в ведомстве священника: Никольской в д. Ямны и Троицкой в дер. Ососье.
Но после Октябрьского переворота ситуация кардинально изменилась. В 1918 г. произошёл бунт в соседней Никулинской волости. Крестьяне вступились за церковь в с. Николо-Гнездово, которая была дочиста обворована красноармейцами. Самые активные из крестьян были арестованы, многие убиты, а двое из них, крестьяне Пётр Жуков и Прохор Михайлов, зверски замучены «заступниками народными» по дороге в Вышний Волочёк...
Всё это видел священник. Может быть, в этих событиях видел он призрак кровавых гонений, ведь это было только начало!
В 1929 г. отец Алексий был арестован за невыполнение хлебозаготовок. План было предписано сдать в двадцать четыре часа. Батюшка был приговорён к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь с конфискацией всего имущества, включая личные вещи.
По возвращении из лагеря батюшка был назначен благочинным церквей Козловского благочиния. В 1936 г. на него поступил донос, что он, мол, молится за стахановскую весну. Священник был вызван в районное управление НКВД. Но это была лишь прелюдия к кровавой драме.
29 августа 1937 г. во время богослужения на день Нерукотворного образа в собор ворвались солдаты и арестовали священника. Попутно они выкидывали иконы и давили их копытами лошадей. Вступавшихся за священника били прикладами.
Обвинение было предъявлено уже в Тверской тюрьме – антисоветская агитация. Несмотря на допросы и пытки, батюшка держался мужественно, никого не оклеветал и не предал. В течение месяца следователи допрашивали священника, пытаясь вырвать у отца Алексия признание:
« – Расскажите, обвиняемый Сибирский, об антисоветских разговорах, имевших место у вас в доме 4 июня сего года.
– 4 июня сего года по новому стилю по случаю именин моей жены, Ольги Павловны Сибирской, были приглашены в гости священник Михаил Иванович Муравьёв, благочинный Митрофан Иванович Орлов и священник Михаил Петрович Соколов...
– Расскажите об антисоветском разговоре, имевшем место между вами и Муравьёвым по приходе последнего из села Скирки.
– Таких разговоров со стороны Муравьёва я не припоминаю...»
Видя, что священник не собирается ни на кого клеветать, следователь устроил очную ставку с одним из лжесвидетелей:
« – Задачей фашистско-монархической организации являлось свержение советской власти и реставрация капитализма при помощи иностранных фашистских государств через интервенцию Советского Союза и вооружённое восстание антисоветских сил из кулацких и бывших элементов и крестьянства, недовольного советским строем...

– Участником контрреволюционной фашистско-монархической организации и в указанной группировке не был. Виновным себя в этом не признаю. В сборищах контрреволюционной группировки участия не принимал и на них не бывал...
– Ваши показания ложны и направлены к тому, чтобы скрыть от следствия участие и контрреволюционную деятельность в контрреволюционной фашистско-монархической организации. Показаниями Муравьёва вы полностью изобличаетесь во лжи. Следствие настаивает на даче вами правдивых показаний.
– Категорически отрицаю свою принадлежность к контрреволюционной фашистско-монархической организации и участие в сборищах...»
11 ноября 1937 г. «тройка» НКВД приговорила священника Алексия Сибирского к расстрелу. Он был расстрелян через день после приговора, 13 ноября 1937 г. Вместе со священником были расстреляны лжесвидетельствовавшие о нём, о себе и других, те, кто не смог вынести тяжести следствия...
Архиерейским собором Русской Православной церкви 2000 года священномученик Алексий Сибирский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Возврат в МЕНЮ