Возврат в МЕНЮ

ДВ №24 от 26 сентября 2007 стр. 3

 

Ивлев Денис Михайлович

 

член совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова (2008-2014), фельдшер «Скорой помощи». 3 статьи

     

Виновным себя не призна…

19 сентября – день прославления святых новомучеников и исповедников Тверских. Среди сонма исповедников Русской Православной церкви яркой звездой выделяется священномученик Владимир Мощанский. Для нас, вышневолочан, он дорог прежде всего тем, что последние годы своей жизни он провёл в нашем городе, здесь принял мученическую кончину, здесь погребён и здесь прославлен...

Священник родился 15 июня 1866 г. в с. Заборовье Есеновичского уезда Тверской губернии. Отец его, протоиерей Дмитрий, служил сначала в Заборовье, а в последние годы жизни в Преображенской церкви на Пятницком кладбище Волочка. Мать его была дочерью священника из Старицы.
Окончив Тверскую духовную семинарию, Владимир женился на дочери священника Ивана Дмитровского, Евдокии, и вскоре был рукоположен во диакона к храму с. Рогачёво Ржевского уезда. У о. Владимира и Евдокии родились дочь Ольга и три сына: Владимир, Александр и Николай. При рождении последнего ребёнка Евдокия Ивановна умерла, оставив о. Владимира с маленькими детьми, воспитывать которых помогала её незамужняя сестра Александра Ивановна.
До начала гонений о. Владимир прослужил в с. Спасском Кашинского уезда, куда он был рукоположен во иерея. Здесь же он получил и сан протоиерея. Прихожане любили своего священника за доброту и отзывчивость, многим он благодетельствовал. Позднее в Вышнем Волочке батюшка жил по соседству с фабричными рабочими. Те, бывало, прогуляют свою зарплату, а у многих семьи, им тоже часто помогал отзывчивый священник.
За строгую, молитвенную жизнь местные власти невзлюбили священника. В 1924 г. в с. Спасском был закрыт храм. У настоятеля конфисковали дом. На последнем богослужении храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До Кашина священника провожал весь приход – шли 30 км пешком. Из Кашина батюшка перебрался в Волочёк и поселился в доме отца.
В Вышнем Волочке, несмотря на протесты родственников, о. Владимир служил в зимнем соборе и открыто ходил по городу в рясе. В городе, где ещё были открыты все храмы, во вторник о. Владимир читал акафист в Казанском соборе, в среду – в Троицкой церкви, а в четверг – в Никольской. Лишь когда возраст стал подходить к 70 годам и батюшка не мог уже служить, в будние дни он оставался дома. Иногда он выходил с внучкой Ольгой на улицу и, стоя возле дома, с благоговением и теплотой в голосе говорил: «Это звонят в Казанском соборе к обедне, а это в Троицкой церкви, а это у Николая Чудотворца, а это ермаковская церковь, а это зимний собор».
Когда здоровье о. Владимира не позволяло ему служить, он приходил в храм молиться, крестил младенцев, отпевал покойников, служил панихиды на Пятницком кладбище. На кладбище он приходил и в родительские субботы на семейное захоронение Мощанских. Бывало, вся семья ожидала его у родных могил, а он шёл и служил панихиду в том месте, где не было захоронений. Так ему было открыто, что похоронят его не рядом с родственниками, а в тюремной могиле.
13 февраля 1938 г. около дома пожилого священника остановилась машина, оттуда вышли трое сотрудников НКВД. Они предъявили документ на обыск и арест. Всё в комнате перевернули, забрали пять рублей серебром советских денег, николаевский рубль, столовое серебро, карманные часы, золотые браслет и крестик и наградной серебряный крест. В тюрьме врач обследовал священника и выписал справку: склероз сердца, старческая дряхлость; годен к физическому труду третьей категории.
Вскоре нашлись и первые лжесвидетели, которые всячески пытались опорочить священника. Некая свидетельница передавала слова священника: «Раньше, при царизме, жили хорошо, а теперь свободная страна довела духовенство до того, что ходи по могилкам да оглядывайся, а то подойдут и арестуют, ведь незаконных арестов духовенства много, да чуть и не все...»
«Мощанский контрреволюционно настроен, антисоветскую агитацию проводил среди жителей г. Вышнего Волочка в открытой форме под разными предлогами, восхвалял жизнь дореволюционного времени, открыто выступал против советских законов...» – это показания заведующего конторой «Союзутиль». Кроме того, собирались и показания «дежурных свидетелей», зачастую ими становились обновленцы, выполняя роль «судебных убийц». По этим показаниям следователь и составил протокол:
« – Вы обвиняетесь в контрреволюционной агитации. Дайте подробные показания.
– Контрреволюционной агитации я не проводил и виновным себя в этом не признаю.
– Зачитываю показания свидетеля о проведении вами контрреволюционной агитации. Признаёте ли себя виновным?
– Считаю показания свидетеля неправдоподобными и их категорически отрицаю...»
Священнику устраивались очные ставки, где снова на него изливались потоки грязной клеветы. 27 апреля было составлено обвинительное заключение, и дело было передано в суд. 27 июня 1938 г. состоялось закрытое судебное заседание в здании нарсуда. 72-летнего старца предполагалось приговорить к семи годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
«В чём меня обвиняют – это мне понятно. Виновным себя в антисоветской агитации не признаю».
Но суд вынес заранее спланированное решение: 7 лет лагерей и 3 года поражения в избирательных правах.
Батюшка подал жалобу. На время, пока суд рассматривал жалобу, священника вернули в Вышневолоцкую тюрьму. Камеры были переполнены, нельзя было даже прилечь, приходилось стоять. Все посылки от родных священник раздавал сокамерникам, а сам медленно угасал. В конце концов заключённые в камере возмутились, стали стучать в железную дверь и кричать: «За что вы мучаете старого священника? В чём он виноват? Мы тоже верим в Бога».
Наконец 16 августа 1938 г. специальная коллегия Верховного суда отменила приговор. 15 сентября копии были переданы в тюрьму для вручения священнику. Но их было вручить уже невозможно. Не вынеся тяжёлых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский скончался 7 сентября 1938 г.
Спустя время родственники узнали место погребения священника. Он был похоронен там, где когда-то на пустом месте служил панихиду...
Юбилейным Собором Русской Православной церкви священномученик Владимир Мощанский был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Память его 7 сентября (25 августа по ст. ст.).

Возврат в МЕНЮ