Возврат в МЕНЮ

ДВ №21 от 05 сентября 2007, стр. 3, ДВ №22 от 12 сентября 2007, стр. 3, ДВ №27 от 17 октября 2007, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Из истории вышневолоцких монастырей

 

Городолюбский Горно-Язерский-Спасо-Преображенский

Таково полное название Городолюбского монастыря. Существует предание о том, что основан он преподобным Варлаамом Хутынским в конце XII века. В обители находилась церковь во имя преподобного Варлаама, в которой хранилась древняя икона с его изображением. В.В. Зверинский в своей книге так пишет об этом монастыре: «... монастырь находился в восьми верстах к северо-западу от Вышнего Волочка на озере Городолюбля, а... монастырь, по преданию, основан был Варлаамом Хутынским до его прихода в Новгород, следовательно в ХII в.». Известен документ, хранившийся до революции в Хутынском монастыре: «...в Коломенском погосте на Спасской земле промеж Шлины и на Сне реке на черном лесу, после Скуратова письма Зиновьева, стал монастырь, да две церкви – Преображение Спасово да Варлаам чудотворец». Из приведённого отрывка можно сделать вывод, что основан Городолюбский монастырь был после одной из переписей, вероятно уже в XVI  веке. И всё же этот факт не может служить стопроцентным доказательством того, что монастырь не был основан в XII веке. Вполне возможно, что он некоторое время был просто пустым. Таких случаев было немало – не будем забывать, что речь идёт о XIII-XV веках, временах татаро-монгольского владычества. Вспомним «рейд» конницы темника Субудай-Багатура зимой 1238 года по Бежецкой и Деревской пятинам. После них осталась пустыня, исчезли не только древние деревушки и монастыри – некому было перечислить даже имена погибших городов.
В 1582 г. в монастыре находились: «…келья священника черного Корнилья, да братских шесть келий, да пустых пять келий». Впоследствии он был приписан к новгородскому Хутынскому монастырю, куда после закрытия Городолюбского были переведены все монашествующие. 
К концу XVIII века, когда оставшиеся без хозяев монастырские постройки обветшали, в селе Городолюбля была выстроена новая деревянная церковь Преображения Господня. В 1797 году она была освящена и почти 150 лет исправно служила местным жителям. В 1890 году в Городолюбле был освящён новый трёхпрестольный храм Воскресения Христова. И в старой деревянной церкви, и в новой каменной один из приделов был посвящён преподобному Варлааму. Почти 500 лет сохранялась память в Городолюбле о хутынском чудотворце, и это тоже не даёт права полностью отметать предание о возникновении обители в XII веке.
В настоящее время от села Городолюбля остались развалины каменной церкви да часть кладбища. Церковь сильно разрушена, и её восстановление вряд ли возможно. Старинное кладбище подмывают воды Вышневолоцкого водохранилища. В центре кладбища около развалин церкви находится могила создателя Вышневолоцкой водной системы М.И. Сердюкова. Несколько десятков лет на этом месте был пионерский лагерь. Сегодня здесь полное запустение и разруха. А вокруг красивейшие сосновые леса и воды рукотворного озера – настоящий рай для грибников, рыбаков и охотников.

Кириллов на Тубосе

Кирилловский мужской монастырь находился в районе современного села Тубосс. О нём известно, что он в 1495 году владел волостью в Млёвском погосте Деревской пятины. «Владения монастыря распространялись от озера на север. В них входили Пальцево, Липно, Подол, Красное Раменье, в котором в конце XV века жил один Гридка Патрикейков. Всего монастырю принадлежало 38 деревень и 84 земельных участка». Часть этих деревень дожила до наших дней, а деревни Пальцево и Липно и сегодня принадлежат приходу Никольской церкви в селе Тубосс, хотя с 1929 года входят в состав Бологовского района. Небольшая деревенька Липны, что стоит и сегодня на берегу озера Кафтино, пронесла через века память о знаменитой  новгородке Марфе Посаднице. В середине XV века село Липны было центром Липенской волости и принадлежало Марфе Борецкой, вставшей во главе антимосковской оппозиции. После покорения Новгорода Москвой в 1478 году все огромные владения Борецких, в том числе и Липенская волость, были отобраны в царскую казну.
Память о древней обители жива и сегодня. В свою первую поездку в село Тубосс для розыска Кириллова монастыря разыскал я Юрия Ивановича Бойкова. Вернее, он был первым, кого я увидел на пустынной сельской улице. И на мой вопрос, знает ли он, что 250 лет назад здесь был монастырь, Юрий Иванович ответил: «Да, был. Место это находится при въезде в село, и мы называем его Монах». Престольным, главным праздником в Тубосе был Кириллов день. До революции в приходе свято чтились дни памяти святого Кирилла, архиепископа Александрийского, – 9 июня и 18 января. В деревне Иванково, что находится в двух верстах от Тубоса, часовня была освящена во имя святителей александрийских Афанасия и Кирилла. В середине XIX века это была самая большая деревня в приходе: было в ней 60 дворов, и называлась она Юванково. Сегодня от Юванкова остался один древний полуразвалившийся дом да памятный крест на месте часовни.
Приходская каменная церковь святителя Николая Чудотворца, освященная в 1818 г., представляет собой руины. Старая деревянная церковь святителя Кирилла, в 1764 году обращённая из монастырской в приходскую, была разобрана ещё в первой половине XIX века. На её месте поставили часовню. Именно эта часовня и обозначена на карте 1849 года при въезде в село Тубос справа у озера – там, где стоял когда-то Кириллов монастырь.
Монастырь принадлежал к числу очень древних, но история его, к сожалению, почти неизвестна. В пользу древности монастыря говорят следующие факты.
1. Древний путь с Волги на Новгород в средние века проходил через с. Млёво. В домонгольские времена этот волок был намного оживлённее, чем волочок Вышний. Мстинский волок был и удобнее, и короче. Водный путь проходил через реку Волчину в озеро Волчино, а из него через волок в озеро Глубокое, затем озёра Волошно – Сорока – Писошно – Хвошно – Шишево и по речке Пуйга в Мсту. Расстояние между Волчино и Глубоким по прямой всего около шести километров – вдвое меньше, чем от Белого Омута до Цны. Сами названия озёр и рек этой местности говорят об их древнем ремесле: ещё на карте 1849 года река Волчина называется Волочина. Об оживлённости этого пути говорят и писцовые книги. Так, в одной из них говорится: «…во Млеве на реце Мсте на острову 225 лавок по старому письму… а ныне 332 лавки» (1551 г.).  Даже если под старым письмом разуметь перепись начала XVI века, а не предыдущую 1545 года, всё равно увеличение почти в полтора раза!
Млёво было узловым пунктом на этом древнем торговом пути. Постепенно, в связи с усилением Твери и возрастанием её роли, а также Торжка как торговых центров, значение Млёвского волока начинает слабеть, а к XII-XIII векам он практически прекращает существование. И в то же время возрастает поток товаров через волок Вышний.
2. Начинался волок из Волчино в Глубокое, вероятнее всего, на месте современной деревни Удино. Недалеко от неё был большой курган, в котором в прошлом не раз находили камни с изображением крестов. А село Глубокое до революции называлось Георгиевским и было в древности погостом – центром торговли и сбора налогов.
3. Именно здесь, в Млёвском монастыре, была обнаружена надгробная плита 1492 года – один из древнейших письменных памятников тверской земли: «Лета З (7000 г. от сотворения мира, 1492 г. от Р.Х. – Е.С.) Положена сия представися раба Божия Марфа напа». Настоятель храма села Млёво о. Владимир убеждён, что это могила именно Марфы Борецкой – знаменитой Марфы Посадницы, возглавившей борьбу Новгорода с Москвой при царе Иване III в 1470-х годах. По свидетельству очевидцев, «…с давнего времени из дальних местностей и большей частью из Новгородской губернии начал ходить народ для служения панихид на могиле Марфы Посадницы…»  
4. В найденных в 1998 году берестяных грамотах середины XII века Млёвский погост упоминается как крупный административный центр. Еще тогда, в домонгольское время, это был не просто центр погоста, а один из узловых пунктов на важнейшем пути из Новгорода в среднерусские земли.
Отец Владимир при встрече говорил нам, что церковь на месте храма Спаса Нерукотворного Образа существует с 1050 года, т. е. почти тысячу лет. Кто знает, может, так оно и есть! Ведь и легендарная воительница Ольга в 947 году от Рождества Христова пришла на Мсту, вероятнее всего, через Млёво. По крайней мере, древнего городка, стоящего на месте современного Млёва, ей было не миновать. Вполне возможно, что Млёво уже в то время было гостиным местом или погостом. На погостах сходились для «гостьбы», или, говоря по-современному, для торговли и обмена, и местные купцы, и пришлые гости, и смерды из соседних волостей. Погосты были и местом сбора дани, то есть административными пунктами. Позднее, когда на этих привычных людских сборищах стали ставить храмы, погосты становятся и центрами приходов. Так что первый древний храм в Млёве вполне мог быть поставлен и тысячу лет назад. Будем надеяться, что со временем этому будут найдены и документальные подтверждения.
Приписан Троицкий-Млёвский монастырь был к Новгородскому Кириллову монастырю, иждивением которого на другом берегу Мсты в 1756 г. построена каменная Троицкая церковь. Нужно заметить, что земли «за рекою за Мстою у Троицы Живоначальныи в Деревской пятине у Полянской деревни» принадлежали Троицко-Млёвскому монастырю издавна. Также издавна на этой земле стоял Троицкий храм. Именно об этом говорит цитата из переписной книги Бежецкой пятины, приведённая выше. Память о Троицком храме дожила до начала XXI века. Место, где стоял храм и где монастырские «хрестьяне в дву полех… сеяли на них на обоих 3 коробьи», называется сегодня урочище Троица.
Монастырю в начале XVIII в. принадлежало десять деревень. В секуляризацию 1764 года  обращён в приходскую церковь с. Млёво.

Возврат в МЕНЮ                      
1