Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление Возврат в МЕНЮ

ДВ №17 от 08 августа 2007, стр.

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Шамарина пустынь

На высоком крутом берегу озера Судомля напротив села Осечно находится небольшой и очень живописный сосновый бор, называется он Спасова роща. В центре рощи на самой вершине крутого холма небольшая и уютная, почти круглая поляна, со всех сторон окружённая молодым сосняком. Называется она в народе Спасик. Посреди полянки стоит деревянный крест, установлен он, судя по надписи, «19 августа 2003 года от Рождества Христова». На этом месте до революции стояла деревянная часовня. Исстари в праздник Преображения Господня собирались сюда крестьяне соседних селений и служили молебны.
Кроме креста старца Лазаря сохранились об этой святой обители и предания среди местных жителей. Были и легенды про древний монастырь поведала мне Нина Ивановна Соколова. Ещё в мае 2004 года на Первых Соловьёвских чтениях договорился я о встрече с главой местной власти Н.Е. Гречнёвиковым. Николай Евгеньевич живёт в Осечно уже несколько десятков лет, долго директорствовал в местной школе да ещё и завзятый охотник. Он-то мне и рассказал при встрече про Анну Ивановну и про дневник, который вёл её отец, один из первых подводников России Иван Яковлевич Соколов.
Жила Нина Ивановна в деревне Глебцево, что неподалеку от Осечно. Дверь мне открыла сухонькая, подвижная и очень приветливая женщина лет семидесяти. Уже разговорившись и отведав чаю с самодельным домашним маслом, я с удивлением узнал, что моей собеседнице за восемьдесят. Память у Анны Ивановны оказалась прекрасной. «Место, где был монастырь, – рассказывала мне Анна Ивановна, – называется Спасова роща. Находится эта роща в Самарихе. Монастырь, по рассказам стариков, провалился в болото. Болото очень глубокое, отец с шурином мерили сначала жердью, потом цепью, да дна так и не достали. Говорили, что на Пасху там слышен звон колоколов. Ходил отец слушать, но ничего не услышал. На Спасике, где поставлен крест, была до революции часовня. Часовню разобрали и перевезли в Скоблево под склад, потом перевезли в Лукино, где приспособили в свинарник».
Рассказ Анны Ивановны оказался недостающим звеном в истории Шамариной пустыни. Место, где был монастырь, называется Самариха, а пустынь – Шамарина. Сопоставив эти два названия, я понял, что речь идёт об одном и том же месте.
Откуда пошло название, можно только предполагать: возможно, так называлась местность и до возникновения монастыря, а возможно, как и в случае с Кушниковым монастырём, это указание на основателя обители. В старину на Новгородчине бытовало слово «самар». Так называли росомаху и похожего на этого зверя неловкого, неуклюжего человека.
Имя монастыря сохранила роща, в которой он стоял. Называлась она Спасова – значит, и обитель, возможно, носила имя Нерукотворённого Спаса.
Запланировали мы с Анной Ивановной сходить на следующий раз туда, где провалился монастырь. Но, приехав в Осечно ранней весной 2005 года, со скорбью узнал, что той же осенью она скоропостижно скончалась. Так и не посмотрели мы с ней места, где покоится монастырь, и никто мне не ответил, что стало с архивом её отца, который Анна Ивановна хранила всю свою долгую жизнь.
Побывал на Спасике. С него открывается прекрасный вид на озеро Судомля и величественный, летящий в небо Троицкий пятипрестольный храм, более двух веков украшающий старинное Осечно. Сегодня, благодаря неустанным трудам отца Геннадия, храм начал постепенно возрождаться.

Возврат в МЕНЮ