На высоком крутом берегу озера Судомля напротив села Осечно находится небольшой и очень живописный сосновый бор, называется он Спасова роща. В центре рощи на самой вершине крутого холма небольшая и уютная, почти круглая поляна, со всех сторон окружённая молодым сосняком. Называется она в народе Спасик. Посреди полянки стоит деревянный крест, установлен он, судя по надписи, «19 августа 2003 года от Рождества Христова». На этом месте до революции стояла деревянная часовня. Исстари в праздник Преображения Господня собирались сюда крестьяне соседних селений и служили молебны.
Кроме креста старца Лазаря сохранились об этой святой обители и предания среди местных жителей. Были и легенды про древний монастырь поведала мне Нина Ивановна Соколова. Ещё в мае 2004 года на Первых Соловьёвских чтениях договорился я о встрече с главой местной власти Н.Е. Гречнёвиковым. Николай Евгеньевич живёт в Осечно уже несколько десятков лет, долго директорствовал в местной школе да ещё и завзятый охотник. Он-то мне и рассказал при встрече про Анну Ивановну и про дневник, который вёл её отец, один из первых подводников России Иван Яковлевич Соколов.
Жила Нина Ивановна в деревне Глебцево, что неподалеку от Осечно. Дверь мне открыла сухонькая, подвижная и очень приветливая женщина лет семидесяти. Уже разговорившись и отведав чаю с самодельным домашним маслом, я с удивлением узнал, что моей собеседнице за восемьдесят. Память у Анны Ивановны оказалась прекрасной. «Место, где был монастырь, – рассказывала мне Анна Ивановна, – называется Спасова роща. Находится эта роща в Самарихе. Монастырь, по рассказам стариков, провалился в болото. Болото очень глубокое, отец с шурином мерили сначала жердью, потом цепью, да дна так и не достали. Говорили, что на Пасху там слышен звон колоколов. Ходил отец слушать, но ничего не услышал. На Спасике, где поставлен крест, была до революции часовня. Часовню разобрали и перевезли в Скоблево под склад, потом перевезли в Лукино, где приспособили в свинарник».
Рассказ Анны Ивановны оказался недостающим звеном в истории Шамариной пустыни. Место, где был монастырь, называется Самариха, а пустынь – Шамарина. Сопоставив эти два названия, я понял, что речь идёт об одном и том же месте.
Откуда пошло название, можно только предполагать: возможно, так называлась местность и до возникновения монастыря, а возможно, как и в случае с Кушниковым монастырём, это указание на основателя обители. В старину на Новгородчине бытовало слово «самар». Так называли росомаху и похожего на этого зверя неловкого, неуклюжего человека.
Имя монастыря сохранила роща, в которой он стоял. Называлась она Спасова – значит, и обитель, возможно, носила имя Нерукотворённого Спаса.
Запланировали мы с Анной Ивановной сходить на следующий раз туда, где провалился монастырь. Но, приехав в Осечно ранней весной 2005 года, со скорбью узнал, что той же осенью она скоропостижно скончалась. Так и не посмотрели мы с ней места, где покоится монастырь, и никто мне не ответил, что стало с архивом её отца, который Анна Ивановна хранила всю свою долгую жизнь.
Побывал на Спасике. С него открывается прекрасный вид на озеро Судомля и величественный, летящий в небо Троицкий пятипрестольный храм, более двух веков украшающий старинное Осечно. Сегодня, благодаря неустанным трудам отца Геннадия, храм начал постепенно возрождаться. |