«Провидение – промысел Божий, высшее промышление, предопределение, управленье миром, вселенною, людьми и всею природою» (В. Даль. Толковый словарь).
Я не могу назвать себя истинно верующим человеком. Религия для меня в первую очередь – неотъемлемая часть истории и культуры России. Так же и с провидением. Я допускаю, что есть законы и явления, которые современная наука пока не может объяснить. Вполне естественным считаю существование разумной материи, находящейся на более высокой ступени развития и организации, чем homo sapiens (человек разумный). Но всё-таки бывают ситуации, когда единственное, что мы можем сказать: да, это было провидение, это – промысел Божий.
В Вышнем Волочке, историей которого я занимаюсь, выросли и живут мои дети, здесь родились и, надеюсь, будут жить мои внуки. Я серьёзно и уже много лет занимаюсь коллекционированием и изучением вышневолоцких старинных открыток. Написал про них и про всё, что с ними связано, целую книгу.
Человеку постороннему, далёкому от собирательства, трудно представить чувства, которые испытывает коллекционер-филокартист, держащий в своих руках старую открытку с видом родного города, о существовании которой никто не подозревал. А тут, представьте себе, стало известно сразу более трёх десятков неизвестных ранее фотооткрыток Вышнего Волочка начала XX века. Каждая из них – это ещё одна страничка из прошлой жизни города. Открытки доносят до нас аромат той эпохи: как люди жили, как отдыхали, их костюмы, наряды, причёски. А попади кобелевский архив в другие руки, он, вероятнее всего, был бы навсегда потерян для истории, науки, для наших потомков.
Сто лет назад иллюстрированные открытые письма, или почтовые карточки, занимали несравненно более почётное место в общественной и личной жизни, чем современные открытки. Назывались открытки в то время открытыми письмами или почтовыми карточками. Они бережно хранились в течение всей жизни, зачастую передаваясь по наследству как память о прожитом и глубоко ценимом. В начале XX века открытые письма были не просто частью повседневного быта – они были частью российской культуры. Сегодня открытки – ценнейшие исторические документы, которые используют в своей работе специалисты самых разных профилей: краеведы и исследователи, преподаватели и реставраторы, работники музеев, архивов, библиотек...
Видовые открытые письма сохранили для нас прошлую Россию, от которой остаётся всё меньше и меньше материальных свидетельств. В большом или малом городе, в любом населённом пункте не сохранилось доброй половины зданий и сооружений, запечатлённых на дореволюционных открытках. Одни, и их значительно больше, разрушены, взорваны, уничтожены людьми, другие поглотило время, третьи перестроены. Зачастую изменена даже планировка улиц. До наших дней сохранились единицы из многих сотен дворянских усадеб, варварски обезображены и погублены тысячи храмов. Но всё это сохранила для нас открытка: виды сёл и деревень, городов и станций, монастырей и памятников, интерьеров храмов и генеральских поместий и многое другое.
В истории вышневолоцких открыток немало имён людей, которые создали и сохранили для потомков открытые почтовые письма – этот удивительный и уникальный артефакт прошлого, соединивший в себе и документальное свидетельство в виде текста, и изображения, и частичку быта, и произведение искусства. Их много: фотографов, издателей, коллекционеров, – но первым был Алексей Иванович Кобелев. История вышневолоцких открытых писем начиналась с него.
Несколько лет буквально по крупицам собирал я сведения об этом человеке. И вдруг оказалось, что сохранился архив семьи Кобелевых: фотографии, письма, документы. Причём сохранился совершенно нетронутым. В большинстве случаев личные документы, которые бережно хранят наши предки на протяжении иногда нескольких поколений, пропадают. Их сжигают, сдают в макулатуру или просто выбрасывают на помойку. И лишь небольшая часть из них попадает к исследователю. Мне улыбнулось провидение: я первым разбирал архив семьи Кобелевых вместе с правнучкой Алексея Ивановича, первым держал в руках документы и вещи, которые остались живы во времена тяжких испытаний жестокого и противоречивого XX века. Часть фотооткрыток из этого архива мне посчастливилось приобрести для своей коллекции.
Имя Алексея Ивановича Кобелева сегодня практически неизвестно, хотя его вклад в культуру и историю нашего города поистине бесценен. С 1901 по 1913 г. им было издано восемь выпусков с видами Вышнего Волочка, общее число открыток в которых – около 170, причём до 1908 г. он был единственным издателем вышневолоцких видовых открыток. Со страниц обугленных временем писем и документов встаёт образ русского интеллигента, книжника и просветителя. Писчебумажный магазин А.И. Кобелева был первым книжным, или, как бы мы сегодня сказали, «специализированным», магазином в Вышнем Волочке. Торговля (учебники и народные книги издательства Сытина) в нём была открыта постановлением тверского губернатора 12 октября 1898 г.
О семье Кобелевых до 1900 г. известно совсем немного. В 1890 г. Алексей Иванович взял в жёны Софью Васильевну Мещерскую. Кобелевы были семьёй интеллигентной и образованной. Они не были богаты: торговля книгами и издание открыток ни тогда, ни сегодня не могла быть прибыльным делом. Проживали они в своём доме по адресу Сретенский (ныне Тургеневский) переулок, дом 13. Владели Кобелевы небольшой дачей, недалеко от усадьбы М.И. Сердюкова.
17 января 1891 г. в семье родился первенец – Александр. Кроме Александра в семье было ещё два сына – Николай и Василий. Старший, Александр, был женат на Полине Елисеевне Шумиловой и всю жизнь прожил в доме своего отца. Полина успешно выступала в театре в труппе основателя вышневолоцкого театра Василия Григорьевича Демидова. Николай окончил Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения и служил до 1913 г. по специальности в Вышнем Волочке. Затем была служба в армии, ранения, госпитали. После 1917 г. известий о нём нет – вероятно, погиб в гражданскую. Младший, Василий, – актёр и режиссёр, более 50 лет на сцене, 300 сыгранных ролей. Начинал выступать 15-летним подростком. Работал в Вышнем Волочке, Твери и других городах Советского Союза. Закончил карьеру режиссёром Пермского ТЮЗа. По стопам матери и дяди пошла и внучка А.И. Кобелева – Валентина Александровна. Она всю войну прослужила в армейском ансамбле песни и пляски и закончила службу в октябре 1945 г. в Манчжурии. Награждена несколькими боевыми наградами, среди которых и медаль «За отвагу». Судя по переписке, у Кобелевых были тёплые отношения с семьёй Евсеевых. Жена Николая Ивановича Евсеева была родной сёстрой Полины. Дачи Кобелевых и Евсеевых были рядом, вместе росли дети. И весьма примечательно, что два имевшихся в Вышнем Волочке книжных магазина принадлежали один А.И. Кобелеву, а другой – Н.И. Евсееву.
Вначале, примерно до 1908 г., магазин А.И. Кобелева располагался на первом этаже Мариинской гимназии. Позднее Кобелев арендовал помещение на той же Екатерининской улице в доме № 18, принадлежавшем мещанке Е.Н. Пономарёвой. Сегодня в этом доме кафе и кулинария. Вероятно, в это же время, на рубеже веков, Кобелев организовал и свою типографию, или, как в то время называли, «скоропечатню». Алексей Иванович не только торговал книгами, но и сам писал, являясь сотрудником С.-Петербургского телеграфного агентства и «Тверской газеты». В работе магазина и скоропечатни ему помогали сначала жена и сыновья, а потом и невестка Полина.
После революции просветительство и благотворительность оказались не в чести. У Кобелевых отобрали сначала скоропечатню, а потом и магазин. Настали тяжёлые времена. Как и многие русские интеллигенты, Алексей Иванович участия в политике не принимал. «Папаша ужасно боится митингов, не выходит из дома...» – писала про него невестка. Старший сын на фронте, и семья откровенно бедствует: «...по-прежнему голодаем, едим исключительно картошку, лук, чеснок. Молока, яиц, масла совсем в продаже нет. На днях поймали в капкан 2 молодых галок, сварили и скушали». (Из письма Алексея Ивановича сыну Александру. Осень 1918 г.) После революции и до самой кончины Алексей Иванович жил в своём доме вместе со старшим сыном Александром, Полиной и двумя их дочерьми. Часть дома пришлось продать. Александр работал мелким служащим на железной дороге, и жила семья, как и большинство населения Советского Союза в довоенное время, небогато.
Скончался Алексей Иванович Кобелев около 1940 г.
В заключение коротко о том, что помогло сохраниться домашнему архиву крупнейшего вышневолоцкого издателя открыток. В числе ближайших родственников Алексея Ивановича было три офицера: родной брат невестки Яков Елисеевич Шумилов – кадровый офицер, прошедший японскую кампанию; племянник, поручик Николай Николаевич Евсеев, и сын Николай, тоже поручик. Точно известно, что по крайней мере один из них воевал под знамёнами белой гвардии. В тридцатые годы этого с лихвой могло хватить для «расстрельной» статьи не только главе семьи, но и всем домочадцам. Повернись судьба по-иному, и Алексей Иванович Кобелев с клеймом «враг народа» сгинул бы в одном из лагерей ГУЛАГа. Все в семье, наверное, понимали, насколько могут быть опасны старые документы. Но их не уничтожили, хотя по этой причине навсегда потеряны для истории огромное число личных архивов, художественных произведений, библиотек и даже коллекций.
Решение хранить архив принимал, вероятно, Алексей Иванович вместе с сыном Александром. Хранились бумаги в нескольких сундуках в деревянном сарае, который находился рядом с домом. Два сундука с особо ценными и опасными документами и вещами, с точки зрения хозяев, в этом же сарае закопали в землю. Сверху «для надёжности» лежали обычные для сараев вещи, которые вроде бы и не нужны, и выбросить жалко. Детям был запрещён даже вход в сарай.
Время «рассекретить» кобелевский архив пришло сегодня. Возвращено из небытия ещё одно забытое имя – интеллигента, просветителя, Гражданина Алексея Ивановича Кобелева. |