Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление Возврат в МЕНЮ

ДВ №14 от 18 июля 2007, стр. 7, ДВ №15 от 25 июля 2007, стр. 7

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Издатель первых вышневолоцких открыток
Алексей Иванович Кобелев

«Провидение – промысел Божий, высшее промышление, предопределение, управленье миром, вселенною, людьми и всею природою» (В. Даль. Толковый словарь).
Я не могу назвать себя истинно верующим человеком. Религия для меня в первую очередь – неотъемлемая часть истории и культуры России. Так же и с провидением. Я допускаю, что есть законы и явления, которые современная наука пока не может объяснить. Вполне естественным считаю существование разумной материи, находящейся на более высокой ступени развития и организации, чем homo sapiens (человек разумный). Но всё-таки бывают ситуации, когда единственное, что мы можем сказать: да, это было провидение, это – промысел Божий.
В Вышнем Волочке, историей которого я занимаюсь, выросли и живут мои дети, здесь родились и, надеюсь, будут жить мои внуки. Я серьёзно и уже много лет занимаюсь коллекционированием и изучением вышневолоцких старинных открыток. Написал про них и про всё, что с ними связано, целую книгу.
Человеку постороннему, далёкому от собирательства, трудно представить чувства, которые испытывает коллекционер-филокартист, держащий в своих руках старую открытку с видом родного города, о существовании которой никто не подозревал. А тут, представьте себе, стало известно сразу более трёх десятков неизвестных ранее фотооткрыток Вышнего Волочка начала XX века. Каждая из них – это ещё одна страничка из прошлой жизни города. Открытки доносят до нас аромат той эпохи: как люди жили, как отдыхали, их костюмы, наряды, причёски. А попади кобелевский архив в другие руки, он, вероятнее всего, был бы навсегда потерян для истории, науки, для наших потомков.
Сто лет назад иллюстрированные открытые письма, или почтовые карточки, занимали несравненно более почётное место в общественной и личной жизни, чем современные открытки. Назывались открытки в то время открытыми письмами или почтовыми карточками. Они бережно хранились в течение всей жизни, зачастую передаваясь по наследству как память о прожитом и глубоко ценимом. В начале XX века открытые письма были не просто частью повседневного быта – они были частью российской культуры. Сегодня открытки – ценнейшие исторические документы, которые используют в своей работе специалисты самых разных профилей: краеведы и исследователи,  преподаватели и реставраторы, работники музеев, архивов, библиотек...
Видовые открытые письма сохранили для нас прошлую Россию, от которой остаётся всё меньше и меньше материальных свидетельств. В большом или малом городе, в любом населённом пункте не сохранилось доброй половины зданий и сооружений, запечатлённых на дореволюционных открытках. Одни, и их значительно больше, разрушены, взорваны, уничтожены людьми, другие поглотило время, третьи перестроены. Зачастую изменена даже планировка улиц. До наших дней сохранились единицы из многих сотен дворянских усадеб, варварски обезображены и погублены тысячи храмов. Но всё это сохранила для нас открытка: виды сёл и деревень, городов и  станций, монастырей и памятников, интерьеров храмов и генеральских поместий и многое другое.
В истории вышневолоцких открыток немало имён людей, которые создали и сохранили для потомков открытые почтовые письма – этот удивительный и уникальный артефакт прошлого, соединивший в себе и документальное свидетельство в виде текста, и изображения, и частичку быта, и произведение искусства. Их много: фотографов, издателей, коллекционеров, – но первым был Алексей Иванович Кобелев. История вышневолоцких открытых писем начиналась с него.
Несколько лет буквально по крупицам собирал я сведения об этом человеке. И вдруг оказалось, что сохранился архив семьи Кобелевых: фотографии, письма, документы. Причём сохранился совершенно нетронутым. В большинстве случаев личные документы, которые бережно хранят наши предки на протяжении иногда нескольких поколений, пропадают. Их сжигают, сдают в макулатуру или просто выбрасывают на помойку. И лишь небольшая часть из них попадает к исследователю. Мне улыбнулось провидение: я первым разбирал архив семьи Кобелевых вместе с правнучкой Алексея Ивановича, первым держал в руках документы и вещи, которые остались живы во времена тяжких испытаний жестокого и противоречивого XX века. Часть фотооткрыток из этого архива мне посчастливилось приобрести для своей коллекции.
Имя Алексея Ивановича Кобелева сегодня практически неизвестно, хотя его вклад в культуру и историю нашего города поистине бесценен. С 1901 по 1913 г. им было издано восемь выпусков с видами Вышнего Волочка, общее число открыток в которых – около 170, причём до 1908 г. он был единственным издателем вышневолоцких видовых открыток. Со страниц обугленных временем писем и документов встаёт образ русского интеллигента, книжника и просветителя. Писчебумажный магазин А.И. Кобелева был первым книжным, или, как бы мы сегодня сказали, «специализированным», магазином в Вышнем Волочке. Торговля (учебники и народные книги издательства Сытина) в нём была открыта постановлением тверского губернатора 12 октября 1898 г.
О семье Кобелевых до 1900 г. известно совсем немного. В 1890 г. Алексей Иванович взял в жёны Софью Васильевну Мещерскую. Кобелевы были семьёй интеллигентной и образованной. Они не были богаты: торговля книгами и издание открыток ни тогда, ни сегодня не могла быть прибыльным делом. Проживали они в своём доме по адресу Сретенский (ныне Тургеневский) переулок, дом 13. Владели Кобелевы небольшой дачей, недалеко от усадьбы М.И. Сердюкова.
17 января 1891 г. в семье родился первенец – Александр. Кроме Александра в семье было ещё два сына – Николай и Василий. Старший, Александр, был женат на Полине Елисеевне Шумиловой и всю жизнь прожил в доме своего отца. Полина успешно выступала в театре в труппе основателя вышневолоцкого театра Василия Григорьевича Демидова. Николай окончил Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения и служил до 1913 г. по специальности в Вышнем Волочке. Затем была служба в армии, ранения, госпитали. После 1917 г. известий о нём нет – вероятно, погиб в гражданскую. Младший, Василий, – актёр и режиссёр, более 50 лет на сцене, 300 сыгранных ролей. Начинал выступать 15-летним подростком. Работал в Вышнем Волочке, Твери и других городах Советского Союза. Закончил карьеру режиссёром Пермского ТЮЗа. По стопам матери и дяди пошла и внучка А.И. Кобелева – Валентина Александровна. Она всю войну прослужила в армейском ансамбле песни и пляски и закончила службу в октябре 1945 г. в Манчжурии. Награждена несколькими боевыми наградами, среди которых и медаль «За отвагу». Судя по переписке, у Кобелевых были тёплые отношения с семьёй Евсеевых. Жена Николая Ивановича Евсеева была родной сёстрой Полины. Дачи Кобелевых и Евсеевых были рядом, вместе росли дети. И весьма примечательно, что два имевшихся в Вышнем Волочке книжных магазина принадлежали один А.И. Кобелеву, а другой – Н.И. Евсееву.
Вначале, примерно до 1908 г., магазин А.И. Кобелева располагался на первом этаже Мариинской гимназии.  Позднее Кобелев арендовал помещение на той же Екатерининской улице в доме № 18, принадлежавшем мещанке Е.Н. Пономарёвой. Сегодня в этом доме кафе и кулинария. Вероятно, в это же время,  на рубеже веков, Кобелев организовал и свою типографию, или, как в то время называли, «скоропечатню». Алексей Иванович не только торговал книгами, но и сам писал, являясь сотрудником С.-Петербургского телеграфного агентства и «Тверской газеты». В работе магазина и скоропечатни ему помогали сначала жена и сыновья, а потом и невестка Полина.
После революции просветительство и благотворительность оказались не в чести. У Кобелевых отобрали сначала скоропечатню, а потом и магазин. Настали тяжёлые времена. Как и многие русские интеллигенты, Алексей Иванович участия в политике не принимал. «Папаша ужасно боится митингов, не выходит из дома...» – писала про него невестка. Старший сын на фронте, и семья откровенно бедствует: «...по-прежнему голодаем, едим исключительно картошку, лук, чеснок. Молока, яиц, масла совсем в продаже нет. На днях поймали в капкан 2 молодых галок, сварили и скушали». (Из письма Алексея Ивановича сыну Александру. Осень 1918 г.) После революции и до самой кончины Алексей Иванович жил в своём доме вместе со старшим сыном Александром, Полиной и двумя их дочерьми. Часть дома пришлось продать. Александр работал мелким служащим на железной дороге, и жила семья, как и большинство населения Советского Союза в довоенное время, небогато.
Скончался Алексей Иванович Кобелев около 1940 г. 
В заключение коротко о том, что помогло сохраниться домашнему архиву крупнейшего вышневолоцкого издателя открыток. В числе ближайших родственников Алексея Ивановича было три офицера: родной брат невестки Яков Елисеевич Шумилов – кадровый офицер, прошедший японскую кампанию; племянник, поручик Николай Николаевич Евсеев, и сын Николай, тоже поручик. Точно известно, что по крайней мере один из них воевал под знамёнами белой гвардии. В тридцатые годы этого с лихвой могло хватить для «расстрельной» статьи не только главе семьи, но и всем домочадцам. Повернись судьба по-иному, и Алексей Иванович Кобелев с клеймом «враг народа» сгинул бы в одном из лагерей ГУЛАГа. Все в семье, наверное, понимали, насколько могут быть опасны старые документы. Но их не уничтожили, хотя по этой причине навсегда потеряны для истории огромное число личных архивов, художественных произведений, библиотек и даже коллекций.
Решение хранить архив принимал, вероятно, Алексей Иванович вместе с сыном Александром. Хранились бумаги в нескольких сундуках в деревянном сарае, который находился рядом с домом. Два сундука с особо ценными и опасными документами и вещами, с точки зрения хозяев, в этом же сарае закопали в землю. Сверху «для надёжности» лежали обычные для сараев вещи, которые вроде бы и не нужны, и выбросить жалко. Детям был запрещён даже вход в сарай.

Время «рассекретить» кобелевский архив пришло сегодня. Возвращено из небытия ещё одно забытое имя – интеллигента, просветителя, Гражданина Алексея Ивановича Кобелева.

Возврат в МЕНЮ