Возврат в МЕНЮ

ДВ №22 от 01 июня 2005, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Их трудами строилась Россия

Главных действующих лиц в нашей истории двое – Савва Иванович Чевакинский и Василий Иванович Храповицкий. Они жили, любили и трудились в середине бурного и блистательного XVIII века, находясь в самой гуще событий того времени.

Свой рассказ начну с Чевакинского, хоть и не был он «вышневолоцким». Писался он в документах «помещиком новоторжским». Родился один из самых известных архитекторов елизаветинской эпохи на новоторжской земле, здесь же, в сельце Вёшки, что на самой границе Новоторжского и Вышневолоцкого уездов, и половину жизни провёл. У меня нет сегодня точных данных, какой след оставил Савва Иванович в новоторжской истории – это задача более краеведов-новоторов, чем вышневолоцких исследователей. Мой рассказ о находках в Государственном архиве Тверской области, которые свидетельствуют, что Чевакинский имеет самое непосредственное отношение и к вышневолоцкой истории. Имя Саввы Чевакинского до недавнего времени было известно разве что узкому кругу специалистов, занимающихся историей русской архитектуры. Хотя и сегодня, когда стараниями краеведов открыты многие неизвестные страницы в биографии нашего героя, знают о нём тоже не очень многие. А рассказать есть о чём.
Сын небогатого новоторжского помещика был весьма известной личностью: в середине  XVIII века архитектор Академии полковник Чевакинский принадлежал к высшей научной элите империи, его связывали деловые и дружеские отношения со многими известными и передовыми личностями времени. Он был близок с одним из самых передовых людей XVIII века Иваном Ивановичем Шуваловым. Тем самым Шуваловым, обер-камергером, действительным тайным советником, покровителем известнейших ученых и писателей, при содействии которого 250 лет назад был создан первый университет – мечта Михаила Васильевича Ломоносова. Да и самого великого энциклопедиста связывали с известным зодчим не только дела Академии. Большинство исследователей сходятся в том, что именно Савва Иванович, в то время архитектор Академии, строил дом Ломоносову. И не только Ломоносову – заполучить его к себе считали за честь многие из высшей петербургской знати. К деловым и человеческим качествам Чевакинского с большим уважением относился президент Адмиралтейской коллегии М.М. Голицын. Ценил его способности и доверял ему один из богатейших людей того времени Прокофий Акинфиевич Демидов – родной брат Анны Акинфиевны Сердюковой (урождённой Демидовой). В 1856 г. в обучение Чевакинскому были определены будущие светила архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Довольно подробно о нём рассказывает и солидный «Энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Чевакинский – русский архитектор времён Имп. Елизаветы Петровны, сын дворянина, род. в 1713 г. в Тверской губ, в 1729 г. был определён в ученики Морской академии; затем через 3 года был назначен в класс гражданской архитектуры, в котором оказал столь блестящие успехи, что в 1732 г. был произведён в «гезели от архитектуры». С этого времени служит в ведомстве адмиралтейств-коллегии, занимаясь по её поручению различными постройками... Но самым важным произведением Чевакинского должно признать церковь св. Николая Чудотворца, построенную в СПб при морских казармах в 1752-60 гг. и известную теперь под названием Николы Морского, – один из великолепнейших храмов столицы, замечательный по своему общему виду, по деталям внешности и внутренности и особенно по своей стройной, грациозной колокольне... По учреждении первоначальной академии наук (считавшейся состоящею при московском университете) был в ней преподавателем. Получив в 1736 г. чин подпоручика, он был в 1745 г. произведён прямо в архитекторы майорского ранга, в 1762 г. повышен в полковники и в 1767 г. вышел в отставку со званием обер-интенданта. Когда и где он умер – неизвестно. А. С-въ».
Подчеркнём, что даже энциклопедия такого уровня практически ничего не сообщает о личной жизни известного зодчего. Место и дата смерти вообще неизвестны, дата рождения дана ошибочная – по метрическим книгам, родился он в 1709 году.
В 1983 году в Ленинграде историк архитектуры А.Н. Петров издал книгу «Савва Чевакинский». Это единственная на сегодня монография, посвященная творчеству известного архитектора.
В последние несколько лет о знаменитом земляке писали не однажды и местные краеведы. Первой ласточкой была статья журналистки Т.Н. Корсуновой «Пусть не зарастёт народная тропа» в 6-м номере альманаха «ВИКА» за 2002 год.
Но наиболее заметный вклад в эту работу внёс настоящий энтузиаст краеведения, спировский учитель В.В. Смирнов. Им опубликовано несколько прекрасных статей в «Спировских известиях». На последних краеведческих чтениях Владимир Васильевич выступил с интереснейшим и, наверное, самым эмоциональным докладом, в котором привёл новые, неизвестные ранее данные о Чевакинском. Именно его стараниями установлены точные даты рождения и смерти Саввы Ивановича и место его захоронения.
Второй герой моего исследования – Василий Иванович Храповицкий. Приведу ещё одну цитату из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, речь в которой идёт о Храповицких: «Храповицкие – старинная дворянская белорусская фамилия, герба «Гэздава», происходящая от Даниила X., жившего во второй четверти XVI стол. От этого рода X. отделились две ветви, владевшие поместьями в Смоленском воеводстве, после покорения Смоленска оставшиеся в русском подданстве и принявшие православие. Вторая ветвь рода X. ведёт начало от Леонтия X., смоленского помещика (втор. пол. XVII в.). Василий Иванович, «лейб-кампанец», участник кампании 1737 г., войны со шведами 1742 г. и семилетней войны, был первым возведённым императрицею Елизаветою в дворянское достоинство в «воздаяние верных, полезных и важных заслуг» (1747 г.)».
Главное, о чём умалчивает энциклопедия, – это то, что Василий Иванович был зятем Михаила Ивановича Сердюкова. Второй женой В.И. Храповицкого была Елена Михайловна, урождённая Сердюкова. Породнился «лейб-кампанец» с известным гидростроителем около 1748 г. В семье было пять детей. Самые известные среди них – Александр (1749-1801) и Михаил (1758-1819), о каждом их которых довольно подробно рассказывает энциклопедический словарь.
На протяжении всего XVIII столетия представители этой семьи верой и правдой служили России. При этом они не просто были лично известны императору или императрице, а находились в их ближайшем окружении, были их доверенными лицами. Посудите сами.
Первым по праву нужно назвать Михаила Ивановича Сердюкова, которого не зря называют «птенцом гнезда Петрова». Сердюков – создатель Вышневолоцкой водной системы, которая на протяжении целого столетия (до 1810 г.) была единственной транспортной водной магистралью – дорогой жизни, по которой в Санкт-Петербург на протяжении 180 лет доставлялись самые разнообразные и необходимейшие грузы. Бывший раб и инородец возводится в дворянское звание и получает чин коллежского советника – гражданский чин VI кл., соответствующий воинскому званию полковника.

Возврат в МЕНЮ