Возврат в МЕНЮ

ДВ №44 от 3 ноябя 2004 стр. 3

 

Зигерт Галина Евгеньевна

 
зам. редактора Альманаха ВИКа (с 2003 г.) и газеты «Древний Волок» (2003-2009),
основатель и учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова,
зам. председателя ВКОиС, директор экскурсионного агентства «Волок».
     

Заступница Руси

Казанская икона Божией Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России.
Предание говорит, что летом 1579 года в Казани случился страшный пожар, начавшийся от дома стрельца Даниила Онучина. Вскоре после пожара девятилетней дочери стрельца Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела взять икону ее на пепелище сгоревшего дома. Икону, завернутую в сукно вишневого цвета, нашли на том месте.
Лик Богородицы сиял, на нем не было ни единой царапины. Скоро от нее начались всякие чудеса, исцелялись недужные, прозревали слепые. На месте обретения иконы в том же году царь Иван Грозный повелел построить женский монастырь и в нем хранить святыню. День обретения иконы, 8 июля (21 июля по нов. ст.) стал ежегодно праздноваться в Казани.
В начале XVII века Русскую землю постигло страшное бедствие, которое потомки назвали Смутным временем. После убийства сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и смерти бездетного Федора Иоанновича пресеклась царствующая династия Рюриковичей. Народ избрал царем Бориса Годунова. Но вскоре появились разные Лжедмитрии – авантюристы, выдававшие себя за якобы спасшегося царевича Дмитрия. Их поддержали авантюристы иноземные. На Русь вторглись польско-литовские феодалы, украинская казацкая вольница, крымские и ногайские татары. После смерти царя Бориса в стране воцарились безвластие и хаос, беда разлилась по Русской земле: мятежи, убийства, грабежи, разбои. Сожжены были сотни храмов и монастырей. Поляки, литовцы и немцы захватили в сожженной, разоренной Москве ее внутренние крепости: Кремль и Китай-город. Вскоре возникло народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
По распоряжению Патриарха Московского и Всея Руси Гермогена 26 мая 1611 года из Казани в Москву был привезен список с чудотворной иконы. С этой иконой народные ополченцы подошли к стенам захваченной Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось перед иконой Богоматери о победе. 22 октября 1612 года был взят Китай-город, а еще через два дня Кремль. 25 октября в воскресный день русские войска с крестным ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богоматери впереди.
Тогда царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование Казанской иконы в Москве два раза в год: в день обретения иконы 8 июля (21 июля н. ст.) и в день очищения Москвы от поляков – 22 октября (4 ноября н. ст.). А с 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича празднование распространилось по всей Руси.
Такое знаменательное событие не могло не оказать благотворного влияния на жителей Вышнего Волочка. Они не раз бывали в татарской столице по делам водного пути. «Среди некоторых из них явилось благочестивое желание соорудить копию сей дивноявившейся иконы». Копия была сделана и поставлена в храме по левую сторону от Царских врат.
Под 1583 годом в писцовых книгах значится: «Николаевский Вышневолоцкий погост; принадлежит к Новгородской области, а в нем две церкви Дмитрия Солунского да Николая Чудотворца, обе деревянные». В одном из этих храмов и находилась копия чудотворной иконы (107 х 80 см). В 1724 году оба храма сгорели, но Казанская икона чудом осталась невредимой. Тогда в честь нее была построена большая деревянная церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы (с двумя приделами: во имя Николая Чудотворца и св. великомученика Дмитрия Солунского). В 1742 году – новый пожар, уничтоживший много домов и вновь созданную Казанскую церковь. Икона пропала. Одни жители думали, что она погибла в огне, другие, что она кем-нибудь похищена. Вместо сгоревшей церкви стали строить новую, и опять в честь почитаемой Казанской иконы Божией Матери.
Прошло много времени, а народной святыни не находилось. Жители погоста были в скорби и унынии. И вот совершенно неожиданно святая икона явилась в двух верстах от погоста, на диком и пустынном месте, на березовом пне близ трех водных ключей, ничем не поврежденная. На месте явления поставлена была небольшая часовня, и в ней на возвышении установили чтимый образ Богоматери для поклонения приходящим и проезжающим. Для охраны часовни и самой святыни был приставлен сторож, а для его жилья выстроили дом. Над ключом был срублен «деревянный колодезь».
В 1759 году было получено разрешение новгородского архиепископа Дмитрия на строительство величественного Казанского собора на месте сгоревшего в центре Вышнего Волочка. Собор был освящен 8 июля 1771 г.,  в нем по левую сторону Царских врат помещена была точная копия чудотворной Казанской иконы.
В холерные 1831 и 1848 годы Казанская икона Божией Матери проявляла свое заступничество. Икона переносилась из часовни в город и даже обносилась вокруг него. Жители замечали, что всякий раз после этого болезнь ослабевала и наконец совсем прекращалась. В 1848 году в город пришла страшная эпидемия холеры. Испуганные вышневолочане обратились за помощью к своей чудотворной иконе. 1 августа она была принесена в город и обошла все дома его жителей. Холера отступила. В честь этих событий жители Вышнего Волочка построили каменную часовню, более вместительную, в форме круга с высокой колоннадой, к северу от ранее устроенной деревянной. Новая часовня была освящена в 1852 году. Позднее к ней был пристроен алтарь и построена колокольня. Рядом с этим святым местом и был основан Вышневолоцкий Казанский женский монастырь.

Возврат в МЕНЮ