Возврат в МЕНЮ

ДВ №33 от 18 августа 2004 стр. 3, ДВ №34 от 25 августа 2004 стр. 3

 

Соловьёва Фаина Борисовна

 
(31.03.1954-август 2008) – учредитель и член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества
им. М.И. Сердюкова, сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея, экскурсовод. 3 статьи
     

Старинное село Берёзки

Есть в Вышневолоцком крае старинное село с простым названием Берёзки. Расположилось оно между двух озёр – Имоложье и Клин. Название для русских деревень самое обычное, но судьба вышневолоцких Берёзок особая. История их уходит в глубь веков, когда существовала ещё Новгородская республика, а письма писали на бересте.
Одна из старых московских дорог на Новгород проходила через Берёзки. И первое летописное упоминание об этом селе как раз связано с походом объединителя русских земель московского князя Ивана III на этот непокорный город. Во время первого победоносного похода в 1471 году упоминается только Волочёк, разорённый княжескими войсками. А вот в 1478 году новгородцы уже просятся к великому князю на службу. 27 октября в Волочке новгородский посадник Григорий Михайлович Тучин «бил челом». А на следующий день, когда князь был уже в Берёзках, новгородский «житий» человек Андреан Савельев просился «служити». Кстати, «житими» именовали «людей нарочитых, граждан первостепенных».
Академик В.Л. Янин предполагает, что «Берёска» (так она называлась в летописях) была центром Имоволожского погоста в XII-XV веках. Погостами называли административные единицы в составе Новгородских земель. Имоволожский погост упоминался в договорах Великого Новгорода с приглашаемыми на «новгородский стол» князьями о порядке их финансового обеспечения. Впервые он встречается в договоре с великим князем Ярославом Ярославичем в 1268 году. В виде исключения княжеским мужам разрешалось на Имоволожском погосте «куны ти имати». Но этот погост, видимо, существовал и раньше. Топоним «Имоволоже» встречается в нескольких берестяных грамотах, найденных в Новгороде в слоях XII века. Валентин Лаврентьевич Янин считает, что Имоволожский погост играл важную роль в контроле над путём из Новгорода в Низовые земли.
Вначале XIX века село Берёзки, согласно «Ведомости дворянских имений», принадлежало нескольким помещикам: Матрёне Вындомской, подпоручице Дарье Измайловой, прапорщице Марье Костеровой и майору князю Афанасию Мещерскому. Насчитывало оно в то время 54 «души мужеского полу по ревизии». Но позднее село перешло в собственность к Манзеям, чьё родовое гнездо находилось рядом в Боровно.
Основателем рода стал врач из Шотландии Михаил Манзей. Его сын, Логин Михайлович, будучи офицером, отличился в русско-турецкой войне 1768-1772 годов и после ранения вышел в отставку, став вышневолоцким воеводой, а затем директором Вышневолоцкой конторы водяной коммуникации. Женившись на местной помещице Прасковье Ильиничне Языковой, он получил за ней в приданое сельцо Боровно, которое и стало родовым имением Манзеев. Оно находилось в двух верстах от Берёзок.
Сын Л.М. Манзея, Николай Логинович, гусар, участник Отечественной войны 1812 года, проявил чудеса храбрости в сражении под Вязьмой, при форсировании Березины, при взятии Парижа. После окончания войны Н.Л. Манзей вместе с полком вернулся в Царское Село. Здесь произошло его знакомство с А.С. Пушкиным, дружеские отношения с которым он сохранил и в последующие годы.
Его брат, Александр Логинович, служил в чине полковника в кавалерийских частях на Кавказе. В Пятигорске он близко общался с М.Ю. Лермонтовым, вёл переговоры между ним и Мартыновым о примирении.
Константин Манзей, сын Николая Логиновича, был адъютантом великого князя Александра (будущего императора Александра). В чине генерал-лейтенанта во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов он командовал кавалерийской дивизией и был награждён орденом Белого Орла и золотым оружием. К.Н. Манзей известен и как военный историк, написавший четырёхтомную «Историю лейб-гвардии гусарского Его Величества полка».
Напротив, его брат Николай Николаевич служил мало, рано вышел в отставку и поселился в родовом имении Боровно. Именно он открыл в 1881 году в Берёзках начальную школу, которая и содержалась на его средства. Располагалась она в собственном доме и имела одну комнату. Учительницей была дворянка, закончившая гимназию, она получала в год 300 рублей. В школе было 5 учебников и 10 книг для чтения. В 1886-87 учебном году её посещали 27 мальчиков и 8 девочек. Для учеников из дальних деревень был приют.
Благотворительные традиции отца продолжила Софья Николаевна Манзей вместе с мужем – Михаилом Сергеевичем Волковым. Первый их сын умер. В память младенца Николая М.С. Волков открыл в Берёзках школу ведения Министерства финансов. Дом для этой школы он арендовал у церкви. При школе имелся «прекрасный хор певчих, управляемый учителем». Были при школе и ремесленные классы, где девочек обучали рукоделию, а мальчиков – столярному и сапожному ремёслам.
В сапожной мастерской были две швейные машинки, на которых ученики точали «недлинные охотничьи сапоги», хромовые кавалерийские сапоги, мужские штиблеты из мягкой хромовой кожи и башмаки «простого товара».
Некоторые из этих сведений можно почерпнуть в «Летописи церкви села Берёзки Вышневолоцкого уезда», которую в 1898 году начал вести местный священник Николай Андреевич Синицын. С небольшими пропусками он продолжал делать записи до 1928 года. Возможность познакомится с этим удивительным трудом была любезно предоставлена вышневолоцкому краеведческому музею еще в 1985 году его дочерью Екатериной Николаевной, в замужестве Троицкой.
Н.А. Синицын делает даже попытку объяснить название села обилием «росшего кругом берёзового леса». В это время большой интерес проявлялся к археологии. Здесь такими исследованиями занимались князь А.А. Ширинский-Шихматов, князь П.А. Путятин, И.А. Тихомиров и др. Приложил к этому руку и священник Н.А. Синицын. Он нашёл каменный молоток, а также раскопал погребение, найдя горшок с пеплом. Кстати, обнаруженные здесь курганы и селища датируются I – началом II тыс. н.э., а неолитические стоянки, две из которых находятся в нескольких сотнях метров от Берёзок, относятся к IV-III тыс. до н.э.
В XIX веке церквей в Берёзках было две: каменная в самом селе на горе и деревянная на «новом» кладбище в четверти версты от села. Каменная церковь была построена в 1761 году местным помещиком подполковником Иваном Ивановичем Кутузовым. Есть сведения, что сначала она была посвящена Николе, как и в предшествующие века. Но в конце XIX века церковь носила название Владимирской с приделами во имя святителя и чудотворца Николая и великомученика Дмитрия Мироточивого. Она имела один купол, была окрашена белой краской и крыта железом, над колокольней возвышался высокий шпиль. По рассказам Е.Н. Троицкой, храм был взорван в 1935 году. Но сохранились его изображения на этюдах художников Н.В. Розанова и Е.И.Столицы. Она же и на картине И.И. Бродского «Старая церковь в Тверской губернии», написанной в 1907 году.
Именно в этой церкви дважды служил Божественную литургию знаменитый Иоанн Кронштадтский, причисленный в 1990 году к лику святых.
Протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Ильич Сергиев (1829-1908) был одним из самых знаменитых людей России на рубеже XIX-XX веков. Он прославился своей праведной жизнью, проповедями со страстными призывами к милосердию и благотворительности, готовностью в любой день и час принимать страждущих – исповедовать, причащать, помочь материально. Его современник и биограф священник И. Орнатский писал: «На него смотрели, как на вселение живой благодати Христовой, и искали случая только прикоснуться к нему».
О приезде о. Иоанна Кронштадтского в Берёзки Н.А. Синицын писал в «Летописи», что храм не мог вместить в себя всех прибывших и большая часть народа стояла «в церковной ограде и близ неё». Обедал знаменитый священник в соседнем имении князя А.А.Ширинского-Шихматова. Во время обеда в «графофон» он произнёс «глубокую по чувству речь о важности и величии священнического служения».
Близ каменной Владимирской церкви были погребены члены родов господ Вындомских, Манзей, Кутузовых, Языковых. Здесь же был похоронен и М.С. Волков, скончавшийся в Ницце 11 февраля 1900 года в возрасте 49 лет.
Ни церквей, ни этого кладбища в Берёзках уже нет. На холме осталось только несколько памятников да гранитная плита с надписью: «Под сим камнем погребен надворный советник Илья Иванов сын Языков, преставился в 1786 году октября 31 дня от рождения своего на 60 году».
В начале XX века на средства С.Н. Волковой в Берёзках был открыт фельдшерский пункт.
Заведовал им более 20 лет фельдшер Исидор Романович Щасный, родом из польских дворян.
Его дочь, Любовь Исидоровна, дружила с Софьей Николаевной Манзей-Волковой, отношения они сохранили и поселившись позднее в Ленинграде. После смерти в блокадном 1942 году последних представителей рода Манзей – Софьи Николаевны и её сына Сергея – остатки семейного архива, картин, мебели оказались у Любови Исидоровны, в замужестве Калининой. После войны она вышла второй раз замуж за ленинградского коллекционера Г.Д. Душина. По его завещанию вся его коллекция, в том числе и её манзеевская часть, оказалась в Эрмитаже, где долгие годы работала Л.И. Калинина. В 2002 году часть коллекции была впервые выставлена в Меншиковском дворце на Васильевском острове.
В 1884 году недалеко от Вышнего Волочка была открыта дача для летнего пребывания студентов Петербургской Академии художеств. Академическая дача стала прообразом Домов творчества художников, она до сих пор принимает живописцев и в этом году отметила своё 120-летие.
Берёзки находятся недалеко от станции Академической посёлка Заречье. Именно отсюда шла раньше дорога с поезда на Академическую дачу – через имение князя Ширинского-Шихматова, деревню Лялино и ещё две деревни. Многие художники снимали дачи в окрестных сёлах. Для них в Берёзках С.Н. Волкова построила более десятка дачных домиков с верандами.
Снимали дачу в Берёзках Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих, с ними был и их младший сын Святослав. Интересуясь древностями, они занимались здесь археологическими исследованиями. В 1903 году Рерихом было открыто и описано городище у деревни Лялино, находившееся на противоположном от Берёзок берегу озера Клин. Площадка городища когда-то была защищена двумя мощными валами и двумя глубокими рвами.
С лета 1907 года приезжал в Берёзки ректор Высшего училища при Академии художеств скульптор Владимир Александрович Беклемишев, занимая с семьёй «большую белую дачу». У него часто жил И.И. Бродский, любимый ученик И.Е. Репина. «Прекрасная семья, чудная дача. Бродский занимал домик в саду. Сам Беклемишев – большой, стройный, красивый, с гривой чёрных волос. Его жена – необычайно культурная, две хорошеньких дочки-подростки и сын-студент, красивый, как и вся семья». Мы видим всю эту семью, так подробно описанную художником М.И. Курилко, на фотографии в Берёзках, а слева стоит А.М. Васнецов. Екатерина Ивановна Беклемишева в 1909 году организовала для девочек, учившихся в содержавшейся Манзеями школе, мастерскую художественной вышивки. Лучшие работы экспонировались на выставках в Петербурге, а на Всероссийской кустарной выставке 1913 года были удостоены серебряной медали. После участия в международной выставке в Берлине заказы стали приходить из-за границы и даже из Америки.
Столярная мастерская для мальчиков стала выпускать художественную мебель. Руководитель её Пётр Иванович Субботин выработал целую программу «систематического обучения учеников». Она включала в себя уроки рисования, черчения, резьбы, раскрашивания и даже краткий курс истории прикладного искусства всех стилей. Но делать он предлагал вещи «русского стиля» – красивые, удобные, прочные и дешёвые. Некоторые образцы мебели из этой мастерской (стол, зеркало, диван, кровать) хранятся в вышневолоцком краеведческом музее.
Три лета подряд (1910-1912 годы) приезжал в Берёзки один из величайших русских художников Михаил Васильевич Нестеров – «попастись на травке, пописать этюды». Здесь он написал портрет В.А. Беклемишева, хранящийся сейчас в фондах Русского музея, и 20 этюдов к своей знаменитой картине «Христиане». А однажды в грозу он чуть не утонул, катаясь на лодке по озеру Имоложье.
Интересно отметить, что священник Синицын в своей летописи не упоминает ни одного из художников, живших в Берёзках. Но в музее хранится его фотография вместе с дьяконом на фоне беклемишевской дачи.
После революции дачи эти были проданы на вывоз, взорвана церковь, разрушено кладбище, нет и домов, где располагались фельдшерский пункт и школа с мастерскими. Сейчас Берёзки – небольшая деревня Боровенского сельского округа. Значительная часть домов здесь принадлежит дачникам. И среди них – Борис Сергеевич Соколов, академик, советник Президиума РАН и президент Российского палеонтологического общества. Когда-то его отец сменил здесь фельдшера Щасного, но прожила семья в Берёзках всего несколько лет, вернувшись в Вышний Волочёк. Однако Борис Сергеевич Берёзки не забыл и в 1985 году купил здесь дачу. А напротив построил научно-исследовательскую базу Музей-институт семьи Рерих. История Берёзок продолжается.

Возврат в МЕНЮ