Возврат в МЕНЮ

ДВ №25 от 23 июня 2004 стр. 3

 

Григорьев Д.Н.

 
член ВКОиС, преподаватель школы
     

Как пошли поезда…

154 года назад, 29 июня 1850 года (11 июля по н. с.), было открыто движение по железной дороге Тверь – Вышний Волочёк. Известно, что Санкт-Петербурго–Московская железная дорога открывалась участками, поэтапно.
Вот как описывает это событие член Тверской архивной комиссии Рубцов: «Об открытии первого поезда из В. Волочка в Тверь летом 1850 года было объявлено вперёд, и поэтому народа на станциях по обе стороны дороги в полях собралось необозримое количество. Это было для того времени невиданное зрелище, и впечатление для всех было чрезвычайно сильное. В поезде ехал сам Николай Осипович Крафт (профессор института корпуса путей сообщения, который возглавлял южный участок строительства дороги между Москвой и Бологое). Около деревни Телересовской на поле у дороги стояли три старые бабы и махали руками, неистово кричали, кривлялись, отплясывали дикую пляску с поднятыми подолами. По словам тех же спутников, они выплясывали беса, сидящего в паровозе, чтобы его испугать и прогнать из родных мест. Собаки из деревень забегали на путь впереди поезда, облаивая его, как лошадей, некоторые из них попадали под колёса, другие же отбрасывались в сторону метельщиками паровоза».
Из расписания отправления поезда между станциями Вышний Волочёк и Тверь от 29 июня 1849 года известно, что в сторону Вышнего Волочка из Твери следовало 13 рейсов поездов в сутки и столько же обратно. Только за период с 29 июня по 25 июля на данном участке было перевезено 3417 пассажиров, 27562 пуда (441 тонна) грузов, выручено 4017 руб. Стоимость билета в вагоне второго класса была 2 руб. (пуд, т. е. 16 кг, картофеля стоил 75 коп.). Экстренный поезд для их императорских высочеств великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича проследовал из Вышнего Волочка в Тверь 1 сентября 1850 года. Известны имена тех, кто обслуживал этот отрезок пути: обер-машинист Александр Зирин; машинисты Иван Плотников, Василий Исаев; кочегары Фёдор Морозов, Николай Шелехов, Иван Кислов; обер-кондуктор Александр Донской. В то время здесь работали пассажирские машины №№ 19, 26, 37 и товарные машины № 91, 92, пассажирские вагоны 2-го класса для проезда лиц императорской фамилии, а также вагоны 3-го класса, крытые и открытые платформы со скамьями, товарные вагоны.
К моменту открытия пассажирского движения на участке Вышний Волочёк – Тверь на станции Тверь был построен вокзальный комплекс, в который входили: дом для пассажиров, паровозное здание, мастерские, пакгаузы, жилые строения. Окончательно комплекс был достроен в 1852 году. К августу 1850 года было открыто движение до станции Клин. А в ноябре 1851 года состоялось торжественное открытие Николаевской железной дороги.

Возврат в МЕНЮ