Возврат в МЕНЮ

ДВ №25 от 23 июня 2004 стр. 3

 

Рогов Д.

 

 

     

Академичка – трудные девяностые

«Академическая дача» играет огромную роль в русском изобразительном искусстве. Во все времена дачу считали центром пленэрной живописи (т.е. живописи на открытом воздухе). Здесь художники повышали свою квалификацию и оттачивали мастерство, написанные ими картины прямо из мастерских отправлялись в залы больших и малых выставок. Во многих русских домах можно встретить репродукции картин, этюдов или пейзажей, написанных на Академичке.
За время своего существования дача пережила самые разные времена – благополучные, менее благополучные, и были времена, когда она совсем прекратила свою деятельность.
Советский период «Академической дачи» начался в 1948 году. Первым директором «Академической дачи» был П.Н. Козельский, фронтовик, бывший танкист. В 1984 году на пост директора заступил Валентин Павлович Журавлев. Он принял дачу в очень благоприятных условиях, когда было стабильное государство и соответственно – финансирование. Один поток талантливых художников сменял другой, а лучшие традиции Академички только укреплялись. Но пришедшая перестройка смела большинство человеческих ценностей, да и само государство Советский Союз перестало существовать. Эти годы руководства «Академической дачей» были очень сложными для ее директора. Мастерские почти опустели, было безлюдно и холодно, часто не было средств заплатить за электричество и отопление. Но Валентин Павлович смог провести корабль «Академическая дача» сквозь рифы и штормы времени и сохранить ее в том виде, в котором принял. Он никогда не разделял художников на главных и второстепенных, ценил и уважал всех, кто приезжал на Академичку. Ведь каждый художник оставлял здесь частичку своей души. Художники были для него как дети, и он старался помочь каждому. Главное, по его мнению, обеспечить всем нормальные условия труда и жизни. Этот невысокого роста человек всегда спокоен и доброжелателен. К тому же у Валентина Павловича очень лирическая натура. Многие художники и гости Академической дачи помнят, как часто он вставал, читал стихи и пел своим великолепным голосом «Уголок России, отчий дом».
Трудные годы подточили его здоровье, и пришлось уйти на пенсию, но он продолжает работать директором музея Академической дачи, проводит для желающих экскурсии, с любовью и уважением рассказывает о каждом художнике.
В трудные для дачи годы ее не покинули такие преданные ей художники, как Андрей Захаров –великолепный мастер с редким ощущением температуры цвета, Григорий Чайников, Андрей Подшивалов, безвременно ушедший Вениамин Сафонов. Они помогали ей выжить духовно и материально. Низкий им поклон за это. Хочется верить, что традиции русской пленэрной живописи признают на Западе, как уже признали в ряде школ живописи Японии, Китая и многих других стран.
Вышневолочане, художники, которые приезжают на «Академическую дачу», и вообще русское изобразительное искусство в большом долгу перед В.П. Журавлевым за то, что в период безвременья он смог сохранить дачу и передал ее другим поколениям. Мы надеемся, что «Академическая дача» будет жить, на ней будут создаваться замечательные произведения, а имя Валентина Павловича впишется золотыми буквами в летопись «Академической дачи», как и имена В.А. Кокорева, П.Н. Козельского и других, кто ее создавал и возрождал. А те картины, которые были написаны в период руководства дачей Валентином Павловичем Журавлевым, займут достойное место в изобразительном искусстве.

Возврат в МЕНЮ