Возврат в МЕНЮ

ДВ №23 от 9 июня 2004 стр. 3, ДВ №24 от 16 июня 2004 стр. 3

 

Зигерт Галина Евгеньевна

 
зам. редактора Альманаха ВИКа (с 2003 г.) и газеты «Древний Волок» (2003-2009),
основатель и учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова,
зам. председателя ВКОиС, директор экскурсионного агентства «Волок».
     

Дом творчества
Академическая дача
имени И.Е. Репина.
1884-2004

120 лет назад, 22 июля (по старому стилю) 1884 года, на высоком лесистом полуострове у истока реки Мcты, берущей начало из озера Мстино, состоялось торжественное открытие Владимиро-Мариинского приюта «для летнего пребывания лучших академистов, нуждающихся или в поправлении своего здоровья, или в усовершенствовании себя в искусстве этюдам с натуры». Сама идея открытия творческого приюта для студентов Императорской Академии художеств возникла задолго до его открытия. Первоначально это представлялось в виде приюта для бедных учеников. По разным причинам он не был устроен. Тогда возникла мысль создать подобный приют на пленэре.
Истинным основателем Академической дачи стал известный московский предприниматель, меценат, экономист В.А. Кокорев. У него было имение Александровское, как раз напротив живописного полуострова. В 1883 году Василий Александрович привез в свое имение конференц-секретаря Императорской Академии художеств П.Ф. Исеева. О том, какое впечатление произвела эта местность на чиновника Академии, говорит архивный документ того времени. «Громадное озеро, красивое местонахождение, Мcта, вытекающая тут в живописных берегах из озера, – все это вместе, озаренное солнцем, при невозмутимой тишине в воздухе, не могло не произвести глубокого впечатления, казалось, что тут дышится легче, чувствуется более сил и бодрости.
Особенно это впечатление запало глубоко в душу, когда конференц-секретарь вместе с В.А. Кокоревым переправились на другой берег Мсты, взобрались на холм, с которого открылся вид еще очаровательнее, площадь в несколько десятин, самом возвышенном изо всей окружающей местности, раскинут парк и стоит необитаемый дом. Дом и все постройки при нем опустели, парк запущен. Но, несмотря на это запустение, все-таки местность сама по себе так привлекательна, что невольно думалось, сидя на берегу озера, как было бы хорошо жить летом именно тут. Эта живописная даль, в которой не видно конца водному пространству, в которой и справа, и слева, и возле, и вдали, и внизу столько прекраснейших картин, написанных природою, сколько тут материалов для художника и притом так недалеко от центра художественной жизни».
Выяснилось, что дом и парк принадлежат Министерству путей сообщения. Следующий этап – убедить президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича о больших преимуществах будущего летнего приюта. Кокореву это удалось. Уже 8 октября 1883 года Министерство путей сообщения разрешило Академии художеств аренду этой территории на 15 лет. Для устройства приюта были отпущены необходимые средства, и работа закипела. В течение всего нескольких месяцев был сделан ремонт дома и возведены некоторые новые постройки. В начале июля Кокорев получает телеграмму: «Милостивый государь Василий Александрович! В дополнение телеграммы имею честь доложить вам, что работы по исправлению дома с флигелем совершенно окончены и полы вымыты, так что к помещению не встретится ни малейшего препятствия. И. Панфилов. 7 июля 1884 года.
Мстинский шлюз».
В первое лето пребывание студентов в приюте (приехало 7 человек) было очень коротким, меньше месяца, но, как докладывал Кокорев президенту Академии художеств, «краткость времени, проведенного нынешнее лето академистами, с 22 июля по 16 августа, и дождливые дни не дозволили им представить оконченные картины. Но между тем каждый из них успел нарисовать с натуры несколько этюдов, изображающих виды на приют, на окрестные местности...» Во второе лето (1885 г.) уже было 29 пансионеров: 27 академистов и 2 ученика Московского училища живописи и ваяния. Кокорев развернул настоящее строительство, построил большую мастерскую, красивый павильон с балконами. Старая роща была превращена в уютный парк с беседками, цветами и скамейками. Устроили также по приказу Кокорева маленький паром для переправы через Мсту.
На озере было несколько лодок к услугам студентов. Был в приюте для изучения натуры и фотоаппарат новейшей конструкции, и фотолаборатория со специалистом. Кроме того, Кокорев подарил библиотеку и выписывал всё время газеты и журналы для студентов. На содержание каждого студента Академия отпускала 20 рублей, по 5 рублей вручали еще на приобретение бумаги, холста, красок и пр. Всё для них было бесплатным.
К 1887 году здания приюта были уже настолько оборудованы и благоустроены, что в них могло находиться в течение лета два москвича и тридцать пять академистов, причем десять на счет Кокорева. В течение пяти лет, до самой своей смерти в 1889 году, В.А. Кокорев был попечителем приюта. Попечитель позаботился и о том, чтобы молодые художники имели возможность консультироваться у профессоров, для чего было разработано специальное расписание посещений преподавателей. В приюте постоянно бывали профессора П.П. Чистяков, И.П. Пожалостин, В.Я. Якоби и др. А с 1888 года один из профессоров Академии уже безотлучно живет в приюте. Первым был академик П.А.Черкасов. Помогали советами жившие неподалеку художники А.Д. Кившенко и Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. В 1887 году Василий Александрович делает еще один вклад в денежное обеспечение своего детища. Весь свой гонорар от вышедшей в том году книги «Экономические провалы» он подарил приюту с тем, чтобы на проценты с капитала выдавались ежегодно премии за лучшие летние работы. Со временем Академическая дача стала любимым местом отдыха и летней учебы академистов, слава о ней выходит далеко за пределы Петербурга и Москвы. Сюда приезжают известные художники, деятели культуры. А когда в 1898 году истек срок аренды Академией этой территории, то «по ходатайству президента Академии Министерство путей сообщения разрешило пользоваться участком земли со всеми постройками в будущем, без обозначения срока такового пользования».
После реформы Академии в 1894 году, когда руководство мастерскими перешло к передвижникам, произошли существенные изменения в жизни приюта. От студентов стали требовать больше внимания к натуре, работе на открытом воздухе. Время пребывания на Академической даче увеличилось до пяти месяцев: «...теперь ученики все работают на даче по целым дням – и при этом почти каждый пишет, главным образом, или эскизы, или картину, отчего берет чуть ли не всякий отдельную натуру, увеличивая, таким образом, число необходимых натурщиков, а вместе с тем и расходы на наем их...»
Среди учеников Академии слух об Академической даче как о благодатном месте для работы на пленэре быстро распространился. Сюда потянулись лучшие студенты, впоследствии известные русские и советские художники, преимущественно пейзажисты: С.А. Виноградов, В.Н. Бакшеев, И.И. Бродский, П.М. Шухмин, М.М. Курилко, И.И. Творожников, М.Г. Шатунов, П.А. Шиллинговский, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, П.Д. Бучкин, А.И. Савинов, С.Л. Абугов и многие другие. Приезжал на дачу А.И. Куинджи со своими учениками А.А. Рыловым, Н.К. Рерихом, К.Ф. Богаевским, Е.И. Столицей, Н.П. Химоной. В деревне Малый Городок, совсем рядом с Академической дачей, жил и работал замечательный русский художник конца XIX – XX века А.П. Рябушкин.
Несколько раз на даче бывал Илья Ефимович Репин. Жил он в комнате на втором этаже жилого корпуса (ныне музей Академической дачи), окно которого смотрит на Мстинское озеро, и в деревне Котчище. Илья Ефимович постоянно заботился об Академической даче и ее питомцах. Когда в 1904 году «по случаю военного времени кредит на содержание ее не был отпущен» и дача была закрыта, Репин выступил в ее защиту. Усилиями Репина и других профессоров Академии художеств, в особенности ректора Беклемишева, много сделавшего для молодых художников, кредит был ассигнован в 1907 году. Летом того же года Академическая дача была вновь открыта для студентов и просуществовала до 1917 года.
После революции дача перестала функционировать, и в 1932 году ее территория перешла в ведение Вышневолоцкого районного исполнительного комитета и была отдана под пионерские лагеря. Вновь она открылась лишь после Отечественной войны в 1948 году, но уже как Дом творчества для профессиональных художников. С тех пор Академическая дача функционирует круглый год. В советское время художники приезжали сюда на поток (два месяца). Но если картина писалась по эскизам, подготовительным работам, срок пребывания художника на даче продлевался еще на один, два, а иногда и несколько потоков. Утверждение поэзии советской деревни стало одной из главнейших тем в творчестве художников, постоянно приезжавших на Академическую дачу. На «Академичке», как ее ласково называют художники, в разное время работали такие известные мастера живописи, как С.В. Герасимов, Г.Г. Нисский, В.Н. Гаврилов, Ю.П. Кугач, О.Г. Светличная, братья А.П. и С.П. Ткачевы, Ф.П. Решетников. А.М. Грицай, А.П. Левитин, Н.А. Сысоев, В.Ф. Токарев, Л.И. Бродская, В.Ф. Шумилов и др. Многие художники завели в ее окрестностях собственные дома с мастерскими и большую часть времени проводят здесь.
В 1964 году, когда праздновалось 80-летие «Академической дачи», ей было присвоено имя И.Е. Репина, а 4 июля 1974 года в честь 130-летия со дня рождения И.Е. Репина здесь состоялось торжественное открытие памятника художнику (скульптор О.К. Комов, архитектор Н.И. Комова).

В перестроечное время «Академическая дача» переживала нелегкие времена, мастерские опустели, всё реже на территории дачи можно было встретить художников, работающих на пленэре. Но в преддверии 120-летнего юбилея можно с уверенностью сказать, что основания для оптимизма есть. Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина, находящийся в ведении Союза художников России, вновь возрождается.

Литература

Баранов Ю. Академическая дача // Журнал «Русская провинция», 1993, №3-4.
Романычева И. Академическая дача. Л., «Художник РСФСР», 1975.

Возврат в МЕНЮ