Возврат в МЕНЮ

ДВ №18 от 06 мая 2004, стр. 3, ДВ №19 от 12 мая 2004, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Журавлёвы

Представители знатнейших родов и известнейших фамилий царской России Львовы, Храповицкие, Анжу, Путятины, Вышнеградские, Кокоревы вписали немало славных страниц в историю не только Вышневолоцкого края, но и всего Отечества на самых разных поприщах: науки, культуры, военного дела. На них велись родословные, составлялись гербы – они были основой культурного и правящего слоя одной из крупнейших держав мира. Об одних известно больше, о других, не менее именитых и заслуженных, значительно меньше, но я не ставлю цель добавить новые страницы в славную историю этих именитых фамилий. Речь о другом: давайте не будем забывать, что на них работали, их обслуживали и кормили тысячи и тысячи простых русских мужиков – Ивановых, Петровых, Журавлёвых...
Мою идею проведения краеведческого конкурса среди сельских библиотек «Истоки рода моего» поддержали в администрации района. Материалы на конкурс поступили разные, и среди них немало интересных, но лучшей единогласно была признана работа Солнечной библиотеки. И, конечно, в немалой степени благодаря герою рассказа Владимиру Павловичу Журавлёву. Спроси сегодня любого жителя деревень бывшего совхоза «Пролетарий», любого руководителя района, работавшего с ним, и я вам гарантирую: про Журавлёвых худого не вспомнит и недоброго слова не скажет. Здесь, на вышневолоцкой земле, в бывшем Волошинском сельсовете, а ныне Дятловском округе, родились, жили и трудились деды и прадеды Владимира Павловича Журавлёва. История рода Журавлёвых писалась не по архивам, а по живым воспоминаниям самих Журавлёвых и тех, кто работал и жил рядом с ними.

Прадед Кондрат Журавль

О прадеде своём по отцу Владимир Павлович, как и большинство из нас, не знает ничего, кроме имени. Как-то не принято было в крестьянских семьях записывать воспоминания и сочинять родословные. Да и годы лихие пришлись на долю наших дедов: революции, войны, раскулачивание, коллективизация, пересылки и концлагеря ГУЛАГа. И опять война, ещё более страшная.
Каким был Кондрат Журавлёв? Почти точно можно сказать, что фамилия у отца Кондрата была не Журавлёв. Вплоть до 1917 года всех крестьян писали только по имени и отчеству, которое заменяло фамилию. Довольно часто вместо фамилии стояло деревенское прозвище. Был мужик высоким, худощавым, с длинными руками и большим носом – и становился Журавлём. Так что в списках крепостных, принадлежавших в середине XIX века вышневолоцким помещикам Сназиным-Тормасовым, значился, вероятнее всего, и Кондрат Журавль.
Точно можно сказать, что был Кондрат Журавль хозяином, тружеником и передал это качество всем своим потомкам. Был он, как и его предки, крестьянином. Здесь, среди озёр и болот Бежецкого верха, и стояла сотни лет его родная деревня Осиновик, само название которой горьковато пахло крестьянским трудом да немудрящим исконно русским деревом. Пахал Кондрат Журавль землю, растил хлебушек, учил крестьянскому делу ребятишек, одного из которых назвал Ефимкой, Ефимушкой.
И, как повелось на Руси, кликали Ефима по отцу – Журавлёвым.

Дед Ефим Кондратьевич

Журавлёвы – фамилия в Осиновике известная, знаменитая. Дед был прогрессивных взглядов – уже в то время торговал зимой красным товаром: платками, ситцем и женским платьем. Деньги, вырученные от торговли, шли на покупку земли; наделы покупали в государственном фонде. Рассказывает Владимир Павлович Журавлев: «У нашего деда Ефима было много скота: три рабочих лошади, молоденькая лошадка-стригунок, три коровы с приплодом, овцы, куры. Огромных размеров гумно с ригой для сушки снопов ржи, льна, гороха и других культур. После сушки снопы обмолачивали вручную. Первым в деревне дед Ефим заимел барабанную молотилку с конным приводом и веялку с ручным приводом. Для хранения сена было два больших сарая. Дом был лучший в деревне. Уже в то время в конце 1890-х годов он был обшит тёсом, что было редкостью и считаюсь признаком зажиточности. Около дома было пристроено два приделка – в одном хранился обозный и почвообрабатывающий инвентарь, в другом был смонтирован щеподральный станок. У деда на дальней даче была куплена земля, сенокосы и лес, там были также построены два сенных сарая. Хозяйство Ефима Журавлёва было самое богатое в деревне: самые высокие урожаи, всё вовремя убираюсь, хорошо сохраняюсь. А самое главное – земля хорошо обрабатывалась. «У Ефимушки всё растёт», – говорили в Осиновике».
Всё это огромное хозяйство забрали в колхоз. Огромный двор стал колхозной конюшней. Дом перевезли в город. Теперь на том месте бурьян да крапива.
В семье Ефима Журавлёва было 10 детей – 5 сыновей и 5 дочек. Четверо из сыновей Ефима: Иван, Алексей, Павел и Михаил – остались жить в деревне, и только один, Фёдор, уехал в Питер. Сыновья взрослели, женились, и каждый начинал жить отдельно от родителей – каждому строилась новая изба. Все Журавлёвы были трудяги, и все жили зажиточно. Когда грянула революция, а за ней кровавая вакханалия гражданской, все Журавлёвы, естественно, попали в кулаки. Каждый имел свой дом, двор, полный скотины, каждый был настоящим хозяином на земле, так что по большевистским меркам были они все стопроцентными врагами народа. Двое сыновей Ефима, 65-летний Иван и 40-летний Михаил, были расстреляны.
Не вернулся и ещё один сын Ефима Журавлёва, Павел, который был раскулачен, дважды осуждён и прошёл все круги ада советских концлагерей.

Отец Павел Ефимович

Павел Ефимов Журавлёв, как тогда писали, всю жизнь прожил в родной деревне Осиновик. И жену себе он взял из своей деревни – дочку Егора Бойкова Наташу. Известен Егор был тем, что весну, лето и осень крестьянствовал, а зиму работал в Санкт-Петербурге в цирке на Моховой истопником и дворником.
Вспоминает Владимир Павлович Журавлёв: «Родители работали на земельном наделe: выращивали овощи на зиму, заготавливали корм для домашних животных (на подворье были три лошади, коровы, овцы). На зиму квасили огромные бочки капусты, солили огурцы. Подполы были полны свеклы, брюквы, картошки. Наталья Егоровна переняла от своей матери Матрены искусство вышивания, вязания. В семье был и ткацкий станок, сами ткали холсты и шили одежду для всей семьи. Вся семья была всегда сыта, одета и обута. В семье Павла Ефимовича к 1937 году было трое детей, три сына: Володя 1928-го, Николай 1930-го, Валентин 1935 года рождения.
В 1931 году в Осиновике организовали колхоз «Ручеёк», но весной все колхозники ушли работать на свои участки, и колхоз распался. В 1932 году был организован другой колхоз – «Вторая пятилетка». Павел в колхоз не пошёл, был репрессирован, и осужден по статье 58-10 (контрреволюционная агитация), и отправлен на принудительные работы по строительству Беломоро-Балтийского канала. Было конфисковано всё движимое и недвижимое имущество. И осталась Наталья Егоровна Журавлёва, жена врага народа, одна с тремя детьми на руках, без хозяйства, без дома, без мужа и – что было самое страшное – без работы. В колхоз её приняли лишь в 1935 году. Чтобы выжить, меняли на продукты всё, что было не отобрано в колхоз: одежду, обувь.
В 1937 году отца осудили второй раз по той же самой статье сроком на 10 лет. В 1941 году он умер в лагере от воспаления легких. И остался от бывшего крестьянина только номер могилы (документы утеряны). Семья до 1947 года ничего не знала об отце. Уже после войны в ответ на письмо Владимира пришла справка из Главного управления лагерями: «Дана настоящая на Журавлёва Павла Ефимовича 1901 г. р., осужд. 24.П.37 г. Тройкой УНКВД Калининской обл. по ст. 58-10 УК на 10 лет лишения свободы в том, что он действительно отбывал меру наказания с 19 ноября 1937 г. по 30 декабря 1941 г. 30.12.41 г. умер от крупозного воспаления правого лёгкого по адресу: пос. Ерцево Коношского р-на Архангельской обл.».
На всю жизнь осталась в памяти Володи встреча с отцом, когда тот вернулся из первой ссылки, а они с матерью встречали его на вокзале. Володе Журавлёву шёл в ту пору шестой год.

Журавлёв Владимир Павлович

Из воспоминаний В.П. Журавалёва: «Родился в 1928 году 10 сентября в далёкой, в 30 верстах от Вышнего Волочка, захолустной деревушке Осиновик – на самой границе с Удомельским районом, в трёх верстах от Голубых Озёр. Насчитывалось в Осиновике в то время 43 дома да ещё две халупы, в которых доживали старики. Здесь, в любимом Осиновике, прошло моё детство, школьные, юношеские годы – до самой армии». Закончив в 1944 году школу, Володя остался в колхозе. О том, как работал в суровую пору военного лихолетья Володя Журавлёв, говорит такой факт: 6 июня 1946 г. он был награждён медалью «За доблестный самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1952 году он демобилизуется из армии, а через год поступает учиться в школу рабочей молодежи. В апреле 1953 года в жизни Володи происходит событие, которое нельзя не записать: он женится. Анечка, так звали его избранницу, работает ткачихой на хлопчатобумажном комбинате в Вышнем Волочке. В 1955 году Володя поступил на учебу в Ленинградский ветеринарный институт. Деньги на житье он зарабатывал сам. Такой был договор с супругой. Как и большинству студентов той поры, приходилось подрабатывать: разгружал вагоны, работал дворником и даже артистом в театре. Институт Володя окончил в 1960 году, и в этом же году он стал во второй раз отцом: родился сын Евгений. В июне 1960 года Владимир Павлович стал работать старшим ветеринарным врачом. В 1967 году назначается директором совхоза имени XXII съезда КПСС.

Главное дело жизни

В 1973 году Владимира Павловича утверждают директором совхоза «Пролетарий». Проработал он в этой должности ровным счётом двадцать один год. Здесь в полной мере развернулся его талант руководителя и организатора, талант хозяина. Здесь он стал известным на всю Россию директором совхоза.
Задача перед В.П. Журавлёвым стояла такая: закончить строительство свинокомплекса с использованием новых промышленных технологий, с тем чтобы получать по 4,5 тысячи тонн живого мяса в год. Ровно через два года совхоз «Пролетарий», значительно превысив проектные мощности, вышел на первое место в районе по продаже мяса.
Первую свою награду В.П. Журавлёв получил в 17 лет. И первая медаль, и все последующие награды были за доблестный труд. В августе 2003 года Владимиру Павловичу Журавлёву присвоено звание «Почётный гражданин Вышневолоцкого района».
Сын Евгений: «Отец мой человек необыкновенный. Он всегда в деле, без работы минуты не посидит. До работы охоч как никто. Папа любит косить, время сенокоса для него свято. Встанет в 5 часов, выпьет чайку покрепче – и на косьбу. Косил хорошо. Никто не хотел вставать с ним рядом: «загонит»; быстроту да сноровку надо иметь, чтобы с Палычем сражаться! А он-то хитёр – кто поленивее, поставит впереди себя и покрикивает: «Давай, давай, поднажми!» Не любит ныть, на здоровье не жалуется никогда, хоть и чувствует себя временами неважно. Любил пошутить с мужиками, крепким словцом перекинуться. Есть у отца пристрастия. Первое – париться в бане. Любит порядок во всём, даже в бане; если топит сам, делает всё в строгой последовательности. Из бани придём – всей семьёй пить чай садимся. Пристрастие второе – лыжи. В 55 лет участвовал в лыжных забегах и до сих пор любит ходить на лыжах. Пристрастие третье – лошади. Он их любит с детства».

Сын Евгений Владимирович

С Евгением я знаком более двадцати лет. В 1984 году мы с ним вместе поступали в институт физкультуры. Вместе учились. Поговорка есть: «Пуд соли вместе съели». Может, и не пуд, а нелёгкой студенческой соли мы с ним скушали порядочно.
Меня всегда поражала одна черта в его поведении: ничем никогда он не походил на директорского сына, не припомню случая, чтобы он воспользовался именем своего знаменитого отца.
Е.В. Журавлёв: «Мама строже была в семье, чем отец. Я в детский сад не ходил. Воспитывала меня бабушка (мать отца). Отец часто меня брал с собой в ветлечебницу – он некоторое время работал ветеринаром. Самые приятные воспоминания детства – выезды с отцом в бригады на бричке. Довезёт меня до первого ручья, а там бегу домой вприпрыжку: лес шумит, птицы поют, на душе так привольно, радостно!
Очень отец хотел, чтоб я сельскохозяйственный вуз окончил. Сейчас жалею, что не послушал, землю я люблю! Но в то время был я молод, не знал жизни. Окончил железнодорожное училище, получил профессию машиниста. Проработал два года. Ещё до армии занимался спортом, нравилось очень, всё получалось!
Женился после армии в 1983 году. И в этом же году пошёл работать в школу учителем физкультуры. Я понял, что это моё призвание, и в 1984 году поступил учиться в ГЦОЛИФК – Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры.
Началась перестройка. Материальное положение семьи стало тяжелое: зарплату в школе выплачивали нерегулярно. Сына надо было на ноги ставить, да и на работе голодным долго не протянешь. В 1991 году купили корову, завели поросят – хозяйство держали лет 6 – 7. Потом жену мою сократили – она работала в детском саду. Она стала работать в школе, и на хозяйство времени уже не оставалось ни у неё, ни у меня. В 2002 г. супруга закончила географический факультет ТГУ, ну а я пропадал на работе день и ночь, жизнь свою без работы не мыслил – в этом я похож на отца».
В тот год, когда мы поступали в институт, родился у Евгения Владимировича Журавлёва наследник – сын Серёжка.

Внук Сергей Евгеньевич

Школу Сергей окончил в 2001 г. с серебряной медалью. Дед радовался как ребёнок и долго ходил именинником. Сегодня Сергей учится уже на третьем курсе Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. Факультет у него называется «Математические методы исследования операций в экономике», или, проще говоря, кибернетика. Учится Сергей отлично, последнюю сессию на одни пятерки сдал, повышенную стипендию получает. Сергей Журавлёв не просто учится на одни пятёрки. Уже на втором курсе, единственный второкурсник из всей академии, участвовал он в одной из иностранных программ. И в немецком сельскохозяйственном журнале «Osteuropa. Agrarmarkte – aktuelle» в 6-м номере от 19 марта 2003 года среди русских авторов первой стоит фамилия С. Журавлёва. В журнале опубликована его работа «Мясной рынок России», вошедшая в десятку лучших работ российских студентов. Доктором А. Шварцем отмечено семь работ, и в том числе Сергея. Летом следующего года у него есть реальная возможность поработать в Баварии.
А ещё Сергей принимал участие во Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень-2003». Тема – «Передовые технологии производства и переработки картофеля». Сергей пока только на третьем курсе, но уже сейчас планирует после окончания академии продолжить учёбу за границей.
Сергей Владимирович Журавлёв считает, что ситуация в сельском хозяйстве России начинает меняться, и убеждён в том, что его знания будут востребованы.
Продолжается род Журавлёвых.
Продолжается жизнь...

Возврат в МЕНЮ