Возврат в МЕНЮ

ДВ №4 от 28 января 2004 стр. 2

 

Соловьева Фаина Борисовна

 
(31.03.1954-август 2008) – учредитель и член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея, экскурсовод. 3 статьи
     

Пейзаж с бурлаками

300 лет назад указом Петра I было положено начало созданию первой в России искусственной водной системы – Вышневолоцкой. Почти два века она была главной транспортной магистралью Российской империи. Началом этой «водяной» дороги считался Рыбинск, куда стягивались десятки караванов с хлебом, железом, пенькой, лесом и другими товарами. Так собирался большой караван, который шёл вверх по Волге до Твери. Здесь он входил в Тверцу и опять против течения поднимался до Вышнего Волочка. В этом «сердце Вышневолоцкой водной системы» караван переходил на сплав и уже по течению плыл по Цне, озеру Мстино, реке Мсте в Ильмень-озеро, а оттуда по Волхову в Ладожский канал и наконец по Неве в северную столицу – Санкт-Петербург.
Сохранилось много документов по истории Вышневолоцкого водного пути. А сохранились ли изображения? Очень немного. Чертежи барок, рисунки Васильева, акварели и рисунки М.М. Иванова, Ж.Б. де ла Траверса... И среди них – известный рисунок О.А. Кипренского «Пейзаж с бурлаками».
Фотокопия этого рисунка в числе других изображений Вышневолоцкой водной системы давно хранилась в нашем краеведческом музее. Но так хотелось посмотреть подлинники в Русском музее Санкт-Петербурга! И вот наконец, благодаря давнему другу Вышневолоцкого музея старшему научному сотруднику ГРМ Юрию Григорьевичу Епатко, соблюдя все формальности, я вхожу в хранилище отдела рисунка бывшего Музея Александра III. Высокие потолки, длинные столы, шкафы вдоль стен, а в них огромные папки ещё времён основания музея, стоящие вертикально, как книги. В этих-то папках (берут которые сотрудники вдвоём – такие они тяжёлые) и хранится значительная часть рисунков, переложенных специальной бумагой.
И вот он, рисунок Кипренского «Пейзаж с бурлаками». Беру в руки небольшой белый лист бумаги размером 19,8 х 24,2 см. Рисунок исполнен весьма своеобразным приёмом: сначала художник покрывает белую бумагу серо-голубой акварелью, а потом поверх этого фона наносит рисунок бистром, а по нему – белила. Бистр – это коричневая краска из древесной сажи, смешанная с растительным клеем. Её употребляли ещё с XV века для рисования пером и кистью. Никакая репродукция или фотография не передаст этих почти чёрных, с коричневым оттенком штрихов пером и положенных сверху на воду, берег, дома, одежду – мазков белил. Разворачиваю лист и вижу, что так любимый художником бистр проступает на обороте тёмными пятнами. Потом снова и снова смотрю на рисунок: вряд ли когда-нибудь мне посчастливится увидеть его ещё раз, хочется запомнить каждую деталь.
О.А. Кипренский (1782-1836), «любимец моды легкокрылой», известен в России каждому как автор лучшего портрета А.С. Пушкина. Отец поэта признавал: «Лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». А сам Пушкин писал об этом портрете: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
С апреля 1811 по март 1812 года Кипренский живёт в Твери при дворе великой княгини Екатерины Павловны и её мужа принца Георга Ольденбургского – тверского, новгородского и ярославского генерал-губернатора. В этот период и были сделаны два рисунка в альбоме Олениных*. Один из них – «Пейзаж с бурлаками» – был вырезан в 1911 году из альбома для выставки «Кипренский в частных собраниях», проходившей в Петербурге.
Поскольку альбом содержал рисунки разных художников, долгое время в отношении авторства Кипренского не было полной уверенности. И лишь в 1968 году в результате реставрации впервые была прочтена монограмма художника «ОК», близкая по написанию к подписям на других произведениях Ореста Кипренского.
На рисунке изображена река. Слева – передняя половина барки, нагруженной товаром, с мачтой посередине. К верхушке мачты привязана бечева, которую тянут бурлаки. Художник изобразил и "бурундук" – верёвку с кольцом, в которое продета бечева, с его помощью лоцман правил баркой, то притягивая, то ослабляя бечеву. Вдоль другого берега тоже идут бурлаки с канатом. Впереди барки плывёт лодка. На ближнем берегу стоит игумен с посохом, а на другом – деревянные дома – возможно, сараи.
Где это происходит? Может быть, это Вышневолоцкая водная система? Именно на ней основным типом судов были барки – плоскодонные, с гибким и упругим корпусом, способные справиться с быстрым течением. Размеры их зависели от размеров каналов и шлюзов, поэтому строго регламентировались законом. Согласно Уставу путей сообщения, длина барки должна быть не более 17 сажен (36,4 м), ширина – 4 сажен (8,56 м), высота бота – 2 аршина (1,42 м), осадка не более 14 вершков (0,62 м). Кроме барок, полубарок и водовиков в караване было множество лодок.
По Вышневолоцкому водному пути обратного хода не было – дойдя до Северной Пальмиры, суда продавались на дрова. Так что делались барки только на один раз. До Вышнего Волочка они шли с мачтой посередине, к которой привязывалась бечева. Поэтому и дорога вдоль реки, по которой шли бурлаки или лошади с коноводами, тянувшие барку, называлась бечевник.
В Волочке суда переходили с взводного судоходства на сплавное, поэтому происходила их переоснастка: мачты и рули снимались, ставились помосты и потеси. На рисунке Кипренского помоста нет и на барке установлена мачта. Значит, это участок взводного судоходства – от Рыбинска до Вышнего Волочка. Где? Бытует мнение, что это на Волге. Но изображённая на рисунке река слишком узка для Волги. Тогда – Тверца. На берегу стоит игумен – значит, рядом монастырь. Есть монастырь на Тверце в Торжке, но он в самом городе, да и берега у Тверцы в Торжке более крутые.
А может быть, это в десяти верстах от Вышнего Волочка в Белом Омуте у Николостолпенского монастыря? Неширокая река, игумен, деревенька на другом берегу... В пользу этой версии можно отнести и то, что здесь водный путь пересекался со старым Петербургским трактом. Ещё в 1723 году голштинский принц Ф.В. Берхгольц, проезжая из Москвы в новую столицу, записал в своём дневнике: «В Вышнем Волочке мы видели и новый канал, длиною в одну версту, соединивший две реки. В 10 верстах от него по пути стоит красивый монастырь, близ которого через какую-то реку устроен мост, какого лучше я не видел в России».
Это место не мог миновать никто из путешествующих между двумя столицами. И проезжающие, конечно же, наблюдали движение барок по реке Тверце. Но здесь есть одно «но».
Известно, что барки по Волге и Тверце тянули лошади, управляемые коноводами. Сохранились описания этого способа прохода судов и даже его изображение. А на рисунке Кипренского мы видим бурлаков. Однако бурлаки тоже использовались на Вышневолоцкой водной системе. В самом Вышнем Волочке они тянули барки до озера Мстино. Есть даже сведения, что в бурлаки здесь нанимались также «женщины и девицы мещанского и крестьянского звания». А в очерке И.Н. Тюменева рассказывается о бурлаках, тянувших барки в Вышнем Волочке под Санкт-Петербургским мостом и по Цнинскому каналу.
А может быть, это «сходочные»? Их нанимали в Волочке по 12 человек на каждую барку, и уже на сплавном участке пути они, по необходимости, сходили на берег и тянули суда. Тогда это уже другие места – ближе к Петербургу. Может быть, как раз рядом с дачей А.Н. Оленина Приютино, где Кипренский часто бывал в 1812-1815 годах. Не вдаваясь в детали, «сходочных» тоже иногда называли бурлаками. Так, «прогуливаясь по 12-ти губерниям» в 1838 году, П. Сумароков писал о Вышнем Волочке: «Бурлаков бывает в разные времена до 15 тысяч, лоцманов более 4 тысяч, и такое их стечение производит великое движение на улицах».
Так где же всё-таки бурлаки тянут барку на рисунке О.А. Кипренского? Узнаем ли мы об этом когда-нибудь?

* Алексей Николаевич Оленин (1763-1843) – художник, писатель, археолог, государственный деятель. С 1811 года он был директором Публичной библиотеки, а в 1817 году стал президентом Академии художеств.

Возврат в МЕНЮ